Методическая разработка мероприятия по УД «История родного края» тема: «МОЙ КОСТЁР - К ЛЮДЯМ МИРА ЛЮБОВЬ»
методическая разработка
Цели и задачи:
- познакомить студентов с жизнью и творчеством нашего земляка В.Я. Ерошенко;
- пробудить интерес к творчеству писателя;
- способствовать воспитанию интереса к истории нашего края, чувства патриотизма, гордости за всемирно известного земляка.
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, глиняная игрушка В.П. Пырьевой по произведениям В.Я. Ерошенко, выставка произведений писателя и книги о нём; карта мира; звёздочки эсперанто; фотографии; буклеты; вымпелы к 125-летию В.Я. Ерошенко; аудиозаписи; виде-фильм, музыкальные инструменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya.docx | 642.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ОГАПОУ СПК)
Методическая разработка мероприятия
по УД «История родного края»
тема: «МОЙ КОСТЁР - К ЛЮДЯМ МИРА ЛЮБОВЬ»
(литературно-краеведческая гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения В.Я. Ерошенко)
Составитель:
Чубыкина С.Ю.,
преподаватель ОГАПОУ СПК
г. Старый Оскол,
2016г.
Тема: «МОЙ КОСТЁР - К ЛЮДЯМ МИРА ЛЮБОВЬ»
(литературно-краеведческая гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения В.Я. Ерошенко)
Цели и задачи:
- познакомить студентов с жизнью и творчеством нашего земляка В.Я. Ерошенко;
- пробудить интерес к творчеству писателя;
- способствовать воспитанию интереса к истории нашего края, чувства патриотизма, гордости за всемирно известного земляка.
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, глиняная игрушка В.П. Пырьевой по произведениям В.Я. Ерошенко, выставка произведений писателя и книги о нём; карта мира; звёздочки эсперанто; фотографии; буклеты; вымпелы к 125-летию В.Я. Ерошенко; аудиозаписи; виде-фильм, музыкальные инструменты.
Учителя.
Преподаватель 1: Добрый день! Уважаемые гости, преподаватели, студенты.
Наш край - родина многих выдающихся людей, народных умельцев, поэтов, писателей, художников, героев ратных подвигов. Наш город прославили: друг Пушкина, первый декабрист Владимир Федосеевич Раевский, известный музыкант, скрипач Михаил Гаврилович Эрденко, писатели Д. Крутиков и Ф. Наседкин, художники Зубов и Илья Николаевич Хегай и многие другие.
Преподаватель 2:Сегодня мы познакомимся с В.Я. Ерошенко - человеком удивительной судьбы.
Преподаватель 1:У него было много имен.
Преподаватель 2:В Японии его называли Эро - сан,
Преподаватель 1:В Китае - «господин Айло».
Преподаватель 2:Слепые бирманские дети обращались к нему «Ко - коджи», что в переводе означает «старший брат»,
Преподаватель 1:А изумлённые чукчи прозвали его «Какомэй» - «чудо».
Преподаватель 2:Родился он в селе Обуховка, что под Старым Осколом. За свою жизнь он много путешествовал, стал всемирно известным писателем, помог встать на ноги многим людям, написал удивительные сказки, стихи.
Преподаватель 1:Несмотря на страшный недуг, Ерошенко сумел «сердцем увидеть мир». Большую часть жизни Ерошенко прожил за границей - в Японии, Китае, Тайланде, Бирме, Индии, где изучал иностранные языки, преподавал в университетах, писал рассказы и сказки, принимал активное участие в жизни этих стран.
Преподаватель 2:Российские читатели впервые узнали о нём уже после его смерти в 1952 году. Будучи слепым, он прожил свою жизнь ярко! Не только сам горел, но и зажигал других.
Преподаватель 1:Эпиграфом к нашему мероприятию могут быть строки его стихов:
Я зажёг в моём сердце костёр –
С ним и в бурю не будет темно.
Я в душе моей пламя простёр.
И умру, - не угаснет оно.
Преподаватель 2:Лей, костёр, ласку жизни вновь!
Вейся пламя, бессмертно горя!
Мой костёр - к людям мира любовь,
Пламя - вольного завтра заря.
Преподаватель 1:Сегодня на наше мероприятие приглашены гости: дуэт скрипачей из МБУДО «ДМШ №5», младший научный сотрудника МКУК «Дом-музей В.Я. Ерошенко» Захарова Татьяна Александровна.
Преподаватель 2:С жизнью и творчеством замечательного писателя нас познакомят сегодня студенты 11-Х группы и выступят в роли «биографов» и «чтецов от автора». Страны и города, в которых побывал Ерошенко, представит нам «географ».
Биограф. Родился В.Ерошенко в селе ОбуховкаСтарооскольского уезда 31 декабря 1889 года в крестьянской семье Якова Васильевича и Евдокии Васильевны Ерошенко.
Географ. Село Обуховка основано украинскими переселенцами в начале XVTII века. До революции здесь был развит кожевенно-сапожный промысел, производились колёса, прялки.
Биограф. Отец Васи был зажиточным человеком, занимался торговлей. В январе 1894 года мальчик заболел корью. Болезнь дала тяжёлое осложнение.
Чтец от автора. «Я слепой. Ослеп я четырёх лет от роду... К чему это, к добру или злу, я ещё не знал. Ночь моя продолжается и не кончается до последнего моего вздоха. Но разве я проклинал её? Нет, вовсе нет...».
Биограф. В 1899 году отец через знакомых купцов устроил сына в школу слепых детей для простого люда в Москве. Учеников обучали чтению, письму, умению плести корзины. Будучи музыкально одарённым, он хорошо играл на скрипке, фортепиано, балалайке и флейте. По конкурсу Ерошенко принимают в оркестр слепых.
(Выступление обучающейся из МБУДО «ДМШ № 5».
произведение М.Эрденко)
Биограф. В 19 лет Ерошенко начинает посещать Московский эсперанто - клуб, изучает международный язык эсперанто и английский язык.
Учитель. Эсперанто - искусственный международный язык, созданный в 1887 году варшавским врачом Заменгофом, отличается несложностью словообразования и грамматики, корни слов эсперанто взяты из наиболее распространённых европейских языков.
Чтец от автора. «Могу сказать, что лампа Аладдина не могла бы помочь мне больше, чем зелёная звёздочка - символ эсперанто. Я уверен: никакой джин из арабских сказок не мог бы дать для меня больше, чем гений реальной жизни Заменгоф.
Биограф. В 1912 году слепой музыкант отправился в первое заграничное путешествие в Англию.
Географ. (Показывает на карте Варшаву, Берлин, Лондон и прикрепляет звёздочки эсперанто).
Биограф. В Англии Ерошенко учится в Королевском институте и Музыкальной академии для слепых. Он овладел английским языком. После возвращения на родину, спустя 2 года Ерошенко едет в Японию и с осени 1914 года учится в Токийской школе слепых.
Географ. (Показывает Японию, Токио).Ерошенко много учится, приобретает друзей. Он знакомится с очаровательной 27-летней журналисткой. Итико Камитика была одной из самых интересных японок двадцатого века.Ерошенко полюбил девушку. Но она испытывала к нему только сострадание.
Чтец от автора. «Как-то я написал другу по школе слепых письмо, в котором говорю, что хочу переехать в Таиланд. Положение слепых там ужасное и хочется что то сделать».
Биограф. Всё, что Ерошенко зарабатывал публикациями и концертами, он тратил на помощь слепым Таиланда. В стране возникают легенды о добром русском; по одной из них, благодарные тайцы воздвигли ему памятник.
Географ. В январе 1917 года Ерошенко в Бирме. Школа для слепых. (Показывает на карте Бирму).
Чтец от автора. « Прошло почти два месяца с тех пор, как я поселился в Бирме. Надеюсь, что школьный комитет предложит мне место преподавателя».
Биограф. В феврале 1917 года в России произошла революция, которая изменила планы Ерошенко, так как к нему, русскому, появилось настороженное отношение со стороны полиции. Она задерживала Ерошенко как немецкого шпиона и сажала под домашний арест.
Чтец от автора. «Первый раз в Бирме мне предлагали стать директором школы для слепых, но я отказался. Ученики встречают меня с любовью, но поведение руководства школы изменилось. Имеют место недоразумения, клевета, подозрительность».
Географ. Ерошенко снова в Индии. Он путешествует, но полиция арестовала его, отправила в Японию. Он живёт в городе Осака в доме слепого студента. Весной 1920 года Ерошенко возвращается в Токио и публикует там несколько лучших рассказов и сказки «Сердце Орла», «Тесная клетка», «Цветок справедливости» и другие.
Учитель. Мы видим, что в этих сказках присутствует большая любовь автора к человеку, сострадание, стремление к свободе, справедливости. Он повсюду искал ту силу, что могла бы создать человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. В поисках его он шёл по разным дорогам.
Географ. В феврале 1922года он принял решение отправиться в Китай.
(Показывает Китай).
Биограф. По приглашению китайского писателя Лу Синя, Ерошенко читает лекции на эсперанто в Пекинском университете. По словам Лу Синя, он привязался к Ерошенко и полюбил его потому, что увидел, почувствовал в этом скитальце талантливую, самобытную натуру, человека с большим сердцем, чуткооткликавшегося на чужое горе. В творчестве русского писателя его привлекали лирические, полные трогательной любви к людям и животным аллегорические сказки, его гуманизм, его мечта о стране прекрасного будущего, его призыв сбросить оковы рабского подчинения сильным, хозяевам жизни.
Вашему вниманию предлагается сказка «Страна радуги».
Биограф.
В июле 1922 года Ерошенко наконец-то возвращается в Россию. До Читы добирается в вагоне для иностранцев, а потом на крыше вагона среди многочисленных слепцов. Сразу же посещает свою родную Обуховку.
Затем судьба бросала его в разные страны:
Август 1922 года - Хельсинки (Финляндия). Участие в работе Четырнадцатого Международного конгресса эсперантистов.
Ноябрь 1922 года - Пекин, Ерошенко вновь профессор Пекинскогоуниверситета.
Август 1923 года - Нюрнберг, Пятнадцатый Международный конгрессэсперантистов.
Весна 1924 года - Париж, встреча с лидером Всемирной организации слепых.
Лето 1924 года - Международный конгресс слепых.
С осени 1924 года Ерошенко живёт и работает в Ленинграде, Москве, а в 1929 года отправляется на Чукотку к своему брату Александру.
Чтец от автора. «На Чукотке умеют ценить человека. Ябыл ещё за сотни миль от Чукотки, а там уже, казалось, знали обо мне всё. Чукчи рассказывали Саше, что я слепой, обыграл в шахматы на корабле всех зрячих, что я посетил много стран, что я знаю много языков, но больше всего мне нравится международный язык эсперанто...».
Биограф. В Советском Союзе Ерошенко много сделал для слепых. Он работал в различных школах: в Нижнем Новгороде, Туркмении, Москве.
В 1951 году писатель почувствовал себя плохо. Его мучили боли в желудке. Врач, осмотревший его, сказал ассистенту на латинском языке: «рак», не подозревая, что больной знает этот язык.
Василий Ерошенко поспешил навестить родных, друзей, потом поехал в Обуховку. Он работал над рукописями, пока были силы. Родные Ерошенко свидетельствуют, что его архив весил более трёх тонн. Перевезли всё это в Старый Оскол, но не уберегли, он сгорел.
23 декабря 1952 года В.Я Ерошенко умер.
Учителя:
Е.И.: Главным девизом Василия Яковлевича были слова: «Нужно постоянно самообразовываться, трудиться, только тогда ты будешь счастлив сам и счастлива будет страна».
С.Ю.: Время, в которое жил писатель, удаляется от нас все дальше и дальше, но популярность имени Ерошенко растет. Дом-музей В. Я. Ерошенко является хранилищем материальной и духовной культуры России, связанной с жизнью и деятельностью писателя, научно - исследовательским и научно - просветительным учреждением.
Я хочу предоставить слово научному сотруднику Дома-музея В.Я. Ерошенко.
/ Просмотр фильма. /
Учителя.
С.Ю.:Ерошенко много познал в своей жизни. Он знал 10 иностранных языков, он не просто путешествовал, но изучал страны и обычаи этих стран.
Е.И.: Он везде помогал страждущим людям, а в своих произведениях он мечтал о счастье для всех людей, мечтал вырастить цветок справедливости, увести людей в страну Радуги, напоить их из Кувшина Мудрости.
С.Ю.:В заключении послушайте отрывок из стихотворения старооскольского поэта А. Кепова «Любовь Эро-Сана»
1-й чтец:
Обуховка. Лес выстроился стенкой
У кладбища с могилой Ерошенко.
Безмолвен памятник под темною вуалью,
А я всё думаю и думаю с печалью
Ведь нашего поэта Эро-Сана
Гораздо больше знают в дальних странах,
Где он ходил без страха и опаски
И сердцем написал стихии и сказки.
Ведь и поныне распевают звонко Стихи и песни матери-японки,
Своих младенцев по ночам качая,
И русского поэта вспоминая
2-й чтец:
В Японии высоко чтут поэта
Как яркого певца добра и света,
Его большой талант давно признали
И сочиненья полностью издали.
И думается мне: негоже русским
Смотреть на жизнь поэта взглядом узким,
Певец свободы, мудрости и солнца
Нужнее больше нам, а не японцам.
Мы видели его, мы рядом жили.
И всё ж его при жизни не ценили
И творчество его мы плохо знали
Да и архив бесценный потеряли.
3-й чтец:
Меня сейчас грызёт тоска-удушье:
Прости поэт, за наше равнодушье,
Что в суете сует мы преуспели,
А вот тебя так слепо проглядели.
Прости за льдом закованные годы,
За пережитые тобой невзгоды,
За то, что относясь друг к другу сухо,
Мы прятали в душе болезни духа.
Грядёт ли к нам когда-нибудь прощенье
За тех, кого мы предали забвенью?
Постигнем ли мы мудрость тех уроков,
Когда не берегли своих пророков?
Стоят вопросы эти над душою,
Нависли чёрной мраморной плитою.
Стучатся в грудь тугими кулаками
Глядят в лицо невинными глазами.
Учителя.
Е.И.: Автор стихотворения очень проникновенно говорит о памяти, призывает не допускать равнодушия, чтобы потом не стыдиться самих себя.
К сожалению, мы, зрячие люди, часто остаёмся слепы к тем, кто нуждается в нас, мы не ценим, что видим мир: небо, солнце, землю во всей красе.
С.Ю.:Человеком из легенды называют сегодня В.Я Ерошенко. Знаток многих языков, писатель, переводчик, фольклорист, музыкант, врачеватель людских душ, замечательный деятель культуры, обогативший литературу народов Японии, Китая, Индии, средней Азии, Камчатки, а главное- культуру своего народа, которому отдавал весь свой необыкновенный талант.
Е.И.: Ерошенко был гением воли, героем преодоления недуга - незрячести, примером твердости духа.
С.Ю.:Он хорошо известен на Востоке, хуже на Западе, но менее всего - на своей Родине…И наша задача - изучать и популяризировать жизнь и творчество незрячего писателя, педагога, музыканта, эсперантиста…
Е.И.: Василий Яковлевич как-то сказал о себе: «Когда умру, пусть на могиле напишут всего три слова - «Жил, путешествовал, писал».
С.Ю.:Так давайте же всегда будем помнить имя этого скромного, удивительного человека, нашего земляка - Василия Яковлевича Ерошенко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"
Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении) материала о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, ...
Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"
quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...
Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.
Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра «Поле чудес» По теме «Как люди научились торговать»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19118963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»
Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: "«Цӕй зынаргъ дӕ, фыдӕлты уӕзӕг!» (Мамсыраты Темырболаты ӕмдзӕвгӕ «Сагъӕстӕ»)
quot;Цæй зынаргъ дæ, фыдæлты уæзæг!" (Мамсыраты Темырболаты æмдзæвгæ "Сагъæстæ")...
Методическая разработка. План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Человек в современном мире. Мировоззрение".
Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока теоретического обучения на тему "Человек в современном мире. Мировоззрение", специально разработанный для психокоррекцио...