для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"
методическая разработка по теме

Ефремова Олеся Васильевна

Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении)  материала  о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, что учащиеся знакомы с материалом из курса школы.cheeky

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_mirovaya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Сибирский политехнический техникум»

Методическая разработка занятия по истории для 1 курса

на тему "Первая мировая война"

Автор: О.В. Ефремова, преподаватель истории

Кемерово 2014

Вид занятия: лекция с элементами дискуссии

Цели: 1.  обобщить и систематизировать ранее полученные знания о целях, характере, основных событиях и итогах Первой мировой войны;

           2. в процессе дискуссии актуализировать выводы о том, что это событие стало проявлением величайшего кризиса европейской цивилизации;

Задачи: 1. способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир без войны и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их  разрешения;

               2. способствовать становлению познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках, группировать исторические события и явления по указанному признаку, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий, объяснять, в чем состояли цели, мотивы и результаты деятельности отдельных людей в истории, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

План:

1. Предпосылки и причины Первой мировой войны (повторительно-обобщающая беседа, актуализация задания)

2. Основные этапы военных действий, их итоги (обобщающая беседа с элементами эвристики на основе текстовой и статистической таблиц, тематической карты  "Первая мировая война")

3. Место Первой мировой войны в истории ХХ века (дискуссия).

"ХХ век начался осенью 1914г.вместе с войной,

так же как ХIХ начался Венским конгрессом".

А. Ахматова

Ход занятия:

1.1. Тест со свободным ответом

Предпосылки и причины Первой мировой войны.         

Среди предложенных ниже суждений выберите те, которые, на ваш взгляд, являются ведущими предпосылками Первой мировой войны. Ответ аргументируйте.

  • неравномерность экономического развития стран в новую индустриальную эпоху;
  • завершение территориального раздела мира между ведущими капиталистическими странами;
  • накопление значительного экономического потенциала и стремление к внешнеэкономического потенциала и стремление к внешнеэкономической экспансии ведущих индустриальных стран;
  • стремление к реваншу за военные поражения в ХIХ - нач. ХХв.;
  • политические амбиции правящих партий;
  • милитаризация экономики и гонка вооружений;
  • имперские цели внешней политики и дух "великодержавности";
  • демократизация общественно-политической жизни;
  • образование военно-политических союзов и блоков;
  • обострение противоречий по колониальным вопросам;
  • недооценка политиками нач. ХХ века разрушительных последствий войны с применением современных видов вооружения;
  • ......

Эту работу можно организовать в нескольких группах и обсудить предложенные ими варианты ответов.

1.2. Повторительно-обобщающая беседа с элементами эвристики

1. Выскажите предположение, как в нач. ХХ в. было организовано обучение истории в ведущих странах Европы и России. Что, на ваш взгляд, значит "отравление историей"? каким образом школьные курсы истории могли способствовать развязыванию мировой бойни?

2. Подумайте, каким  образом на мироощущение и настроения европейцев повлияла вера в бесконечный прогресс человечества, темпы технического развития и 30 лет мира в Европе. Каким образом эти факторы обусловили первый в истории человечества конфликт мирового характера? Почему, наоборот, они не стали гарантом мира?

3. Как вы думаете, почему в первые дни и месяцы войны современники стали называть её Великой, патриотической, Отечественной? Для какой единственной страны эта война действительно носила такой характер?

2.1. На основе обобщающей таблицы "Основные фронты и сражения Первой мировой войны" подготовьте краткую характеристику

а) событий на Западном и Восточном фронтах;

б) этапов Первой мировой войны, предварительно выделив их по определенным критериям.

Данная таблица заполняется учащимися предварительно как опережающее  домашнее задание.

Основные фронты и сражения Первой мировой войны

Годы/этапы

Западный фронт

Восточный фронт

Общие итоги военных кампаний

Сражения/итоги

Сражения/итоги

Таким образом учащиеся осваивают многоперспективный подход и анализ исторических событий, который позволяет рассматривать один и тот же факт в разных аспектах.

2.2. Прокомментируйте статистические данные таблицы "Общее число воевавших и потери сторон в Первой мировой войне (1914-1918гг.)" с разных точек зрения:

а) демографический

  • сколько людей погибло в странах - участницах войны?
  • какая часть населения заметно сократилась в результате войны?
  • Каковы социально-демографические и социально-экономические  последствия этих потерь?

б) социально-военный

  • какова доля потерь каждой страны в общем количестве мобилизованных?
  • Каково в каждом случае соотношение безвозвратных потерь (убитые) и косвенных (раненые)?
  • Чем эти пропорции, на ваш  взгляд, объясняются в каждом конкретном случае?
  • Какие страны и военно-политические блоки понесли максимальные и минимальные людские потери в Первой мировой войне? Чем это можно объяснить?

в) социально-этической

  • обратите внимание, что в одних случаях людские потери исчисляются округленными сотнями и даже тысячами (Россия, Черногория, Турция и др.), в других - счет идет на десятки и единицы человеческих жизней (Бельгия). Как вы можете объяснить разницу в точности данных о людских потерях стран - участниц Первой мировой войны?
  • Какое значение, по вашему мнению, имело в послевоенные годы обнародование данных о потерях? Какое значение эти же данные имеют в наше время?

Общее число воевавших и потери сторон

 в Первой мировой войне (1914-1918гг.)

Страна

Мобилизованные

Убитые

Раненые

Антанта

Бельгия

267000

13715

44686

Великобритания

8904467

908371

2090212

Греция

230000

5000

21000

Италия

5615000

462391

953886

Россия

12000000

1700000

4950000

Сербия

707343

45000

133148

США

4355000

50585

205690

Франция

8410000

1357800

4266000

Япония

800000

300

907

Тройственный союз

Австро-Венгрия

7800000

922500

3620000

Германия

11000000

1808546

4247143

Турция

2850000

325000

400000

3. Вопросы для дискуссии

1. Почему война, вызванная европейскими проблемами и развернувшаяся в основном в Европе, вошла в историю как мировая война?

2. Стала ли Первая мировая война  "Великой войной" ХХ в.? В истории человечества? Почему вы так думаете?

3. Прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, почему русский поэт А. Ахматова, современница этой войны, именно с ней, а не с другими событиями (например русско-японская война, революция 1905-1907гг., реформы Столыпина) связывает начало ХХ века?

4. Как вы думаете, Первая мировая война как эра (точка отсчета) воспринималась сугубо жителями России или, возможно, населением других стран мира тоже? Если да, то какими национальными группами людей в первую очередь?

Домашнее задание: подготовить мультимедийную презентацию на тему "Первая мировая война: человек и общество" (групповое задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02. «ИСТОРИЯ»

В пособии представлены учебно-методические разработки по дисциплине "История".Они содержат лекционный материал,интересные и разнообразные задания для актуализации и закрепления материала....

Рабочие программы по дисциплинам "Основы философии", "История" и методические разработки занятий(1)

Программа предназначена для студентов СПО по специальности "Сестринское дело" в соответствии с ФГОС с целью формирования ОК...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

Методическая разработка занятия по теме "История развития жанра "nature morte". Техника монотипии"

Методическая разработка занятия по теме "История развития жанра "nature morte". Техника монотипии"....

Учебно-методическая разработка занятия по дисциплине «ОГСЭ.02 История» тема: «НАТО. Россия и НАТО»

Тема разработки входит в рабочую программу дисциплины ОГСЭ.02 История и ежегодно вызывает живой интерес у обучающихся. Актуальность темы о НАТО очевидна. В настоящее время блок НАТО является одним из ...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "Конспект занятия «История развития автобуса» К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства. "

В работе представлен Конспект занятия «История развития автобуса» к образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА». Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средст...


 

Комментарии

Ракипова Светлана Максутовна

Неплохая работа. Только образовался вопрос: сколько детей справляются с ней? Сложно представить, что среднестатистический ученик справится с работой.

Гуля Наталья Владимировна

Уважаемая Олеся Васильевна. Спасибо за интересную работу. Радует, что Ваши учащиеся могут справляться с таким сложным материалом. Особенно понравился вопрос об отравлении историей. Я уверена, что этот вопрос об отравлении историей актуален и в наше время, как никогда. Много вопросов предполагающих собственное мнение, самостоятельности. Желаю успеха Вам в дальнейшем.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Олеся Васильевна! Интересный урок. Только вряд ли можно рассчитывать только на знания учащихся, полученные в школе.Наверное, есть смысл дать задание перед этим уроком повторить материал о войне, и тогда все, что задумали на урок, получится. Удачи!