рабочая программа"Краеведение"
рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»; программа составлена на основе Программы курса учреждений Воронежской области «Краеведение» сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008; на основании решения педагогического совета от 28.08.2018 года, протокол №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kraevedenie.docx | 104.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»
__________ Бровченко Н.А.
Приказ № __ от «___»___20_ г.
Рабочая программа
учебного предмета
РУП. 01 КРАЕВЕДЕНИЕ
индекс учебного предмета
по профессии СПО:
23.01.09 Машинист локомотива
код профессия
23.01.14 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)
код профессия
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
код профессия
15.01.25 Станочник (металлообработка)
код профессия
43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте»
код профессия
Рабочая программа учебного предмета составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»; программа составлена на основе Программы курса учреждений Воронежской области «Краеведение» сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008; на основании решения педагогического совета от 28.08.2018 года, протокол №1.
Разработчик программы: Буйволова Е.И., преподаватель
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные учебные предметы» протокол № 1, от 28 августа 2018 г.
Председатель ЦК Быкова А.А.
Рабочая программа одобрена на заседании УМС протокол № 1, от 28 августа 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета РУП. 01 Краеведение предназначена для изучения краеведения в техникуме, как регионального учебного предмета при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО,при получении профессии СПО:
23.01.09 «Машинист локомотива»;
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»;
43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте»;
23.01.14 «Электромонтер сигнализации, централизации, блокировки»;
15.01.25 «Станочник (металлообработка).
Учебный предмет РУП. 01 Краеведение изучается в объеме 40 часов и 14 часов внеаудиторной самостоятельной работы, консультаций 6 часов.
По содержанию рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. пояснительная записка;
2. тематический план с распределением учебных часов по разделам и темам курса;
3. содержание учебного предмета и последовательность изучения разделов и тем с
требованиями к уровню подготовки студентов;
4. используемая литература.
Краеведение является одним из источников обогащения студентов знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у студентов чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
изучение родного края необходимо, чтобы студент:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума;
- ориентирование внимания на юбилейных датах и наиболее значимых событиях истории Воронежского края.
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал в соответствии с общим уровнем подготовки.
Требования к результатам обучения:
в результате изучения учебного предмета студент должен
Знать:
- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории;
- историю заселения Воронежского края, причины изменения численности населения; национальный и религиозный состав населения Воронежской области;
- географию хозяйственной деятельности области;
- знаменитые персоналии истории и культуры;
- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
- изучение видов исторических источников.
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в уважительном отношении к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков;
- характеризовать события, процессы, явления;
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
- использовать приобретённые знания при написании творческих работ;
- соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- осуществлять сравнение;
- аргументировать свою позицию;
- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
- работать с картой, иллюстрацией, текстом;
- осуществлять наблюдение;
- применять знания в конкретной жизненной ситуации;
- определять цели и мотивы своей деятельности;
- вести конструктивный диалог;
- осуществлять презентацию творческой работы.
Конечным итогом является формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ценностные ориентиры, формируемые программой учебного предмета«Краеведение»:
- гражданственность;
- патриотизм;
- толерантность;
- интеллектуальная и творческая активность;
- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Самост. работа |
Введение | 1 | |
Раздел 1. Природные условия и ресурсы Воронежской области. | 3 | 2 |
Тема 1.1. Природа и ресурсы Воронежской области. | 1 | |
Тема 1.2. Особо охраняемые территории. | 2 | |
Раздел 2. Население Воронежской области. | 2 | 2 |
Тема 2.1. Особенности населения Воронежской области. Тема 2.2. Воронеж – столица Черноземья. | 1 | |
Тема 2.2. Воронеж – столица Черноземья. | 1 | |
Раздел 3. Отрасли хозяйства Воронежской области. | 2 | 2 |
Тема 3.1.Хозяйственная структура Воронежской области. | 2 | |
Раздел 4.История и культура Воронежской области. | 30 | 8 |
Тема 4.1. Древние культуры на территории Воронежского края. | 2 | |
Тема 4.2.Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. | 2 | |
Тема 4.3. Воронежский край в XVIII в. | 2 | |
Тема 4.4. Города и сёла Воронежской области. | 5 | |
Тема 4.5.Воронеж до и после Великой Отечественной войны. | 4 | |
Тема 4.6. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа. | 2 | |
Тема 4.7. Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы. | 2 | |
Тема 4.8.Когда дома заговорили. Архитектура Воронежской области. | 2 | |
Тема 4.9. Палитра земли Воронежской. У истоков воронежской живописи. | 2 | |
Тема 4.10. Сокровища музыкальной шкатулки. | 2 | |
Тема 4.11. От слез и смеха - польза. Театральное искусство Воронежской области. | 3 | |
Резерв учебного времени | 2 | |
Итого | 40
| 14 |
Самостоятельная работа -по овладению знаниями, -по закреплению и систематизации знаний, -по формированию умений. | 14 | |
консультации | 6 | |
Максимальная учебная нагрузка | 60 | |
Другие формы контроляв форме контрольной работыв 2,3 семестре |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта. Цели краеведческого образования. Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.
Источники краеведения: краеведческая библиография, печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.
Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. «Краеведение – объединяющее начало всех наук» (Д.С. Лихачев).
Знать:
- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий.
Уметь:
- объяснять значение слов Д.С. Лихачева: «Краеведение - объединяющее начало всех наук»;
- осуществлять наблюдение;
- вести конструктивный диалог.
Раздел 1. Природные условия и ресурсы Воронежской области
Тема 1.1. Природа и ресурсы Воронежской области
Природные условия. Тектоническое строение Воронежской области. Общая характеристика рельефа Воронежской области. Общая характеристика климата Воронежской области. Общие черты климата. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края.
Природные ресурсы. Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности. Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края.
Природные комплексы. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края.Особенности природы своего края.
Тема 1.2. Особо охраняемые территории.
Памятники природы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на природные объекты своего края
Воронежский заповедник. История и причина создания. Географическое положение, почвы, внутренние воды. Животный и растительный мир.
Рациональное природопользование. Экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов.
Знать:
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
-особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
Уметь:
- работать с картой, иллюстрацией, текстом.
Раздел 2. Население Воронежской области
Тема 2.1. Особенности населения Воронежской области
История заселения области. История заселения Воронежского края, Формирование границ. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Народные промыслы и умельцы края. Национальная одежда, традиции народов края.
Численность населения и демографическая ситуация. Численность населения. Причины изменения численности населения: естественный прирост и миграции. Демографическая ситуация в области.
Расселение населения. Городское и сельское население. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. Типология городов. Плотность населения.
Национальный и религиозный состав. История заселения Воронежского края Их численность ,виды религий., которые исповедуют основные народы.
Рынок труда и занятость населения. Трудовые ресурсы. Проблема безработицы. Наиболее востребованные профессии.
Тема 2.2 Воронеж – столица Черноземья.
История образования и развития города. Центр кораблестроения и крупный промышленный центр Черноземья.
Знать:
- историю заселения Воронежского края, причины изменения численности населения;
- национальный и религиозный состав населения Воронежской области.
Уметь:
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
- соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию.
Раздел 3. Отрасли хозяйства Воронежской области.
Тема 3.1. Хозяйственная структура Воронежской области.
Промышленность области. Общая характеристика промышленности. Отрасли специализации.
Транспорт. Основные виды транспорта. Транспортные пути и узлы. Грузооборот и пассажирооборот.
Электроэнергетика. Состав и типы электростанций. Факторы производства и размещения, крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы.
Машиностроение. Состав отрасли Факторы производства и размещения , крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы.
Химическая промышленность. Состав отрасли. Факторы производства и размещения , крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы.
Легкая промышленность. Состав отрасли. Факторы производства и размещения , крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития.
Пищевая промышленность. Состав отрасли. Факторы производства и размещения , крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития.
Промышленность строительных материалов. Состав отрасли. Факторы производства и размещения , крупнейшие центры. Экологические проблемы. Проблемы и перспективы развития.
Растениеводство. Специализация производства. Выращиваемые культуры. Размещение производства. Основные районы производители пшеницы, подсолнечника и сахарной свеклы.
Животноводство. Мясо-молочная специализация животноводства. Размещение животноводства. Факторы размещения. Районы производства.
Внешние экономические связи. Типы экономических связей. Продукция экспорта и импорта. Основные торговые партнеры Воронежской области.
Знать:
- географию хозяйственной деятельности области;
Уметь:
- аргументировать свою позицию;
- применять знания в конкретной жизненной ситуации;
- вести конструктивный диалог.
Раздел 4 .История и культура Воронежской области
Тема 4.1. Древние культуры на территории Воронежского края.
Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников – поселения и погребения. Природно – климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.
Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура VIII – Х вв. в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.Первое упоминание о Воронеже в летописи.
Знать:
- понятие «археологическая культура», влияние природы края на хозяйственную деятельность людей;
- древние памятники на территории края, последствия реформ Петра I и Екатерины II для Воронежа;
Уметь:
- характеризоватьпамятники древней культуры.
Тема 4.2.Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.
Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо – татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.
Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города – крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города – крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII в. (Острогожск).
Знать:
- причины и последствия раздробленности; факты борьбы с монгольской агрессией;
Уметь:
- получать информацию по карте и показывать на ней первые города-крепости Белгородской черты.
Тема 4.3. Воронежский край в XVIII в
Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I (1695, 1696 гг). Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.
Знать:
- экономические, политические, культурные изменения в Петровскую и Екатерининскую эпохи
Уметь:
- показывать на карте воронежские верфи эпохи Петра I.
Тема 4.4. Города и сёла Воронежской области.
Бобров.
Заселение Бобровской слободы в XVII в. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Богучар.
Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Получение статуса города в 1799 г. В составе Слободско- Украинской губернии в 1797 – 1802 гг. Пожары XIX в. и кирпичное строительство в 60-е гг. XIX в. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупация (июль — декабрь 1942 г.)
Борисоглебск.
Основание крепости Ново-Павловской указом Петра 1 в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь – первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба). Застройка города по новому плану Александра I. Строительство железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.
Бутурлиновка.
Бутурлиновская слобода – центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название – Петровское. Развитие в XVIII – XIX вв. перерабатывающей промышленности и активной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Калач.
Основан украинским поселенцами в начале XVIII в. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм. Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776), церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова – архитектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город с 1945 г.
Лиски.
Освоение Лискинской земли, относятся к 4-3-му тысячелетию до нашей эры. С 1571 года на месте современного города Лиски для наблюдения за движением крымских и ногайских татар стал устанавливаться на летнее время русский сторожевой пост. С этого момента начинается образование нынешнего города Лиски. Начиная с 1871 года, история Лискинского района тесно связана с развитием железной дороги. При строительстве железнодорожной линии Воронеж-Ростов у села Новая Покровка организуется железнодорожная станция Лиски.
30 июля 1928 года - день рождения Лискинского района с административным центром в городе Свобода. С этого момента и по настоящие дни город успел сменить несколько названий: Свобода; Лиски; Георгиу-Деж и снова Лиски.
На территории района расположены пять действующих храмов, еще четыре - восстанавливаются, среди них Успенский Дивногорский мужской монастырь. Городицы Титчиха и Маяцкое являются уникальными памятниками археологии.
Новохопёрск.
Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. – возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город – музей провинциальной архитектуры.
Острогожск.
Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади, церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески – памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. – центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск – второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.
Павловск.
Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра I. С 1779 г. – уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопенное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище – памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой – в Великой Отечественной.
Россошь.
Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Креcтовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. – статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.
Землянск.
Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Больничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Землянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.
Село Калитва.
Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра I (1722). С 1799 г. – уездный город.Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крестьян.
Коротояк.
Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев – воевода – руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца XVIIIв. – база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIXв. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Коротояк – село.
Костенки.
Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Конинский – руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины – волостной центр. Село – государственный археологический музей-заповедник.
Орлово.
Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.
Нижнедевицк.
Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка, Чибисовская. Земледелие – основное занятие. Каменное строительство с 30-х гг. XIXв., кирпичное строительство с последней четверти XIXв. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Таврово.
Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.
Знать:
- особенности развития уездных городов Воронежской губернии;
- вклад городов в развитие экономики и культуры;
- даты образования городов и знаменитых людей края;
- роль Петра I в развитии Таврово;
- особенность Костёнска как историко-археологического памятника;
Уметь:
- работать с картой;
- давать описание герба города.
Тема 4.5.Воронеж до и после Великой Отечественной войны.
Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.
Воронеж – административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934).
Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. – день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.
Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).
Воронежская губерния начала XXв. – сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.
Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).
Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. XXв.
Политические и экономические перемены 90-х гг. XXв.
Знать:
- факты борьбы «белых» и «красных» на территории г. Воронежа;
- последствия социалистической модернизации;
- значение воронежского сражения в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
- факты Воронежско-Касторненская операция и полного освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в уважительном отношении к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков;
- работать с картой;
- объяснять взаимосвязь процессов индустриализации, коллективизации, репрессий 30-х гг. XX в.;
- объяснять значение воронежского сражения в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Тема 4.6. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа.
Становление и развитие образования в Воронежской области.
Цели Екатерины IIв проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: главные народные училища, малые народные училища, частые школы (пансионы). Открытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры). С.Н. Маркин – выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.
Реформа образования в началеXIXв. (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).
Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).
Открытие уездного училища в Острогожске (1808). Н.В. Станкевич, И. Крамской – выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Никитенко – выпускники.
Открытие приходских училищ с 1806 г. в Павловском, Бобровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.
Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Создание начальных школ другими ведомствами и частными лицами без участия Министерства народного просвещения: волостные училища ведомств, приходские училища МВД, Министерства государственных имуществ, крестьянские школы.
Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XXв.
Буржуазный характер реформ Александра II.Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.
Открытие церковно-приходских школ наряду с земскими. Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересованности в образовании среди различных слоев населения. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала XXв. на развитие образования. Развитие женского образования в крае (училища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др. Открытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. – реальные училища). Открытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 – 4).
Становление советской школы.
Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, трудности реализации реформы.
Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917 г., создание новой системы управления образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.
Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи с 1924 г.
Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921г. в губернии 846 школ ликбеза).
Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг.
Приостановление развития школы и сокращение образовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Активное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Суворовского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.
Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г
Развитие высшей школы и науки.
Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор – ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ - одно из старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) университета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительного института (1956), который в 1962 г. реорганизован в политехнический.
Воронежский государственный институт искусств (1971). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.
Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им. В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свеклы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и минерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.
Знать:
- основные вехи развития системы образования в Воронежском крае;
- отличия советской школьной системы от дореволюционной.
Уметь:
- беседовать, аргументировать ответ; формировать проблемы и видеть варианты решения.
- делать выводыоб эволюции системы школьного образования с XVII до начала XX в.
Тема 4.7. Рукам работа - душе радость. Художественные ремесла и промыслы.
Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.
Крестьянский образ жизни, мир русской деревни – истоки развития художественных ремесел и промыслов. Уважение традиций народа – признак высокого уровня духовности человека.Сущность понятий «ремесло», «промысел».
Развитие дворянских имений в XV1H в. – стимул для активизации ремесел и промыслов. Торговля – фактор, способствующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки – обмен товарами из разных регионов страны.
Замедление ремесла и промыслов в конце XIX – начале XX в. Возрождение интереса к «мелкой промышленности» в 20-е гг., роль краеведческих организаций, этнографических экспедиций, публикаций. Участие губернского музея в Московской сельскохозяйственной выставке 1923 г. (экспозиция «Крестьянский быт»).
Деятельность Н. В. Валукинского, этнографа, археолога, художника. Промысловые кооперативы.
Государственная программа возрождения декоративно-прикладного искусства конца 60-х – начала 70-х гг. XX в. Областная программа возрождения культуры села (90-е гг. XX в.).
Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Общественные объединения мастеров ремесла.
Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П. Д. Пономарев, Е. Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке.
Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма.
Наличие сырьевой базы для развития ремесел и промыслов. Технология ткачества и оборудование. И. А. Ефимов – мастер прялки (Нижнедевицкий уезд). Мастера набойного ремесла Бутурлиновского и Таловского районов. Первые суконные мастерские Таврова. Фабричное суконное производство XVIII в. 84% сукна России производили в первой половине XIX в. фабрики Воронежа (владельцы Горденины, Елисеевы, Постоваловы, Тулиновы и др.).
Расцвет коврового промысла на рубеже XIX – XX вв. (Нижнедевицкий, Острогожский, Богучарский уезды). Семейное производство ковров (килимов). Характерные особенности воронежского ковра: безворсовый, яркий растительный рисунок по черному или вишневому полю. Мастерские и фабрики по производству ковров Щербакова, Лосева, Струкова и др. Открытие в 1909 г. в Острогожске крестьянской учебно-ткацкой мастерской для обучения мастерству ткачества, в 1911 г. в с. Урывковровой школы. Работы Н.В. Гладневойиз с. Горожанка на Всемирной выставке в Париже (1913). Артели машинного ткачества (п. Елань-Колено, п. Таловая), ковровые фабрики. Воронежское художественное училище.
Районы активного шерстовязального промысла: чулочного – Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки – Поворино, Грибановка, Новохоперск.
Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка и Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Клуб вышивальщиц «Марья». Мастер-золотошвейка Л. Танеева (г. Лиски).
«Этнографический альбом» – золотая медаль Российского географического общества (1859) (СП.Павлов). «Этнографический альбом». Вып. 2 – серебряная медаль Дашковского музея.
Вклад современных предприятий в сохранение традиций пошива народного костюма (Хохольский дом ремесел, фирма «Узорочье» г. Воронежа и др.).
Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изделий, валяльный, художественная обработка древесины, плетение из растительных материалов.
Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюченский, Бутурлиновский уезды. Промышленное производство с 20-х гг. XX в. Мастера – овчинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сотни, Острогожского, Коротоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современный мастер И.Н. Шальмэ.
Художественная обработка древесины (резьба, токарная выточка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебели, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музыкальных инструментов.Мастер-мебельщик А.А. Чикунов (г. Воронеж, начало XX в.) Современный мастер-резчик В.Н. Мамонов, заслуженный работник культуры РСФСР, мастер художественной росписи С.Г. Матвеева (автор образа «Воронежская матрешка», обладатель бронзовой медали ВДНХ 1978 г.)
Центры лозоплетения – Бобров, Богучар, Нижнедевицк, Россошь и др. Первый межрегиональный фестиваль лозоплетения «Золотая лоза» (2004).
Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка.
Мастера изразцового искусства - братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Участие воронежских мастеров во всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге (1902).
Промартель «Керамика» (Воронеж, 1947). Открытие Воронежского керамического завода в 1954 г. Премии и награды. Рамонская фабрика художественной керамики, мастера Суворковы и Муравьевы. Рамонский музей керамики (2007).
Художественная обработка металла – самый древний промысел. Активное развитие кузнечного дела с эпохи Петра I. Чугуноплавильные и колокололитейные заводы Самофаловых и Веретенниковых в Воронеже (XVIII в.).
Современные мастера и предприятия (колокололитейная фабрика «Вера», создатель В.Н. Анисимов).
Развитие стеклоделания. Современная фирма «Игрушка», лауреат конкурса «Сто лучших товаров России» (2001). Художники-витражисты В. Михеев и В. Щеглов.
Воронежские мастера-игрушечники: В.И. Лямзин, Г.Г. Поплавская, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбанева и др.
Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музейные экспозиции, выставки, праздники.
Ювелирные украшения из кожи; выжигание по ткани; экстравагантные модели одежды из веточек, корней, стеблей; мелкая пластика из теста; цветочные композиции; лаковая миниатюра; плетение из соломки; сувениры-обереги из щепы; берестяные сувениры.Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Русская изба» (школа №12 ). Лискинский краеведческий музей.
Знать:
- основные виды ремесел и промыслов, развивающихся в Воронежском крае;
- содержание изучаемых промыслов;
- виды нетрадиционных ремесел, развивающихся в Воронежском крае.
Уметь:
- соотноситьвиды промыслов с районами их наиболее успешного развития;
- объяснять практическую значимость ремесел и промыслов;
- давать описание народного костюма Воронежского края;
- представлять изделие собственного изготовления или изделие из «семейной мастерской».
Тема 4.8.Когда дома заговорили.Архитектура Воронежской области.
Рождение города и его «архитектурная эволюция».
Источники изучения развития архитектуры. 1585 г. – рождение города-крепости. Руководители строительства – воеводы С. Сабуров, И. Судаков, В. Биркин. Литовские и ногайские нашествия на город. Крепость 1690 г. Монастыри XVII в.: Покровский, Успенский, Пятницкий, Воскресенский, Спасо-Преображенский. Возникновение новых городов в период строительства Петром I военного флота: Таврова, Павловска, Новохоперска и др. Изменение внешнего вида Воронежа в связи с кораблестроением. Открытие школы (1703), цифирной школы (1714). Каменные храмы Воронежа:|Благовещенский собор, колокольня Акатова монастыря (1674), Успенская Адмиралтейская (1699-1703), Никольская (1720).
Парковое и усадебное строительство в XVIII в. Пожары 70-х гг. XVIII в.
Развитие промышленности. «Гарденинский архитектурно-строительный комплекс XVIII в.».
Генеральный план застройки города Н.Н. Иевского (1740-1797) и И.Е. Старова. Регулярные планы застроек уездных городов. Стиль классицизма (дом губернатора И.А. Потапова, Казенная палата). Строительство народных училищ. Типография (1787), роль Е.А. Болховитинова, первого воронежского историка.
Использование Н.Н. Иевским опыта других городов при застройке Воронежа. Архитектор Д. Кваренги (Архиерейский дом, семинария, Митрофаньевский монастырь).
Архитектурный облик Воронежа в XIX в.
Строительство дворянских, купеческих домов, присутственных зданий и гражданских сооружений. Каменный мост (1825), булыжные мостовые, свечные фонари, Петровский сквер.
Дворянское собрание. Книжный магазин И. Никитина. Рощи, фруктовые сады – украшение города.
В.Н. Шебалин – губернский архитектор (середина XIX в.): Духовная семинария, мужская гимназия, Чернавский мост (1865), гостиницы Шванича.
А.А. Кюи – губернский архитектор (1824-1909): закончено строительство Духовной академии, надстройка Александрийского приюта в 1878-1879 гг., прокладка водопровода, строительство казарм, Петровская площадь, перестройка Благовещенского собора и Митрофаньевского монастыря, Владимирский собор, автор рисунка бюста поэта А.В. Кольцова, по которому скульптор А.Трискорни изваял его из мрамора. Общественная деятельность А.А. Кюи.
Строительство клубных купеческих заведений, Народных домов. Появление в начале XX в. зданий в стиле модерн. Архитектор М.Н. Замятин (1877-1929): здание музучилища, дом самого архитектора, сохранившийся до сих пор (ул. Алексеевского, д. 12).
Архитектор В.И. Гайн: Народный дом, механико-техническое училище, реставрация дома И.А. Потапова под губернский музей, дом-музей И.С. Никитина. Общественная деятельность В.И. Гайна.
Новые черты в архитектуре начала XX в. (плотная застройка, более красочные фасады, неоштукатуренные стены - «под кирпич»).
Благоустройство мест городского отдыха. Городской (ныне Первомайский сад), парк Семейного собрания (возле Дома офицеров), который позже стали называть Художественным. Любимые скверы воронежцев: Кольцовский и Петровский. Ботанический сад (Помологический рассадник). Яхт-клуб.
Воронеж в начале XX - 40-х гг. XX в.
Открытие кинотеатров (иллюзионов, синематографов, электротеатров): в 1907 г. театр «Биограф», электротеатр «Модерн» (на месте современного «Юность»), электротеатр «Тауматограф» (современное здание филармонии), кинозал «Увечный воин» (на месте современного к/т «Пролетарий»), кинотеатр «Ампир» (современный «Спартак»).
Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Советской власти. С 30-х гг. XX в. стиль «сталинский неоклассицизм». Дом книги (арх. А.В. Миронов), Дом связи (арх. А.С. Гинцберг), Управление ЮВЖД (арх. Н.В. Троицкий), «Утюжок» (арх. А.И. Попов-Шаман).
Второй генеральный план города (1939), руководитель П.Н. Косцов, архитектор А.И. Попов-Шаман, А.В. Миронов). Великая Отечественная война. Восстановление города Воронежа, сел, городов области.
Н.В. Троицкий - главный архитектор города (1900-1984). Руководитель осуществления генерального плана восстановления Воронежа Л.В. Руднев.
Воронеж - центр Черноземья (вторая половина XX в.).
Восстановление Чернавского моста (1959). Первая «девятиэтажка» (1965). Новые жилые микрорайоны (Березовая Роща, Юго-Западный, Северный, Северо-Восточный). Водохранилище (1972). Дом актера, Областная библиотека, Дворец детей и юношества, гостиница «Брно». Театр кукол «Шут». Стадион «Труд».
Союз архитекторов России. Дом архитектора. Газета «Городские ворота». Конкурс «Зодчество Черноземья». ВГАСУ. Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области. Центр духовного возрождения Черноземного края. Общественная организация «ЭКОС», творческое объединение «Альбом» - издательская деятельность (Л. В. Кригер, П. А. Попов, Г. А. Чесноков).
Знать:
- сведения об основании г. Воронежа;
- архитектурные стили;
- архитектурные памятники города;
- имена архитекторов, которые внесли особый вклад в развитие города;
Уметь:
- объяснять особенность архитектурной застройки Воронежа;
- видеть связь между названиями улиц Воронежа и истории города;
- приводить примеры, доказывающие развитие архитектуры;
- доказывать взаимосвязь между развитием искусства и социальными, экономическими, политическими процессами и явлениями.
Тема 4.9. Палитра земли Воронежской. У истоков воронежской живописи.
Древнейший вид искусства – изобразительное. Воронежский иконописец Павел Родионов (XVII –ХVIII вв.). От искусства религиозного к светскому. Гравюра А. Шхонебека, рисунки Корнелиса де Бруина – важные источники изучения истории и культуры края конца XVII – начала XVIII в.
Иконописные мастерские XVIII в. Изобразительное искусство – часть быта дворянских и купеческих семей.
Воронежские художники второй четверти XIX в. Ф. Ф. Чуриков, П.Н. Орлов, И.В. Шевцов.
С. П. Павлов – художник, педагог, участник этнографической экспедиции Н.И. Второва вместе с художниками Острогожска М.Б. Тулиновым и М.М. Пановым.
М. Б. Тулинов – учитель И.Н. Крамского. Этнографические альбомы СП. Павлова – Серебряная медаль Дашковского музея, экспонаты Государственного исторического музея в Москве, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Художники 60-70-х гг. XX века – выпускники Академии художеств в Петербурге (П.В. Васильев, В.А. Корнев, М. И. Пономарев, братья И. М. и А. М. Соломатины). Смотр-выставка работ воронежских учеников, учителей по инициативе Академии художеств (1871-1872). Выставки Товарищества передвижных художественных выставок (1874-1899).
А.Г. Соловьев (Острогожский уезд) – художник-реалист («Кустарь-сапожник», «Сельский базар», «Пряничник-меняла» и др.), художник-иллюстратор, иконописец, поэт, мемуарист, педагог.
М.И. Пономарев – художник, учился в Академии художеств вместе с И.Н. Крамским, организатор Воронежской рисовальной школы, находящейся под патронажем Академии художеств, при поддержке Воронежского губернского земского собрания.
Е.А. Киселева – ученица И.Е. Репина в Академии художеств, дочь математика А.П. Киселева.
Н.Н. Ге, А.Н. Рябушкин – мастера исторической живописи.
Эпоха знаменитостей.
И.Н. Крамской (1837-1887), уроженец Острогожска, идеолог и создатель Товарищества передвижных художественных выставок.
М. Л. Щербаков (1845-1924), уроженец Богучарского уезда, ученик И. Н. Крамского.
Г.Н. Яковлев (1876-1945), создатель Острогожского историко-краеведческого музея и картинной галереи.
О.А. Куликовская (принцесса Ольденбургская).
Е.М. Ольденбургская – председатель Общества поощрения художников, меценат.
Памятник Петру I (1860), скульптор А.Е. Шварц, эскиз Д.И. Гримм. А.А. Кюи руководил постройкой и планированием Петровского сквера. Восстановление памятника в 1956 г. (Н.П. Гаврилов).
Памятник А.В. Кольцову (скульптор А. Трискорни, рисунок А.А. Кюи)
Памятник А.В. Кольцову (1976) художник П.И. Бондаренко.
Памятник И.С Никитину (1911) (И.А. Шуклин).
Памятник И.С. Никитину во дворе дома-музея (1964) (А.С Мещеряков, Б.С Шамардин).
Открытие Воронежского губернского музея в здании магистрата (1894).
Здание музея изобразительных искусств (1777-1779) (стиль барокко, архитектор Н.Н. Иевский, архитектор-реставратор В.И. Гайн).
Развитие музейного дела в начале XX в. Роль музеев в развитии изобразительного искусства.
Деятельность Воронежского губернского музея по коллекционированию художественных ценностей. Роль художественно-просветительного подотдела губернского отдела народного образования (зав. А.Ф. Боева).
Художественные выставки 1917-1918 гг. Обогащение художественного отдела музея коллекциями, переданными университетом, частными лицами. Открытие в 1919 г. Свободных художественных мастерских: живописных, скульптурной, театрально-декорационной. А.А. Бучкури – руководитель крупнейшей мастерской.
В.А. Кораблинов – выпускник мастерской. Преобразование Свободных художественных мастерских в Высшие художественно-технические мастерские (1920).
Становление советского изобразительного искусства в крае.
В.Ф. Рындин – знаковая фигура в российской и мировой сценографии, лауреат Государственной премии СССР.
Преобразование Свободных художественных мастерских в художественно-промышленный техникум, выставки 20-х гг.
Создание АХРР (Ассоциации художников революционной России). ОМХРР (Объединение молодых художников революционной России) и его деятельность по созданию изостудий, кружков, проведению выставок. Упадок ОМХРР после перевода
техникума в Тамбов.
Открытие офортной мастерской (1920) по инициативе В.М. Суховой. Деятельность Я.М. Башилова.
Художественные традиции Острогожска. Проект «Рисуют дети малых городов» (2002). Проведение одного раза в два года Всероссийских выставок детского художественного творчества.
Изобразительное искусство в Воронежской области в 30-90-е гг. XX в.
Общегородское собрание профессиональных художников (1932), решение о создании товарищества «Художник» (сейчас – Воронежское региональное отделение Союза художников России).
Первая областная художественная выставка «Художники ЦЧО за 15 лет», съезд художников ЦЧО (1933).
Открытие Областного Воронежского областного музея изобразительных искусств(1933).
Персональная выставка художника А.А. Бучкури (1936). Участие воронежских художников в республиканских выставках (А.А. Бучкури, Л.П. Столыгво, Б.В. Тимин, К.М. Стаховский).
Художественная выставка в филармонии на военную тему (1944), работы А.П. Васильева, О.А. Турбина, А.Г. Хазарова и др.
Вклад художников М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова (учеников А.А. Бучкури).
Лирическая живопись К.Н. Успенской.
Графика (Г.А. Алексеев, В.А. Пресняков), офорты (О.А. Турбин), плакаты (В.В. Владиславский). Русская история в картинах В.П. Криворучко («На поле Куликовом», «Москва заповедная» и др.). Пейзажисты (Б.А. Гончаров, П.А. Васильев, В.К. Комолов и др.). Натюрморты (И. Салганин). Скульптура (В.Ф. Буримов, Д.А. Колосов и др.).
Открытие детской художественной школы в Воронеже (1967), директор Е.М. Романовская.
Переименование Областного музея изобразительных искусств в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского (1984).
Клубы художников. Художественные училища. Художественно-графическое отделение ВГПУ. Художественные салоны.
Публикации искусствоведов (Д.В. Добромирова, М.И. Луневой и др.).
Знать:
- этапы развития изобразительного искусства в нашем крае, фамилии известных художников, скульпторов;
- особенности нового советского искусства;
- сущность культурной революции.
Уметь:
-вести беседу, представлять информацию, делать выводы;
- самостоятельно работать с информацией и преобразовывать ее.
Тема 4.10. Сокровища музыкальной шкатулки.
Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.
XVIII в. – становление музыкальной традиции края. Петровский хор «государственных певчих дьяков». Музыка в знатных домах. Итальянский певец Ф. Балатри. Маленькие польские и украинские ансамбли. Труд Е. Болховитинова о церковной музыке, произведениях композиторов Д. Бортнянского, Д. Кашина и др. Крепостной хор, театр в имении П.Б. Шереметева (с. Алексеевка). А. Шереметев – руководитель певческой капеллы при Императорском дворе, инициатор создания Музыкально-исторического общества, композитор. Роль Воронежского театра в развитии музыки.
Воронежский театр – центр музыкальной культуры.
Творчество композитора А.А. Алябьева и военная служба (комическая опера, музыка к водевилям, романсы, ноктюрны).
Музыкальные жанры, представленные в театре (водевиль, мелодрама, куплеты, вокал, концерт-дивертисмент).
Певцы – популяризаторы творчества А.А. Алябьева – С.Н. Шатилова и Д.В. Корсаков. И.В. Романус – композитор, пианист, капельмейстер, музыкальный писатель и критик.
Благотворительные концерты (организатор ЕЛ.Бедряга) 40-х гг. Литературно-музыкальные вечера в доме предводителя дворянства Прибыткова (1851). Певец А.О. Бантышев на сцене театра г. Воронежа. Скрипачи Ю. Гербер, Н.Афанасьев, пианист СаймураШиф. Воронежские гастроли М.С. Щепкина и комика В.И. Живокини, С.С. Гулака-Артемовского и Амалии Корбари, Росси и Пациолли и др.
Открытие Воронежского отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО) в 1868 г. и музыкальной школы при нем (1869), Музыкального училища (191 1), директор Э. В. Голи.
Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.
Гастроли симфонического оркестра из Полтавы. Балалаечный оркестр М.В. Силкина. М.Е. Пятницкий – создатель ансамбля народной песни. Памятник М.Е. Пятницкому (скульпторы И. Дикунов и Э. Пак), фестивали его имени с 1986 г. Легкая музыка. Музыкальное издательство Д.А. и Н.Д. Кашкиных. Музыкальные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальных пособий – М.К. Гамбург «Техника фортепианной игры», П.И. Лучкин «Элементарная теория музыки» и др.
Династия Ростроповичей. Книга А.Н. Акиньшина «Воронежские Ростроповичи». «Собрание русских народных песен» в обработке М.А. Стаховича. «Сборник русских народных лирических песен» Лопатина и Прокунина. Фольклорные экспедиции М.Е. Пятницкого и Е.Э. Линевой. И.А. Шатров - композитор, B.С. Саренко - сочинитель гитарных пьес. С. И. Миропольский – писатель и педагог.
Знаменитые люди на Воронежской земле: И.А. Крылов, C.В. Рахманинов, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.И. Танеев, Н.Г. Рубинштейн. Роль О.Ф. фон Гидебеля в возрождении старинной музыки.
А. Н. Буховцев - пианист и педагог.
Воронежский симфонический оркестр: рождение и развитие.
Революция 1917 г. и Гражданская война прервали течение музыкальной жизни Воронежа.
Коллектив симфонического оркестра – «Колсимфоркс» (дирижер из Москвы В.С. Терентьев) и его монографические концерты. Деятельность Воронежской консерватории (рук.И.И. Чернов, ученик Римского-Корсакова и Лядова).
Открытие оперно-балетного Свободного советского театра (режиссер Д.Г. Гутман) и Высших Театральных мастерских при нем. Хореограф М.С. Чернышев, народный артист РСФСР.
Гастроли Мариинского театра (1921) (О. Петипа, М. Ростропович, А. Кабанов, Л.Соболева и др.). Балетмейстеры Ю.А. Бартон, К.А. Трунов.
Реорганизация мастерских в театральный техникум (1922). С 1924 г. – концерты симфонического оркестра (дирижер Д. В. Ямпольский, Д. В. Ахшарумов, солист Г. И. Романовский).
Репрессии 30-х гг. в Воронеже: Г. И. Романовский, Д. В. Ахшарумов и др. Декады русской музыкальной классики (1938), советской музыки (1938, 1940).
Музыкальная жизнь в 30-е гг. XX в.
Открытие театра музыкальной комедии (1931). Создание Центрально-Черноземного отделения Союза советских композиторов СССР (1939), председатель Г.А. Сметанин, секретарь – К.И. Массалитинов. Первый областной конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов.
Учебные заведения музыкально-хореографического профиля: школа музыкальных воспитанников Красной Армии (руководитель П.М. Сергеев, 1934 г.), балетная школа и студия, которые были преобразованы в 1938 г. в Областное хореографическое училище (художественный руководитель В.И. Пресняков).
Любительское искусство (курсы колхозных гармонистов, олимпиады колхозно-совхозной самодеятельности, слеты песенников, фольклорные экспедиции, сводные хоры и т.д.).
Знаменитые гастролеры в Воронеже: А.В. Нежданова (1934), Н.А. Ойстрах, Н.А. Обухова, С.Я. Лемешев, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников, И.О. Дунаевский, Л.К. Книппер и др.
Открытие Воронежской областной филармонии (1937) в здании бывшего Дворянского собрания (ныне библиотека им. А. Платонова), а в 1940 г. ее филиал в г. Семилуки.
Первая научно-практическая конференция по музыкальному образованию (1941).
Музыка служит победе.
Декада смотра искусств в Воронеже (1945). Воронежские композиторы, члены Союза композиторов: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Б.Д. Выростков, М.А. Зайчиков и др.
Звание «академический» симфонический оркестр (1995), первая премия радиофестиваля «Орфей» (2002).
Военный парад в Воронеже 7 ноября 1941 г., дирижер оркестра Н. И. Массалитинов.
Деятельность ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта. Сборник «Фронтовые песни Юго-Западного фронта».
Эвакуация театра музкомедии в Таджикистан, перевод в Борисоглебск. Создании музыкального театра в Воронеже (1961).
Создание Воронежского народного хора (1943), директор Г.Б. Рогинская, художественный руководитель Н.И. Массалитинов. Первое место на Всесоюзном смотре хоров в Москве (1944). Награждение Н.И. Массалитинова Государственной премией, орденом Трудового Красного Знамени, присвоение звания Народного артиста СССР. М.Н. Мордасова, Е.М. Осипова, Ю.Ф. Золотарева, А.П. Шостак, В.В. Ефимов - заслуженные артисты РСФСР. Присвоение хору звания «академический» (1986), художественный руководитель В.Н. Помельников, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Современная профессиональная и любительская музыкальная культура.
Открытие музыкального театра (1961). Русская и зарубежная классика в репертуаре театра, произведения воронежских композиторов. Руководитель театра с 1988 г. – И.М. Непомнящий, заслуженный артист России.
Деятельность Воронежского гастрольно-концертного объединения «Филармония».
Воронежская организация Союза композиторов России.
Концерт воронежских композиторов (1952). В настоящее время организацию возглавляет Е. Б. Трембовельский, заслуженный деятель искусств РФ.
Воронежское региональное отделение Российского музыкального общества и его деятельность (председатель ВРО РМО И. П. Чухнов, заслуженный работник культуры РФ).
Дом актера («Клуб при свечах» с 1999 г. В. М. Теплитской, «Клуб любителей романса» О.А. Макеевой).
Воронежский музей музыкальных инструментов (создатель С. И. Плотников). Музей находится в Центре народного творчества ЮВЖД.
И. Е. Безгин – мастер-музыкант, дипломант II Всероссийского фестиваля мастеров музыкальных инструментов имени И. Батова. Мастерская «АККО» (с 1991 г.).
Воронежская самодеятельность. Учебные заведения города и области. Музыкальное просвещение.
Знать:
- основные события музыкальной жизни;
- учреждения музыкального искусства современного Воронежа; деятелей культуры;
-имена музыкальных деятелей, авторов наиболее известных сборников по музыкальной культуре
Уметь:
- вести беседу, видеть исторические связи событий, происходящих в стране и регионе;
- давать оценку деятельности;
- характеризовать роль личности в развитии музыки.
Тема 4.11. От слез и смеха - польза. Театральное искусство Воронежской области.
Начало театрального пути Воронежа.
Открытие «благородного» театра в доме наместника В. А. Черткова (руководитель Р. И. Ухтомский); любительский характер, недоступность для широких масс, возможный репертуар, продажа с публичных торгов в 1799 г.
Крепостные театры знатных вельмож (театр графа А. Р. Воронцова, 1792 г.) и школа при нем для подготовки актеров, демократичность репертуара.
Воронежский театр в начале XIX в. при губернаторе Ф. А. Пушкине (1802). Деятельность А. Эллина и В. Бобровского, Л. С. Кологривова, П. Лыковой. Прекращение деятельности театра в 1813 г.
Воронежский театр в XIX в.
Антрепризы И.О. Калиновского и П.А. Соколова, ученики И.Ф. Штейна. Театральные постановки в здании Воронежской гимназии с 1817 г. Покровительство театру властей и воронежских купцов. «Звезды» столичных театров на воронежской сцене (П. Садовский, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов). Успешная деятельность антрепренеров Л.Ю. Млоковского, П.П. Микульского.
Н.И. Тулинов во главе дирекции театра с 1843 г. Распад театральной труппы. 50-60-е гг. XIX в. – «эпоха Островского».
Потеря общественных позиций театром в конце XIX в., коммерциализация театра.
Открытие крестьянского театра Н.Ф. Бунаковым (1884) (с. Петино) и супругами Соколовыми (1896) (с. Никольское).
Театр-цирк купца В.А. Косырева под руководством антрепренера Г.В. Матковского.
Открытие театрального сезона 1886-1887 гг. в здании отремонтированного «старого» театра (арх. В. Н. Чичагов). «Театральные звезды» на сцене Воронежского театра (М.Н. Ермолова, В.Ф. Комиссаржевская, А.П. Ленский и др.)
«Счастливые сезоны» 1897-1898, 1908-1909, 1911-1917 гг. (рук.В.Н. Никулин).
Театр в первой половине XX в.
Театр под руководством П.П. Струйского (1905-1907).
Новые формы театрализованных действий в годы Советской власти: компраздники (руков.А.В. Шестаков) (1918 и 1927) в честь годовщины революции.
Деятельность театров: Большого советского, Малого, Свободного (с 1918 г. - Театр вольных мастеров). В.В. Маяковский на сцене Большого советского театра в Воронеже.
Создание постоянной труппы в 20-30-е гг. Яркие актерские дарования – А.В. Поляков, Г.М. Васильев. В.М. Энгелькрон во главе театра. Премьера пьесы «Человек с ружьем» (в роли B.И. Ленина – В.И. Флоринский, 1937).
О.Э. Мандельштам - заведующий литературной частью театра (1934-1937).
Открытие театра музыкальной комедии (1931) и Молодого театра (1932), переименованного в 1938 г. в Театр им. Ленинского комсомола (с 1940 г. - Театр юного зрителя).
Воссоздание Воронежского театра кукол (1944), созданного в 1925 г.
Переименование драмтеатра в государственный (1945).
Воронежский театр во второй половине XX в.
Декада искусств Воронежской области в Москве, успех спектакля по пьесе писателя В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» (реж.Ф.Е. Шишигин, гл. роль – С.П. Ожигин). Присвоение театру имени А. Кольцова (1959), звания академического (1978).
Сезон 1996 г. – последний в здании старого драмтеатра, переезд в новое здание в 2002 г. Плеяда талантливых актеров: C. Карпов, В. Потанин, Л. Кравцова, В. Кочергова и др.
Открытие музыкального театра в 1961 г. Возобновление работы ТЮЗа (1963).
Деятельность театра кукол под руководством режиссера В.А. Вольховского, художника Е.Л. Луценко, лауреатов Государственной премии («Озерный мальчик» П. Вежинова, «Левша» по Н. Лескову, «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольского и др.).
Заслуженные артисты театра: М.И. Мальцев, Т.М. Ечеина, Л.Я. Марчук, Т.Н. Сезоненко и др.
Камерный театр (1994), художественный руководитель М.В. Бычков, лауреат премии им. К.С. Станиславского, дипломант Всероссийского конкурса «Золотая маска».
Театр «Антреприза» (худ.руководитель Л. А. Кравцова, Народная артистка России, председатель Воронежской организации Союза театральных деятелей).
Театры городов Воронежской области. Театральные летописцы.
Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского (1937).
Муниципальный театр в Россоши (2001).
Народные любительские театральные коллективы Боброва, Калача, Лисок, Бутурлиновки, Панино; «Зазеркалье», «Аматер», «Левый берег» из Воронежа. Фестиваль «Театральные встречи в Никольском». Фестиваль детских театральных коллективов «Синяя птица». Популярность чтецких программ (Л.В. Гаврилова, Е.Ф. Слепых, Т.Н. Сезоненко, М.Л. Дюженкова).
Дом актера (театральные встречи, конкурсы, секция театральной критики под руководством Б.Я. Табачникова, профессора, заслуженного работника высшей школы, кандидата исторических наук).
Воронежская государственная академия искусств.
Молодежный театр ВГАИ (худ.рук. С.А. Надточиев).
Публикации о театре Н.И. Данилова, 3.Я. Анчиполовского, Л.В. Романовой.
Знать:
- театры городов Воронежской области;
-значение театральных фестивалей;
- роль театра в духовной жизни общества;
Уметь:
- осуществлять поиск печатнойинформации в СМИ;
- объяснять причину идеологизации театра, сущность культурной революции;
- комментировать основные даты.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы. Учебное пособие./ Науч.ред.Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.-368с.
2. Историко – культурное краеведение воронежской области Коллектив авторов, науч.ред. Б.Я. Табачников .- Воронеж центр духовного возрождения Черноземного края. 2012.- 240с.
3. [ Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие./ В.И. Панова, А.о. Амелькин. Науч.ред.Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.-112с.
4. Баранникова М.И. Историко-культурное краеведение: учебно методическое пособие/ М.И. Баранникова.- Воронежский государственный педагогический университет, 2012.- 148с.
Дополнительная литература
1.Баранникова М.И. Рабочая тетрадь №1 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение Воронежской области» 10-11 класс. Для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края.2015.-52с.
2.Баранникова М.И. Рабочая тетрадь №2 к учебному пособию«Историко-культурное краеведение Воронежской области» 10-11 класс. Для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края.2015.-48с.
3.Памятники истории и культуры Лискинского района составители Кабальченко Н.И., Светачева Ю.А., Селезнева Ю.А.- Воронеж ООО» Творческое объединение Альбом», 2011.- 128 с.
4.Баранникова М.И. Историко-культурное краеведение: учебно-методическое пособие / М.И. Баранникова._ Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012.-148с.
5.Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В.И. Панова, А.О. Амелькин., науч. Ред.Б.Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.- 112с.
6. Панова В. И.История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. 4-е изд., доп. Воронеж: "Родная речь", 2001.- 287 с.(электронная версия)
Учебные карты:«Воронежская область» ,«Лискинский район»
Интернет-ресурсы
- http://www.eli-nik.narod.ru/biography/
- Электронные ресурсы по истории Воронежского края / сайт воронежских историков Н.А. и Э.В. Комоловых
- ХРОНОС: Всемирная история в Интернете
- Всемирная история: Единое научно - образовательное пространство
- Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа учебной дисциплины "Краеведение".
Рабочая программ дисциплины «Краеведение» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, предназначена для изучения истории Воронежского края в у...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение и туризм"
Направленность программы: спортивно- оздоровительная. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательск...