Рабочая программа учебной дисциплины "Краеведение".
рабочая программа на тему

Садыкова Тамара Исламовна

Рабочая программ дисциплины «Краеведение» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, предназначена  для изучения истории Воронежского края  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx66.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР

_____________  И.М. Гайдай

«____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОДР.01. Краеведение

Для профессии:

43.01.09      Повар, кондитер

Лиски 2017


 Рабочая программ дисциплины «Краеведение» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, предназначена  для изучения истории Воронежского края  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчики:

_____Садыкова Т.И.____________________________________________

                Ф.И.О., должность

_________________________________________________

                Ф.И.О., должность

Рецензент:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

Рабочая программа рекомендована ЦМК гуманитарных и социально-экономических                     дисциплин

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ ____Тихоненко Л. Н._____________________

                             подпись                        Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт программы  дисциплины

         4-5

  1. Структура и содержание  дисциплины

6-10

  1. Условия реализации   дисциплины

11-12

  1. Контроль и оценка результатов освоения  дисциплины

         Приложения

13-14


1. Паспорт программы  дисциплины

«Краеведение»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Повар, кондитер».

Рабочая программа  дисциплины может быть использована в учреждениях СПО для получения среднего общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Краеведение» относится к дисциплинам гуманитарного цикла, является частью курса «История», но носит локальный характер.

1.3. Цели и задачи  дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен уметь:

  •  соотносить даты событий отечественной истории и истории Воронежского края с веком, использовать текст исторического документа при ответе на вопрос, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельствования разных источников;
  • показывать умение работать с исторической картой Воронежской области;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  •  выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  •  группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  •  объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, происходящих в крае;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Воронежского края;
  •  использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни в Воронежской области;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии родного края;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные этапы и ключевые события истории края в новейшей истории;
  • выдающихся деятелей Воронежского края; 
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение объема  дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы

Всего

1 семестр

2 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

26

34

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

17

23

в том числе:

теоретические занятия

38

лабораторные  работы

-

-

-

практические занятия

-

-

-

контрольные работы

2

1

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

8

12

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

  • работа над материалом учебника, конспектом  лекций,
  • работа со справочным материалом,
  • выполнение индивидуальных заданий,
  • решение тестовых заданий,
  • работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений, рефератов).

Виды контроля по семестрам 

Контрольное тестирование

Дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание  дисциплины  «Краеведение»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала

2

Место краеведения в системе гуманитарных наук. Основные

источники и историография. Периодизация истории Воронежского края.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительным материалом.

1

Тема 1. Воронежский край в период первобытнообщинного строя.

Содержание учебного материала

2

Вклад археологов в изучение истории Воронежского края. Раскопки села  Костенки и их результаты.  Жизнь людей каменного века и эпохи бронзы. Памятники железного века. Частые курганы на северо-западе г.Воронежа. Скифы на Среднем  Дону. Сарматы. Аланы, гунны, болгары. Славяне на Дону в VIII-Х вв. Раскопки у хутора Титчиха. Хозяйственная деятельность славян. Сельская община. Соседи донских славян (хазары, печенеги, половцы). Появление укрепленных поселений. Столкновения с кочевниками. Хазарский каганат. Маяцкое городище. Печенеги. Половцы.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительным материалом,  над материалом учебника, конспектом  лекций.

1

Тема 2. Воронежский край в период возникновения и развития феодальных отношений

Содержание учебного материала

4

Славянские поселения по берегам Дона, Воронежа и других донских притоков. Главные противники восточных славян в IХ-Х вв. – кочевники-печенеги. Хозяйственная жизнь славян на Дону (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство). Искусство и торговля. Сельская территориальная община. Воронежский край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание в летописи о Воронеже (1177 г.). Дискуссия в литературе по вопросу о существовании г. Воронежа в ХII в. О происхождении слова «Воронеж». Воронежский край в период монголо-татарского нашествия.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, конспектом  лекций, выполнение индивидуальных заданий, решение тестовых заданий.

2

Тема 3. Воронежский край в период укрепления Российского государства. ХIV-ХVI вв.

Содержание учебного материала

2

Образование Российского централизованного государства. Упоминание в Русских летописях о Воронежских землях. Присоединение к Москве Рязанского княжества в 1521 г. Освоение Воронежских земель. Набеги крымских и ногайских татар. Организация сторожевой службы. Освоение города-крепости Воронеж (1585 г.).  Воронеж – пограничная крепость Российского государства. Внешний вид крепости Воронеж. Руководители строительство крепости Воронеж. (С.Ф.Сабуров, И.Н.Судаков, В.Г.Биркин). Строители и первые жители Воронежа: стрельцы, казаки, пушкари, воротники. Возникновение рядом с Воронежем новых сел и деревень.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, конспектом  лекций, работа со справочным материалом, выполнение индивидуальных заданий.

1

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в ХVII в.

Содержание учебного материала

2

Город Воронеж и Воронежский уезд в 1-й четверти ХVII в.( образование Воронежского уезда; сторожевая служба вокруг Воронежа; строительство Белгородской укрепленной черты).

Народные движения в Воронежском крае в ХУП в. – начале ХУШ в. (городское восстание в Воронеже в 1648 г.; участие жителей Воронежского края в крестьянской войне под предводительством С. Разина в1670-71 гг.; участие жителей Воронежского края в крестьянско-казацком восстании под предводительством Кондратия Булавина в1798 г.)

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, конспектом  лекций, выполнение индивидуальных заданий, решение тестовых заданий,работа с дополнительной учебной и научной литературой .

1

Тема 5. Воронеж и Воронежский край в период правления Пера I. Деятельность Петра I в крае.

Содержание учебного материала

4

Россия в начале царствования Петра I. Судостроение в Воронежском крае. Корабельные верфи на Дону и Воронеже. 1696-1711 гг. Положение работных людей – строителей флота. Русские и иностранные судостроители. Деятельность Петра I в Воронежском крае. В 1703 г. в Воронеже открыто первое учебное заведение в крае для подготовки младших офицеров. В 1714 г. в Воронеже открыта цифирная школа.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со справочным материалом, выполнение индивидуальных заданий, решение тестовых заданий,работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений, рефератов).

2

Контрольное тестирование

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

26

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

контрольные работы

17

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Тема 6. Воронежский край в период начавшегося разложения феодализма и развития капиталистических отношений во второй половине ХVIII в..

Содержание учебного материала

2

Заселение Воронежского края. Этнический и классовый состав населения. Однодворцы. Распространение помещичьего землевладения. Развитие промыслов в Воронежском крае (суконный, кирпичный, мукомольный, чулочный, кожевенный, сапожный и др.). Борьба воронежских крестьян против крепостного гнета (1765 г. Солдат Гаврила Кремнев). Развитие суконной промышленности в Воронеже (Тулиновы, Гарденины, Постоваловы). Строительство города по плану 1774 г. архитектора И.Е.Старова. Общественно-культурная жизнь Воронежа (Народное училище, театр, «Болховитиновский кружок»). Открытие первой в Воронеже и губернии типографии в 1798 г.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над конспектом  лекций, со справочным материалом, решение тестовых заданий.

1

Тема 7. Воронежская губерния в период кризиса капиталистической системы и распространения товарно-денежных отношений (первая половина ХIХ в.).

Содержание учебного материала

2

Социально-экономическое развитие Воронежской губернии в 1-й половине ХIХ в.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника

Выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой.

1

Тема 8. Воронежская губерния в период капитализма (вторая половина ХIХ в.).

Содержание учебного материала

2

Крестьянская реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Социально-экономическое развитие Воронежской губернии во 2-й половине Х I Х в.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника. Выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой .

1

Тема 9. Воронежская губерния в начале ХХ в.

Содержание учебного материала

2

Социально-экономическое развитие губернии. Революционное движение вначале ХХ в. Революция 1905-1907 гг. в Воронежской губернии.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой .

1

Тема 10. Военно-политическая борьба накануне и после Октября 1917 года.

Содержание учебного материала

2

Воронежская губерния между двумя революциями 1907-1917 гг. Борьба за власть Советов в Воронежской губернии. Воронежская губерния в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. 1918-1920 гг.        

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, конспектом  лекций, работа со справочным материалом.

1

Тема 11. Социально-экономическое развитие Воронежского края в 1920-1930 гг.

Содержание учебного материала

2

Переход страны к новой экономической политике. Восстановление промышленности и начало ее реконструкции. Восстановление сельского хозяйства. Появление первых коллективных хозяйств в Воронежской губернии. Развитие культурной жизни Воронежской губернии. В.В.Маяковский в Воронеже. Начало Воронежского радиовещания (1925 г.).

Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.), развитие промышленности ЦЧО в годы первых пятилеток. Совхозы в ЦЧО. «Раскулачивание». Итоги развития промышленности и сельского хозяйства области. Награждение Воронежской области орденом Ленина (1935 г.). Культурное строительство в Воронежской области. Необоснованные репрессии  1930-х гг. (Дело краеведов, трудовая крестьянская партия).

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника. Выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений, рефератов).

1

Тема 12. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

.

Содержание учебного материала

6

Начало Великой Отечественной войны. Введение военного положения на территории Воронежской области. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Создание отрядов народного ополчения. Воронежский добровольческий коммунистический полк. Наступление немецко-фашистских войск летом 1942 г. Бои за Воронеж. Оккупация правобережной части города и западных районов Воронежской области. Оборона Воронежа и ее место в истории Великой Отечественной войны. Воронежцы – герои уличных боев (Д.Куцыгин, В.Куколкин, А.Скоробогатько). Борьба советских  людей против немецко-фашистских захватчиков в оккупированных районах области. Освобождение Воронежа (25 января 1943 г.). Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторенская наступательные операции. Разгром немецко-фашистских захватчиков на территории Воронежской области. Кровавые злодеяния гитлеровцев на воронежской земле (Песчаный лог, г.Россошь, с.Девица Семилукского района, с.Староникольское Хохольского района). Разрушения и ущерб, причиненный захватчиками городу и Воронежской области. Трудовой подвиг воронежцев. Культурная жизнь Воронежской области в годы войны.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, конспектом  лекций, работа со справочным материалом, выполнение индивидуальных заданий, решение тестовых заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений, рефератов).

4

Тема 13. Воронежская область во второй половине ХХ века и в наши дни.

Содержание учебного материала

4

Промышленное развитие Воронежской области, развитие сельского хозяйства Воронежской области, культурное развитие Воронежской области во второй половине ХХ века и в наши дни.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над материалом учебника, конспектом  лекций, работа со справочным материалом, выполнение индивидуальных заданий, решение тестовых заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений, рефератов).

2

Дифференцированный зачёт

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;  
  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • учебники по истории;
  • карточки – задания;  
  • комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, атласы, настенные карты).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Панова В.И. Из истории Воронежского края: учебно-методическое пособие / В.И. Панова. – Воронеж: Родная речь, 1995. – 192 с.
  2. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области: учебное пособие / В. И. Панова, А.О. Амелькин. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. -112 с.
  3. Панова В. И.  История Воронежского края: учебн.-методич. пособие./ В. И. Панова. – Воронеж: Родная речь, 2001. - 287 с.

Дополнительные источники:

  1. Акиньшин А.Н. Записки старого пешехода: прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции / А.Н. Акиньшин, О.Г. Ласунский. –Воронеж: Правдивцев и КО, 2002. – 350 с.
  2. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. – Воронеж: Кварта, 2003. – 239 с.
  3. Бирюлин И.Ф. Верхний и Средний Дон в Великой Отечественной войне/ И.Ф. Бирюлин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1970. - 222 с.
  4. Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов [и др.]. – Воронеж, 1986. - 224 с
  5. Гринько А.И. В боях за Воронеж (Хроника героической обороны города) / А.И. Гринько. – Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1985. – 223 с.
  6. Гринько А.И. Линия ратной славы. Памятные места боев за Воронеж в годы Великой Отечественной войны. / А.В. Гринько. – Воронеж, 1988. - 176 с.
  7. Елецких В.Л. Воронеж. Город воинской славы / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
  8. Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
  9. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» / В.П.                    Загоровский. – Воронеж: ВГУ, 1971. – 99 с.
  10. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника / В. П. Загоровский. –    Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1989. – 253 с.
  11. Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я/ В.П. Загоровский. — Воронеж: Центр.-Черн. кн. изд-во, 1982. — 312 с.
  12. Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. – Воронеж: Воронеж: Центр.-Черн. кн. изд-во, 1996. -  200 с.
  13. Колтаков Н.С. Века над Доном/ Н. С. Колтаков . – Воронеж: Центр.-Черн.  кн. изд., 2010. – 352 с.
  14. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. – Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1979. – 191 с.
  15. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках/ В.И. Кононов.  – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. – 352 с.
  16. Кононов В.И. Священная память. Памятники славы Воронежа/ В.И. Кононов. — Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2005. — 129 с.
  17. Кригер Л.В. Историко-культурное наследие Воронежской области: исследования и использование: метод. пособие / Л.В. Кригер. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2007. – 124 с.
  18. Москаленко А.Н. Славяне на Дону (Борщевская культура) / А.Н. Москаленко. – Воронеж: ВГУ, 1981. – 161 с. 
  19. Прохоров В.А. Вся воронежская земля / В.А. Прохоров. – Воронеж: ВГУ, 1973. -136 с.
  20. Пульвер Е.А. Коротко о Воронеже. Путеводитель / Е.А. Пульвер, Ю.Е.     Пульвер.- Воронеж: Коммуна, 1985. – 63 с.
  21. Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежского края (конец XVII – начало XX века) / Ю.В. Пыльнев. – Калининград: Аксиос, 2012. – 728 с.
  22. Пыльнев Ю. В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII – начало XX века: пособие для доп. образования / Ю. В. Пыльнев, С. А. Рогачев. – Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 1999. – 527 с.
  23. Синюк А.Т. Воронеж: история города в истории Отечества / А.Т. Синюк, В.В. Донкарев, А.В. Донкарев. – Воронеж: Полиарт, 2005. – 124 с.
  24. Тихомиров В.Н. История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа / В.Н. Тихомиров. – Воронеж: Новый взгляд, 2009. – 26 с.
  25. Тонков В.А. Очерки литературной жизни Воронежского края / В.А. Тонков, О.Г. Ласунский. – Воронеж, 1970. – 422 с.
  26. Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону (июль 1942 — февраль 1943) / С.И. Филоненко. – Воронеж: ВГАУ, 2004. – 255 с.

Интернет-сайты

  1. Воронежский областной краеведческий музей [Электронный ресурс]. – http://museum.ruM651Воронеж
  2. Художественный музей им. И. Н. Крамского. [Электронный ресурс]. – http://kramskoi.vzh.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, устных и письменных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  •  соотносить даты событий отечественной истории и истории Воронежского края с веком, использовать текст исторического документа при ответе на вопрос, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельствования разных источников;
  • показывать умение работать с исторической картой Воронежской области;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, происходящих в крае;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Воронежского края;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни в Воронежской области;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии родного края;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Знать:

  • основные этапы и ключевые события истории края в новейшей истории;
  • выдающихся деятелей Воронежского края; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

  • устный опрос,
  • письменный опрос,
  • тестирование,
  • оценка выполнения реферата.

        Приложение 1

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

раздела

Наименование раздела дисциплины (тема)

Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия)

Количество часов

Активные и интерактивные формы обучения

  1. 1

Воронежский край в период первобытнообщинного строя.

семинар

1

Развернутая беседа

  1. 2

Воронежский край в период возникновения и развития феодальных отношений

урок

2

Работа с документами

Воронежский край в период укрепления Российского государства. ХIV-ХVI вв.

урок

2

Работа с документами

Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в ХVII в.

семинар

1

Развернутая беседа

Воронеж и Воронежский край в период правления Пера I. Деятельность Петра I в крае.

семинар

2

Развернутая беседа

Воронежский край в период начавшегося разложения феодализма и развития капиталистических отношений во второй половине ХVIII в..

урок

2

Работа с документами

  1. 3

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

семинар

2

Развернутая беседа

Воронежская область во второй половине ХХ века и в наши дни.

семинар

1

Развернутая беседа


Приложение 2

Лист изменений рабочей программы

Номер изменения

Номер протокола заседания методического объединения и дата

Страницы с изменениями

Перечень откорректированных пунктов

Подпись председателя методического объединения


Приложение 3

Лист периодических проверок рабочей программы

Дата

Должностное лицо, проводившее проверку

Потребность в корректировке

Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений

Ф.И.О.

должность

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...