Анализ рассказа Матренин двор
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
«Матренин двор» “ Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности ), нисколько в ней не утопая”. А. И. Солженицын
После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ? «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.
Один день из жизни Матрёны Васильевны Смысл повседневного существования Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу) Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.
Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». «Матренин двор»
Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя. Выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока "Праведница земли русской" (по повести А.И.Солженицына "Матренин двор")
Произведения А.И.Солженицына читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики». Рассказ «Матрёнин дв...
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
Урок-анализ в 9-м классе на тему: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).
Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).Цели урока:Образовательная цель: Выяснить, что автор поднимает в рассказе тему образованных людей и...
Сопоставительный анализ повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказа Ф.М. Достоевского «Маленький герой».
Вниманию предлагается методические рекомендации (как вариант) проведения занятий по изучению повести И.С.Тургенева "Первая любовь"....
Сравнительный анализ сказки и рассказа.
Сравнительный анализ сказки и рассказа....
Исаак Эммануилович Бабель. Анализ рассказа "Письмо"
Исаак Эммануилович Бабель. Рассказ "Письмо"...
Комплексный анализ рассказа И. Бунина "Красавица". Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.2
В основу урока положена комплексная работа с текстом рассказа И. Бунина "Красавица": повторение пунктуации осложненного простого предложения и пунктуации сложного предложения, а также анализ...