Методическая разработка открытого урока "Праведница земли русской" (по повести А.И.Солженицына "Матренин двор")
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravednitsa_zemli_russkoy.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор").
План урока:
1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.
4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.
5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.
6. Аналитическая беседа
7.Заключительное слово учителя.
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
- помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
- познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;
Опережающее домашнее задание:
- Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
- Индивидуальные задания:
- подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
- подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
- выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
- рассказ о прошлом от лица Матрены
Эпиграф к уроку:
“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.
Оборудование к уроку:
- экран, мультимедийный проектор;
- презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
- презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
- презентация учащегося.
Слайд 1.
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”.
Исходя из темы урока, сформулируйте цели.
Слайд 2.
Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:
Познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича Солженицына, узнать, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаться осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.
Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпина; именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовное пение в исполнении Шаляпина).
Слайд 3.
Я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.
- К уроку группа «биографов» подготовила сообщения о жизни и творчестве А.И.Солженицына. Послушаем их внимательно, запишем основные вехи жизненного и творческого пути писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопросы: каким вы представляете А.И.Солженицына, какова его жизненная позиция, что помогло ему стать талантливым писателем и, прежде всего, достойным гражданином? Н.А.Некрасов в одном из своих стихотворений сказал:
А что такое Гражданин?
Отечества достойный сын.
- Презентация преподавателя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.
- Детство и юность будущего писателя (слайд 4)
Студент:
Со стороны отца Солженицын происходил из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяцев до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицына занимались мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе познакомился с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
На фронтах Великой Отечественной войны (слайд 5)
Студент:
В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что был представлен к ордену Красного Знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”
Арест и лагерь (слайды 6, 7)
Студент:
Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.
Освобождение. Жизнь в ссылке (слайд 8)
Студент:
После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицына “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.
Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.
Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (слайд 9)
Студент:
В конце 50 - начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день Ивана Денисовича”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в Союз писателей. С этого момента начинается творческий подъем писателя.
В 1967 году на открытии съезда Союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из Союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати.
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.
Возвращение на родину (слайд 10)
Студент:
Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.
Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.
Проверка индивидуальной работы (по карточкам).
4. Знакомство с историей создания рассказа
Преподаватель:
О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появилось это произведение.
Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор».
Презентация «Матренин двор».
Рассказ был написан в 1959г, впервые опубликован в 1963 г. в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) изменён автором на 1953 (до «хрущёвской оттепели»). Цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.
В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» прозу от первых произведений В.Овечкина, Ф. Абрамова, В.Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В.Астафьева о том, что наша «деревенская проза» вышла из «Матрёнина двора». В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики».
Рассказ «Матрёнин двор» автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево Владимирской области. Люди старшего поколения из Мильцево хорошо помнят о страшной катастрофе на железнодорожном переезде в феврале 1957г. Этот рассказ А. Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956г. «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
- Как вы понимаете словосочетание «нутряная Россия»?- Почему именно в «нутряной России» захотелось затеряться рассказчику?
Предположительный ответ: Игнатич (под таким именем предстаёт перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы. У него были другие желания: «А меня тянуло – учительствовать». И в строении этой фразы с её выразительным тире, и в выборе слов передаётся настроение героя, выражается самое заветное.
- Давайте вспомним эпизод во Владимирском облоно. Какая строка передаёт ощущение времени?
(«Но что-то начинало уже страгиваться». Эта строка даёт ход дальнейшему повествованию, раскрывает смысл эпизода в облоно. Мы видим иронию писателя: перещупали каждую букву в документах, походили из комнаты в комнату, позвонили – и место учителя дали).
- Как вы думаете, почему автор упоминает два населённых пункта – Высокое Поле и Торфопродукт? Какие качества героя раскрываются здесь?
(Душа не приняла населённый пункт с названием «Торфопродукт»: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Опять авторская ирония. В совершенно иной тональности написаны строки, идущие перед этой иронической фразой: («От одного названия веселела душа.-…и всё в мире молчит»). Игнатич «просветлел», услышав народный говор. Его приятно поразила речь крестьянки: «она не говорила, а напевала умильно, и слова её были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии». Автор предстаёт перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. «Ветром успокоения, потянуло» на него от названий. Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово. И далее мы видим проникновенные лирические зарисовки-описание «высыхающей речушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу.)
Так автор подводит нас к дому, где живёт Матрёна.
Волей обстоятельств писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины.
Нарисуйте словесный портрет Матрёны.
(Писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания героини (как, например, описывается внешность Фаддея). Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Прямая авторская характеристика дана в словах: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»).
Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Найдите художественные детали, важные для понимания главной героини.
(Всё в её доме органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далёкий шум океана»; и колченогая, подобранная из жалости Матрёной кошка; и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Неоднократно упоминаются любимые Матрёной фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы»).
Историю «колотной житёнки» Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу. Расскажите о нелёгком жизненном пути героини.
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть 6 детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжёлая болезнь – немочь, житьё без пенсии).
В судьбе одной Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.
В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. Расскажите об этом.
(Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки», она не получила пенсии. Пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией А.Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе. На склоне лет, тяжело больная, Матрёна не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать кусок хлеба. Автор рассказывает, как бесконечно долго и упорно эта женщина почти ежедневно преодолевает путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Причина бесплодности её усилий самая обычная: «в ту осень много …- … одной пачкой сколоты».
У Матрёны одна - единственная коза, но и для неё собрать сена «труд великий». Сама она объясняла нежелание держать корову так: «Э-эх, Игнатич …-… навильник».
«Новый председатель, присланный из города (!), первым делом обрезал всем инвалидам огороды. 15 соток песочка оставил Матрёне, а 10 соток так и пустовало за забором».
Трудно было старой женщине разжиться торфом.
Почему именно торфом, а не дровами?
( «А и на этом месте … - … Героя Социалистического Труда») Торфу жителям не продавалось: «Да, это было так …-… с санками по ночам»)
- Испытывая такие трудности, обозлилась ли Матрёна на этот мир?
(Нет, она сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». «Сердилась Матрёна на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу (вспомним, как приказывала жена председателя) шла помогать колхозу, не получая ничего за работу»).
Преподаватель:
Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казёнными. А когда Матрёна, наконец, добивается пенсии за потерю кормильца (а не за себя!), более опытные в жизни соседки подвели итог её пенсионным мытарствам: «государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина. Но следует заметить: писатель не только осуждает власть, его голос полон сострадания.
А.И. Солженицын разделил рассказ о Матрене на три части. Каждая часть открывает что-то новое в облике главной героини:
1 часть – Матрёна предстает в восприятии рассказчика.
2 часть – Матрёна сама рассказывает о своём прошлом.
3 часть – И после смерти Матрёны к ее образу добавляются новые грани.
Почему Матрена Васильевна была нужным человеком в деревне?
(Это редкий человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Она не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).
Преподаватель:
Стоит обратить внимание на саму форму «приглашения», все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, просто констатируют факт: «Завтра, Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать», «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!»
- Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера героини?
(1.Матрёна способна на самоотверженный поступок: она остановила коня, когда тот, испугавшись, понес сани к озеру. Молодая, сильная, красивая, Матрёна была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит»
2. Когда приходит очередь кормить пастухов, Матрёна готовит от души
3. Воспитывает племянницу Киру.)
- Каково отношение окружающих к Матрене? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга – вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же?
(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам). Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это).
- Кому из героев рассказа была близка Матрена?
(Много общего у нее с постояльцем. Оба деликатны: вспомните, как Матрёна старалась не шуметь, пока Игнатич утром спит. Оба нелюбопытны к жизни другого человека. Их объединяют благородство души, сострадание, сочувствие. Они – единомышленники, во много совпадают их мировоззрения. Вспомните, как Матрёна варит картошку: лучшую – для Игнатича, себе и козе – помельче. Больше отдать ей нечего).
Полнее всего раскроется Матрёна во II части, когда придет «высокий черный старик» Фаддей. Пришел Фаддей не к Матрёне, а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. С прихода Фаддея начинается развитие событий. До него Игнатич и Матрёна живут настоящим, не тревожат прошлого друг друга, не расспрашивают о нем. Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе. Горячее, незабытое, оно не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел.
- Что рассказала Матрёна об отношениях с Фаддеем?
(Матрена не дождалась своего любимого, пропавшего на войне без вести. Смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата Ефима определили ее судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась ее душа. И все же не о себе думала тогда Матрёна: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало»).
- Понял ли ее жертвенность Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
(Нет, из его уст мы слышим страшную и жестокую угрозу: «Если б то не брат мой родной-я бы вас порубал обоих». Эта угроза спустя десятилетия нагонит Матрену).
- С каким чувством рассказывает Матрёна историю своего замужества?
(Обилие многоточий выдает крайнее волнение Матрёны. Не случайны и глаголы: «прошептала», «уронила», «обернулась к двери, как живой», «закрыла глаза». Матрёна не просто излагает события, она вновь переживает их. Сила этого переживания столь велика, что Игнатичу кажется, что всё, что рассказывает Матрена, происходит сейчас, здесь – он невольно оглядывается, зримо представляя события, происходившие более 40 лет назад).
- В чем чувствовала свою вину Матрена?
(Фаддей в юности был другим – не случайно же его полюбила Матрёна. И в том, что он изменился – есть вина Матрёны. Поэтому Матрёна, чувствуя это, многое ему прощала. Обозленный Фаддей вымещал свою обиду и злость на жене - найденной второй Матрёне).
- Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое. Почему не спит две ночи Матрёна?
(Ей тяжело решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Матрене не жалко саму горницу: ломка дома воспринимается как ломка всей ее жизни. Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка).
- Почему читатель верит ей? Почему мы чувствуем, что события закончатся трагически? Когда и где автор успел подготовить нас к такому финалу? Найдите подсказки автора.
(1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов
2. Страх Матрёны перед поездом.
3. Пропажа святой воды на Богоявление – плохое предзнаменование.
4. Исчезновение колченогой кошки)
- Кто виноват в гибели Матрёны?
(Фаддей. Ему нужно было захватить горницу, участок земли.
Тракторист – хотел получить плату за перевоз, поэтому он не хотел другого тракториста. К тому же он взял трактор тайком, поэтому мог сделать только один рейс, чтоб успеть к утру поставить трактор на место. Но самое главное, что убило Матрёну, - это чужая корысть, алчность – вечная разрушительница жизни, человечности. Через 40 лет Фаддей выполнил угрозу. «Перебрав тальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один»).
- Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств?
(Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Смерть выбирает лучших. И если не придерживаться реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна – праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. Разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну с другими жителями деревни. Ее смерть – начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрёна).
- Погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от происшедшего на железной дороге. А что же Фаддей?
(Фаддей – самая страшная фигура в рассказе, этот «ненасытный старик» потерял элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Только что мы говорили о том, что Матрёну столько лет грело не погасшее к Фаддею чувство. А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрёны).
- Наблюдение за поведением жителей на похоронах Матрёны дает возможность показать ту среду, в которой она существовала. Кто искренне переживает ее горе?
(Людей, искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало: близкая подруга (не забывшая кстати спросить ее кофту), «вторая Матрена» и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. После смерти Матрёны тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили (!) 200 похоронных рублей».
Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство. Плач превратился в своего рода политику. На поминальном ужине много пили, громко говорили «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, никто в эту вечную память не вкладывал чувства»).
Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника» - имеет глубокий смысл.
Сообщение (работа со словарем).
Слайд 11.
Праведник – в позапрошлом веке это понятие было в чести. Так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Более того, оно приобрело иронический оттенок. Читаем «Словарь русского языка» С.Ожегова (1987): «Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Точная характеристика Матрёны!). И все бы нормально, если бы рядом с этим определением не стояла в словаре пометка – «ирон.». Действительно, отношение окружающих к Матрёне вполне соответствует такому толкованию. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».
Слайд 12.
Так логически выстраивается цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника.
Учитель:
Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Л.Толстой и Ф.Достоевский. Но гибнет Матрёна – и рушится этот мир: растаскивается по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке.
- Горек финал рассказа. Прочитаем его.
А она не имела…
Не гналась она за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятная и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город
Ни земля наша.
Увидеть в простой деревенской старушке праведницу, великую душу мог только А.Солженицын. И дело даже не столько в его высокой образованности, тонкой интеллигентной проницательности, сколько в его духовном родстве с Матрёной.
7. Заключительное слово преподавателя.
- Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”
В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
Но жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа; изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.
Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.
Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни — уроком добра, совести и человечности.
-Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы
Учащаяся читает стихотворение Булата Окуджавы.
В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
Преподаватель:
- Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Элегию” Рахманинова, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.
Слайд 1,2.
Ребята! Предлагаю вам вернуться к началу урока. Какова тема нашего урока? Какие цели мы ставили? Как вы считаете, достиг ли наш урок цели?
Предлагаю вам творческое задание: продолжить предложение.
Слайд 13.
Рефлексия:
- Для меня большим открытием на уроке стало…
- Работая над содержанием рассказа, я почувствовал(а)…
- Я думаю, что тема праведничества…
Слайд 14.
Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники?”.
Выставление оценок.
Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с
Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».
Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...
Методическая разработка открытого классного часа по экологии "Земля - наш дом"
Данная методическая разработка предназначена для того, чтобы ребята поняли, что такую тему, как экология необходимо обсуждать. Важно знать как правильно себя вести, чтобы не наносить Природе, а значит...
Методическая разработка открытого урока «Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»
laquo;Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Н.Ф. Ватутин – великий сын земли Белгородской»
Методическая разработка представлена для проведения открытого внеклассного мероприятия по истории по теме: « Н.Ф. Ватутин – великий сын земли Белгородской», посвящённого ...
Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»
Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...
Методическая разработка открытого урока "За Волгой для нас земли нет!"
Методическая разработка урока истории, материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия...