Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе
статья
Сегодня формирование толерантности занимает особое место в системе гражданского образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie.docx | 338.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 71
«Предметная среда внеурочной деятельности»
Программа «Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе» для студентов «Советского политехнического колледжа»
Выполнил:
Курчатова Анна Сергеевна
Преподаватель истории и обществознания
БУ «Советский политехнический колледж»
« Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста»
Далай-Лама XIV
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Изучение истории и обществознания дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у обучающихся. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории и обществознания. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих обучающимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Главная задача преподавателя — постоянно и целенаправленно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости и устойчивости, как способности человека реализовать свои личностные позиции; гибкости и компромисса, как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национальных отношений стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения в обществе. В настоящее время наиболее актуальной является проблема воспитания толерантного сознания у подрастающего поколения.
Эта тема заинтересовала меня нетерпимым отношением к другим нациям наших студентов. Проведя социологический опрос среди обучающихся колледжа, было выявлено, что из 100% (195 человек) опрошенных (Приложение 1)
- 90% - русские
- 6%-татары
- 2% - украинцы
- 2% - азербайджанцы
Чтобы найти ответы на поставленные мною вопросы я изучила государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", статью Писаревской М.А. о проблеме формирования толерантности у студенческой молодёжи.
Цель: формирование толерантного сознания обучающихся в условиях Советского политехнического колледжа на основе деятельностного подхода.
Задачи:
1. изучение специальной литературы, Интернет-ресурсов по теме педагогического проекта;
2. поиск и реализация наиболее эффективных технологий, форм и методов деятельностного подхода для формирования норм толерантного сознания обучающихся в условиях Советского политехнического колледжа;
3. проведение диагностики обучающихся колледжа с целью выявления уровня сформированности толерантного сознания (Приложение 1);
4. создание и реализация учебно-методического комплекса, направленного на формирование толерантного сознания;
5. популяризация культуры различных национальностей, проживающих на территории ХМАО-Югры через проведение внеклассных мероприятий.
Объект представляет собой процесс формирования уровня толерантного сознания обучающихся колледжа в ходе изучения общественных дисциплин, научно-исследовательской деятельности, внеклассной работы.
Предмет: педагогические технологии, формы и методы деятельностного подхода, при использовании которых образование становится фактором формирования толерантного сознания у обучающихся Советского политехнического колледжа.
Гипотеза: если определить наиболее эффективные формы и методы деятельностного подхода для формирования толерантного сознания и реализовать их в образовательном процессе, то можно повысить уровень толерантного сознания обучающихся Советского политехнического колледжа.
Методы:
1. Теоретические: анализ культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности.
2. Эмпирические: опытная работа; изучение и обобщение современного педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование обучающихся Советского политехнического колледжа).
3. Информационные: применение цифровых образовательных ресурсов, Интернет ресурсов, наглядных пособий.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня толерантного сознания обучающихся Советского политехнического колледжа;
- отсутствие конфликтов среди обучающихся колледжа на национальной почве;
- разработка учебно-методического комплекса, направленного на повышение уровня толерантного сознания;
- повышение процента обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность.
Аналитическое обоснование проблемы
Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных действующим Президентом России, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».
Она ориентирована на дальнейшее развитие В конце 2010 г. Правительством ХМАО была подписана Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2015 годы».
Цель программы - создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи программы:
- Воспитание толерантности через систему образования.
- Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
- Укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре через средства массовой информации.
- Содействие национально-культурному взаимодействию в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Поддержание межконфессионального мира и согласия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.
Эта тема актуальна особенно для нашего Ханты-Мансийского округа, где проживают народы разных национальностей(Приложение 2) Только в нашем колледже обучаются студенты таких национальностей как: русские, украинцы, татары, азербайджанцы, башкиры. Поэтому необходимо формировать толерантное отношение к людям разных национальностей, чтобы избежать межнациональных конфликтов и столкновений. Здесь на помощь приходят уроки истории, обществознания и внеклассная работа преподавателя.
В настоящее время в системе образования происходят изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества. В отечественной педагогике совершается переход от традиционной образовательной системы, предполагающей репродуктивный тип деятельности, к личностно-ориентированной, предусматривающей активное восприятие учебной информации и жизненной реальности
В связи с этим важной чертой, характеризующей личностную сущность современного студента, становится толерантность, выступающая как способ неагрессивного взаимодействия с окружающей реальностью. Толерантность приобретается при наличии в сознании обучающегося целостной и полной современной гуманитарной картины мира, потребности личности в понимании, структурировании, ценностной осмысленности знания.
Данная тенденция повлияла и на предметы гуманитарного цикла. В истории произошло обновление практически всех курсов отечественной и всеобщей истории, больше внимания стало уделяться изучению социокультурных реалий, процессов интеграции мирового сообщества, способов нахождения компромиссного выхода из конфликтных ситуаций. При этом акцент делается на уникальность и неповторимость каждой отдельно взятой культуры при признании их различий.
Особую значимость формирование толерантной личности, способной к неконфликтному существованию с теми, кто отличается от ее собственной группы, приобретает у подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст является основой для складывания качественно новых характеристик. Так, к ним можно отнести формирование собственной Я-концепции, на основе идентификационных процессов, построение своей картины мира и определение своего места в ней через осознание общественно принятых образцов поведения, этнической идентичности, ценностных ориентации, выраженных в различных культурных символах.
Основой толерантного взаимодействия является диалог, так как диалогическое общение устанавливает взаимоотношения между его участниками и представляет собой определенную модель поведения индивида в жизненном пространстве. Моей задачей становится обучение студентов эффективным умениям и навыкам сотрудничества, в том числе с представителями нереферентной группы. Средством достижения указанной задачи выступают педагогические дискуссионные технологии, позволяющие средствами историко-обществоведческого образования формировать у обучающихся ряд качеств толерантности.
Концептуальные основы программы
На современном этапе, в условиях экономического и политического реформирования, судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и функционирования системы гражданского воспитания. Особое место в системе гражданского воспитания занимает вопрос о формировании толерантности.
Россия – как часть открытого мира сегодня находится в стадии становления национального государства, национального самосознания, самоидентификации каждого гражданина – «я – русский». Остро звучит вопрос о взаимоотношениях с другими народами, проживающими с нами по соседству или на территории нашего государства. Яркий пример – Ханты-Мансийский округ-Югра, который переполнен мигрантами из стран ближнего зарубежья.
Эти проблемы понятны государству и обществу. Они нашли своё отражение в национальной образовательной политике. Так, стратегия инновационного развития Российской Федерации (на период до 2020 года),национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, ФГОС в фундаментальном ядре содержания общего образования, четко определяют основную задачу образования – формирование у граждан толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
В научной литературе «толерантность» рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
Толерантное сознание формируется в процессе установки обучающимся на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.
Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
- потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);
- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);
- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)
Выделяется несколько уровней толерантности:
1. Цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;
2. Международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;
3. Этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.
4. Социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;
5. Индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.
Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями
Принципы воспитания толерантности:
Группа принципов | Название принципа | Сущность принципа | Правила | |
Общепедагогические
| Принцип целенаправленности | Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. |
| |
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей | Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженость влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) .При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности. |
| ||
Принцип культуросообразности | В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. |
| ||
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью | Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. |
| ||
Принцип уважительного отношения к личности | Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. |
| ||
Принцип опоры на положительное в ребенке | Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. |
| ||
Частные
| Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности | Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности. |
| |
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка | Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека. |
| ||
Принцип единства знания и поведения | Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. |
| ||
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении | Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:
|
| ||
Принцип диалогичности и сотрудничества | Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. |
| ||
Принцип воспитывающей рефлексии | Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. |
|
Личностно-ориентированный:
- признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
- признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
- опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
- индивидуальный подход
Деятельностный:
- опора на активность, сознательность и самостоятельность;
- ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого обучающегося;
- обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
- построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение обучающихся.
Работа по формированию толерантного сознания осуществляется в сочетании различных форм урочной и внеурочной деятельности. Наиболее эффективными методами при формировании толерантного сознания являются: научно-исследовательская работа, проведение внеклассных мероприятий, технология музейной педагогики.
Описание сути проекта
Особое место среди учебных дисциплин занимают «История» и «Обществознание», так как они имеет огромные возможности для формирования толерантного сознания.
Данные дисциплины дают возможность:
- Признавать разнообразие позиций и мнений
- Воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей
- Способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений
- Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания
- Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику
Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- Конструирование содержания образования на уроках истории/обществознания (блоковое КТП, блочно-модульное обучение)
- Отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества (сочетание проблемного, исследовательского и проектного методов обучения)
- Педагогическая поддержка обучающихся (карточки-инструкции, алгоритмы, тренинговые упражнения, памятка) .
Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении ведется с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, надо подчеркнуть, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.
При изучении темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указывается на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса.
Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.
Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, следует отметить, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди обучающихся. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа.
Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит обучающихся к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
Рассматривая процессы колонизации восточных окраин Руси в XVI—XVII вв., следует назвать отношения вновь пришедшего русского и местного населения толерантными. Их характер способствовало передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание обучающихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у обучающихся нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.
На уроках обществознания можно наиболее активно использовать методические приемы, формирующие толерантное сознание обучающихся.
Эвристическая беседа, урок – диалог, дискуссия, деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, политкультурности, ненасилия.
Итак, возможные методические приемы:
1. Тренинги
Они способствуют развитию навыков социализации, коммуникативного общения, установлению диалога формированию толерантного отношения друг к другу.
- В разделе Общение проводятся занятия- тренинги, с привлечением психологов по темам:
« Конфликты, и как их избегать», « Культура общения».
2. Общая дискуссия
Дискуссии являются хорошим приемом как для преподавателя, так и для обучающихся, который позволяет узнать, каково их отношение к вопросам, касающимся терпимости. Это очень важно, потому что помимо знания фактов, обучающимся также необходимо уметь исследовать и анализировать эти вопросы самим. Дискуссии - это еще и возможность развить умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести другие навыки, важные для воспитания уважения к правам других у людей.
В педагогической деятельности средством формирования толерантности является Метод проекта. В проектной деятельности я моделирую ситуацию, которая дает возможность обучающемуся проявить толерантность, с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности, за счет чего достигаются результаты обучения такие, как:
- овладение обучающихся различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим, нравственным нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания на основе идей толерантности, с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной среде;
Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание обучающимся конкретных ситуаций, преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, то есть активное взаимодействие с социальной средой. А это невозможно без толерантного сознания.
Информационные технологии можно использовать на всех типах уроков: изучения новых знаний и формирования новых умений; практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; комбинированные (смешанные); (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, НА. Сорокин, М.И. Махмутов).
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - преподавателю и студенту - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет преподавателю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.
Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и внеклассной работе предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность обучающихся
Одна из новых педагогических технологий, которою я также использую для формирования толерантного отношения это -музейная педагогика.. Музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. Музейная педагогика – проведение экскурсий, уроков на базе музея, встреч с ветеранами. Центром формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся в нашем колледже является музей. Музей призван содействовать формированию у учащихся патриотизма, воспитанию познавательных интересов, коммуникативных навыков; содействовать развитию общественно- политической активности учащихся, овладению ими навыками поисково-исследовательской работ.
С 2000 года наше учебное заведение носит имя Героя России Александра Бузина – выпускника колледжа. В ходе поисково-исследовательской работы – поездки в воинскую часть г. Новочеркасск в 2006г., общения с командующим составом, мамой А. Бузина, была создана экспозиция музея «По следам боевой славы героя России Александра Бузина».
В ходе исследования событий Афганской войны, где участвовали выпускники колледжа была проведена выставка и разработан курс экскурсий «Эхо Афганской войны». Музейная педагогика играет важную роль в повышении гражданственности и патриотизма учащихся.
Беря во внимание многонациональность нашего округа, в колледже уделяется большое внимание формированию толерантности. На основе проведенной исследовательской работы « Толерантность и интолерантность в молодежной среде как фактор национальных отношений», разработано и проведено мероприятие «Диалог народов ХМАО-Югры».
Сегодня интерес к событиям Великой Отечественной войны не только ослабевает, но и обостряется. В последние годы в нашей стране и за рубежом появилось много новых, ранее неизвестных документов, публикаций и исследований о сражении на берегах Волги. В феврале 2018 года исполнилось 75 лет Сталинградской битве и этому событию была посвящена исследовательская работа «Сталинградская битва в оценке отечественных и зарубежных историков». Изучение вновь открываемых документов позволяет еще глубже осознать, какой дорогой ценой была оплачена советским народом победа в Великой Отечественной войне. Она, бесспорно, давалась неимоверно тяжелым трудом, стойкостью и самоотверженностью советского народа, миллионы представителей которого не щадили своей жизни для достижения конечной цели - победы над фашистскими захватчиками. Далеко не исчерпаны исследования вопросов, связанных как с освещением боевых действий германских Вооруженных сил, так и с раскрытием основных направлений политики военных властей противника на временно оккупированной территории, где разворачивалось Сталинградское сражение. Существует еще много неясностей в освещении положения и судеб немецких военнопленных, находившихся в 1943-1955 гг. на территории Сталинграда и области. Мало что известно и о деятельности коллаборационистов в период Сталинградской битвы. Заслуживает более глубокого рассмотрения положение мирного населения Сталинграда и области в дни сражений на берегах Волги, а также деятельность местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов в военное время.
Большую роль в воспитании у обучающихся чувства патриотизма и культуры межнационального общения играет внеклассная воспитательная работа.
Огромную помощь в работе оказывают ресурсы Интернета и цифровые образовательные ресурсы. Они используются мною в качестве наглядных пособий, при проведении классных часов, виртуальных экскурсий, при проведении спецкурсов и кружков.
Классные часы наиболее полно помогают в воспитании толерантности обучающихся «Планета Толерантность», эрудит-квест «Моя Родина - Югра».
Именно внеклассная работа и должна привести к такой цели, как воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия.
При воспитании толерантности преподаватель должен: воспитывать с любовью и во имя любви; воспитывать в духе мира; вовлекать в процесс воспитания родителей и общественность; поощрять совместную деятельность; признавать значимость и способности каждого; формировать чувство справедливости; создавать свободную и демократическую атмосферу в группе; давать обучающимся возможность самостоятельно решать проблемы
Мероприятия по реализации программы
Этап | Мероприятия |
1.Исследовательский (сентябрь 2016) |
|
2.Организационный (октябрь-декабрь 2016) | Создание плана реализации проекта
|
3.Практический (январь2017- декабрь 2018года) | Реализация УМК:
|
4.Аналитический ( январь-май 2019 |
|
Приложение 1
Опросник «Индекс толерантности»
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | ||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.
УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВЕТСКОГО РОФЕСИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
вопрос | Варианты ответа | Число ответивших | % от числа ответивших |
Как Вы относитесь к экстремизму | 1. Не знаю, что такое экстремизм | 183 | 45 % |
2. Отрицательно | 98 | 24 % | |
3. Равнодушно | 83 | 21 % | |
4. Некоторые движения поддерживаю | 19 | 5 % | |
5. Сам состою в движениях экстремисткой направленности | 0 | 0 | |
6. Затрудняюсь ответить | 19 | 5 % | |
402 | 100 % |
Большинство опрошенных согласны с утверждением о том, что не важно, какой ты национальности, важно какой ты человек. Многие считают, что люди всех национальностей имеют равные права и обязанности, национальная принадлежность не имеет значения.
вопрос | Варианты ответа | Число ответивших | % от числа ответивших |
Какое из следующих суждений более всего отражает Ваше мнение (отметить не более 2-х ответов) | 1. Люди всех национальностей имеют равные права и возможности | 98 | 24 % |
2. Не важно, какой ты национальности, важно какой ты человек | 176 | 44 % | |
3. Национальная принадлежность человека не имеет для меня значения | 89 | 22 % | |
4. Отрицательные черты человека связаны с его национальностью | 21 | 6 % | |
5. Приезжие мешают нам жить | 12 | 3 % | |
6. Затрудняюсь ответить | 6 | 1 % | |
402 | 100 % |
вопрос | Варианты ответа | Число ответивших | % от числа ответивших |
Как Вы относитесь к тому, что в России все чаще можно встретить работников из стран ближнего зарубежья | 1. Положительно | 32 | 8 % |
2. Скорее положительно, чем отрицательно | 48 | 11 % | |
3. Мне все равно | 268 | 66 % | |
4. Скорее отрицательно, чем положительно | 21 | 6 % | |
5. Отрицательно | 12 | 3 % | |
6. Затрудняюсь ответить | 21 | 6 % | |
402 | 100 % |
Приложение 2
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ОКРУГ-ЮГРА
Русские – 66%
Украинцы -8,6%
Татары -7.51%
Башкиры-2,50%
Азербайджанцы-1.75%
Ханты-1.20%
Приложение 3
В Советском политехническом колледже обучаются студенты разных национальностей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В данной работе раскрываются педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающего....
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое ...
статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения
Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью которого является изучение целой темы или какого-то понятия в межпредметном ...
Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В.
Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В....
Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...
Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»
Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...
Технология формирования профессионального сознания студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы
Технология формирования профессионального сознания студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы...