ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по теме

albina2014

Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое общение, взаимное понимание. Если педагог  толерантен, он уверен, доброжелателен, открыт, он выступает в роли наставника. А подростки должны уметь оптимально реагировать на замечания, на критику вне зависимости справедливая она или нет, отстаивать свою позицию, не ущемляя достоинства другого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ НПО «Профессиональное училище №23»         Хамавова Альбина Исмаиловна

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Альбина Исмаиловна Хамавова

ГБОУ НПО ПУ-23 г. Хасавюрт

психолог

                                    «Пока живем, мы должны
учиться искусству жить»

(Сенека)

Формирование толерантного сознания занимает важное место среди проблем, решаемых в обществе. Для формирования активной гражданской позиции требуется серьезное обсуждение этой проблемы. В связи с меняющейся социально-экономической, политической ситуацией мира проблема толерантности обострилась. Наблюдается стремление человечества к отличительности. Растет число  стрессогенных факторов, которые ставят психологическую устойчивость человека под угрозу. Проблема толерантности входит в круг психолого-педагогических проблем. Необходимо глубокое изучение связей толерантности с личностными и когнитивными особенностями человека. Для решения этой проблемы важно вести работу на уровне общества в целом. Для того, чтобы сделать общество более толерантным ,следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных  людей. В интересах международного согласия, существенно, важно, чтобы отдельные люди, общины и нации уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия- невозможны без мира.  Если мы сегодня научим человека терпимо  относиться к своему ребенку, близким, коллеге по работе, то завтра он окажется способным проявить толерантность к человеку другой страны, национальности, веры. Необходимо научить человека ставить себя на место другого, быть самокритичным, тем самым приобрести мировоззренческую толерантность. Если в семье толерантные установки сформированы, то ребенок впитывает их, и его поведение отличается от поведения тех, чьи родители не уважают  права личности. Всякое развитие личности способствует проявлению толерантности, поскольку зрелая личность включает в себя креативность, уважительное отношение к другим, общечеловеческие ценности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Образование призвано воспитывать у обучающихся  чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Отсутствие у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях-вот основные причины предрассудков по отношению к чужим культурам.

Воспитание-это наиболее эффективный способ формирования у подрастающего поколения, глобальной проблемы толерантности. Воспитание  способствует  формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления  основанных на моральных ценностях. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

 Учитель был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений обучающихся, учителю самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог признающий необходимость воспитания толерантности  в учениках, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков.

Педагогическая толерантность-это терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства. Хороший учитель - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с ними, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Педагог умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с обучающимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь обучающимся вправе ожидать, что дети будут относиться к нему с достаточной степенью уважения.

Педагоги должны уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, родной культуре.

Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое общение, взаимное понимание. Если педагог  толерантен, он уверен, доброжелателен, открыт, он выступает в роли наставника. А подростки должны уметь оптимально реагировать на замечания, на критику вне зависимости справедливая она или нет, отстаивать свою позицию, не ущемляя достоинства другого человека.


Список использованной литературы:

1.Адорно Т. Исследования авторитарной личности. Москва. : Серебряные нити, 2001

2.Бардиев Г.Л. Социальная психология толерантности/  Г .Л. Бардиев. -СПб.: Питер, 2005

3.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование 2001г. №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В.

Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В....

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...

Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе

Сегодня формирование толерантности занимает особое место в системе гражданского образования...

Классный час формирование толерантности у обучающихся

Классный час формирование толерантности у обучающихся...