Технология формирования профессионального сознания студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы
статья

Бугрова Валентина Ивановна

Технология формирования профессионального сознания студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

                                     В.И. БУГРОВА, НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ                        КОЛЛЕДЖ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Обучение студентов и формирование у них профессионального сознания является сквозной целью  педагогического коллектива колледжа. Процессом усвоения студентами общечеловеческой культуры необходимо управлять, т.к. в ходе этого процесса у студентов развиваются внутренние потребности и способности.

Главная наша цель  - обучить студентов системе деятельности в период подготовки ВКР. Особое внимание придается общению на основе сотрудничества, постоянному осмыслению студентами результатов собственных действий, или рефлексии.

В процессе общения  у студентов возникают личностные новообразования, одно из них - саморегуляция, т.е. развитие возможностей управлять своим поведением и деятельностью. Механизмы саморегуляции, самопроектирование своей деятельности развиваются в творческой деятельности. Этим является работа над материалами ВКР.

Проблема "Я-концепции" оказывается при этом центральной. Мы, педагоги, должны помочь студенту осознать себя субъектом выбора, отвечающим за свое поведение, способным принимать независимые решения. "Я-концепция", в сущности, определяет не просто, что собой представляет студент, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало или возможное развитие  в будущем.

Принципиальное значение в формировании профессионального самосознания имеет самооценка студентов своих возможностей. Очень важна адекватная самооценка, т.к. ничего так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает удачу как заведомое ее ожидание (успех воздает  успех).

Заниженную и завышенную самооценку можно изменить, это зависит от доверия к источнику информации (книга, учитель); от условий для осознания студентами себя субъектами  выбора, для осознания способности принимать независимые решения.

В этом случае формируется профессиональное позитивное осознание себя способным к будущей деятельности, своей значимости, позитивного самовосприятия. Необходимо помнить : "Наша самооценка в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить" (Джемс). Это очень важная потребность человека - потребность в самореализации.

Самостоятельная работа студентов при подготовке ВКР является специфическим средством организации и управления активной самостоятельной деятельностью и условием стимулирования активного учебного познания.

За последние годы при подготовке ВКР у нас сложилась определенная технологическая цепочка дел, мероприятий, которые, в конечном итоге, позитивно влияют на успешную подготовку дипломных работ  и хорошее их качество. И то, и другое возможно только при  ощущении студентами себя профессионалами.

  1. Подготовка актуальных тем ВКР, они должны быть реально выполнимыми (преподаватель должен разбираться в теме, вопрос должен быть разработан в психолого-педагогической, методической  литературе). Учитывается уровень успеваемости студентов, их самостоятельность в поиске информации и т.д.
  2. Работа над составлением плана индивидуальной работы студента по подготовке ВКР. С этим всегда есть трудности и объективные и субъективные.
  3. Выбор студентом темы дипломной работы. От этого зависит успешность его работы над проблемой, желание и активность. Здесь очень важен совет педагога.
  4. Работа с планом ВКР. Пишется не сразу, сначала это предлагается сделать студенту самому, затем идет совместное обсуждение и совместное написание нового плана. Конечно, в течение работы его можно корректировать, но немного, и чтобы у студентов не было нервозности (в напрасной работе). В своей основе план остается таким же.
  5. Поиск литературы. Часто информации не хватает, она не того качества. Даем примерные списки  литературы, рекомендуем использовать источники в электронной библиотеке.  Часто студенты не могут ее анализировать, систематизировать. Все становится на свои места в общении, совместной работе.
  6. Предзащита ВКР - хорошее средство стимуляции качественной подготовки теоретической части ВКР. Эта форма работы помогает студентам увидеть сильные и слабые стороны проделанной работы. Получить рекомендации по улучшению, исправлению, доработке.
  7. Экспериментальная часть ВКР. Большое внимание уделяем констатирующего эксперимента: постановке целей, методики. Особое значение придаем анализу полученных результатов, помогаем увидеть закономерности, тенденции, особенности (оформление результатов в  диаграммах, гистограммах).
  8. Формулировки задач, гипотезы - от этого зависти содержательная сторона формирующего эксперимента.
  9. Определение технологии работы с детьми и перспективного плана на каком-либо отрезке времени. Технология должна быть с учетом познавательной деятельности детей конкретной возрастной группы и должна быть ориентированна на конкретный результат.

Перспективный план - это содержательная разработка технологии, он имеет большое значение для осознания студентами практической стороны дипломной работы, облегчает описание формирующего эксперимента (и накапливают материал для защиты).

Итак, мы думаем, что сложившаяся технология по подготовке ВКР способствует формированию профессионального сознания студентов, т.к. технология успешна. Мы имеем примеры свободной защиты своей работы на более высокие оценки, чем ожидалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовая подготовка) (выпускная квалификационная работа)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессинального образования 230113 Компьютерные системы и комплексы.В программе указ...

3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"

Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающ...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа...

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка) выпускная квалификационная работа...

Рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентов студентами, осваивающими программу подготовки специалистов среднего звена

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентами укрупненной группы специальностей "Образование, педагогические и гуманитарные науки"...

Методические указания по подготовке выпускных квалификационных работ

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бу...