План работы кружка "Любители русского языка" на 2018-2019 учебный год
материал
Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких - либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой и выразительности устной речи.
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный - это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка - это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель: пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка. Совершенствование навыка выразительного чтения.
Задачи: Научить школьника четко и грамматически правильно говорить.
расширить и углубить программный материал;
развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;
научить анализировать занимательные языковые факты, помочь
понять строй языка.
Основные формы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
• возросший интерес к предмету;
• повышение успеваемости по русскому языку;
• умение грамотно оценивать языковые ситуации.
• участие в различных конкурсах.
• разработка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka_po_russkomu_yazyku.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
План работы кружка по русскому языку
«Любители русского языка»
Учительница русского
языка и литературы : Игнатьева С.А
2019 г.
Пояснительная записка
Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких - либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой и выразительности устной речи.
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный - это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка - это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель: пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка. Совершенствование навыка выразительного чтения.
Задачи: Научить школьника четко и грамматически правильно говорить.
расширить и углубить программный материал;
развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;
научить анализировать занимательные языковые факты, помочь
понять строй языка.
Основные формы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
• возросший интерес к предмету;
• повышение успеваемости по русскому языку;
• умение грамотно оценивать языковые ситуации.
• участие в различных конкурсах.
• разработка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятии.
Раздел 1.
О слове.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. Работа с этимологическим словарём.
Раздел 2.
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.
Раздел 3.
Слово и его системные отношения.
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова.
Группы слов.
Лингвистические словари.
Раздел 4.
Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях
словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных
произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их
способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Учебно-тематическое планирование занятий кружка
«Любители русского языка»
№ | тема занятия | кол. часов | виды деятельности |
Раздел 1. | |||
1. | Составление плана на открытие | 1 | |
2 | Открытие | 1 | мероприятие |
3 | Из истории письменности | 1 | работа с источником информации: составление тезисов |
4 | Открытый урок | 1 | «Части речи» |
5 | Начальные сведения о происхождении слов | 1 | лекции |
6 | Назначение языка | 1 | ролевая игра |
7 | Значение языка для жизни общества | 1 | Творческая работа |
8 | Интеллектуальная игра | 1 | «Умники и умницы» |
9 | Творческая работа Раздел 2. | 1 | творческая работа «Сердце слова» |
10 | Старое и новое в слове | составление вопросника к лекции | |
11 | Из истории слов и выражений | 1 | составление заметок на школьный стенд |
12 | Народное слово в литературном языке | 2 | лекции |
13 | Интеллектуальная игра | 1 | «Мои и твои права» |
14 | Почему мы так говорим Раздел 3. | 1 | дискуссия |
15 | Слово и его системные отношения. | 1 | составление тезисов к лекции |
16 | Сколько мы знаем слов | 1 | лингвистическая дуэль |
17 | Активные и пассивные слова | 1 | беседа |
18 | Группы слов | 1 | работа со словарем |
19 | Раздел 4. | ||
20 | Лексическое богатство русского языка | 2 | запись тезисов |
21 | Лексическое значение слова | 2 | коллективное обсуждение |
22 | Способы определения значения слова | 2 | работа со словарями |
23 | Слова однозначные и многозначные | 1 | анализ фрагментов из художественных произведений |
24 | Употребление многозначных слов в произведениях словесности | 2 | работа с текстами |
25 | Омонимы, их отличие от многозначных слов | 2 | работа с текстами |
26 | Роль омонимов в художественных произведениях | 2 | работа с текстами |
27 | Синонимы, их роль в художественных произведениях | 1 | самостоятельный подбор текстов |
28 | Антонимы, их роль в художественных произведениях | 1 | исследование текстов |
29 | Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении | 1 | подражание образцу • |
30 | Повторение | 1 | работа со словарями |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Программа кружка «В мире литературы»
Руководитель кружка –преподаватель
русского языка и литературы Игнатьева С.А
2019 г.
Пояснительная записка
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.
А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2009г.
Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, как в содержательном плане, так и формах реализации.
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.
Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Цели :
- Становление духовного мира человека
- Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
- Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
- Использование межпредметных связей при создании учебных проектов
Задачи:
- Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
- Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
- Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
- Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференция.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Теор. часы | Практ. часы | Форма занятий | Монито- ринг |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | 1 | 1 | Беседа . | Предложения учащихся | |
2-5 | Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. | 4 | 2 | 2 | Экспресс-повтор с обобщением | |
6-9 | Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». | 4 | 2 | 2 | Лекция. Семинар. | Собеседование коллективное |
10-15 | Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. | 6 | 2 | 4 | Лекция. Читательская конференция | |
16-30 | Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» | 15 | 5 | 10 | Устный журнал. Лекция. Исследование текста. Презентация книг | Отзывы Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной |
31-42 | Береги в себе человека. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. | 12 | Лекция. Круглый стол. Практикум. Литературная гостиная. | Сочинения (аргументы к сочинениям по темам) | ||
43-57 | Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. | 15 | Обзор. Статьи в газету. Исследование. Исследовательские работы | 3 фотовыставки ( по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят | ||
58-61 | Проблемы подростков | 4 | 2 | 2 | ||
62-69 | Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др. | 6 | 3 | 3 | Вечер авторской песни к юбилею В.Высоцкого (январь) 75 лет со дня рождения | |
70-80 | Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану) | 10 | 3 | 7 | ||
81-85 | Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» | 5 | 1 | 4 | Беседа. Диспут. Обзор литературы. | |
86-88 | Встречи с Очёрскими поэтами | 3 | 3 | |||
89-93 | В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» | 5 | 2 | 3 | Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста) | Создать записную книжку Сухомлинского |
94-101 | Сочинения разных жанров | 8 | ||||
102-103 | Отчётные мероприятия | 2 |
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю. Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Проблема подростков
«Мстители»
Блок №8
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.
Блок №9
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
Блок №10
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Блок №11
Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.
Блок №12
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.
Блок №13
Сочинения разных жанров.
Блок №14
Отчётные мероприятия (по особому плану)
Ожидаемые результаты
В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ : написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;
Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Литература для учащихся и учителя.
- В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.
- Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
- Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.
- Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003
- Сборник элективных курсов . Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009
- Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка
Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....
ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образо...
План работы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год
План работы психолога на следующий учебный год...
План организации воспитательного процесса на 2018 - 2019 учебный год
Материал представляет собой план воспитательнолй работы ГБПОУ МО "Луховицкий аграрно-промышленный техникум" на 2018 - 2019 учебный год...
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
ПЛАН работы кружка «Домашний электрик» 2018-2019 уч.г
план работы кружка...