ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)
рабочая программа на тему
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ap_rus._rabochaya_programma_-_.docx | 99.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык
по специальности
20.02.01 Авиационные приборы и комплексы
(базовая подготовка)
Москва
2016
ОДОБРЕНА кафедрой Общеобразовательных дисциплин Протокол № __________ от «___» _________ 2016 г. | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык», примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015, автор Воителева Т.М., д.п.н., профессор, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). |
Заведующий кафедрой ______ /Клюева И.В. / | Заместитель директора по координации учебных программ и проектов ________________/Фомина О.В./ |
Составитель (автор):
Косякова Л.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Колледжа «Царицыно»
Рецензент: Демина А.А., преподаватель русского языка и литературы, русского языка и культуры речи высшей квалификационной категории; Частное образовательное учреждение высшего образования университет имени С.Ю.Витте
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 14 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 27 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 31 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________Русский язык____________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) в соответствии с примерной программой по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык», автора Воителевой Т.М., одобренной и рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образованияс получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.) и изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
- профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
- учебных планах ППССЗ для специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности,
накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка
и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью, потребность речевого самосовершенствования;
- метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием,
чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства; использование приобретенных знаний и умений для
анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения,
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, информационных и коммуникационных
технологий для решения когнитивных, коммуникативных и
организационных задач в процессе изучения русского языка;
- предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-
культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в
развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального
понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.
При освоении специальности СПО 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы изучение русского языка (базовый уровень) осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Формирование общих компетенций включает в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Основные задачи курса:
- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
- систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями;
- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- сформировать умение осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией;
- умение адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме;
- умение создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности;
- совершенствовать дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;
- полное и осознанное владение нормами русского литературного языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
ОУК.01 Самоорганизация – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОУК.02 Самообучение – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
ОУК.03 Информационный блок – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОУК.04 Коммуникативный блок – способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессиональной и социально значимой тематики планируемых сообщений, анализируемых текстов.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины контролю не подлежит.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профессиональная составляющая общеобразовательной дисциплины реализуется за счет отбора дидактических единиц, освоения профессиональных дидактических единиц на продуктивном уровне, реализации общеобразовательного потенциала междисциплинарных связей (Литература, Обществознание, Право, Экономика, География, Иностранный язык), перераспределения часов и профессиональных тем курса.
На уроках русского языка профессиональная направленность отражена также в предлагаемых текстах. Для специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы подбирается определённый текст, к которому задаются вопросы по теме урока. На занятиях обучающиеся публично анализируют социально-экономические и политические проблемы и процессы, используя кодифицированные нормы русского языка. В процессе работы, обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими профессиональной деятельности.
Работа в коллективе и команде, обеспечение их сплоченности, эффективность общения с коллегами, руководством, потребителями зависит от грамотного использования языковых средств. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу возможно лишь четко, точно, правильно говоря и излагая письменно свои мысли. Подготовка документации, планирование предпринимательской деятельности, составление отчетов, партнерские отношения, заключение хозяйственных договоров окажутся самыми актуальными темами при изучении лексики, синтаксических, конструкций, стилей языка. Предлагаемые тексты об авиации, авиационных приборах и комплексах позволят обучающимся дополнительно узнать что-то новое о выбранной специальности.
Помимо этого, задания для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с познавательной деятельностью студентов для привлечения дополнительного материала, сопряженного с профессиональной сферой деятельности.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 115 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой
Изменений – нет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 115 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
- контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 37 |
в том числе: | |
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 15 |
Внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на углубление и расширение знаний, которые будут нужны для освоения ППССЗ ФГОС и в будущей профессиональной деятельности, в том числе: | 22 |
Самостоятельная работа №1: Сочинение на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи» | 3 |
Самостоятельная работа №2: Лингвистический анализ текста по программированию | 3 |
Самостоятельная работа №3: Подготовка и защита проекта «Говорим и пишем грамотно», «С русского на русский», «Русские пословицы и поговорки» (по выбору) | 4 |
Самостоятельная работа №4: Подготовка и защита проекта «Правописание заимствованных слов и терминов в программировании», «Универсальный язык профессионалов» (по выбору) | 3 |
Самостоятельная работа №5: Сочинение на одну из предложенных тем: «Наш великий русский язык», «О русском языке», «Зачем нужно изучать русский язык» (по выбору) | 3 |
Самостоятельная работа №6: Подготовка и защита реферата на тему «Экология русского языка», «Связь русского языка с историей и культурой нации, «Современное состояние русого языка», «Культура научной и профессиональной речи» (по выбору) | 3 |
Самостоятельная работа №7: Сочинение «И мы сохраним тебя , русская речь…», «Во дни тяжких сомнений и раздумий…», «Влияние телевидения на речь молодежи» (по выбору) | 3 |
Итоговая аттестация в форме экзамена, 2 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала: | 2/1 | 2 |
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов | 2 | ||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 1 | ||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | 10/5 | ||
Тема 1.1. Основные единицы языка. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | |||
Тема 1.2. Основные требования к речи | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | |||
Тема 1.3 Функциональные стили речи и их особенности. | Содержание учебного материала: | 4 | 3 |
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад статья, сообщение. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2
| ||
Тема 1.4 Текст как произведение речи. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связей предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | |||
Самостоятельная работа №1: Сочинение на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи» | 3 | ||
Раздел 2. Лексика и фразеология | 10/5 | ||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | |||
Тема 2.2. Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | Содержание учебного материала: | 4 | 3 |
Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Анализ текста по профессиональной деятельности. | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2 | ||
Тема 2.3. Активный и пассивный словарный запас. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | |||
Тема 2.4. Фразеологизмы. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | |||
Самостоятельная работа №2: Лингвистический анализ текста из учебной литературы по авиационным приборам и комплексам | 3 | ||
Раздел 3. Фонетика, Орфоэпия, Графика, Орфография | 12/6 | ||
Тема 3.1. Фонетические единицы языка. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи Фонетический разбор слова. | |||
Тема 3.2. Орфоэпические нормы. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2 | ||
Тема 3.3. Фонетические средства речевой выразительности. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | |||
Тема 3.4. Орфография. Правописание гласных и согласных. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И – Ы после приставок. | |||
Контрольная работа | 2 | ||
Самостоятельная работа №3: Подготовка и защита проекта «Говорим и пишем грамотно», «С русского на русский», «Русские пословицы и поговорки» (по выбору) | 4 | ||
Итого за 1 семестр аудиторных часов – 34 часа | |||
Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография | 4/3 | ||
Тема 4.1. Способы словообразования | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Понятие морфемы. Морфема как значимая часть слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | |||
Тема 4.2. Словообразование и орфография. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Стилистические возможности словообразования. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -. Правописание сложных слов, терминов. | |||
Самостоятельная работа№4: Подготовка и защита проекта «Правописание заимствованных слов », «Универсальный язык профессионалов в авиастроении и обслуживании авиационных приборов и комплексов» (по выбору) | 3 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография | 12/7 | 2 | |
Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | |||
Тема 5.2. Имя существительное. Имя прилагательное. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имён существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имён существительных в речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2 | ||
Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание имён числительных оба, обе, двое, трое с существительными разного рода. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимения в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | |||
Тема 5.4. Глагол | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм. | |||
Тема 5.5. Причастие и деепричастие | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и от- глагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2 | ||
Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния | Содержание учебного материала: | 2
| 3 |
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Правописание наречий. Употребление наречия в речи. Использование местоимённых наречий для связей предложений в тексте. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | |||
Самостоятельная работа №5: Сочинение на одну из предложенных тем: «Наш великий русский язык», «О русском языке», «Зачем нужно изучать русский язык» | 3 | ||
Раздел 6. Служебные части речи | 8/5 | ||
Тема 6.1. Предлог как часть речи. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогом благодаря, вопреки, согласно. | |||
Тема 6.2. Союз как часть речи. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2 | ||
Тема 6.3. Частица как часть речи. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | |||
Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова. | Содержание учебного материала: | 2
| 3 |
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | |||
Самостоятельная работа №6: Подготовка и защита реферата на тему «Экология русского языка», «Связь русского языка с историей и культурой нации, «Современное состояние русого языка», «Культура научной и профессиональной речи» (по выбору) | 3 | ||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | 20/12 | 3 | |
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | |||
Тема 7.2. Словосочетание. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. | |||
Тема 7.3. Простое предложение. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 |
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 2 | ||
Тема 7.4. Осложнённое простое предложение | Содержание учебного материала: | 6 | 3 |
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | |||
Тема 7.5. Сложное предложение | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Употребление сложносочинённых предложений в речи. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | |||
Самостоятельная работа №7: Сочинение «И мы сохраним тебя , русская речь…», «Во дни тяжких сомнений и раздумий…», «Влияние телевидения на речь молодежи» (по выбору) | 3 | ||
Итого за 2 семестр аудиторных часов – 44 часа | |||
ВСЕГО по дисциплине: | 78/37 115 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
Введение | • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. |
Язык и речь. Функциональные стили речи | • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей; • анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (сообщение, доклад; эссе; расписка, доверенность, заявление); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат). |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Синтаксис и пунктуация | Опознавать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при- знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • находить в тексте стилистические фигуры; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебный кабинет «Русский язык и литература».
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
3.1.2. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- ФКГСОО (по дисциплине);
- извлечение из ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
- примерная программа учебной дисциплины, автор Воителева Т.М.;
- рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»;
- календарно-тематическое планирование по дисциплине «Русский язык;
- задания для контрольной работы и задания для подготовки к экзамену;
- презентации к учебным занятиям.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план учебного занятия (технологическая карта занятия);
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
- домашние задания;
- перечень тем рефератов, устных сообщений.
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:
- тесты по темам дисциплины;
- проверочные задания по разделам и темам;
- варианты заданий для промежуточного и рубежного контролей.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.3.1. Основная литература
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2013.
Воителева Т.М. Русский язык : сборник упражнений. Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования. – М : ИЦ «Академия», 2013.
3.3.2. Дополнительная литература
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. – М., 2014.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2015.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2012.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2012.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 2014.
3.3.3. Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2007.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2014.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2015.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2014.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2015.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2015.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2012.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2011.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2011.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2012.
3.3.4. Медиатека
Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М.. «МедиаХауз», 2015.
Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., «Новый Диск», 2014.
Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, «Инис-софт», 2015.
Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., «1С: Репетитор», 2013.
3.3.5. Интернет-ресурсы
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
Филологический портал Philology.ru
http://www.gramma.ru/
http://www textologia.ru
http://www russian-world.info/sayty-o-russkom-...
http://www omegaedu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических и контрольных работ.
Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины: стартовый контроль (результаты уровня обученности); текущий контроль после изучения тем; рубежный контроль; итоговый контроль.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (см. таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзаменационным билетам отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Метапредметные результаты | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности | 1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | Текущий контроль: - устный индивидуальный и фронтальный опрос письменная работа в форме тестирования, контрольных работ, эссе, индивидуальных заданий; – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - наблюдение за выполнением практических заданий; - экспертная оценка выполнения практических работ; - экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы; – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения; - нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка; - тесты; Рубежный контроль: - контрольные работы; - тесты; |
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | |||
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ||
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ||
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях | ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ||
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ||
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | ||
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 8 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | ||
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов | ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - устный индивидуальный и фронтальный опрос письменная работа в форме тестирования, контрольных работ, эссе, индивидуальных заданий; – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - наблюдение за выполнением практических заданий; - экспертная оценка выполнения практических работ; - экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы; – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка; - текущий контроль знаний; Рубежный контроль: - контрольные работы - диктант - изложение | |
Знания: | |||
связь языка и истории, культуры русского и других народов | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ||
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Итоговый контроль: экзамен. | |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ||
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОС по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ОПОП по спец. СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 200105 «Авиационные приб...
КОС по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ОПОП по спец. СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 200105 «Авиационные приб...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 12.02.01. "Авиационные приборы и комплексы"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 12.02.01. "Авиационные приборы и комплексы". Пре...
КОС для промежуточной аттестации обучающихся УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы
КОС для промежуточной аттестации обучающихся УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы ...
КТП Основы безопасности жизнедеятельности специальность 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка)
КТП Основы безопасности жизнедеятельности специальность 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка) ...