Урок по учебной дисциплине ОУД.04 История "Россия в правление Ивана Грозного"
план-конспект занятия на тему
Данная разработка урока "Россия в правление Ивана Грозного" по учебной дисциплине ОУД.04 История может быть применена для обучающихся СПО, образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока урока | 75.36 КБ |
презентация | 888 КБ |
Приложение 1 | 24 КБ |
Приложение 2 | 25.5 КБ |
Приложение 3 | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Советский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине учебной дисциплине ОУД.04 «История»
на тему "Россия в царствование Ивана Грозного"
Преподаватель истории и обществознания Курчатова Анна Сергеевна
2018
Тип занятия: учебное занятие по изучению нового материала.
Форма организации занятия: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение проблем в группах; беседа с учащимися; рассказ учителя
Цели занятия
Дидактические:
- Выяснить основные причины и предпосылки реформ;
- Дать оценку и охарактеризовать значение отдельных преобразований в жизни России;
- Выявить основные направления реформ, какие стороны жизни они затрагивали;
- Выяснить историческое значение реформ для дальнейшего развития России.
Развивающие:
- Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.
- причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.
- Способствовать формированию у обучающихся личностного восприятия исторических фактов
- Развить умение делать выводы и анализировать пройденный материал.
Воспитательные:
- Развивать у обучающихся чувство патриотизма и гордости подвигом и делами народа и их руководителей во благо Отечества;
- Способствовать формированию активной гражданской позиции;
- Воспитание негативного отношения к деспотизму, террору как способу решения проблем
Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена тем, что период правления Ивана Грозного по настоящее время вызывает у историков противоречивые высказывания. Разнообразие мнений исследователей относится не только к самой фигуре Ивана IV, но и к проводимой политики этого великого царя.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Студент должен иметь представление:
- об основных событиях предшествующих правлению Ивана Грозного;
- об основных направлениях реформ Ивана IV;
- о политической обстановке, сложившейся в России в начале XVI века;
Студент должен знать:
- основные термины и понятия;
- причины, ход и итоги реформ Ивана IV;
- значение реформ Ивана IV.
- Студент должен уметь:
- работать с историческими источниками
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать полученную информацию
Мотивация познавательной деятельности
- стимулирование познавательной деятельности в изучении истории;
- побуждение интереса к изучаемой теме;
- развитие творческой активности обучающихся, стремление к саморазвитию.
Дидактическое пространство занятия:
Наглядные пособия: слайды, раздаточный материал
Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint
Сценарий занятия
I. Организационный момент
Взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество
II. Проверка домашнего задания
Вопросы:
1. Назовите предпосылки объединения древнерусских земель?
2. Почему в борьбе Твери и Москвы выиграла последняя? Чем это было обусловлено?
Преподаватель:
В 1-ой половине XVI в. в России шел процесс централизации государства и укрепления самодержавной власти . С конца XV в. все чаще употребляется в официальных документах новое название нашего государства: Россия, Российское государство.
И сегодня мы приступим к изучению очень важного этапа в истории России -рассмотрим Россию в царствование Ивана Грозного (запись темы).
Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.
А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске и есть у вас на столах.
Приложение 1.
С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):
- личные качества Ивана IV,
- основные моменты его деятельности,
- последствия правления,
- оценки историков о правлении Ивана IV
Запишем с вами важные даты и моменты
- годы правления Ивана IV (1533 – 1584).
- дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).
А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).
Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.
Работа в группах.
Задание:
Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.
Приложение 2
Обсуждение и заполнение координаты.
Вопрос:
Какие качества мешали Ивану IV править единолично?
(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).
Какие качества помогали Ивану IV править единолично?
(ум, образование, мышление)
Итак, реформы – это внутренняя политика Ивана IV. Рассмотрим деятельность Ивана IV.
Следующая координата – деятельность Ивана IV.
Работая с учебником (с. 202-204) выполните следующие задания:
1.Состав Избранной рады
2.заполните таблицу реформы Избранной Рады и их последствия.
Год проведения | Название реформы | Последствия |
Обсуждение и заполнение координаты.
Вывод:
Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советиков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.
Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора,
Вывод:
Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси
Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.
Работа в группах. Последняя координата – Оценка правления Ивана Грозного историками
Приложение 3
Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами)
Вопросы для итоговой беседы:
- Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?
- Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное мнение к этому времени
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ИВАНА IV Работая с историческими источниками, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.
В конце 40-х гг. XVI в. при царе появилась Избранная рада При ее участии Иван IV начал проводить реформы. . «Государев совет». Миниатюра XVI в . ИЗБРАННАЯ РАДА
Реформы Избранной рады стр.204-207 Состав Избранной рады Заполните таблицу Год проведения Название реформы Последствия
Стрелецкое войско было вооружено огнестрельным оружием.Оно стало постоянным, но не регулярным. Царь смог избавиться от военной зависимости от бояр. 1551г.- Стоглавый собор- объединение святых в единый пантеон, попытка ограничить церковное землевладение. Стрелецкое войско. Миниатюра XVI в. РЕФОРМЫ ИВАНА IV
Оценка правления Ивана Грозного
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Работа с моделью
(только имена существительные)
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Историки о правлении Ивана Грозного
Великий историк Н.М.Карамзин дал читающей публике первое яркое и цельное представление о времени Грозного царя. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов». Какова её суть?
Первое время Царь Иван был «добрым и нарочитым», от бога «препрославленный», который затем «грех ради наших сопротивным обретеся». Эта концепция стала официальной в первой половине ХVII века.
Карамзинская концепция Грозного – добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.
«…добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти, стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, по тёмным слухам о жестокости Иоанновой до ныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!»
По мнению В.О. Ключевского, царь – властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Работа с моделью
(только имена существительные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.
Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...
Открытый урок по учебной дисциплине" Бухалтерский учет".
Предмет “ Бухгалтерский учет” является разделом прикладной математики. В нем изучаются методы расчетов с посетителями при всех видах обслуживания, методы вычисления показателей хозяйственной дея...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
Презентация к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"
Презентация для учащихся СПО по дисциплине "История" к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"...
Россия в правление Ивана Грозного.
Презентация отражает правление Ивана IV. Это борьба боярских группировок за власть, начало правления Ивана, реформы избранной Рады, Ливонская война и учреждение "опричнины"....
Россия в правление Ивана Грозного
Актуальность методической разработки открытого урока «Россия в правление Ивана Грозного» состоит в том, что данный урок является частью главы 4 «От Древней Руси к М...
методическая разработка урока "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Правление Ивана Грозного"...