Россия в правление Ивана Грозного
методическая разработка

Мотыгина Ольга Евгеньевна

Актуальность методической разработки открытого урока  «Россия в правление Ивана Грозного»  состоит в том, что данный  урок является частью главы 4 «От Древней Руси к Московскому государству». Тема данного учебного занятия изучается в группе 1 курса СПО по дисциплине БД.04 История по специальности 08.02.08  «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» в соответствии с Рабочей программой и КТП.

Материал данного урока может быть использован в деятельности обучающегося и преподавателя как на уроках в группах СПО первого года обучения по специальности СПО, а также во внеклассной работе и на факультативных занятиях.

Целесообразность и практическая значимость данной методической состоит в её целях и задачах.

Основная часть

Тема: «Россия в правление Ивана Грозного»  изучается по истории в группе С курса НПО по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» На изучение темы отводится 45 минут.

Цель: сформировать целостное представление об историческом периоде России в эпоху правления Ивана Грозного.

Задачи:

Обучающие:

- рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного;

Развивающие:

- продолжить формировать умение работать с текстом учебника, вести конспект, анализировать, делать вывод;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у обучающихся патриотические чувства и любовь к родной истории.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

 География

Тип урока: открытие «нового» знания

Вид урока: комбинированный

Технологии:

- ИКТ

- диалоговая

- проблемная

- частично-поисковая

Методы:

- формирование новых знаний

- иллюстративно-репродуктивный

- взаимодействие преподавателя с обучающимися

-постановка проблемного вопроса

- частично-поисковый

- беседа

- контроль

- самоконтроль

Основные вилы работ:

- индивидуальная

- групповая

- фронтальная

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование положительной мотивации к обучению

- развитие интереса к родной истории

- формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить, рассуждать, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать вывод)

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Предметные:

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения по исторической тематике

- знание исторической эпохи правления Ивана Грозного

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

личностные результаты программы воспитания: осознание себя гражданином России, проявление гражданской позиции, уважение к окружению, принятие исторической памяти и ценности своего народа, уважение и сопричастие к сохранению культурных традиций и ценностей, соблюдение здорового образа жизни, психологической устойчивости, уважение к эстетическим ценностям.

Оборудование

ноутбук, проектор, учебник Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020, § 26 стр 161

План урока;

1. Орг. момент  1 мин

2. Актуализация 5 мин

3. Изучение нового материала 35 мин

4. Подведение итогов урока 2 мин

5. Рефлексия 1 мин.

6. Домашнее задание 1 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.r._ivan_groznyy.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «ОРЕХОВО - ЗУЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

_____________ Е.Б.Купцова

«____» ____________ 20___ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

__________________ОТКРЫТОГО УРОКА________________________

                        (ОТКРЫТОГО УРОКА, ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

______________________ИСТОРИЯ______________________________

(ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, ПМ, МДК)

________РОССИЯ В ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО____________

(ТЕМА)

116 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

(ПРОФЕССИЯ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ)

Разработал(а):

ФИО Мотыгина Ольга Евгеньевна

преподаватель истории

(УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, ПМ, МДК)

Дата проведения урока:

25.11.2021г.

Группа 116

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании ЦК преподавателей

общеобразовательного цикла

Председатель ЦК ____________ ФИО

«___» _________ 20___ г.

2021

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………….4
  3. Заключение……………………………………………………………...9
  4. Список использованных источников………………………………....10
  5. Приложение…………………………………………………………….10

Пояснительная записка

Актуальность методической разработки открытого урока  «Россия в правление Ивана Грозного»  состоит в том, что данный  урок является частью главы 4 «От Древней Руси к Московскому государству». Тема данного учебного занятия изучается в группе 1 курса СПО по дисциплине БД.04 История по специальности 08.02.08  «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» в соответствии с Рабочей программой и КТП.

Материал данного урока может быть использован в деятельности обучающегося и преподавателя как на уроках в группах СПО первого года обучения по специальности СПО, а также во внеклассной работе и на факультативных занятиях.

Целесообразность и практическая значимость данной методической состоит в её целях и задачах.

Основная часть

Тема: «Россия в правление Ивана Грозного»  изучается по истории в группе С курса НПО по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» На изучение темы отводится 45 минут.

Цель: сформировать целостное представление об историческом периоде России в эпоху правления Ивана Грозного.

Задачи:

Обучающие:

- рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного;

Развивающие:

- продолжить формировать умение работать с текстом учебника, вести конспект, анализировать, делать вывод;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у обучающихся патриотические чувства и любовь к родной истории.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

 География

Тип урока: открытие «нового» знания

Вид урока: комбинированный

Технологии:

- ИКТ

- диалоговая

- проблемная

- частично-поисковая

Методы:

- формирование новых знаний

- иллюстративно-репродуктивный

- взаимодействие преподавателя с обучающимися

-постановка проблемного вопроса

- частично-поисковый

- беседа

- контроль

- самоконтроль

Основные вилы работ:

- индивидуальная

- групповая

- фронтальная

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование положительной мотивации к обучению

- развитие интереса к родной истории

- формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить, рассуждать, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать вывод)

Метапредметные: 

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Предметные:

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения по исторической тематике

- знание исторической эпохи правления Ивана Грозного

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

личностные результаты программы воспитания: осознание себя гражданином России, проявление гражданской позиции, уважение к окружению, принятие исторической памяти и ценности своего народа, уважение и сопричастие к сохранению культурных традиций и ценностей, соблюдение здорового образа жизни, психологической устойчивости, уважение к эстетическим ценностям.

Оборудование

ноутбук, проектор, учебник Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020, § 26 стр 161

План урока;

1. Орг. момент  1 мин

2. Актуализация 5 мин

3. Изучение нового материала 35 мин

4. Подведение итогов урока 2 мин

5. Рефлексия 1 мин.

6. Домашнее задание 1 мин.

Ход урока

1. Орг.момент

Приветствие. Проверка наличия обучающихся, готовность к уроку, концентрация внимания. Включение обучающихся в работу.

Слово преподавателя. Объявление темы урока: «Россия в правление Ивана Грозного».  Сегодня на уроке мы рассмотрим основные направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного. Сделать записи в тетради, ответить на проблемный вопрос.

2. Актуализация

Слово преподавателя.  Прежде, чем перейти к изучению нашей темы, давайте вспомним:  «Какова система управления в 16 веке?»

Предполагаемые ответы обучающихся. 

Государь всея Руси- великий князь

Боярская дума -совет при царе

Приказы- органы центрального управления

Казна - ведает налогами

Дворец - ведает военной службой и землями

Кормленщики -правители уездов, которых назначал государь

Духовенство- митрополит, служители церкви

Горожане - ремесленники, служители учреждений

Крестьянство - свободные, государственные(черносошные), зависимые

Казачество - военное сословие охраняли юг России, жили на Дону и Тереке.

Вопрос 2-ой: «Перечислите сословия 16 века?» Предполагаемые ответы обучающихся. 

Бояре -  высшее сословие.

Помещики, дворяне  - Сословие, имеющие вотчины

Крестьянство - работали на земле

Духовенство - служители церкви

Посадские люди- горожане

Казаки- охраняли южные границы  России

3. Изучение нового материала

1. Основные направления деятельности Ивана Грозного.

2. Реформы Избранной Рады, опричнина.

3. Внешняя политика Ивана Грозного.

Слово преподавателя. Первый царь Русского государства Иван Грозный сумел приобрести в период собственного правления огромное количество новых земель, прибегая при этом, порю, к безжалостным средствам. Кроме того, данный правитель вошёл как формирователь централизованной управленческой власти. Но многих интересует, что именно помогло царю добиться больших успехов в проведении своей политики, буйный нрав или ум холодного и расчётливого стратега.

Проблемный вопрос: Можно ли утверждать что правление Ивана Грозного ознаменовано небывалыми успехами, как во внешней, так и во внутренней политике? 

Давайте попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?».

Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории.

Обратимся к тексту учебника.  Запишите годы жизни и время правления Ивана Грозного. Ведение конспекта. Перечислим реформы Избраной рады. 

I период царствования Ивана Васильевича (1547 – 1560 гг.): формирование сословно-представительной монархии. 

Судебник Ивана Грозного является нормативно-правовым документом, объединяющий в себе принципы гражданского, уголовного и земельного права. 

Стоглавый собор. Историки привыкли называть земской и церковный собор, проходивший в городе Москве с 23 по 11 мая 1551 года при участии Ивана Грозного, представителей Боярской думы и высшего духовенства. Сам собор проходил в Успенском соборе Кремля.

Сторону духовенства на Стоглавом соборе представлял митрополит Макарий (он же был и председателем собора)

II период царствования Ивана Васильевича (1561 – 1584 гг.): 1560 – 1565 гг. – переход к опричной политике. После кончины любимой жены русский царь Иван Грозный переживает надлом психики, приводящий его к маниакальной болезни, которая в дальнейшем выражалась в различных поступках безумного характера. К примеру, самый большой разврат при дворе царя стал обыкновенным делом.

В 1564 году царь Иван внезапно уезжает из Москвы и обосновывается в Александровской слободе. Духовенство и бояре взмолились о его возвращении к управлению русским государством, и царь снова вернулся на условии, что он берёт себе право утверждения опричнины. Так начинается тяжёлое для всей России время.

Само слово «опричника» имеет древнерусские корни и обозначает «особый». Кроме того, опричниной иногда называли часть государства, отошедшую в единоличное царское (а также его придворных) пользование. Опричники – это члены тайной полиции государя.

Опричниной историки называют государственную политику террора, которая царила на Руси в конце XVI века при правлении Ивана Грозного.

Суть опричнины состояла в отбирании имущества у населения в пользу государства. По одному пожеланию царя могли выделяться особые земельные уделы, которые использовались только для царского двора или государственных нужд. На данных территориях была собственная управленческая власть, и они были недоступны для простого населения. Все подобные земельные области отбирались у помещиков путём физической силы или же угроз.

В самой царской опричнине служило более шести тысяч бояр и дворян, которым направо и налево раздавались поместья, отнимаемые незаконно у прошлых их владельцев, являющихся представителями земщины. При этом, опричники доносили своему царю обо всём, что могло происходить и происходило у него в окружении. Также им разрешалось предавать смерти земских людей, грабя их дома. Все враги царя Ивана Грозного – мнимые и подлинные подвергались гонениям, а после казням. Порою жертвами зверских репрессий опричнины становились целые города.

В 1572 году отменяется (официально) опричнина, однако казни так и не прекращаются.

Опричнина («оприч» - кроме) – антибоярская оппозиция Ивана IV в 1565 – 1572 гг. Выделение опричнины (удел царя) и земщины (владений бояр и князей). Сопровождалась террором и репрессиями как средствами достижения политических целей.

Опричная политика объективно способствовала укреплению самодержавной власти царя, созданию основ последующего закрепощения крестьянства. Опричнина подвела страну к экономическому и политическому кризису.

Таким образом, мы можем говорить о двух направления реформаторской деятельности Ивана IV Грозного – реформы Избранной рады и опричнина.

В приступе гнева в 1581 г. убил своего сына и наследника Ивана. Скончавшись царь оставил после себя двух наследников – Димитрия и Фёдора, со смертями которых и прекратилась династия Рюрика.

Физкультминутка

Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трёх направлениях: западное, восточное (юго-восточное) и южное.

Западное

направление

Восточное и юго-восточное направление

Южное

направление

борьба за выход к Балтийскому морю

борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири

защита земель от набегов крымского хана.

Результаты:

Результаты:

Результаты:

- Ливонская война (1558 – 1583 гг.).

- Неудачная попытка России выйти к Балтийскому морю.

- Присоединение Казанского ханства (1552 г.).

-Присоединение Астраханского ханства (1956 г.).

- Присоединение земель Башкирии и Чувашии (1952 – 1957 гг.).

- Поход Ермака в Сибирь (1581 – 1585 гг.).

-Положено начало присоединения Сибири, в состав государства вошли многие ханства бывшей Золотой Орды.

- Неудачный поход русского войска на Крым (1559 г.).

- Набеги крымского хана на Москву (1571 г., 1572 г.).

Итог: В целом, территория страны значительно увеличилась,

что создавало благоприятные условия для её дальнейшего развития.

Вывод: Иван IV- незаурядная и противоречивая личность.

Качества дальновидного государственного деятеля, реформатора, проницательного дипломата, ценителя просвещения сочетались в его натуре с непомерным властолюбием, мнительностью, болезненной вспыльчивостью и жестокостью.

3. Закрепление знаний. Ответы на вопросы. Укажите, что происходило в указанные годы правления Ивана IV Грозного. Внутренняя политика Ивана Грозного: 1533 – 1584 гг. 1547 г. 1547 – 1560 гг. 1549 г. 1550 г. 1551 г. 1565 – 1572 гг. 1581 г.Внешняя политика Ивана Грозного 1552 г. 1556 г. 1558 – 1583 гг. 1580 – 1590 гг.

4. Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, отметим, что противоречивая личность Ивана Грозного оказала большое влияние на ход истории. Выросла территория. Решены проблемы на востоке страны. Но не решены на западном. Россия приобрела противников в лице Швеции, Литвы, Польши. Россия стала централизованным государством. Но обезлюдивание страны, истребление лучших умов не привело ни к экономическому, ни к культурному развитию страны. Опричнина, деспотизм, терроризм глубоко пустили корни, что избавиться от них непросто.

5. Рефлексия. Ответ на проблемный вопрос.  Личность Ивана Грозного противоречивая. Он царь-деспот, царь-реформатор.

6. Домашнее задание

Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2020 - п. 26 – с. 161 – 171; вопросы– с. 171; конспект.

Заключение

Итак, методическая разработка открытого урока по истории «Россия в правление Ивана Грозного»  направлена на формирование и развитие учебно – познавательной компетенции обучающихся через раскрытие конкретно – исторических особенностей периода правления Ивана Грозного, через  характеристику основных направлений его внутренней политики.

Иван Васильевич, несомненно, противоречивая личность, великая и ужасная одновременно. Но, несмотря на его цели усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территорию, мы не должны оправдывать те средства, которыми пользовался Грозный царь. Никакими великими целями нельзя оправдать бессмысленный террор по отношению к собственному народу. 

Услышали мнение обучающихся, которые считают, что в современном обществе можно использовать проведение реформ, потому что жизнь изменяется и они необходимы для устранения старых порядков и утверждения новых. Но в современном обществе нельзя использовать террор, репрессии, потому что они нарушают права человека на жизнь, свободу, нагнетают страх.

Цель открытого урока достигнута. Основные задачи выполнены. Изучен новый материал. Проведена связь поколений. 

Список использованных источников

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.

2. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.

Интернет-ресурсы:

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия)

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://festival.1september.ru/articles/512440

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/ist_otech/kreppravo.htm

Приложение

1. Презентация

2. Физкультминутка. Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздирайся, земля русская, на погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками).И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки). Да у Бога прося помощи (…и тянемся). Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти). Что порою суставы кручила (крутим кистями рук). Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

Презентация к уроку истории на тему:"В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

Презентация к уроку истории на тему:"В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

Урок по учебной дисциплине ОУД.04 История "Россия в правление Ивана Грозного"

Данная разработка урока "Россия в правление Ивана Грозного" по учебной дисциплине ОУД.04 История может быть применена для обучающихся СПО, образовательных учреждений....

Презентация к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"

Презентация для учащихся СПО по дисциплине "История" к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"...

Россия в правление Ивана Грозного.

Презентация отражает правление Ивана IV. Это борьба боярских группировок за власть, начало правления Ивана, реформы избранной Рады, Ливонская война и учреждение "опричнины"....

Разработка открытого урока "Россия в правление Ивана IV Грозного"

В данной публикации размещена разработка урока по истории для группы НПО  на тему: "Россия в правление Ивана IV Грозного"...

методическая разработка урока "Правление Ивана Грозного"

методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Правление Ивана Грозного"...