Как создать ситуацию успеха на уроках
статья на тему
Статья преподавателя истории и обществознания ГБПОУ РК "Симферопольский колледж радиоэлектроники" Хусточкиной Виктории Анатольевны "Как создать ситуацию успеха на уроках" посвящена актуальным техникам педагогического влияния, помогающим студентам чувствовать себя успешными в обучении на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_publikatsiyu_.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как создать ситуацию успеха на уроках »
Известно, что преподаватель на уроке выполняет множество функций: информационную - является носителем информации; управленческую – организовывает деятельность обучающихся в процессе усвоения учебного материала, формирования умений и навыков и другие. Соотношение этих функций зависит от многих обстоятельств: общей подготовки группы, темы урока, возраста ребят и так далее. С развитием умений и навыков самостоятельной работы студентов усиливается организаторская функция преподавателя. Изменяется и эффективность работы подопечных.
Среди образовательных задач одной из важных для меня представляется задача дальнейшего формирования у обучающихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи; при этом важно создавать ситуацию успеха.
На стенде, посвященном разделу экономика, в моем кабинете приведена цитата Генри Форда, которая звучит так: «Если думаешь, что сможешь, тогда жди успеха,- ты прав; если думаешь, что не сможешь,- об успехе забудь!- ты прав».
Каждый студент имеет опыт переживания успеха, хотя он может быть спрятан где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у обучающихся, которые боятся неудач, и которых нужно настроить на успех, очень важно. Ребята очень часто чувствуют себя несостоятельными в процессе обучения: потому что они не уверены в себе, когда общаются с товарищами; они не чувствуют себя нужными в общей деятельности; в конце концов - они очень часто не чувствуют, что именно у них хорошо получается. Первый шаг преподавателя - помочь студентам почувствовать себя состоятельными в процессе обучения- главной их деятельности.
В педагогической науке существуют техники педагогического влияния, которые помогают студентам чувствовать себя успешными в обучении. Они могут быть сгруппированы в восемь стратегий:
стратегии | техники |
Изменить методы объяснения |
2)Учить за один раз чему-нибудь одному (Обучающиеся, которые боятся неудач, очень легко запугать, например, количеством нового материала или его сложностью. Организуйте учебный процесс маленькими шагами, развернутым алгоритмом, который позволяет делать безошибочные действия. Каждый шаг должен получать обратную связь, каждый маленький успех должен быть заметным, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться). |
Ввести дополнительные методы обучения | Дополнительная помощь от преподавателя и студента-репетитора (специальные программы, диагностика причин отставания, работа в парах и т.д.) |
Учить позитивно рассказывать о том, что делаешь, и о себе | 1)Помогите обучающимся изменить внутренний язык с «Я не могу это сделать» на «Я могу» (можно даже при помощи плакатов с декларациями и призывами); 2) Ищите два «плюса» на каждый «минус» (единственное обязательное условие: реплики преподавателя должны быть конкретными) |
Делать ошибки нормальным и нужным явлением | 1)Рассказывайте о возможных типовых ошибках; 2)Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание (негативный результат - тоже результат); 3)Минимизируйте последствия сделанных ошибок |
Формировать веру в успех |
|
Концентрировать внимание обучающихся на уже достигнутых в прошлом успехах |
|
Делайте процесс обучения ощутимым | Для тех, кто имеет потребность в ощутимой обратной связи, используйте такие идеи: -наклейки «Я могу» -альбом достижений -рассказ о вчера, сегодня и завтра |
Отмечайте достижения | Словесная похвала, наклейки, «медали», выставки контрольных работ, аплодисменты и др. |
Первые три стратегии специализированы для обучающихся, которые боятся неудач; остальные пять имеют общее назначение, поскольку абсолютно все обучающиеся имеют потребность в поддержке как силе, которая мотивирует к обучению.
Выбирая приемы, нужно учитывать три фактора:
-возраст обучающегося;
-что для него будет самым действенным и впечатляющим;
-что соответствует стилю преподавания педагога и личности педагога.
Когда обучающиеся чувствуют, что, во-первых, в состоянии выполнять контрольные задания, во-вторых, могут строить такие отношения с педагогом, которые удовлетворяют обоих, и, в-третьих, способны сделать личный вклад в работу учебной группы, они становятся увереннее и успешнее.
Используя стратегии поддержки, необходимо помнить, что многое зависит от умения преподавателя быть доброжелательным. Собучающимися, которые не уверены в своих способностях и боятся неудачи, эта позиция особенно важна.
Поэтому, путь к успеху – повышение индивидуального уровня «Я могу» у студентов.
Опишу лишь некоторые практические методы создания ситуации успеха, применяемые мною на уроках истории и обществознания.
Уроки истории у многих ассоциируются с труднозапоминаемыми датами и чередой нескончаемых войн, разделов, смен руководства и т.д. Поток материала, порой написанного скучно и серо, не позволяет студентам разглядеть по-настоящему интересную историческую науку. Вы скажете, что всё зависит от преподавателя. Может быть, не всё, но многое, это точно. В современном образовании арсенал педагогического инструментария настолько велик, что даже тихие (и не очень) троечники могут всей душой полюбить историю. Приведу лишь несколько примеров того, как можно урок истории сделать ярким и необычным.
История является одной из немногих учебных дисциплин, где студент может максимально активно действовать на уроке, он может определять его ход и вносить свои коррективы. Это не какое-то новшество, а одна из возможностей урока. Развивать мышление, логику, умение сравнивать и анализировать, сопоставлять факты, прогнозировать развитие событий, - всё это успешно отрабатывается на уроке истории. Преподавателю стоит отойти от лекционной подачи материала и взять в союзники природное любопытство ребёнка, его желание самому докопаться до сути вопроса, сделать открытие, угадать. Идя на урок, учитель уже может видеть его картину, он заранее настраивается на то, что историками-исследователями будут сами ребята, а уж роль вольных слушателей нужно исключить. Зачастую преподаватели боятся не успеть рассказать обо всём на уроке, упустить важные моменты, мол, это чревато пробелами в знаниях ученика. Это ошибочное мнение. Если самые яркие, ключевые моменты вы преподнесёте ребятам в необычной форме, они сами дома захотят ознакомиться со всей темой. Это как в детективе, хочется быстрее дочитать, чтобы узнать имя убийцы. Один самых популярных таких приёмов – использование визуального источника на протяжении всего урока. Проверив домашнее задание, преподаватель представляет ребятам картину, или фотографию, которая связана с темой урока. Проанализировав один визуальный источник, можно проникнуть в изучаемую эпоху, можно ответить на многие вопросы о сути события, о личности исторического персонажа, о контексте события. Это так называемая «затравка». Произошло погружение ученика в тему урока, и он уже готов исследовать дальше. Учитель должен вспомнить о функции шоумена и использовать азарт и эмоциональность детей в учебных целях. Не просто спрашивать: «Почему человек на рисунке делает то-то и то-то?», а предварять это словами «А сейчас – супервопрос!», «Ответ на этот вопрос приблизит нас к разгадке очередной тайны истории!». Ребята, как правило, в восторге от такогопреподавателя. Если они просят вас побольше рассказать о не самом главном моменте в теме, с удовольствием и увлечённо рассказывайте, это мотивирует их на самостоятельное продолжение изучения темы. Подробности и детали запоминаются подчас лучше основ.
Время от времени не лишним будет проводить анкетирование, пусть ребята укажут понравившиеся им моменты на уроках, формы урока, пожелания. Это координирует вашу работу и, несомненно, увеличит эффективность урока.
Уроки в виде интеллектуальных игр не должны проводиться раз в год, но и часто их проводить также не следует. Ребятам нравится чувствовать себя героем игры, быть внутри события. Можно не изобретать велосипед, а воспользоваться форматами известных программ «О счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра». Хороши такие формы для итогового контроля.
Помните, что для детей важен антураж. На помощь придут наглядности и реквизит. Успех ребят тоже должен материализоваться. И не только в оценки, но и в памятные грамоты, медальоны, удостоверения.
Чтобы максимально активно задействовать в таком мероприятии класс, распределите ребят на группы. Основная аудитория будет непосредственными участниками, других попросите помочь в мультимедийной презентации (они не только проявят умение работы на компьютере, но и запомнят вопросы с ответами, а значит, овладеют материалом). Можно поручить ребятам и роли ведущих, жюри, архивариуса. Это только кажется, что такой урок требует грандиозной подготовки. Дети всё сами выучат, сделают и подготовят, вам нужно только правильно распределить роли и продумать сценарий урока-игры. Он ведь послужит вам в будущем, так и целая копилка сценариев нестандартных уроков наберётся.
Замечательно, если вы время от времени обратитесь к такой форме урока, как урок исторических загадок. Это тоже своего рода игра: весь класс разделён на подгруппы, каждая из которых трудится над решением загадки истории. Чтобы ответить на ключевой вопрос, необходимо сделать ряд заданий. Это могут быть и тесты, и логические цепочки, и узнавание исторических персонажей по картинке, и блицы, - что угодно! Но в конце работы дети должны ответить на главный вопрос. В нем не обязательно должен крыться какой-то исторический факт. Нет, факты, даты, события ребята повторят в процессе решения заданий. Ключевой вопрос должен развивать их аналитическое мышление, образное мышление, должен иметь воспитательное значение. Предоставьте возможность самим ребятам ответить на эти вопросы.
Как в начале, так и в конце урока можно применять упражнение «философское дерево». В конце урока – это позволяет отрефлексировать изученный материал, понять уровень его осмысления. Например: Тема: «Глобальные проблемы современности» Задание:
Какое, на ваш взгляд, высказывание вы бы выбрали эпиграфом к уроку? Почему?
• «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме как создать объединенный мир, основанный на законности и гуманизме» Роберт Оппенгеймер, американский физик, «отец атомной бомбы» • «Мы живём в условиях, характеризующихся упадком культуры… Быть личностью становится для нас всё труднее» А. Швейцер • «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе». «Новый завет» • «Все ответственны за всех» Н. Бердяев • «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» А. де Сент-Экзюпери • «Мы не унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих детей» Ли Талбот.
В завершении хотелось бы сказать - современное образование сегодня претерпевает изменения. Как перестроится? Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы! Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «Учитель – Ученик»
Успех в учении–единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.(В.А. Сухомлинский)...
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....
«Создание ситуаций успеха для несовершеннолетних в реабилитационном процессе» - практические рекомендации
Публикация материала для выступления методическом часе...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...
Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.
Выдающиеся педагоги считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...
мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...