«Создание ситуаций успеха для несовершеннолетних в реабилитационном процессе» - практические рекомендации
методическая разработка на тему

Иващенко Лариса Александровна

Публикация материала для выступления методическом часе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Создание ситуаций успеха для несовершеннолетних

в реабилитационном процессе» -

практические рекомендации

                                                 

                                                         Разработчик: воспитатель отделения

                                                         диагностики и социальной реабилитации

                                                         Л.А.Иващенко

ст. Новоминская

2018 год

        С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не может докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

Банк ситуаций успеха

1. Условия создания ситуации успеха

· Доброжелательность окружающих

· Снятие страха

· Скрытая инструкция

· Авансирование

· Персональная исключительность

· Педагогическое внушение

· Оценка продукта деятельности ребенка. Приемы создания ситуаций успеха

· Эмоциональные поглаживания

2. Действия воспитателя, обеспечивающие ситуацию успеха:

· Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.

· Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам.

· Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.

· Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»

· Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы даёте воспитаннику.

· Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали.

· Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.

· Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе, не применяйте угрозы.

· Помните, что вы, как педагог, формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу.

        1. Игровое упражнение «Копилка хороших поступков»

        Цель: формировать приятные ожидания, повышать самооценку.

        Материал: Каждому ребенку выдаются бумага и карандаш.

        Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать успешными в своих делах.  Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заменить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили на этой недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Выберите три таких поступка, которыми вы гордитесь больше всего, но только три. После того, как вы запишите их, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом деле сделала» это здорово. Затем запишите на свой лист эту фразу. На все это у вас есть пять минут. Такое признание своих достижений мы будем отныне проводить каждую неделю. Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

        2.  Упражнение «Зажги  свою  звезду».

     Дорогие   дети,  сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  сказочное  путешествие.  Для  того  чтобы  воспитанники  лучше  воспринимали   то,  что  с ними  происходит  в  сказке,  необходимо  придумать  ритуал  ВХОЖДЕНИЯ   в  сказку,  в  Волшебную  страну.  Для  этого  можно  использовать  «Волшебный  цветок»  или  «Волшебное  ожерелье».

   Вот  сейчас  нам  с  вами  помогут  попасть  в  сказочную  страну волшебные  бусинки.  Я  буду  подходить  со  шкатулкой  к  каждому  из  вас,  и  вы  выберите  ту  бусинку,  которая  вам  больше  понравится. Берите  эту  бусинку,  чтобы  потом  вернуться  назад.  А  теперь  когда  все  выбрали,  сожмите  свою  бусинку  в  левой  руке,  закройте  глаза  и подумайте  о  том,  что  есть  доброго   и  хорошего  в  вас,  за  какие  качества  вы  себя  любите,  цените,  уважаете.  Кто  готов,  откроет  глаза.  У  каждого свой  темп.  Мы   терпеливо  подождем  всех.

     И  так,  мы  с  вами  попали  в  сказочную  страну  и сейчас  послушаем  одну  историю.

     В  одной  сказочной  стране   жили-были  звездочки,  поэтому  страна  называлась  Звездная.  Звездочки   были  все  разные.  Они  и  по  размеру  были  разные.  Не  было  среди  них  одинаковых. Но  всех  их  объединяло  одно  общее  свойство.  Все  они  уважали  друг  друга,  ценили  и  любили.  Поэтому  они  видели  друг  в  друге  только  хорошее  и  доброе  и  от  этого  светились  удивительным  волшебным  светом.  Звездная  страна  от  этого  чудесного  сияния  была  необыкновенно красива  и  неповторима.  Повсюду  царили  мир,  согласие. Давайте  изучим  правила  этой  страны  и  будем  их  выполнять.  И  также  как  в  этой  стране  все  звездочки  относятся  друг  к  другу,  пусть  и  в  нашей  группе  царит  уважение,  понимание,  доброжелательное  отношение  друг  к  другу.

     А  теперь  закроем  глаза,  переложим  бусинку  в  правую  руку  и  вернемся  из  сказочной  страны.  Соберем  ожерелье  и  будем  также  как  эти  бусинки  уважат,  понимать  и ценить  друг  друга.

        3.  Упражнение  «Цветик – семицветик».

   Закройте  глаза  и представьте  себе,  что  вы  попали  в  волшебный  сад,  где  растут  очень  красивые  цветы.  Но  самое  главное – то,  что  все  цветы  в  этом  саду  умеют  творить  чудеса.  Как  вы  думаете - какие  это  цветы?  Как  они  выглядят? Какого  они  цвета?

     У  меня  тоже  есть  волшебный  цветок.  Этот  цветок  умеет  переносить  людей  в  разные  сказки.  Вы  хотите  попасть  в  сказку?  Для  того  чтобы  попасть  в  нее,  надо  получить  от  этого  цветка  волшебную  силу.  Посмотрите  очень  внимательно  на  этот  цветок  и  представьте  себе,  как  свет  от  него  входит  в  ваши  руки,  ноги,  грудь,  голову. Чувствуете,  как  волшебная  сила  наполнила  ваше  тело?  Но  вот  мы  и  в  сказке. Называется  она  «Цветик – семицветик»

     Каждому  дается  лепесток  и предлагается  придумать  желание,  доброе  дело,  отношение  к  окружающим, в  зависимости  от  темы  занятия.

     А  теперь  опять  посмотрим  на  волшебный  цветок  и  перенесемся  назад  в  группу.

    Сказка  закончилась,  а  вместе  с  нею  иссякла  волшебная  сила,  которую  подарил  нам  цветок  в  начале  занятия.  А  без  волшебной  силы  невозможно  путешествовать  по  сказкам.  Поэтому  мы  снова  оказались  в  обычном  мире.

 

         4.  Упражнение  «Солнце  светит  для  того,  кто…»

        Цель: сплочение  детского коллектива.

        

        5.  Упражнение – разминка «Мой  успех»

        Цель: создание позитивного настроения, ощущения успешности.

        Несовершеннолетние садятся в круг и делятся своими успехами за неделю.

        6. Упражнение «Ты молодец!»

        Несовершеннолетние в кругу подбирают по очереди не менее 10 вариантов эмоциональной поддержки друг друга.

        7. Упражнение  «Хорошо – плохо!»

        8. Упражнение «Самый – самый»

        Воспитатель получил посылку, передадим «Самому веселому, доброму, трудолюбивому…

        Кружки по интересам – особая сфера жизни наших воспитанников. Важнейшие принципы организации их работы – максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей. Кружки по интересам – это особый вид взаимодействия воспитанников и взрослых и воспитанников между собой.

Главная цель это не только и не столько научить ребенка определенному виду деятельности, сколько дать возможность ребенку реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей «нужности» и полезности, уверенности в собственных силах, научиться выстраивать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками по законам партнерства, искать и находить свой собственный уровень межличностных отношений. Поэтому педагогу в первую очередь важно думать не только и не столько о том, чтобы занять время несовершеннолетнего, а о том, чтобы занять его душу.

        Работа с детьми – вещь сложная. Каждый ребенок индивидуален, поэтому нам  воспитателям  необходимо  проявлять терпение,  искать  подход   к  каждому воспитаннику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...

Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...

Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...

мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».

Цель мастер-класс обрести  союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...