Методическая разработка занятия по литературе "Биография и творчество Ф.М. Достоевского"
план-конспект урока на тему
Занятие посвящено этапам жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Биография и творчество Ф.М. Достоевского
Цель: познакомить студентов с биографией и творчеством Ф.М. Достоевского
Задачи занятия:
- Образовательные:
- познакомить обучающихся с основными сведениями из биографии и творчества Ф.М. Достоевского, привить интерес к творчеству выдающегося писателя, расширить и углубить представления учащихся о произведениях писателя.
2. Развивающие:
- развивать интерес к произведениям писателя, умение анализировать, делать выводы, навыки пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь, развивать познавательную активность учащихся, стимулировать самостоятельность при подготовке к занятиям.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к литературе, духовному развитию, формированию нравственных ценностей, формировать убеждение о необходимости самосовершенствования.
Оборудование мероприятия:
-мультимедийный проектор и экран;
-доска;
- раздаточный материал (тест);
- мультимедийная презентация о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского;
- компьютер.
Оформление мероприятия:
- портрет Ф.М. Достоевского;
- цитата о творчестве Ф.М. Достоевского;
3) выставка книг Ф.М. Достоевского.
План занятия:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и цели занятия.
4. Беседа со студентами по вопросам. Актуализация знаний.
5. Сообщения студентов.
6. Тест.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
9. Итоги урока.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и цели занятия.
1. Вступительное слово преподавателя.
Ф. М. Достоевский – один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. В его произведениях человек, взятый в остроконфликтных жизненных положениях, предстаёт во всей полноте своей духовной природы. Ф.М. Достоевский показал современного ему человека в пору острейшего политического, религиозного, морального кризиса общества. Поэтому столь катастрофичны сюжеты его произведений, а внутренний мир героев особенно драматичен. В душах его персонажей в постоянном противоречии существуют силы добра и зла, от их борьбы зависят судьбы героев и судьбы человечества.
Ф. М. Достоевский прекрасно знал трагические противоречия жизни, но это не мешало ему верить в способность человека постигать красоту, творить добро. Резко критиковал писатель современную ему цивилизацию, которая ломает человеческую природу, не только порождает видимое зло, но и преумножает невидимое зло, скрытое в тайниках сознания. Властвующему в этой цивилизации «идеалу содомскому» Ф.М. Достоевский противопоставляет «идеал Христов», воплощающий для него моральную красоту, которой и спасётся мир.
-Наш урок посвящён биографии и творчеству Ф.М Достоевского, с этапами его жизни нас познакомят заранее подготовившиеся студенты.
На занятии вы должны узнать об основных этапах жизни и творчества Ф.М. Достоевского, развивать умение находить главное, делать краткую запись, анализировать и делать выводы, пересказывать, формировать в себе нравственные ценности, стремление к самосовершенствованию.
-Записываем тему занятия (Слайд 1)
Эпиграф: В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
(Ч. Айтматов)
4. -Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Знакомиться с этапами жизни и творчества великого писателя мы будем по следующему плану (Слайд2):
- Детство и юность.
- 1840-е годы. Начало творческого пути. «Бедные люди». «Двойник». «Белые ночи». «Неточка Незванова».
- Кружок Петрашевского.
- 1850-е годы. Каторга. Возвращение из Сибири. Возвращение в литературу. «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома».
- Романы Ф.М. Достоевского 1860-х годов. «Униженные и оскорблённые».
- Издание журналов «Время» и «Эпоха».
- Поездки Ф.М. Достоевского за границу.
- «Записки из подполья». «Преступление и наказание». «Идиот».
- Заграничный период 1867-1871 годов. «Бесы». «Подросток».
- Последние годы жизни. «Братья Карамазовы».
5. Сообщения студентов по плану с демонстрацией слайдов презентации. (Студенты получили опережающее домашнее задание: познакомиться с биографией Достоевского. Цель их сообщений – систематизировать полученные сведения, акцентировать внимание на основных моментах, обязательных для запоминания)
- Детство и юность (Слайд 3-4).
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года.
Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медико-хирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.
Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей – первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.
Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная, свято чтила религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение.
Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин – любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.
Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.
Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.
Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.
8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок – предвестник эпилепсии – тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.
- 1840-е годы. Начало творческого пути. «Бедные люди». «Двойник». «Белые ночи». «Неточка Незванова» (Слайд 5).
В августе 1841 года Достоевский получил офицерский чин, а в 1844 подал прошение об отставке. В том же году сделал перевод «Евгении Гранде» Бальзака. В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» – бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».
- Кружок Петрашевского (Слайд 6).
В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу. 25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».
В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова – русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.
- 1850-е годы. Каторга. Возвращение из Сибири. Возвращение в литературу. «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома» (Слайд 7).
На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, – говорил он, – верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»
Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В 1858 году создал повесть «Дядюшкин сон», где показал картину разрушения моральных устоев. Каторжный мир писатель изобразил в «Записках из Мёртвого дома» (1860).
- Романы Ф.М. Достоевского 1860-х годов. «Униженные и оскорблённые» (Слайд 8).
В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. Начался последний, самый активный в идейном и творческом плане период его деятельности. В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, – «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. В романе впервые появляется герой-идеолог, несущий определённое нравственное, социальное качество и в поступке, и в «теоретическом» осмыслении и оправдании.
- Издание журналов «Время» и «Эпоха» (Слайд 9).
С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения – журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля – своеобразный, русский вариант христианского социализма.
В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» – своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.
- Поездки Ф.М. Достоевского за границу (Слайд 10).
В 1862 и 1863 годах Ф.М. Достоевский совершил зарубежные турне. Он побывал в Лондоне, Париже, затем в Германии, Италии. После первой поездки вышли публицистические очерки «Зимние заметки о летних впечатлениях», проникнутые беспощадной критикой европейской буржуазной цивилизации.
- «Записки из подполья». «Преступление и наказание». «Идиот» (Слайд 11).
Важным шагом к проблематике больших романов, к психологическому изображению в них человека стала повесть «Записки из подполья». «Подполье» - это потайные углы ума и совести, где совершается разложение духа, оставшегося без нравственного идеала, без твёрдой меры добра и зла.
В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» – один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году – роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников.
- Заграничный период 1867-1871 годов. «Бесы». «Подросток» (Слайд 12).
Также стал насыщенным и плодотворным для писателя заграничный период 1867-1871 годов.
Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879).
10. Последние годы жизни. «Братья Карамазовы» (Слайд 13).
Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879–1880). Главный герой этого произведения – Алеша Карамазов – помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни – это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.
На протяжении своего нелегкого творческого пути Достоевский не прекращал размышлять над главной, по его мнению, проблемой человечества – преодоления гордости, основного источника разобщения людей. Федор Михайлович считал, что каждому человеку присуще творить, и пока он живет, он должен творить, выражая себя. Всю свою жизнь писатель посвятил раскрытию главной темы своих исканий – темы Человека.
6. Тест
7. Рефлексия. Вопросы для рефлексии:
- Что для вас было значимо на уроке?
- Какие выводы вы сделали?
8. Домашнее задание.
9. Подведение итогов.
Литература:
1. Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 656 с.
2. https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»
Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....
Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...
Методическая разработка урока по жизни и творчеству Н.В.Гоголя "Духовные искания Н.В.Гоголя"
Урок по биографии Н.В.Гоголя с использованием видеофрагментов из документального фильма Л.Парфенова "Птица -Гоголь" Одна из главных целей урока- выяснить причины духовного кризиса великого...
Методическая разработка «Развитие детей посредством художественного творчества» (расскажи сказку).
Методическая разработка предназначена для учащихся классов коррекционных школ и содержит авторские упражнения по сказкотерапии. Цель данной разработки обеспечить условия для творческого развития дет...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".
Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....
Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт
Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок». Учебное занятие предполагает дальнейш...