конспект урока в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока

полный развёрнутый конспект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_i_punktuatsiya.docx154.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»

Учитель: Садыкова А.С.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Т.А.Ладыженская

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения.

Задачи урока:

образовательные: сформировать  знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

Планируемые результаты:

Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; уметь связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления текста.

Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь извлекать информацию из словаря.

Личностные: формировать умение работать в паре; развивать культуру общения, чувства товарищества, умение контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитывать любовь к русскому языку, к художественному слову.

Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, знаки препинания.

Межпредметные связи: литература.

Ресурсы: проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Девиз урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

- Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи):

«Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали
».

– Вы начать урок готовы?

– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

– А поможет в этом нам хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на сегодняшнем уроке!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель: 

- включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение

- А какую тему мы будем сегодня изучать, вы узнаете, если решите лингвистическую задачу

 Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

- Определите тему нашего урока, ответив на эти вопросы. Слово состоит из 9 букв.

  1. Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
  2. С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу КТО?
  3. С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней -КАК?).
  4. Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
  5.  Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
  6.  Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
  7.  Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием.
  8.  Эта буква - самый распространенный союз.
  9.  Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.

- Какое слово получилось?  (Синтаксис).

- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на доске

У Я К Н А П Т И У Ц  (Пунктуация )

- Так какова же тема сегодняшнего урока?

(Синтаксис и пунктуация)

 - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова.

Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения.

Запишите дату и  тему в тетради.

Составляют предложение и отгадывают слово. Называют тему урока.

Синтаксис

Пунктуация

«Синтаксис и пунктуация»

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом, который называется СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ. Какое из слов вам незнакомо? Давайте разберемся в значении слова СИНТАКСИС.

Предлагаю познакомиться с этими понятиями поближе, откройте § 24 прочитайте теоретический материал, маркируя текст карандашом:

 + - знаю

 ! - новое,

? - знаю, но забыл. Индивидуально.

 1) Чтение параграфа 24 стр.56. (теория)

  • Что из прочитанного вы знали?
  • Что из прочитанного для вас новое?
  • Поверните к соседу, расскажите что обозначает синтаксис.

- Как переводится с греческого языка слово СИНТАКСИС? (составление, построение, порядок)

-Что изучает этот раздел науки о языке? (Словосочетание и предложение, правила их построения)

       

- Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (строить правильно словосочетания и предложения)

На доске разбросаны слова. Попробуем из них составить предложение так, чтобы получилась пословица (птица, перо, красный, ум, а, человек)

КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ.

-О чем эти пословица?

- В ней можно выделить словосочетания. Какие?

-Итак, мы увидели, как слова связываются в цепочку, построили предложение, нашли словосочетания.

Теперь запишите под мою диктовку начало предложения и завершите его самостоятельно: Раздел науки о языке СИНТАКСИС изучает: (словосочетание и предложение, правила их построения).

СИНТАКСИС – ( из др. – греч. Syntaxis – составление, построение, порядок) это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

Составление, построение, порядок.

СС и предложение, правила их построения.

Строить СС и предложения.

КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ.

О животных судят по внешности, а о человеке - по уму

Красна пером, красен умом

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).

4.

Проблемное объяснение нового материала

Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания.

В названии темы урока два слова. Что же означает второе слово? ПУНКТУАЦИЯ!

Предлагаю познакомиться с этими понятиями поближе, откройте § 25 прочитайте теоретический материал, маркируя текст карандашом:

 + - знаю

 ! - новое,

? - знаю, но забыл. Индивидуально.

- Читаем параграф 25 стр.57-59 (теория)

- Что изучает пунктуация? (знаки препинания и их постановку)

-Вспомните мультфильм «В стране невыученных уроков». Жизнь главного героя зависела от правильной постановки запятой.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

- ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

 Казнить нельзя помиловать.

-Где же мы поставим запятую?

-Почему?

- Ошибкоопасные места в предложении называются пунктограммами

До конца XV века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки. Раньше всех была введена ТОЧКА, затем ЗАПЯТАЯ.

В русском языке 10 знаков препинания. Они выполняют разную роль. Знаки завершения ставятся в конце предложений. Знаки разделения ставятся внутри предложения (они разделяют слова). Знаки выделения тоже ставятся внутри предложения, но они выделяют слова.

Упр. 126, с 60 (у вас есть)

Читает стихотворение Маршака

У последней ТОЧКИ

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак

- ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

-Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:

-Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились ЗАПЯТЫЕ,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,

Прикатило МНОГОТОЧИЕ,

И прочие, И прочие, И прочие…

Заявили запятые:

-Мы - особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки

Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:

-Если нет над вами точки,

Запятая-знак пустой!

-Сколько знаков препинания вы записали? Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их. («…» - ( ) ).

Пунктуация - ( от лат. Punctum – точка) это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Делают вывод о значимости правильной расстановки знаков препинания

Графический диктант. Дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: С.Я.МАРШАКА «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

-7 знаков.

Дописывают.

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).

Физминутка.

Организует работу с карточками (в парах)

- Мне пришло письмо-обращение, но в нём все знаки препинания потерялись. Давайте их восстановим.

Определите границы предложений. Прочитайте текст, соблюдая интонацию конца предложения. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания. 

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов. В этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны. Подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне». Ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен. Наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

Можно ли читать этот текст громко? Почему?

-Есть ли в вашей семье участники ВОВ?

-Что вы о них знаете?

Работают с карточками: делят текст на предложения, читают его.

Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения (Р). Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П).

5.

Применений знаний и умений в новой ситуации.

Организует индивидуальную работу ученика у доски (за закрытой доской)

Упр.119 (1 абзац)

Самопроверка

Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.

Умение оценивать действие одноклассников (К).

6.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: коррекция знаний

Организует групповую работу.

4 группы

Организует взаимопроверку работ.

Консультируют, оценивают и комментируют.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).

7.

Домашнее задание

( записано на слайде).

  1. Стр _59___, упр.__123___.
  2. Написать мини сочинение о разделах науки о языке  «Синтаксис» и «Пунктуация».

Записывают ДЗ в дневники.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Наш урок подходит к концу, подведем итог вашей деятельности:

- Какие цели были поставлены вначале урока?

- Что удалось достигнуть, что нет?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

- Что изучает пунктуация?

Оценивает работу на уроке.

- На партах, у Вас лежат смайлики, выберете тот, который соответствует вашему настроению на данный момент.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р).

1 группа.

Попробуйте прочитать «текст».

Безобразникихулиганыявампокажугдеракизимуюткрокодилынесчастныезеленыечтобвампустобыло.

Можно ли понять, что сказала старуха Шапокляк, когда у нее размок «мячик» и она выплюнула последние опилки?

Что нужно сделать, чтобы понять слова Шапокляк? Какие знаки препинания надо расставить?

- Запишите текст Шапокляк правильно.

Сделайте вывод: зачем нужна пунктуация?









2 группа

Прочитайте текст. Расскажите, что может произойти, если не будет знаков препинания?  

Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)

Вывод запишите в тетради.









3 группа

Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3-5 предложениях, изложите содержание этого текста.

А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Убедимся в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков, например, такой текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми, дома оставили присматривать тётю Дашу».

Всё ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов за детьми.







4 группа

Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам.

Какие из них ставятся в конце предложения?

Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном телефоне?

Прочитайте сведения о знаках препинания. Перескажите их.

Когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•…

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.Слово Запятаяпроизошло от глагола «запяти» (воспрепятствовать, задержать), родственное слову «запинаться».

  • Точка с запятой использовался славянскими книжниками как знак вопроса.
  • Вопросительный знак получился из изменённого написания заглавной буквы слова Quaestio (по-латински «вопрос»), которое писали в латинских текстах после вопросительных фраз.
  • Восклицательный знак – это изменённый вариант первой заглавной буквы латинского слова Io, которое использовали на письме для выражения радости

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад. 

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

Письмо молодому поколению Бугуруслана…

(75-летие Победы и Великой Отечественной войне)

Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит  пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной.

F:\урок педдебют\img_php6dhhCk_prezentaciya-o-znakah-prepinaniya_0_2.jpg

F:\урок педдебют\img_php6dhhCk_prezentaciya-o-znakah-prepinaniya_0_2.jpg

F:\урок педдебют\img_php6dhhCk_prezentaciya-o-znakah-prepinaniya_0_2.jpg

F:\урок педдебют\img_php6dhhCk_prezentaciya-o-znakah-prepinaniya_0_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 3 класс (Рамзаева)

Цель: формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков....

Конспект урока "Синтаксис и пунктуация"

Вводный урок "Синтаксис и пунктуация"  для учащихся 5 классов....

Конспект урока 9 класс "Спирты"

Конспект урока на тему Спирты используется в 9 классе, в конце третьей четверти. Входит в курс Органической химии....

конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»

конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»...

Конспект урока 6 класс

Конспект урока по географии " Горы и равнины" ( технология проблемного обучения)...

Конспект урока 6 класс Куб,шар.

Методическая разработка урока математики в 6 классе для обучающихся с умственной отсталостью...