конспект урока в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока
полный развёрнутый конспект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_i_punktuatsiya.docx | 154.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»
Учитель: Садыкова А.С.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Т.А.Ладыженская
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения.
Задачи урока:
образовательные: сформировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Планируемые результаты:
Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; уметь связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления текста.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь извлекать информацию из словаря.
Личностные: формировать умение работать в паре; развивать культуру общения, чувства товарищества, умение контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитывать любовь к русскому языку, к художественному слову.
Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, знаки препинания.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку Девиз урока: «Учись, смекай, активным будь! - Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи): «Топали да топали, – Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! – А поможет в этом нам хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на сегодняшнем уроке! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л) |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: - включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений. | Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение - А какую тему мы будем сегодня изучать, вы узнаете, если решите лингвистическую задачу Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа): - Определите тему нашего урока, ответив на эти вопросы. Слово состоит из 9 букв.
- Какое слово получилось? (Синтаксис). - Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на доске У Я К Н А П Т И У Ц (Пунктуация ) - Так какова же тема сегодняшнего урока? (Синтаксис и пунктуация) - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова. Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения. - Запишите дату и тему в тетради. | Составляют предложение и отгадывают слово. Называют тему урока. Синтаксис Пунктуация «Синтаксис и пунктуация» | Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К). |
3. | Актуализация знаний. Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом, который называется СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ. Какое из слов вам незнакомо? Давайте разберемся в значении слова СИНТАКСИС. Предлагаю познакомиться с этими понятиями поближе, откройте § 24 прочитайте теоретический материал, маркируя текст карандашом: + - знаю ! - новое, ? - знаю, но забыл. Индивидуально. 1) Чтение параграфа 24 стр.56. (теория)
- Как переводится с греческого языка слово СИНТАКСИС? (составление, построение, порядок) -Что изучает этот раздел науки о языке? (Словосочетание и предложение, правила их построения)
- Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (строить правильно словосочетания и предложения) – На доске разбросаны слова. Попробуем из них составить предложение так, чтобы получилась пословица (птица, перо, красный, ум, а, человек) КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ. -О чем эти пословица? - В ней можно выделить словосочетания. Какие? -Итак, мы увидели, как слова связываются в цепочку, построили предложение, нашли словосочетания. Теперь запишите под мою диктовку начало предложения и завершите его самостоятельно: Раздел науки о языке СИНТАКСИС изучает: (словосочетание и предложение, правила их построения). | СИНТАКСИС – ( из др. – греч. Syntaxis – составление, построение, порядок) это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. Составление, построение, порядок. СС и предложение, правила их построения. Строить СС и предложения. КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ. О животных судят по внешности, а о человеке - по уму Красна пером, красен умом | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р). |
4. | Проблемное объяснение нового материала Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания. | В названии темы урока два слова. Что же означает второе слово? ПУНКТУАЦИЯ! Предлагаю познакомиться с этими понятиями поближе, откройте § 25 прочитайте теоретический материал, маркируя текст карандашом: + - знаю ! - новое, ? - знаю, но забыл. Индивидуально. - Читаем параграф 25 стр.57-59 (теория) - Что изучает пунктуация? (знаки препинания и их постановку) -Вспомните мультфильм «В стране невыученных уроков». Жизнь главного героя зависела от правильной постановки запятой. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА - ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ Казнить нельзя помиловать. -Где же мы поставим запятую? -Почему? - Ошибкоопасные места в предложении называются пунктограммами До конца XV века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки. Раньше всех была введена ТОЧКА, затем ЗАПЯТАЯ. В русском языке 10 знаков препинания. Они выполняют разную роль. Знаки завершения ставятся в конце предложений. Знаки разделения ставятся внутри предложения (они разделяют слова). Знаки выделения тоже ставятся внутри предложения, но они выделяют слова. Упр. 126, с 60 (у вас есть) Читает стихотворение Маршака У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак - ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: -Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: -Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке. Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, Прикатило МНОГОТОЧИЕ, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые: -Мы - особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: -Если нет над вами точки, Запятая-знак пустой! -Сколько знаков препинания вы записали? Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их. («…» - ( ) ). | Пунктуация - ( от лат. Punctum – точка) это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. Делают вывод о значимости правильной расстановки знаков препинания Графический диктант. Дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: С.Я.МАРШАКА «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ» -7 знаков. Дописывают. | Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П). |
Физминутка. | Организует работу с карточками (в парах) - Мне пришло письмо-обращение, но в нём все знаки препинания потерялись. Давайте их восстановим. Определите границы предложений. Прочитайте текст, соблюдая интонацию конца предложения. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания. Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов. В этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны. Подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне». Ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен. Наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. Можно ли читать этот текст громко? Почему? -Есть ли в вашей семье участники ВОВ? -Что вы о них знаете? | Работают с карточками: делят текст на предложения, читают его. | Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения (Р). Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П). | |
5. | Применений знаний и умений в новой ситуации. | Организует индивидуальную работу ученика у доски (за закрытой доской) Упр.119 (1 абзац) Самопроверка | Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. | Умение оценивать действие одноклассников (К). |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: коррекция знаний | Организует групповую работу. 4 группы Организует взаимопроверку работ. | Консультируют, оценивают и комментируют. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К). |
7. | Домашнее задание ( записано на слайде). |
| Записывают ДЗ в дневники. | |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Наш урок подходит к концу, подведем итог вашей деятельности: - Какие цели были поставлены вначале урока? - Что удалось достигнуть, что нет? - Что нового вы узнали на уроке? - Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? - Что изучает пунктуация? Оценивает работу на уроке. - На партах, у Вас лежат смайлики, выберете тот, который соответствует вашему настроению на данный момент. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р). |
1 группа.
Попробуйте прочитать «текст».
Безобразникихулиганыявампокажугдеракизимуюткрокодилынесчастныезеленыечтобвампустобыло.
Можно ли понять, что сказала старуха Шапокляк, когда у нее размок «мячик» и она выплюнула последние опилки?
Что нужно сделать, чтобы понять слова Шапокляк? Какие знаки препинания надо расставить?
- Запишите текст Шапокляк правильно.
Сделайте вывод: зачем нужна пунктуация?
2 группа
Прочитайте текст. Расскажите, что может произойти, если не будет знаков препинания?
Человек потерял запятую и стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. (По А.Каневскому)
Вывод запишите в тетради.
3 группа
Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3-5 предложениях, изложите содержание этого текста.
А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
Убедимся в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков, например, такой текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми, дома оставили присматривать тётю Дашу».
Всё ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.
Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов за детьми.
4 группа
Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам.
Какие из них ставятся в конце предложения?
Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном телефоне?
Прочитайте сведения о знаках препинания. Перескажите их.
Когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•…
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.Слово Запятаяпроизошло от глагола «запяти» (воспрепятствовать, задержать), родственное слову «запинаться».
- Точка с запятой использовался славянскими книжниками как знак вопроса.
- Вопросительный знак получился из изменённого написания заглавной буквы слова Quaestio (по-латински «вопрос»), которое писали в латинских текстах после вопросительных фраз.
- Восклицательный знак – это изменённый вариант первой заглавной буквы латинского слова Io, которое использовали на письме для выражения радости
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.
Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. | Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. |
Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. | Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. |
Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. | Письмо молодому поколению Бугуруслана… (75-летие Победы и Великой Отечественной войне) Проходят годы… Всё меньше и меньше остаётся ветеранов тех военных событий 1941-1945 годов в этом году наша страна празднует 75 лет Победы Великой Отечественной войны подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков как гласит пословица: « Живя в мире, не забывай о войне» ценой своей жизни наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен наверно, в России нет такой семьи, которую эта страшная война обошла стороной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 3 класс (Рамзаева)
Цель: формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков....
Конспект урока "Синтаксис и пунктуация"
Вводный урок "Синтаксис и пунктуация" для учащихся 5 классов....
Конспект урока 9 класс "Спирты"
Конспект урока на тему Спирты используется в 9 классе, в конце третьей четверти. Входит в курс Органической химии....
конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»...
конспект урока 4 класс 8 вид математика тема: Таблица умножения числа 5 и на 5
Конспнкт урока 4 класс 8 вид...
Конспект урока 6 класс
Конспект урока по географии " Горы и равнины" ( технология проблемного обучения)...
Конспект урока 6 класс Куб,шар.
Методическая разработка урока математики в 6 классе для обучающихся с умственной отсталостью...