Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках"
план-конспект урока на тему
Конспект направлен на развивающее повторение и обобщение знаний учащихся, используются дифференцированные задания, тестовый материал, работа с картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_istorii_v_6.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Древняя Русь в IX – XII веках.
Повторительно-обобщающий урок.
Класс: 6
Учитель: Гребенюкова Лариса Николаевна
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме: "Киевская Русь в IX - XII вв.".
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Древнерусской истории с IX по XII века.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Киевская Русь в IX – начале XII вв";
- Дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси.
Развивающие:
- привлекать учащихся к самостоятельному целеполаганию;
- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа, установление взаимосвязи между историческими явлениями, самостоятельное оценивание значения различных событий и роль в них исторических персонажей;
- развивать умение работать в парах, группах;
- развивать навык самостоятельной работы, объективного оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников
- формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношения к предмету.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- воспитание коммуникативных качеств у учащихся, культуры живого
межиндивидуального общения.
Оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийные карты «Образование Древнерусского государства», «Образование Древнерусского государства», «Раздробленность Руси»
- презентация (Приложение 1).
Учебный материал:
- индивидуальные оценочные листы учащихся;
- индивидуальные тестовые задания «Древнерусское государство в IX – XII веках»;
- задания для работы в группах;
- индивидуальные дифференцированные задания.
Формы и методы:
- Методы: проблемный, деятельностный
- Формы: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Ход урока
- Вводно-мотивационный этап. (3 мин.)
На слайде эпиграф урока:
"Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться". Нестор.
- Когда, кем и где эти слова были записаны?
- Какие вопросы вы видите в этих строках?
- Мы знаем на них ответы?
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
- Какие вы поставите задачи?
- Операционный этап/ организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/. (35 мин.)
1. Инструктаж по алгоритму действий.
- У вас на партах лежат оценочные листы. Сегодня в течение урока вы будете набирать баллы на каждом этапе. А в конце – переведете баллы в оценки. Система оценивания 5-балльная. Максимум баллов на каждом этапе «5». Напишите на листочках свои фамилии и отложите пока в сторону. Я оставляю за собой право на бонусные и штрафные баллы по итогам работы на уроке
2. Работа в парах с картой.
- Итак, на первом этапе мы как обычно будем работать с картой. Внимательно выслушайте задания: работаем в парах по рядам (поочередно задают вопросы по карте и показывают называемые объекты).
- 1 ряд – работает с картой атласа «Образование Древнерусского государства»
- 2 ряд – «Хозяйство и торговля Древней Руси»
- 3 ряд – «Раздробленность Руси»
Проверка: по одному человеку от ряда по карте на доске отвечают на вопросы.
- В каком веке начался процесс образования Древнерусского государства?
- При каком князе оно достигло наивысшего расцвета?
- Когда начался распад на отдельные княжества?
- Оцените работу своего соседа по парте, будьте объективны. Занесите баллы в оценочные листы.
3. Тестирование.
- Самостоятельная работа с вопросами на распечатанных листах (Приложение 2).
- Самопроверка и оценивание по эталону на слайде.
- Занесите баллы в оценочный лист.
Физминутка – игра «Согласен – не согласен»
(если согласны с определением – встают, не согласны – садятся)
Объезд киевскими князьями с дружиной своих земель для сбора дани называется полюдье
Варягами называли греков
Земля общины называется удел.
Определенные размеры дани – уроки.
Письменный свод законов – это Русская правда.
Название общины в Древней Руси вервь.
Челядью называли свободных общинников.
Огнищанин – управляющий вотчиной.
Холопами называли в Киевской Руси рабов
Место поселения ремесленников и купцов называлось детинец.
Община монахов называлась монастырем
Братчина это народное собрание.
Войско князя - дружина
Народное собрание на Руси называется вече
Узоры, которыми украшали книги назывались миниатюрами.
Материал на котором писали книги назывался пергамент.
4. Дифференцированные задания.
На каждой парте подготовлены распечатки с заданиями разного уровня и выделены разным цветом (красный – повышенной сложности, синий – средней сложности, зеленый – базовый уровень). Каждый ученик выбирает задание себе по силам.
Кто побывал на княжении в Киеве из названных летописцем Нестором князей?
Рюрик – Аскольд – Олег - Синеус – Дир – Святослав - Трувор
(Аскольд, Олег, Дир, Святослав)
Угадай личность
1) Владимир Святой
Этот князь, много сделал для обороны Руси. При нем Русь становится христианской. Женился на византийской принцессе Анне. Имел 12 сыновей.1
2) Ярослав Мудрый
Этот князь много сделал для распространения христианства, был образованным человеком, много читал, покупал книги за границей. При нем построен Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.
3) Игорь
Этот князь воевал с Византией, но война была неудачной. Был убит древлянами за то, что пытался второй раз взять с них дань. Его жена жестоко древлянам отомстила.
Текст с ошибками.
Найдите 6 исторических ошибок.
«После смерти князя Олега в 911 году власть перешла к его воеводе Игорю. Игорь подчинил уличей и тиверцев. Воевал с Византией и заключил первый письменный договор с ней. Игорь был убит в Киеве полянами, когда вторично хотел взять с них дань. Княгиня Ольга отомстила за смерть брата.
( 911г, воевода, первый, Киев, поляне, брат).
Проверка выполнения работы. Оценивание: базовый уровень – 3 балла, средний – 4 балла, повышенный – 5 баллов). Занесите оценки в оценочный лист.
5. Работа в группах. Индивидуальные задания.
- Каждая группа получает задание поработать с историческим документом и ответить на вопросы по нему.
Двое учеников получают индивидуальные задания: 1) составить схему династии Рюриковичей с датами правления; 2) разгадать кроссворд на компьютере.
1 группа.
«В год 6562(1054). Скончался великий князь…Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери…Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль…» И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола…И так завещал он сыновьям своим жить в любви».
О каком князе идет речь?
Какой след он оставил в истории Древней Руси?
2 группа.
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…И избрались трое братьев со своими родами…и пришли к славянам, и сел старший…в Новгороде…»
О каком событии идет речь?
Назовите братьев и места их княжения.
3 группа.
В «Повесть временных лет» было включено поучение князя, адресованное его детям. Иногда его рассматривают как самостоятельное произведение, автор которого широко известен своими военными победами и внутренними мероприятиями: «В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите, не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши над домом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну, сторожевую охрану сами наряжайте…Оружия с себя снимать не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености ведь человек внезапно погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы не шли походом по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол, если не можете почтить его дарами,- пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добром, или злом. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны…Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти. А вот вам и конец всему: страх божий имейте превыше всего».
Кто автор этого поучения?
Что вы можете сказать об этом человеке?
4 группа.
«… захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем…Предание нарекло ее Хитрою, церковь Святою, история Мудрою…»
О ком идет речь?
Почему и за что народ дал такие прозвища?
5 группа.
«Дружина его пользуясь, может быть, слабостию князя престарелого также хотела богатства и грабила несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже… вышел из области их, но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Еще недовольный взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с частию своей дружины возвратиться к древлянам, чтобы требовать новой дани. Послы их встретили на его пути и сказали ему: «Князь, мы все заплатили тебе, для чего же опять идешь к нам?»
О каких событиях рассказывается в тексте?
Кто этот князь и что с ним произошло?
Заслушивание ответов учащихся.
- Оцените участие в работе каждого члена группы, занесите оценки в оценочный лист.
- Контроль и коррекция. (7 мин.)
Общий вывод по теме.
- Когда начало складываться Древнерусское государство?
- Какие действия способствовали его укреплению?
- Когда начался процесс распада на отдельные княжества?
- Как вы думаете, почему это стало происходить?
- Сделайте общий вывод о Древнерусском государстве.
Подведение итогов
- Давайте подведем итоги: посчитайте баллы в ваших оценочных листах.
Если вы набрали:
18-20 баллов, то поставьте итоговую оценку за урок «5»
15-18 баллов, то поставьте итоговую оценку за урок «4»
10-15 баллов, то поставьте итоговую оценку за урок «3»
Бонусный балл от меня получают…
Домашнее задание:
1. Составить 3 тестовых вопроса по теме «Древнерусское государство»
2. Составить кроссворд по теме «Древнерусское государство»
3. выполнить контурную карту №8 «Раздробленность Руси»
Приложение 2.
Тест по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.»
- Кто правил в Древнерусском государстве позже других?
- Святослав
- Игорь
- Олег
- Владимир Мономах
- Какой князь считается родоначальником династии русских князей
- Аскольд
- Кий
- Дир
- Рюрик
- Какая задача стояла перед Древнерусским государством?
- Прекращение контактов перед другими странами
- Представление всем крестьянам-общинникам земельных наделов
- Усиление власти старейшин
- Обеспечение первенства Руси на важнейших торговых путях
- Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославовича:
- Учредить погосты и уроки
- Принять христианство
- Создать русскую правду
- Убить киевских князей Аскольда и Дира
- Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи
«И собрались в Любече для устранения мира. И обращались к себе, говоря: «зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются. Что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит вотчину свою… и на этом целовали крест6если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все… и принеся клятву, разошлись восвояси»
1) в 862г.
2) в 882 г
3) в 988 г.
4) в 1097 г.
- Кто относится к категории зависимого населения Древнерусского государства
1) вотчинник
2) холопы
3)дружинник
4) закупы
5) рядовичи
- Соотнесите:
1. Олег | А. Нанес половцам сокрушительное поражение. Принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси |
2. Игорь | Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил ряд успешных походов против Византии |
3. Владимир Мономах | В. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами |
- Соотнесите
| А) сбор дани |
| Б) сбор меда диких пчел |
| В) место сбора дани |
- Расставьте предложенные слова в места пропусков
А. Владимир Мономах Б. Владимир Святой В. Изяслав Г. печенеги Д. половцы | С момента образования Древнерусского государства его правителям постоянно приходилось защищать южные границы от набегов кочевников. Князь Святослав погиб на днепровских порогах от рук степняков. Его сын, киевский князь ________ построил на южных границах Руси линию оборонительных сооружений. Только в первой половине 11 века Ярославу Мудрому удалось нанести сокрушительное поражение _______. Однако позже у русских границ появились новые враги _________. В 1068 году на реке Альте они разбили русское войско. Возглавлял войско князь ________. Вдохновителем общерусской борьбы с новой угрозой стал ___________. Весной 1111 года он нанес кочевникам сокрушительный удар. |
- Соотнесите древнерусский термин и его значение
1.смерд | А) человек, попавший в полную зависимость от господина, раб |
2. закуп | Б )человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина |
3.рядович | В) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду, процент которой он отрабатывал на поле у человека ссудившего ему деньги |
4.холоп | Г) человек, выполняющий какие-либо обязанности в пользу князя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Право»
методическая разработка включает в себя презентацию для проведения викторины и методическую разработку урока...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Газы и их свойства»
Данная методическая разработка урока подготовлена как повтортельно-обощащий урок по теме "Газы и их свойства". (учебник А.Е.Гуревич "Физика 7 класс")...
Методическое пособие на тему: Повторительно-обобщающий урок по дисциплине "Основы проектирования строительных конструкций"
Необходимость решать важнейшую проблему активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения привела меня к решению проводить повторительно-обобщающий урок по дисциплине «Основы...
методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "
План-конспект урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...
План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"
повторение и закрепление изученного материала по первому разделу....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)
Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...