Древнерусское государство
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Дарья Алексеевна Смирнова

Древнерусское государство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_2_drevnerusskoe_gosudarstvo.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция № 2

Тема: Возникновение и развитие древнерусского государства (IX - середина XI вв.)

 

Цель лекции: сформировать знания у студентов о закономерностях и особенностях развития европейского Средневековья и Древней Руси, о предпосылках создания государственности на Руси и сущности основных этапов развития Древнерусского государства.

 

План лекции

1.         Предпосылки образования государственности восточных славян.

2.         Социально-экономическая структура Руси.

3.         Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей.

4.    Культура Руси Х-ХШ вв.

 

1. Предпосылки образования государственности восточных славян

Образование Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь) было закономерным результатом социально-экономического и политического развития восточнославянских племен. Древнерусское государство, занимавшее восточноевропейскую равнину, образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен, представлявших собой важнейшие этнические структуры Европы. Предпосылки образования государства восточных славян складывались в течение нескольких столетий, с VI по VIII вв. К этому времени родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Развилась частная собственность на землю.

Разложению родового строя способствовало отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шел процесс формирования классов будущего феодального общества. Возникла феодальная собственность на землю. Произошли значительные изменения в политической жизни восточных славян. В VIв. появились 14-15 больших племенных

20 союзов (поляне, древляне, кривичи, вятичи и др.). Во главе стояли князья и племенная знать, но большим влиянием пользовалось народное вече.

Одновременно происходил процесс формирования древнерусской народности. Этническим ядром были Среднее Приднепровье и районы лесостепи под названием «Русская земля» (от Киева до Воронежа). Свое название она получила от имени племени «рось» (русь). Политическое объединение славянских племен и складывание государства было ускорено внешней опасностью и необходимостью организовать совместную борьбу с кочевниками. С У1 в. славяне вели борьбу с аварами, с VIIIв. - с хазарами. А с конца 1Х в. - с печенегами.

Летописная легенда о «призвании варягов» (Рюрика и его братьев) легла в основу так называемой «норманнской теории» происхождения Русского государства, выдвинутой немецкими историками, жившими в России ХVШ в. С точки зрения этой теории, варяги, т. е. скандинавы, норманны, явились одновременно и завоевателями славян и создателями Русского государства. Однако, государственность у славян начала складываться задолго до 1Х в., к которому относятся походы варягов-норманов в Восточную Европу. Исследователи русского летописания доказали, что рассказ о «призвании варягов» представляет собой творчество летописца-новгородца Х1 в., пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси, исходя из современных ему порядков в Новгороде Х1 в., куда новгородцы сами приглашали («призывали») угодных им князей. При этом летописец использовал в легенде о призвании братьев-варягов эпический мотив о братьях-основателях городов и государств, широко распространенный у различных народов Европы.

Условной датой образования Древнерусского государства считается 882 год, когда Олег стал первым киевским князем. В начале Х1 века Древняя Русь объединяла почти все восточнославянские племена и превратилось в крупнейшее государство Европы.

 

2. Социально-экономическая структура Руси

Основу хозяйства Древней Руси составляло пашенное земледелие разных типов. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, которую впрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности - «житом» (от глагола «жить»). К ГХ-Х вв. появилось большое количество земель, расчищенных из под леса. Применялась переложная система (перелог), известно было двуполье и трехполье с яровыми озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие (подсека).

В хозяйствах крестьян имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Развивались рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). С развитием торговли возник спрос на пушнину, что усилило в хозяйстве роль охоты.

В ранний период Древнерусского государства повсюду существовали крестьянские общины, которые являлись объектом притязаний со стороны некоторых феодалов. Крестьянская община называлась «миром» или «вервью» и состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений, а также из больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые самостоятельно обрабатывали землю. Все члены общины были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Помимо земледельцев в общине жили и ремесленники: кузнецы, гончары и др.

Большую ценность представляла земля с работающим на ней населением. Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладение князей, бояр, мужей-дружинников, после принятия христианства - церкви.

Разновидностью земельной собственности были «черные» государственные земли, верховными собственниками которых были князья, дарившие, продававшие и обменивавшие их вместе с проживавшими на этих землях «черными» крестьянами.

К середине Х! в. все чаще земли попадают в частные руки. Как и в других европейских странах, на Руси создавался княжеский домен, представлявший собой комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими главе государства, подобные владения появились и у братьев великого князя, его жены и родственников. Вокруг крупных городов появлялись боярские вотчины (от слова «отчина» - наследие отца), где жили бояре и дружинники.

В Х1 в. появились церковные земельные владения, которые великие князья предоставляли высшим иерархам церкви - митрополиту, епископу, монастырям, церквам.

Хозяйство феодала держалось на использовании многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, рядовичей, закупов, изгоев, холопов.

Большую экономическую мощь приобретали города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами, где сосредотачивались богатства крупных феодалов. Города заселялись торговыми людьми, ремесленниками, занимавшимися городскими промыслами. Центром города был кремль (детинец), у стен которого и снаружи располагался посад (торгово-ремесленное поселение), где находился торг (торговая площадь), на котором протекала вся жизнь города. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ кремля, куда их селили князья и бояре, отсюда и пошло их название - посадские люди, игравшие заметную роль в хозяйстве и политической жизни общества.

В городах развивалось мастерство кузнецов, оружейников, золотых и серебряных дел мастеров, стекловаров, каменщиков, гончаров и многих других специалистов. Русское ремесло стояло в одном ряду с ремеслом передовых стран Западной Европы. Предметами восхищения на Западе и Востоке были русские стальные клинки, кольчуги, золотые изделия с эмалью и резьбой по кости.

В конце 1Х - первой половине Х вв. расширялись внешнеторговые связи Руси. Зарубежные страны покупали русские изделия и другие товары, привезенные купцами. Важнейшими статьями экспорта страны были: пушнина и меховые изделия, лес, мед, воск, смола. В меньшей степени вывозились продукты сельскохозяйственного производства: выделанная кожа, сало, зерно, лен, пенька.

Социальная борьба. Уже в Х1 в.в Древнерусском государстве происходят открытые выступления народных масс против феодалов. Отличительной особенностью этих движений является то, что большинство их имело религиозную оболочку. Усиление гнета связывалось в сознании смердов и городских низов с введением новой религии, что придавало их борьбе форму борьбы за старую языческую религию против христианства. Этим и объясняется, что в большинстве случаев движениями социальных низов руководили волхвы (носители старого языческого культа). К наиболее крупным выступлениям следует отнести: «мятеж великий» в Суздале 1024 г., Киевское восстание 1068 г., восстание смердов в Ростовской земле, на Белоозере (около 1071 г.). В конце ХI в. усиливаются социальные противоречия, вызванные прежде всего ростом ростовщичества и вследствие этого разорением и закабалением торгово-ремесленного населения Киева.

 

3. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей

Большинство историков считает Древнерусское государство раннефеодальным, в котором характерные черты феодализма еще не получили полного развития и существуют многие показатели, свойственные ранним формациям. В Древнерусском государстве переплетались институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной.

Главой государства был киевский князь, которому подчинялись владетели других княжеств. Он был законодателем, предводителем войска, верховным судьей, управлял при помощи совета из других князей и дружинников, составлявших боярскую думу, состоящую из наиболее уважаемых старших дружинников.

Дружина делилась на старшую (в нее входили бояре, мужи) и младшую (членами ее были гриди, отроки, детские), с которой князь советовался по всем вопросам. Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани и судебных пошлин. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведущими свое хозяйство трудом закабаляемых крестьян. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины и делившая между собой дань, представляла формирующийся класс феодалов.

Власть князя была ограничена и элементами сохранившегося народного самоуправления. Народное собрание - вече - активно действовало в ГХ - Хпзв. и даже позднее, оно имело сильные позиции в Новгороде и ряде других городов.

В течение ГХ - ХI вв. под властью киевских князей закончилось объединение восточнославянских земель, в ряде которых местная знать оказывала значительное сопротивление, подавляемое вооруженным путем.

В укреплении Древнерусского государства важную роль играли правовые нормы. Наиболее ранними памятниками древнерусского права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), содержащие ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных.

Древнейший свод Руси представлен «Русской Правдой», под общим названием которой известны три памятника: «Краткая Правда», наиболее древняя, «Пространная Правда» (2-я половина Х11 в.) и «Сокращенная Правда», основанная на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более древнего периода. «Русская Правда» представляет собой первое собрание обычаев, княжеских законов и приговоров, в котором говорится о мести за убийство, о наказании за побои и оскорбления, за кражу. Суд вершил сам князь, а там, где его не было, - наместник. Местом разбирательства был княжеский двор, или князь чинил суд во время объезда своего княжества. Помимо княжеского гражданского права существовали и памятники церковного права, определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и ряд тех преступлений, которые не рассматривались княжеским судом и передавались церковному. К ним относились семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь). Все эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

Христианство и церковь. Важнейшим итогом русско-византийских отношений в Х веке было принятие Русью христианства. До этого времени господствующей религией оставалось христианство. Старая дохристианская религия, языческая религия славян, с возникновением государства пришла в противоречие с новыми условиями общественной жизни и не могла выполнять главную функцию религии нового общества - освящать и укреплять существующий общественный порядок. С развитием общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием неоднородного государства, язычество, как религиозная система, не могла идеологически обосновать происходящие перемены и объединить общество: власть и общество приобрели раннефеодальный характер, а духовные отношения оставались родоплеменными.

«Повесть временных лет» уделяет особое внимание истории принятия христианства. 988 год стал общепринятой датой принятия новой   религии, когда князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и, под страхом наказаний, заставил креститься киевлян и всех русских. Властные структуры Руси получили в христианской религии мощное идеологическое средство, а в лице христианской церкви - новую политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Приняв христианство, Древнерусское государство укрепило экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляцию от внешнего мира, вызванную вероисповедальными различиями, и на основе христианских ценностей начала развиваться культурная и духовная жизнь страны.

Главой церкви на Руси являлся митрополит, подчинявшийся константинопольскому патриарху. Киевская митрополия была разделена на Новгородскую, Полоцкую, Ростовскую и другие епархии. Митрополит и епископы владели землями, городами и селами. На содержание церкви князья давали «десятину», т. е. десятую часть своих оброков и даней.

Внешняя политика Руси. Внешняя политика Руси. Борьба с кочевниками в течение нескольких столетий была основной внешнеполитической задачей Древней Руси. На степной границе приходилось держать значительные военные силы. Организация обороны южной границы в общегосударственном масштабе способствовала укреплению власти великих киевских князей, поднимала значение Киева как центра борьбы с кочевниками.

Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав, находилось в тесных политических, экономических, культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

Социальное, политическое и культурное развитие Руси происходило в тесном взаимодействии со своим ближайшим соседом - Византией. Русско-византийские отношения РХ - ХI вв. -это сложный комплекс всесторонних связей, острых военных столкновений. Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и дружин. Византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем превратить Русь в зависимое от нее государство особенно при помощи христианизации.

В период своего наивысшего расцвета, при Ярославе Мудром (1031-1060 гг.) Древнерусское государство завязывает связи со многими странами Европы, возрастает его международный авторитет. Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Сам князь был женат на дочери шведского короля. Одна из его дочерей - Анна - стала королевой Франции, две другие дочери королевами Венгрии и Норвегии.

До Х1 в. сохранились сведения об отношениях отдельных земель Руси с варягами (разноязычными дружинами из северных стран). Основой связи Руси со странами Северной Европы оставались торгово-поморские отношения и служба скандинавских викингов при русском дворе. Русь и страны Северной Европы могли иметь общие международные интересы в:

- поддержке торговли на Балтике;

- защите своих прав в Византии;

- охране торговых путей к арабам и др.

Что касается Руси и стран Западной Европы, то «Повесть временных лет» дает ясное представление об Италии, перечисляя ее жителей: римляне, венецианцы, генуэзцы, итальянцы в широком смысле слова - древние римляне, волхва.

После установления государственных договорных отношений с Византией русские отряды, а затем и наемный корпус участвовали в антиарабских войнах Х в. на Крите и Сицилии, а также действовали в южной Италии - в Апулии и Калабрии против норманнов.

Русские князья открыто ставили политические интересы выше церковных, вступая в широкие экономические, политические контакты с католическими державами, используя в своих целях иноземную служилую знать.

Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Передней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Болдуина 1 ездил русский игумен Даниил.

Русско-французские отношения усилились при Ярославе Мудром, когда французский король Генрих I женился на дочери великого князя. Финансовая и моральная поддержка со стороны Руси могла пригодиться королю в тяжелой борьбе за единство Франции.

Название Руси на английских картах появляется в середине ХШ в. Саги сохранили традицию, согласно которой некоторые скандинавы служили и воевали как в Англии, так и на Руси.

Знакомство арабов с Русью определялось ее международным положением. В течение полутора столетий славянская гвардия (Х - середина ХI вв.) играла заметную роль в истории борьбы за независимость арабского государства Египта. В Каире была известна Славянская улица, в Палермо еще в 70-х гг. Х в. при арабах существовал Славянский квартал. Русские, посещавшие Александрию, Каир или Сицилию, могли найти этнически близкую среду.

Важнейшими международными событиями, как известно, были крестовые походы, которые касались и Руси. Так, во время 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Русь отозвала свой военный корпус из Византии. В Иерусалиме после завоевания его латинянами существовал русский монастырь. Король Болдуин тепло принял побывавшего здесь в составе большой русской дружины черниговского игумена Даниила. Во 2-м крестовом походе (11471149 гг.) русское войско вместе с поляками осуществило поход в сторону прибалтийского Поморья, но в то же время Русь была связана и с другими участниками похода - через ее территорию в 1148 г. Возвращался чешский король Владислав II. В 3-м крестовом походе (1189-1192 гг.) Русь не принимала участия, а летописи отметили падение Иерусалима в 1187 году. 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), как и 2-й, был обращен в Переднюю Азию и Прибалтику, а сама Русь с подвластными ей землями (неславянскими), стала его целью. На этот раз ей надо было думать не о походах на мусульман-арабов или на язычников Прибалтики и Причерноморья, а о защите своих владений и независимости.

Древняя Русь сыграла огромную роль в формировании политической карты Европы, так как:

- она участвовала в борьбе народов против арабского, византийского и германского владычества;

-        приняла на себя главный удар тюркских кочевников;

- победа Руси, русского народа в борьбе с крестовым походом шести стран, совпавшим с монгольским нашествием стала поворотным пунктом в исторических судьбах Европы.

4. Культура Руси Х-ХШ вв.

Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в мировую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведения литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков

В период становления и укрепления Древнерусского государства создается героический былинный эпос. Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал пахарь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сельских ополчений.

В Х веке на Руси возникает славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славянском языках. На Русь были перенесены система знаков препинания, и умение делать материал для письма из кожи животных, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в Х1 в.

О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотность была характерна не только для верхов общества, но и для простых граждан, показателем которой являются берестяные грамоты Х1-ХШ вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию - это частные письма, завещания, счета, торговые записки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое.

Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, на-пояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знаниях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византийской культурой в Киеве и других городах началась работа по переводу и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литературой на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках.

В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столице и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI - началу ХП вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названием «Повесть временных лет», литературную обработку историческое самосознание ее составителя.

Среди русской литературы ХП в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объединению и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси.

Другое выдающееся произведение древнерусской литературы представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обществе и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников.

В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсутствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам.

В Х11 в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы.

В Х1 в. высокого искусства достигла церковная проповедь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Руси, прославляет русских, их крестителя князя Владимира IСвятославовича.

Выдающимися показателями древнерусской культуры являются памятники архитектуры Х1-ХШ вв., которые сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Русские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, вошедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых следует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), церковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194).

Живопись на Руси существовала издавна. Под византийским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниатюра.

Прикладное искусство Древней Руси достигло высочайшего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Особенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляющая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» проволок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные браслеты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Европе как «резьба тавров» или «резьба русов».

Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей.

 

Литература

1.   Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2015.

2.   Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и политиков (1Х-Х11 вв.) - М. 2011.

3.   История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2010.

4.   ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

5.   Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

6.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. - М., 2010.

7.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 2011.

Контрольные вопросы

1.   Назовите причины образования государства на Руси

2.   Что являлось экономической основой Древней Руси?

3.   Дайте характеристику основным видам землевладения

4.   Как можно охарактеризовать политический строй Древнерусского государства?

5.   Перечислите основные категории населения Руси

6.   Определите основные направления внешней политики

7.   Какое значение для Руси имело принятие христианства?

8.   Какие иноземные силы представляли опасность. В чем выразилась эта опасность?

9.   Какова роль Древнерусского государства в формировании политической карты Европы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Древнерусская архитектура"

Работу выполнил обучающийся 2 курса профессии "Реставратор строительный". Презентация посвящена историческому развитию русского зодчества. Выполнена в едином стилевом оформлении, наполнена графическим...

Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках"

Конспект направлен на развивающее повторение  и обобщение знаний учащихся, используются дифференцированные задания, тестовый материал, работа с картой....

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства"

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства" предназначена для проведения занятия в учреждениях СПО на 1 курсе при изучении ОУД.05 История. (Уч...

Методическое пособие для проведения теоретического занятия Тема: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Образование Дре...

Скрипты по обществознанию "Государство и его функции, политическая система. Форма государства." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Политика"

Скрипты по обществознанию "Государство и его функции, политическая система. Форма государства." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Политика"...

Технологическая карта к занятию «Образование древнерусского государства. Крещение руси. Общество Древней Руси»

Технологическая карта к занятию  «Образование древнерусского государства. Крещение руси. Общество Древней Руси» может быть ипользована на уроках Истории...