Технологическая карта учебного занятия «Крещение Руси и его значение»
план-конспект урока

Штыренко Зульфия Ислямовна

Технологическая карта открытого урока по истории "Крещение Руси и его значение"  для первых курсов СПО .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologieskaya_karta_otkrytyy_urok.docx393.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Технологическая карта учебного занятия

 Дисциплина «История»

Тема занятия: «Крещение Руси и его значение»

D:\Desktop\крещение Руси\Рисунок1.jpg

Разработала: Штыренко З.И.,

преподаватель истории

ГБПОУ СО «КПЛ»

Красный Кут, 2018г

План занятия

Дисциплина: История

Курс: Первый

Группа №: N

Дата проведения: 30.10.2018г.

Тема: «Крещение Руси и его значение»

Цели: 

образовательная: Рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси; определить значение принятия христианства для  формирования Российской цивилизации; 

развивающая: формирование аналитического мышления на основе  умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы, умение анализировать и обобщать данные, умение работать в сотрудничестве; содействовать формированию умения личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей;

воспитательная: развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умение слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению; содействовать развитию личности студента на основе формирования  чувства уважения к традициям и духовной культуре своего  народа; формировать толерантное  отношение к другим религиям; способствовать развитию интереса к истории Отечества.

Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный, урок формирования знаний на основе имеющихся.

Методы занятия: словесный, наглядный, практический, ролевая игра.

Используемые технологии: ИКТ-технологии,  игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии.

Форма урока: урок с использованием информационных технологий.

Ход занятия.

№ элемента занятия

Элементы занятия

Время, минут

Методы

1

Организационный момент

 Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Меня зовут Штыренко Зульфия Ислямовна, я преподаватель истории. Я очень рада видеть всех вас сегодня. За окном прекрасное осеннее утро, и у меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами через улыбку. Давайте улыбнемся друг другу, обменяемся позитивом и начнём наш урок. Для оценивания ваших ответов я буду раздавать вам вот такие жетоны, называются они ОКами. Надеюсь, вы все будете активны, чтобы получить как можно больше Оков, ведь от этого будет зависеть ваша оценка в конце урока. (Приложение № 1)

2

словесный

2

 Актуализация опорных знаний

Сегодня мы с вами перенесёмся в прошлое, ведь урок истории это как машина времени. Для того чтобы понять, куда именно мы перенесёмся, я зачитаю вам стихотворение:

Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп.

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб…

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Вкус полыни, запах мяты,

И – кресты, кресты, кресты…

Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать и не берусь.

Только низко поклонюсь я,

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

                                              Е. Санин

- О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле, о Руси.)

- История нашей Родины, России очень богата, в ней много периодов, каждый по-своему интересен и важен для развития государства. В один из таких немаловажных периодов мы и совершим своё путешествие.  

 А начнём мы его с просмотра небольшого видеоклипа, чтобы понять, куда именно мы держим путь!

Видеоклип о славянах, древней Руси

Вот такой красивый замечательный клип на известную оперу Бородина Князь Игорь.  Куда же мы совершим наше путешествие?  (Древняя Русь)

Да, вы ответили верно, мы отправимся с вами в Древнюю Русь.

Звонят на Руси колокола (звучит аудиозапись – звон колоколов). Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей.

Китайский мудрец Конфуций говорил: «Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть». Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Студенты говорят тему урока: Крещение Руси и его значение.

10

Наглядный, словесный

3

Изложение нового материала

Вы правы, тема нашего урока сегодня - Крещение Руси и его значение.

И сейчас  я предлагаю вашему вниманию несколько фактов, а вы должны угадать, о ком идёт речь.

  1. Отец этого князя из знатного рода, а мать - простая ключница;
  2. Бабка его была первой христианкой на Руси;
  3. В народе его ласково называли Красно Солнышко;
  4. Русская православная церковь канонизировала его и причислила к лику Святых.

Итак, о ком все эти факты?  (Князь Владимир Красное Солнышко).

Да, совершенно верно, конечно же, это Князь Владимир.

Правление Владимира ознаменовалось очень важным событием - крещением Руси. Это великое событие в истории нашей Родины, когда была принята христианская вера, вера в Единого Бога.

Но очень долог был путь Руси к христианству. Да и сам князь пришёл к христианству не сразу, путь этот был для него очень тяжёл и полон мучительных раздумий, ведь до принятия Христианства Князь Владимир был ярым язычником. При  Владимире в Киеве впервые произошла попытка человеческих жертвоприношений. «Повесть временных лет» сообщает, что в 983 г. Князь Владимир Святославич вернулся из победного похода на   ятвягов. В честь победы решили принести человеческие жертвы языческим богам. Старцы и бояре бросили жребий: того на отроков и девиц, на кого жребий укажет, того и нужно было принести в жертву. Жребий выпал на варяга-христианина, но его отец, тоже христианин, отказался отдать сына на поругание языческим богам. Тогда возбужденная толпа убила их обоих. На Владимира это событие произвело большое впечатление, и он впервые задумался о выборе новой веры. Таким образом, варяг и его сын исторически стали первыми на Руси мучениками за христианскую веру. И не зря летопись называет варяга и его сына праведниками, приравнивая их к святым мученикам. Позднее они официально были причислены к лику святых под именами Феодора и Иоанна.

Мученическая смерть двух варягов-христиан заставила Владимира одуматься. С течением времени у Владимира возникало всё больше оснований для сомнения в языческих богах. По Европе, в том числе и по славянским землям, победно шествовало христианство. Язычество оказалось бессильным перед ним. Владимир не мог не признать в итоге и морального превосходства новой веры, подтверждённого отважным мученичеством Фёдора и Иоанна. Всё более глубокое раскаяние в собственных прегрешениях так же вело его к вере, обещающей прощения кающимся. В памяти Владимира воскресали  и наставления его бабушки, княгини Ольги. Княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси.

 Наконец, суровая и воинственная языческая вера вступала в противоречие с его политическими наклонностями. Владимир был устроителем и собирателем Руси, а не разбойным искателем воинских доблестей в заморских землях. И стал князь Владимир думать, что ему следует отречься от языческой веры. А между тем в Киев стали чаще и чаще приходить проповедники от соседних народов, и каждый хвалил свою веру, каждый говорил, что его вера лучше всех.

Князь Владимир решил пригласить в Киев со всех земель послов, чтобы послушать об их вере. Много послов приходило, и каждый нахваливал свою землю и свою веру.

       Мусульмане рассказывали Владимиру, что Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы после смерти жить в раю в свое удовольствие.

      Католики не понравились Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе.

      Хазарские евреи  поведали, что прогневался на них Бог и расселил еврейский народ по всему свету.

      Греческий мудрец  рассказал о христианской вере. Очень понравился князю этот рассказ, да и помнил Владимир рассказы своей бабушки, о красоте византийских храмов.  Собрал Владимир свою дружину и наказал им: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

    Через год  вернулись послы и рассказали, что ни у немцев, ни у татар не видели никакой красоты их веры. А вот в Византии стояли в  храме и были поражены поведением, спокойствием горожан, удивлены красотой храмов и церковной службы, которая действовала на душу успокаивающе. Послы говорили, что испытали такую благодать, что не знали, на небе они или на земле.

        Крепко задумался князь о единой вере для всей русской земли.

        И решил Владимир принять христианскую веру.

Давайте посмотрим, как проходил процесс самого крещения. Предлагаю Вам небольшое видео.

Просмотр видеофрагмента «Крещение Руси» из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Преподаватель: (задает вопросы):

  • Где и когда князь Владимир принял христианство?
  • Какой случай помог князю Владимиру поверить в чудо?
  • Как проходило крещение киевлян?

Ответы учеников:

- 988 г. в городе Херсонес.

-  исцеление болезни глаз князя.  

- По возвращении в Киев кумиры были изрублены, сожжены, свергнуты в реку. Киевляне крещены в реке Днепр.

10

Словесный (элементы фронтального опроса), наглядный

4

Физминутка

А сейчас самое время размяться и взбодриться. Предлагаю вам пингви-дэнс! Повторяем все за пингвинами.

2

наглядный, практический

5

Закрепление изученного материала

Немного разрядились, сняли усталость, а теперь самое время перенестись в прошлое, как я вам и обещала.  Мы не только посмотрим с вами, как происходил выбор веры у князя Владимира, но и сами поучаствуем в этом! Нам нужен сейчас один ученик, который выступит в роли князя Владимира, а остальные ребята  делимся по группам. Вы будете послами-иноземцами, которые приходили  к князю, предлагали выбрать их веру. А князь Владимир в свою очередь должен угадать, что за послы к нему пришли, чтобы сказать им своё решение по поводу выбора веры.

Учащиеся делятся на 5 групп: послы католической, христианской, еврейской и мусульманской веры. И послы с Древней Руси. Каждой группе раздаются карточки с текстами, из всех карточек каждая группа должна выбрать одну, соответствующую их вере. После работы с текстами, ученик в роли князя Владимира принимает и выслушивает каждую группу.

Идёт инсценировка: «Выбор веры». Князь Владимир принимает послов-иноземцев,  предлагающих выбрать именно их веру, а так же русских послов, посланных князем Владимиром в разные страны (Приложение №2, №3, №4)

15

Наглядный, словесный, практический, ролевая игра

6

Подведение итогов урока

В этом году исполнилось 1030 лет Крещения Руси князем Владимиром. Лев Николаевич Гумилев писал: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».  

 После крещения Русь вошла в семью европейских христианских народов как её полноправный член, но принятие новой веры не повлекло за собой никакой зависимости от Византии. Напротив, в то же время Русь открылась для культурного влияния из Византии и Дунайской Болгарии. Распространялась созданная в IX веке христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянская азбука. Переписывались первые книги – сначала копии славянского перевода Библии. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождающуюся русскую культуру. Именно единая православная составляющая сплотила культуры различных славянских и неславянских племён Восточной Европы в общую культуру Руси. Христианская вера стала неотъемлемой частью общерусского самосознания.

Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа.

 Великий князь русский Владимир Святославович умер 15 (28)июля 1015г. Его заслуги в деле преобразования Руси единогласно признавались уже ближайшими потомками. Заслуги эти оказались важнее прошлых прегрешений, и политических просчётов. Русская православная церковь по достоинству оценила великий подвиг князя и  в XIII в. причислила Владимира, крестителя Руси к лику Святых, наименовав его Равноапостольным. Память чтиться церковью в день его кончины. В русском фольклоре о князе слагались былины, прошло более 1000 лет, но и сейчас тема крещения Руси и личность князя Владимира находит отражение в культуре, живописи, кинематографе, литературе, музыке.

На этом наше путешествие предлагаю закончить. Переносимся обратно в реальность. И самое время посчитать ваши Оки и выставить оценки за работу.

 Учитель оценивает результаты работы обучающихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

3

Словесный, наглядный

7

Рефлексия

 Спасибо большое всем за урок, все работали хорошо, надеюсь, вам понравилось путешествие в прошлое.  Давайте попробуем оценить нашу работу с помощью специальных значков, которые я раздала вам перед уроком (символы с интернет-сайтов социальных сетей).  Вам нужно поднять их, можно один можно все сразу, характеризуя своё впечатление от сегодняшней нашей встречи.

Пример:

Символ Сердечко – «Мне всё понравилось»

Символ Палец вверх – «Узнал много нового»

Символ Палец вниз – «Были трудности»

Символ Репост  – «Расскажу друзьям об этом».

3

практический

8

Организация домашнего задания

Подумайте дома и опишите в кратком конспекте собственную точку зрения о причинах выбора князем Владимиром христианства византийского образца? Почему именно православную веру выбрал князь Владимир? И отправить на электронную почту shtyrenko@list.ru 

2

Словесный, наглядный

9

Завершение урока

   Один молодой человек пришёл к своему духовному наставнику и сказал: 
   - Учитель, Вы советовали мне мысленно повторять фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Я произношу её каждый день помногу раз, а радости в моей жизни как не было, так и нет; я так же одинок, как и был… Что же мне делать? 
   Мудрец молча положил перед юношей первые попавшиеся под руку предметы – ложку, кружку, свечу – и попросил: 
   - Назови, что ты выбираешь из них. 
   - Ложку,- ответил юноша. 
   - Произнеси это пять раз… – попросил старец. 
   - Я выбираю ложку,- произнес юноша пять раз. 
   - Вот видишь,- сказал учитель,- повторяй ты хоть миллион раз в день, что выбираешь ложку, она не станет твоей. Надо протянуть руку и взять её. Надо сделать движение…

И мне очень приятно, что вы сделали это движение и наполнили свои ложки новыми знаниями. Большое спасибо за работу на уроке, всего вам доброго.

1

словесный

Резерв: просмотр видеоматериала.

Приложение №1.

Жетон для оценивания активности студентов

G:\преподаватель спо\znak-odnoklassniki.jpg

Приложение № 2

Раздаточный материал для закрепления нового материала.

Карточки с текстами речи послов.

Послы проповедники Ислама

 «Ты, князь, мудр и смышлён, а закона не знаешь, уверуй в наш закон и поклонись Магомету».

Вопрос князя: «Какова же ваша вера?»

 и был ему дан ответ: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вино, зато по смерти можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семьдесят красивых жен, и избирает одну из них красивейшею, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой…

Решение князя_____________________________

Послы проповедники Католицизма

«Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и всё, что дышит, а ваши боги - просто дерево»

Вопрос князя: «В чем заповедь ваша?»

Ответ послов: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел».

Решение князя______________________________

Послы проповедники Иудаизма

"Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля»

Вопрос князя: «А где же земля ваша?»

Ответ послов: «Разгневался Бог на отцов наших и расточил нас по странам из-за наших грехов»

Решение князя___________________________

Посол проповедник из Византии.

«Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру. Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается.

Ответ князя: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли».

Посол: «Воистину веруем в того»; показывает икону Страшного суда.

Князь: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».

Посол: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись»

Решение князя: _______________________________

Послы из Древней Руси

«Ходили мы в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сидят и глядят как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве»

Решение князя: _____________________

Приложение № 3

Раздаточный материал для закрепления нового материала.

Карточки с ответами князя Владимира

Ответ послам проповедникам Ислама

  1. Речь послов __________________________

  1. Вопрос князя: «Какова же ваша вера?»

  1. ответ послов: __________

  1. Решение князя: «Есть на Руси веселье пить, и без этого не быть»

Ответ послам проповедникам Католицизма

  1. Речь послов_________________________
  2. Вопрос князя: «В чем заповедь ваша?»
  3. Ответ послов: _______________________
  4. Решение князя: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Ответ послам проповедникам Иудаизма

  1. Речь послов_______________________
  2. Вопрос князя: «А где же земля ваша?».
  3. Ответ послов______________________
  4. Вопрос князя: «Точно ли там?»  
  5. Ответ послов______________________
  6. Решение князя: «Если бы любил Бог вас и закон ваш, то не расточил бы вас по чужим странам. Или и нам вы того же хотите?»

Ответ послу проповеднику из Византии

  1. Речь посла:____________________________
  2. Ответ князя: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли».
  3. Ответ посла:__________________________
  4. Князь: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».
  5. Посол: _______________________________
  6. Решение князя: «Подожду еще немного»

Ответ послам Древней Руси

  1. Речь послов:________________________

  1. Решение князя: «Где примем крещение?»

Приложение № 4

Репродукция иконы «Страшный суд»

Приложение № 5

Значки для рефлексии

Значок «Мне всё понравилось»

G:\преподаватель спо\DJMiB5SXYAEWbP9.jpg

Значок «Узнал много нового»

G:\преподаватель спо\o-FACEBOOK-LIKE-facebook.jpg

Значок «Были трудности»

Значок «Расскажу об этом другу»

G:\преподаватель спо\77939.png

Приложение № 6

Таблица перевода количества Оков в оценку

Количество Оков

Оценка

6 и более

Отлично

4-5

Хорошо

3 и менее

Удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Технологическая карта учебного занятия

Цели занятия:Образовательнаязнать: 1.     Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2.     Приобрести пр...

Технологическая карта учебного занятия

В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия

Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели:  на первом уровне усвоения :  Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...