Технологическая карта учебного занятия «Крещение Руси и его значение»
план-конспект урока
Технологическая карта открытого урока по истории "Крещение Руси и его значение" для первых курсов СПО .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologieskaya_karta_otkrytyy_urok.docx | 393.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Технологическая карта учебного занятия
Дисциплина «История»
Тема занятия: «Крещение Руси и его значение»
Разработала: Штыренко З.И.,
преподаватель истории
ГБПОУ СО «КПЛ»
Красный Кут, 2018г
План занятия
Дисциплина: История
Курс: Первый
Группа №: N
Дата проведения: 30.10.2018г.
Тема: «Крещение Руси и его значение»
Цели:
образовательная: Рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси; определить значение принятия христианства для формирования Российской цивилизации;
развивающая: формирование аналитического мышления на основе умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы, умение анализировать и обобщать данные, умение работать в сотрудничестве; содействовать формированию умения личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей;
воспитательная: развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умение слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению; содействовать развитию личности студента на основе формирования чувства уважения к традициям и духовной культуре своего народа; формировать толерантное отношение к другим религиям; способствовать развитию интереса к истории Отечества.
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный, урок формирования знаний на основе имеющихся.
Методы занятия: словесный, наглядный, практический, ролевая игра.
Используемые технологии: ИКТ-технологии, игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Форма урока: урок с использованием информационных технологий.
Ход занятия.
№ элемента занятия | Элементы занятия | Время, минут | Методы |
1 | Организационный момент Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Меня зовут Штыренко Зульфия Ислямовна, я преподаватель истории. Я очень рада видеть всех вас сегодня. За окном прекрасное осеннее утро, и у меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами через улыбку. Давайте улыбнемся друг другу, обменяемся позитивом и начнём наш урок. Для оценивания ваших ответов я буду раздавать вам вот такие жетоны, называются они ОКами. Надеюсь, вы все будете активны, чтобы получить как можно больше Оков, ведь от этого будет зависеть ваша оценка в конце урока. (Приложение № 1) | 2 | словесный |
2 | Актуализация опорных знаний Сегодня мы с вами перенесёмся в прошлое, ведь урок истории это как машина времени. Для того чтобы понять, куда именно мы перенесёмся, я зачитаю вам стихотворение: Здравствуй, Русь: седые дали, Плуг и меч, копье и серп. Край надежды и печали, Стон дубов и слезы верб… Все твои озера святы, Все ручьи твои чисты. Вкус полыни, запах мяты, И – кресты, кресты, кресты… Сколько бед прошло над Русью, Подсчитать и не берусь. Только низко поклонюсь я, И промолвлю: «Здравствуй, Русь!» Е. Санин - О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле, о Руси.) - История нашей Родины, России очень богата, в ней много периодов, каждый по-своему интересен и важен для развития государства. В один из таких немаловажных периодов мы и совершим своё путешествие. А начнём мы его с просмотра небольшого видеоклипа, чтобы понять, куда именно мы держим путь! Видеоклип о славянах, древней Руси Вот такой красивый замечательный клип на известную оперу Бородина Князь Игорь. Куда же мы совершим наше путешествие? (Древняя Русь) Да, вы ответили верно, мы отправимся с вами в Древнюю Русь. Звонят на Руси колокола (звучит аудиозапись – звон колоколов). Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей. Китайский мудрец Конфуций говорил: «Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть». Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока. Студенты говорят тему урока: Крещение Руси и его значение. | 10 | Наглядный, словесный |
3 | Изложение нового материала Вы правы, тема нашего урока сегодня - Крещение Руси и его значение. И сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько фактов, а вы должны угадать, о ком идёт речь.
Итак, о ком все эти факты? (Князь Владимир Красное Солнышко). Да, совершенно верно, конечно же, это Князь Владимир. Правление Владимира ознаменовалось очень важным событием - крещением Руси. Это великое событие в истории нашей Родины, когда была принята христианская вера, вера в Единого Бога. Но очень долог был путь Руси к христианству. Да и сам князь пришёл к христианству не сразу, путь этот был для него очень тяжёл и полон мучительных раздумий, ведь до принятия Христианства Князь Владимир был ярым язычником. При Владимире в Киеве впервые произошла попытка человеческих жертвоприношений. «Повесть временных лет» сообщает, что в 983 г. Князь Владимир Святославич вернулся из победного похода на ятвягов. В честь победы решили принести человеческие жертвы языческим богам. Старцы и бояре бросили жребий: того на отроков и девиц, на кого жребий укажет, того и нужно было принести в жертву. Жребий выпал на варяга-христианина, но его отец, тоже христианин, отказался отдать сына на поругание языческим богам. Тогда возбужденная толпа убила их обоих. На Владимира это событие произвело большое впечатление, и он впервые задумался о выборе новой веры. Таким образом, варяг и его сын исторически стали первыми на Руси мучениками за христианскую веру. И не зря летопись называет варяга и его сына праведниками, приравнивая их к святым мученикам. Позднее они официально были причислены к лику святых под именами Феодора и Иоанна. Мученическая смерть двух варягов-христиан заставила Владимира одуматься. С течением времени у Владимира возникало всё больше оснований для сомнения в языческих богах. По Европе, в том числе и по славянским землям, победно шествовало христианство. Язычество оказалось бессильным перед ним. Владимир не мог не признать в итоге и морального превосходства новой веры, подтверждённого отважным мученичеством Фёдора и Иоанна. Всё более глубокое раскаяние в собственных прегрешениях так же вело его к вере, обещающей прощения кающимся. В памяти Владимира воскресали и наставления его бабушки, княгини Ольги. Княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси. Наконец, суровая и воинственная языческая вера вступала в противоречие с его политическими наклонностями. Владимир был устроителем и собирателем Руси, а не разбойным искателем воинских доблестей в заморских землях. И стал князь Владимир думать, что ему следует отречься от языческой веры. А между тем в Киев стали чаще и чаще приходить проповедники от соседних народов, и каждый хвалил свою веру, каждый говорил, что его вера лучше всех. Князь Владимир решил пригласить в Киев со всех земель послов, чтобы послушать об их вере. Много послов приходило, и каждый нахваливал свою землю и свою веру. Мусульмане рассказывали Владимиру, что Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы после смерти жить в раю в свое удовольствие. Католики не понравились Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе. Хазарские евреи поведали, что прогневался на них Бог и расселил еврейский народ по всему свету. Греческий мудрец рассказал о христианской вере. Очень понравился князю этот рассказ, да и помнил Владимир рассказы своей бабушки, о красоте византийских храмов. Собрал Владимир свою дружину и наказал им: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит». Через год вернулись послы и рассказали, что ни у немцев, ни у татар не видели никакой красоты их веры. А вот в Византии стояли в храме и были поражены поведением, спокойствием горожан, удивлены красотой храмов и церковной службы, которая действовала на душу успокаивающе. Послы говорили, что испытали такую благодать, что не знали, на небе они или на земле. Крепко задумался князь о единой вере для всей русской земли. И решил Владимир принять христианскую веру. Давайте посмотрим, как проходил процесс самого крещения. Предлагаю Вам небольшое видео. Просмотр видеофрагмента «Крещение Руси» из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Преподаватель: (задает вопросы):
Ответы учеников: - 988 г. в городе Херсонес. - исцеление болезни глаз князя. - По возвращении в Киев кумиры были изрублены, сожжены, свергнуты в реку. Киевляне крещены в реке Днепр. | 10 | Словесный (элементы фронтального опроса), наглядный |
4 | Физминутка А сейчас самое время размяться и взбодриться. Предлагаю вам пингви-дэнс! Повторяем все за пингвинами. | 2 | наглядный, практический |
5 | Закрепление изученного материала Немного разрядились, сняли усталость, а теперь самое время перенестись в прошлое, как я вам и обещала. Мы не только посмотрим с вами, как происходил выбор веры у князя Владимира, но и сами поучаствуем в этом! Нам нужен сейчас один ученик, который выступит в роли князя Владимира, а остальные ребята делимся по группам. Вы будете послами-иноземцами, которые приходили к князю, предлагали выбрать их веру. А князь Владимир в свою очередь должен угадать, что за послы к нему пришли, чтобы сказать им своё решение по поводу выбора веры. Учащиеся делятся на 5 групп: послы католической, христианской, еврейской и мусульманской веры. И послы с Древней Руси. Каждой группе раздаются карточки с текстами, из всех карточек каждая группа должна выбрать одну, соответствующую их вере. После работы с текстами, ученик в роли князя Владимира принимает и выслушивает каждую группу. Идёт инсценировка: «Выбор веры». Князь Владимир принимает послов-иноземцев, предлагающих выбрать именно их веру, а так же русских послов, посланных князем Владимиром в разные страны (Приложение №2, №3, №4) | 15 | Наглядный, словесный, практический, ролевая игра |
6 | Подведение итогов урока В этом году исполнилось 1030 лет Крещения Руси князем Владимиром. Лев Николаевич Гумилев писал: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». После крещения Русь вошла в семью европейских христианских народов как её полноправный член, но принятие новой веры не повлекло за собой никакой зависимости от Византии. Напротив, в то же время Русь открылась для культурного влияния из Византии и Дунайской Болгарии. Распространялась созданная в IX веке христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянская азбука. Переписывались первые книги – сначала копии славянского перевода Библии. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождающуюся русскую культуру. Именно единая православная составляющая сплотила культуры различных славянских и неславянских племён Восточной Европы в общую культуру Руси. Христианская вера стала неотъемлемой частью общерусского самосознания. Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. Великий князь русский Владимир Святославович умер 15 (28)июля 1015г. Его заслуги в деле преобразования Руси единогласно признавались уже ближайшими потомками. Заслуги эти оказались важнее прошлых прегрешений, и политических просчётов. Русская православная церковь по достоинству оценила великий подвиг князя и в XIII в. причислила Владимира, крестителя Руси к лику Святых, наименовав его Равноапостольным. Память чтиться церковью в день его кончины. В русском фольклоре о князе слагались былины, прошло более 1000 лет, но и сейчас тема крещения Руси и личность князя Владимира находит отражение в культуре, живописи, кинематографе, литературе, музыке. На этом наше путешествие предлагаю закончить. Переносимся обратно в реальность. И самое время посчитать ваши Оки и выставить оценки за работу. Учитель оценивает результаты работы обучающихся на уроке. Выставляет оценки за урок. | 3 | Словесный, наглядный |
7 | Рефлексия Спасибо большое всем за урок, все работали хорошо, надеюсь, вам понравилось путешествие в прошлое. Давайте попробуем оценить нашу работу с помощью специальных значков, которые я раздала вам перед уроком (символы с интернет-сайтов социальных сетей). Вам нужно поднять их, можно один можно все сразу, характеризуя своё впечатление от сегодняшней нашей встречи. Пример: Символ Сердечко – «Мне всё понравилось» Символ Палец вверх – «Узнал много нового» Символ Палец вниз – «Были трудности» Символ Репост – «Расскажу друзьям об этом». | 3 | практический |
8 | Организация домашнего задания Подумайте дома и опишите в кратком конспекте собственную точку зрения о причинах выбора князем Владимиром христианства византийского образца? Почему именно православную веру выбрал князь Владимир? И отправить на электронную почту shtyrenko@list.ru | 2 | Словесный, наглядный |
9 | Завершение урока Один молодой человек пришёл к своему духовному наставнику и сказал: И мне очень приятно, что вы сделали это движение и наполнили свои ложки новыми знаниями. Большое спасибо за работу на уроке, всего вам доброго. | 1 | словесный |
Резерв: просмотр видеоматериала.
Приложение №1.
Жетон для оценивания активности студентов
Приложение № 2
Раздаточный материал для закрепления нового материала.
Карточки с текстами речи послов.
Послы проповедники Ислама
«Ты, князь, мудр и смышлён, а закона не знаешь, уверуй в наш закон и поклонись Магомету».
Вопрос князя: «Какова же ваша вера?»
и был ему дан ответ: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вино, зато по смерти можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семьдесят красивых жен, и избирает одну из них красивейшею, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой…
Решение князя_____________________________
Послы проповедники Католицизма
«Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и всё, что дышит, а ваши боги - просто дерево»
Вопрос князя: «В чем заповедь ваша?»
Ответ послов: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел».
Решение князя______________________________
"Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля»
Вопрос князя: «А где же земля ваша?»
Ответ послов: «Разгневался Бог на отцов наших и расточил нас по странам из-за наших грехов»
Решение князя___________________________
Посол проповедник из Византии.
«Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру. Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается.
Ответ князя: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли».
Посол: «Воистину веруем в того»; показывает икону Страшного суда.
Князь: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».
Посол: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись»
Решение князя: _______________________________
Послы из Древней Руси
«Ходили мы в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сидят и глядят как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве»
Решение князя: _____________________
Приложение № 3
Раздаточный материал для закрепления нового материала.
Карточки с ответами князя Владимира
Ответ послам проповедникам Ислама
- Речь послов __________________________
- Вопрос князя: «Какова же ваша вера?»
- ответ послов: __________
- Решение князя: «Есть на Руси веселье пить, и без этого не быть»
Ответ послам проповедникам Католицизма
- Речь послов_________________________
- Вопрос князя: «В чем заповедь ваша?»
- Ответ послов: _______________________
- Решение князя: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Ответ послам проповедникам Иудаизма
- Речь послов_______________________
- Вопрос князя: «А где же земля ваша?».
- Ответ послов______________________
- Вопрос князя: «Точно ли там?»
- Ответ послов______________________
- Решение князя: «Если бы любил Бог вас и закон ваш, то не расточил бы вас по чужим странам. Или и нам вы того же хотите?»
Ответ послу проповеднику из Византии
- Речь посла:____________________________
- Ответ князя: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли».
- Ответ посла:__________________________
- Князь: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».
- Посол: _______________________________
- Решение князя: «Подожду еще немного»
Ответ послам Древней Руси
- Речь послов:________________________
- Решение князя: «Где примем крещение?»
Приложение № 4
Репродукция иконы «Страшный суд»
Приложение № 5
Значки для рефлексии
Значок «Мне всё понравилось»
Значок «Узнал много нового»
Значок «Были трудности»
Значок «Расскажу об этом другу»
Приложение № 6
Таблица перевода количества Оков в оценку
Количество Оков | Оценка |
6 и более | Отлично |
4-5 | Хорошо |
3 и менее | Удовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
Технологическая карта учебного занятия
Цели занятия:Образовательнаязнать: 1. Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2. Приобрести пр...
Технологическая карта учебного занятия
В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...
Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"
Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия
Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели: на первом уровне усвоения : Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...