Планирование самостоятельной работы студентов.
статья на тему

Скоробогатова Людмила Викторовна

Выступление на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин. В работе раскрывается технология   организации самостоятельной работы студентов и принципы ее планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_samostoyatelnoy_raboty_studentov.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Скоробогатова Л.В. Выступление на заседании ЦМК

 общеобразовательных дисциплин

Планирование самостоятельной работы студентов

       Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупности так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному их включению в динамику социокультурного развития. В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. В связи с этим целью и задачей выполнения самостоятельных заданий  является приобретение умения получать новые  знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Студентами практикуется   два вида самостоятельной работы: аудиторная и  внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключаются в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.

Преподаватель должен уметь разработать технологию организации самостоятельной работы, включающей в себя:

  1. отбор и структурирование содержания,
  2. выбор методов и средств организации самостоятельной работы,
  3. связь учебных тем с практической направленностью профессиональной подготовки.

На самостоятельную работу по учебному плану дисциплин отводится 50% времени  от аудиторной нагрузки.

При планировании необходимо  продумать рациональное  распределение самостоятельных работ по темам.

  1. Самостоятельная работа предполагается там, где необходимо дополнительного, углубленного изучения какой-либо темы. Например, тем, касающиеся современных социальных и международных проблем (терроризм, межнациональные отношения, глобализация и т.д.)
  2. Темы и виды  самостоятельных  работ, должны способствовать наиболее эффективному  формированию умений и навыков работы с дополнительными источниками, навыков самостоятельного умственного труда.  Например, тема «Девиантное поведение. Его формы и проявления» – используются задания на подбор статистического материала,  изучение аналитических материалов по теме.
  3. Планируя виды заданий, необходимо выбирать такие,   которые нацелены на формирование у студентов ключевых общих компетенций.

Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин, с учетом   содержания учебной дисциплины, степени подготовленности студентов и дидактических целей  обучения.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от дидактических целей.

 Для овладения знаниями используются:

  • чтение текста (учебника,  дополнительной литературы),
  • составление плана текста,
  • графическое изображение структуры текста,
  • выполнение графических работ,
  • конспектирование текста;
  • выписки из текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • ознакомление с нормативными документами;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование  компьютерной техники, интернета и др.;

Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом  лекции (обработки текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • тестирование,
  • выполнение упражнений и графических работ;

Для формирования умений:

  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариативных задач и упражнений;
  • выполнение чертежей, схем;
  • составление таблиц;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым играм.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение теоретического материала студентами, решение практических задач, анализ ситуаций, самоконтроль полученных знаний. Не все студенты обладают одинаковыми умениями и знаниями. Поэтому при планировании содержания и видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу  необходимо использовать дифференцированный подход к студентам,  следует учитывать уровень сложности заданий. В программе самостоятельной работы по дисциплине отражены три уровня сложности заданий.

Например: при самостоятельном изучении  текста студентам дается два вида задания: 1- подготовить схему и ответ на вопрос  по материалу параграфа и 2- подготовить схему и ответ на вопрос  на основе дополнительных источников (как вариант – подготовить презентацию).

Кроме того, перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Планируя самостоятельную работу студентов, необходимо продумать ее материальное и методическое  обеспечение.

А) Нормативное: это перечень документов, регулирующих самостоятельную работу студентов: графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о производственной практике, Требования к курсовым и квалификационным работам;

Б) Организационное: консультации, инструктаж,  организация  и осуществление самоконтроля и контроля;

В) Материально-техническое: наличие учебников, электронной библиотеки, компьютеров;

Г) Учебно-методическое:  пособия, памятки, алгоритмы выполнения самостоятельной работы и т.д.

Таким образом, правильное планирование самостоятельной работы является основным условием эффективности и результативности работы студентов, их высокого уровня подготовленности.

Литература

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2007 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2008 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007 г.
  4. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2010 г.
  5. http://umk-spo.biz/articles/kontrol/formy-sam-rab 

Приложение 1

Критерии оценивания по дисциплинам

«Обществознание», «История»

  1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
  2. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
  3. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".

Приложение 2

Формы и виды самостоятельной работы

1.Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2.Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3.Работа со словарем, справочником.
4.Поиск необходимой информации через Интернет.
5.Конспектирование источников.
6.Реферирование источников.
7.Составление аннотаций к  прочитанным литературным источникам.
8.Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
9.Составление обзора публикаций по теме.
10. Составление и разработка словаря (глоссария).
11. Составление хронологической таблицы.
12. Составление библиографии (библиографической картотеки)
13. Составление схем, графиков.
14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к зачету, экзамену,  тестированию, контрольной работе).
17. Выполнение домашних контрольных работ.
18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
19. Выполнение творческих заданий.
20. Проведение опыта и составление отчета по нему.
21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
27. Подготовка к выступлению на конференции.
28. Выполнение расчетов по проекту.
29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.
30. Изучение аналогов  продукта.
31. Изучение инструкционной и технологической карты.
32. Самостоятельная разработка технологической карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по планированию самостоятельной работы студентов СПО

Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по физике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового мат...

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Планирование и организация внеаудиторной самостоятельной работы студунтов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ дисциплины «Архитектура зданий»

Методические указания для специальности "Строительство и эксплуатация  зданий сооружений"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»

Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по физике (для всех специальностей и профессий)

Использование разработанных методических рекомендаций поз­волит повысить эффективность самостоятельной работы студентов в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельн...

Презентация Планирование самостоятельной работы студентов в условиях СПО и ее роль в достижении общих компетенций

Планирование самостоятельной работы студентов в условиях СПО и ее роль в достижении общих компетенций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ...