МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА информационного часа на тему «Конституция Российской Федерации»
методическая разработка на тему
Одной из главных задач воспитательной работы в настоящее время является формирование личности гражданина, знающего и уважающего закон, соблюдающего установленные государственными органами нормы и правила поведения.
Патриотическое воспитание обучающегося - это основа формирования личности будущего гражданина, знающего и уважающего закон.
Необходиммым и значимым элементом создания и функционирования гражданского общества является сформированная гражданская и политическая культура молодого поколения.
С уважением к Конституции РФ начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни. Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_konstitutsiya_2018-1.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
информационного часа на тему
«Конституция Российской Федерации»
Авторы: Шатская С.Т., Петрушова О.П.
2017 год
Аннотация
на методическую разработку
информационного часа «Конституция Российской Федерации»
Дисциплина: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Обществознание»
Авторы: преподаватели Шатская С.Т., Петрушова О.П.
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский Техникум Механизации сельского хозяйства».
Содержание:
Объем работы: листа.
Работа посвящена разработке методики проведения информационного часа с использованием информационных технологий.
Методическая разработка «Конституция Российской Федерации» содержит методику и сценарий проведения информационного часа. Подготовленный материал имеет научное обоснование.
Цели:
познавательная: познакомить обучающихся историей принятия, характеристикой и содержанием Конституции РФ; расширять знания о правах и обязанностях человека и гражданина.
воспитательная: показать значимость правовых знаний, развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
развивающая: развивать у обучающихся интерес к изучению законодательства.
методическая: продемонстрировать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме информационного часа.
Проведение внеаудиторного мероприятия в форме информационного часа позволяет расширять и углублять знания. Методическая разработка предназначена для преподавателей и классных руководителей для внедрения в учебно-воспитательный процесс.
Содержание
- Предисловие 4
- Основная часть 5
- Заключение 13
- Литература 14
1 Предисловие
Одной из главнейших задач воспитательной работы в настоящее время является формирование личности гражданина, знающего и уважающего закон, соблюдающего установленные государственными органами нормы и правила поведения.
Патриотическое воспитание обучающегося – это основа формирования личности будущего гражданина, знающего и уважающего закон.
Необходимым и значимым элементом создания и функционирования гражданского общества является сформированная гражданская и политическая культура молодого человека.
Уделение внимания гражданской культуре молодежи необходимо для развития ее инициативы, ответственности, умения пользоваться правами и свободами, уважения прав и свобод окружающих. Развитие гражданской культуры предполагает наличие глубоких знаний по общим дисциплинам, дополненных знаниями юридическими. Юридическая грамотность имеет особую значимость.
Сущностью процесса формирования гражданской культуры молодежи является убежденность в социальной ценности права, правосознания, гуманизма и патриотизма.
Одним из эффективных способов обучения и воспитания является проведение информационных часов.
Методика проведения информационного часа включает в себя разнообразные формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный, метод выборочного анализа нормативных документов, сообщения студентов.
Разработка информационного часа «Конституция Российской Федерации» поможет классным руководителям в организации внеклассной работы со студентами.
2 Основная часть
2.1 Подготовка информационного часа
«Конституция Российской Федерации»
Подготовка к проведению информационного часа должна быть начата с отбора исторической и юридической информации, выделения основных моментов в законодательстве РФ. В итоге были выделены несколько вопросов:
1) История принятия Конституции РФ.
2) Содержание Конституции РФ.
После выбора темы информационного часа были сформулированы и распределены темы докладов. Также были подготовлены вопросы, адресованные всем участникам.
План проведения внеаудиторного мероприятия
в форме информационного часа на тему «Конституция Российской Федерации»
Дата проведения: 12.12.2017.
Время проведения: 11.00.
Место проведения: каб. 29
Группа: Г-11, П-11
Преподаватель: Петрушова О.П., Шатская С.Т.
Форма организации: информационный час
Тема: «Конституция Российской Федерации»
Цели:
познавательная: познакомить обучающихся историей принятия, характеристикой и содержанием Конституции РФ; расширять знания о правах и обязанностях человека и гражданина.
воспитательная: показать значимость правовых знаний, развивать чувство патриотизма.
развивающая: развивать у обучающихся интерес к изучению законодательства, развивать чувство патриотизма.
методическая: продемонстрировать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме информационного часа.
Задачи:
1 Расширить знания о содержании Основного закона государства.
2 Ознакомить конституционными правами и обязанностями человека и гражданина.
Формы и методы работы: рассказ, беседа, демонстрация
Оснащение: 1 Презентация «Конституция Российской Федерации»
2 Выставка нормативных правовых актов
Литература:
1 Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп.
Ресурсы сети Интернет:
1 СПС Гарант - http://www.garant.ru/
2 СПС КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/
Ход мероприятия:
I Вступительное слово преподавателя.
II Историческая справка
III Просмотр видеофильма.
IV Сообщение о содержании Конституции РФ.
V Беседа о содержании конституционных прав и обязанностях.
VI Вопросы участникам мероприятия.
VII Заключительное слово преподавателя.
Преподаватели: _________ /Шатская С.Т./
_________ /Петрушова О.П./
2.2 Содержание информационного часа
1. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено Конституции – основному закону нашего государства. С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни. Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т. е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция, действующая на сегодняшний день, была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
2. Ведущий: Конституция – установление, устройство. Конституция – Основной Закон государства. Она определяет: устройство государства; как образованы органы государственной власти; каковы права и обязанности граждан; гимн, герб, флаг и столицу.
Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть. Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона.
В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России.
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Она утратила силу в связи с принятием Конституции 1924 г.
В 1922 году I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции, которая была принята 31 января 1924 г.
Конституция СССР 5 декабря 1936 г. имеет неофициальное название «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.
Конституция СССР 7 октября 1977 г. закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».
В августе 1991 года произошел путч, после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции.
15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.
За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
3. А сейчас предлагаем вашему вниманию небольшой видеофильм об особенностях принятия Конституции РФ.
4. Сообщение о содержании Конституции РФ.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Она определяет основы конституционного строя:
- Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое, суверенное, социальное, светское государство;
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
- Носителем суверенитета и источником власти является многонациональный народ;
- Никто не может присваивать себе власть;
- Территория РФ целостна и неприкосновенна;
- Запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция как Основной закон страны установила систему органов государственной власти в России.
Президент является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Систему органов законодательной власти возглавляет Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: верхняя - Совет Федерации РФ и нижняя - Государственная Дума РФ.
Федеральное Собрание РФ занимается разработкой и принятием законов, действующих на всей территории России.
Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которое разрабатывает федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения.
Судебная власть представлена Конституционным судом, Верховным судом, системой арбитражных, городских, районных судов, а также мировыми судьями.
Задачей судебной системы является разрешение споров на основании закона, защита нарушенных прав и наказание виновных в нарушении закона.
Местное самоуправление
- Обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
- Осуществляется гражданами путем референдума, выборов,
- Самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги.
5. Беседа о содержании конституционных прав и обязанностях.
Особая значимость Конституции для граждан заключается в том, что она устанавливает права и свободы человека и гражданина. Условно все права и свободы человека можно разделить на четыре группы:
Личные права - это естественные права и свободы, принадлежащие человеку от рождения.
Политические права - гарантируют возможность участия граждан в формировании органов власти.
Социально-экономические права призваны обеспечить человеку достойный уровень жизни и социальной защищенности.
Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Какие вы знаете права и свободы? К какой группе они относятся?
(Студенты называют права)
Обратите внимание на экран и посмотрите все ли права вы назвали.
Личные: право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, право указывать свою национальную принадлежность, право на свободу совести, равенство перед законом и судом.
Политические: право на объединения, право обращаться в органы местного самоуправления, право участвовать в управлении делами государства.
Социально-экономические: право на свободное использование своих возможностей, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, право на социальное обеспечение по возрасту, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.
Культурные: право на свободу творчества, право на участие у культурной жизни
Помимо прав и свобод Основной закон устанавливает обязанности граждан.
Перечислите, какие вы знаете обязанности, прописанные в Конституции. (Студенты называют обязанности)
Посмотрите на экран, все ли обязанности вы назвали?
- Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.
- Обязанность платить налоги и сборы.
- Защита Отечества.
- Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
- Получение основного общего образования.
- Забота об окружающей среде.
- Забота о памятниках истории и культуры.
6. После проведения беседы участникам были заданы следующие вопросы:
- Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
- -Форма правления в России? (Республика)
- -Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
- -Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
- -Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг)
- -Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)
- У кого из граждан больше прав? (Никто, все граждане равны в правах)
- Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)
- Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
- Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках)
7. Заключительное слово ведущего: «Надеемся, что наше мероприятие для вас было интересным. Познавательным. Вы открыли для себя, что-то новое.
А закончить мероприятие нам хотелось бы цитатой из Конституции РФ: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
3 Заключение
Представленная методика проведения информационного часа позволяет преподавателю достичь образовательных, воспитательных, развивающих целей.
Важной составляющей в процессе подготовки данного мероприятия является его практическая значимость. Данное мероприятие способствует развитию у студентов дисциплины, чувства патриотизма, интереса к правомерному поведению и судьбе своей Родины. Ведь одной из главных задач образовательного учреждения является не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование ответственной личности с высоким уровнем социальной активности.
В процессе подготовки и проведения информационного часа студенты приобретают коммуникативные навыки.
4 Литература:
1 Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп.
Ресурсы сети Интернет:
1 СПС Гарант - http://www.garant.ru/
2 СПС КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Методическая разработка классного часа - Год Российского кино
Успех внеклассной работы связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать интерес у обучающихся, увлекать их различными видами деятельности. Классный час «Год Российско...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия На тему: «День Российской науки»
Восьмого февраля 2020 года исполняется 296 лет со дня основания Российской академии наук, основанной по указу Петра I в 1724 году.В это время в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о при...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Конституция – основной закон государства»
Разработка внеклассного мероприятия направлена на проведения классного часа в рамках патриотического воспитания....
методическая разработка информационно-познавательного часа «12 июня-День России»
В России, ежегодно отмечаемый 12 июня, — совсем молодой праздник, но этот день можно уверенно назвать днем рождения Российской Федерации, так...