Эмотивная компетенция современного педагога
статья по теме
Статья посвящена проблеме эмотивной компетенции современных педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Эмотивная компетенция современного педагога" | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
(к постановке вопроса)
Антонова Л.Е., преподаватель ГБПОУ Некрасовский
педколледж № 1 Санкт-Петербурга
Развитие современного общества предполагает две тенденции в области развития психики: с одной стороны, это рационализация, с другой – упрощение эмоциональной сферы человека.
Первую тенденцию можно проследить в работах ряда модных психологов и психотерапевтов, таких, как М.Е. Литвак, Ю.М. Орлов и др., которые утверждают, что жизнь современного человека должна руководствоваться в первую очередь разумом, рассудком. В частности, Ю.М. Орлов считает, что такое нравственное чувство, как стыд, полезно только ребенку в возрасте до 9-11 лет. По истечении этого срока человек должен руководствоваться только разумам, стыд же будет препятствовать его дальнейшему развитию, его самореализации. «С того момента, когда личность сложилась и индивидуальность проявилась, она уже не нуждается в <…> слепой работе этой эмоции как регуляторе поведения. Поступки взрослого определяются не стыдом, а Разумом и сознанием Блага. Зрелый человек должен принимать решения разумно, вопреки стыду…» [2, с. 28]. И действительно, у современного человека одним из ведущих защитных механизмов личности является рационализация, помогающая ему оправдать многие его проступки, даже пороки. Нравственные чувства, т.о., сегодня «не в моде».
С другой стороны, эмоциональная сфера остается неотъемлемой психической сферой человека. Известно, что в психической организации ребенка дошкольного и младшего школьного возраста эмоциональная сторона преобладает над интеллектуальной и волевой. Ребенок воспринимает окружающий мир и даже действует в первую очередь под влиянием своих эмоциональных порывов, переживаний, и от взрослых, окружающих его, зависит, какое направление примет в дальнейшем его эмоциональное развитие, не превратится ли он впоследствии в человека-машину, тщательно просчитывающую свои слова, действия и поступки и не считающуюся с интересами и чувствами окружающих. Недаром К.Д.Ушинский, выделяя требования к педагогу, работающему с маленькими детьми, писал о том, что это должен быть человек непосредственный, способный к сочувствию, сопереживанию, который сам во многом похож на ребенка [3, 143].
Тем не менее, для современного педагога недостаточно самому обладать широкой эмоциональной палитрой. Для того, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка, он должен уметь не только чувствовать, но и понимать, осознавать чувства, которые испытывают не только он и его питомцы, но и другие окружающие его люди, то есть обладать такими качествами, как эмпатия и способность к рефлексии.
При этом важно помнить, что каждый из нас одну и ту же эмоцию, одно и то же чувство переживает, осознает и даже называет по-своему: то, что у одного человека породит муки совести, чувство раскаяния, у другого вызовет лишь досаду и раздражение. Такой индивидуальный разброс в переживании и языковой репрезентации чувств, эмоций связан с эмоциональной и эмотивной (языковой) компетенцией каждой конкретной языковой личности.
Под эмоциональной компетентностью мы, вслед за С.В. Ионовой, понимаем «индивидуальные эмоциональные переживания, <которые> являются живым источником формирования национального и общечеловеческого опыта, устойчивость и узнаваемость эмоциональных смыслов <…>, единых для всех представителей данной культуры образцов, стереотипов эмоциональных ситуаций и реакций на них» [1, с. 5]. Эмоциональная компетенция человека связана с тем эмоциональным и нравственным опытом, который он получает с момента своего рождения и зависит от того, какие эмоции вольно или невольно пробуждают у него окружающие его взрослые, в первую очередь, – родители и педагоги. Она включает в себя не только умение чувствовать, но и культуру выражения чувств.
Эмоциональная сфера ребенка преобладает над его волевой и интеллектуальной сферами, он буквально «впитывает» те эмоции, которые испытывают люди, находящиеся с ним рядом, а также особенности их речи. Т.о., многое зависит от эмоциональной компетенции, эмоциональной культуры тех, кто воспитывает ребенка. В частности, если нравственная культура этих людей невысока, таков же будет и уровень эмоциональной культуры ребенка. Т.о., формирование эмоциональной и эмотивной компетенции ребенка необходимо начинать с формирования и развития эмоциональной компетенции воспитателей ДОУ и учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста.
Эмоциональная компетенция является основой для формирования эмотивной компетенции личности. Эмотивная компетенция – это способность человека к адекватному выражению своих эмоций, чувств в языке, речи.
Одно из важнейших требований к современному педагогу – высокий уровень его языковой, и в частности – эмотивной компетенции.
Срез, проведенный на студентах педагогического колледжа, показал, что эта компетенция студентов находится на среднем и даже низком уровне. Их речь отличается бедностью, ограниченностью использования и толкования синонимов, неумением понимать и передавать оттенки слов, обозначающих эмоции. Опросы и работа с современными словарями молодежного жаргона показали, что часто подростки и молодые люди для выражения всего богатейшего спектра эмоций используют 4-5 слов, которые, будучи произнесены с разной интонацией и при учете ситуации их использования, могут обозначать практически любую эмоцию (например, «улёт» или «вау!» может обозначать и восторг, и возмущение, и разочарование. Для обозначения личностных качеств человека, литературного героя используются в основном лексемы хороший (плохой), добрый (злой), умный (глупый), веселый (грустный) и т. п. Студенты практически не различают значения слов, обозначающих состояния с семантикой стыда, наиболее часто встречающиеся в современном русском языке (например, стыд, неудобство, неловкость, конфуз, смущение, стеснение; муки совести, чувство вины); они затрудняются назвать различия в значении слов, которыми обозначаются эти состояния, считая эти слова полными синонимами. В ходе опроса большинство студентов (67 %) отметили тождество значения понятий стыд и совесть. 40 % студентов считают, что способность испытывать данные эмоциональные состояния «мешают человеку в современной жизни».
Встает вопрос о том, как привить студентам педагогических учебных заведений, эмоциональную и эмотивную компетенцию, сформирвоать у них культуру проявления чувств.
Эмоциональная компетенция языковой личности приобретается через жизненный опыт и в реальной коммуникации, а эмотивная компетенция – через научающую и художественную коммуникацию. Разный уровень «начитанности», интерес к разным по жанрам и «уровням художественности» литературным источникам (или его полное отсутствие); разный жизненный опыт, в частности – опыт эмоциональных переживаний, и определяет неодинаковость восприятия и трактовку описанных в книге эмоций, то есть эмотивную компетенцию людей. Поэтому в работе педагогических учебных учреждений необходимо расширять объем преподавания общегуманитарных дисциплин, таких, как литература, музыка, искусствоведение, культура речи, основы этикета; в практику преподавания практически всех учебных дисциплин, особенно психологии и педагогики, следует использовать произведения литературы и искусства, включая кинопродукцию высокого качества. Важно проводить со студентами психологические тренинги, направленные не на снятие нравственных запретов, а на развитие эмпатии и рефлексии, а также обучать их работе со словарями современного русского языка, словарями синонимов и аспектными словарями по проблемам нравственности и эмотивности. Особенно важно проводить эту работу в системе на всех учебных предметах. Только привив будущим педагогам культуру восприятия и выражения чувств, мы сможем вести работу над формированием и развитием эмоциональной и эмотивной компетенции наших детей.
Естественно, эмотивная компетенция каждого человека останется индивидуальной, но в наш прагматичный век очень важно развить, обогатить эмоциональный опыт подростков, не замечающих иногда заслоненных, закрытых компьютерным монитором чувств даже самых родных и близких людей, а потому не способных полноценно воспитывать детей.
Список используемой литературы:
- Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. – Автореферат … канд. филол. наук. – Волгоград, 1998.
- Орлов Ю.М. Стыд. Зависть. – М.: Слайдинг, 2005.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 3. – М.- Л.: Учпедгиз, 1948.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"
Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...
Контрольная работа «Имидж современного педагога»
Контрольная работа «Имидж современного педагога»...
Эссе "Портрет современного педагога"
Формирования моих профессиональных принципов, как педагога....
"Ключевые компетенции современных младших школьников"
Описание ключевых компетенций, формирующихся в начальной школе....
Качество профессионального образования: компетенции современного рынка труда: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (26–27 февраля 2021 г., Санкт- Петербург – Гатчина) / под научной редакцией д.пед.н., проф. С.В. Тарасова.-Гатчина.2021
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Историко-краеведческое образование современых школьников на примере учебной экскурсии по Нижнему Новгороду. С. 70...
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...