"Ключевые компетенции современных младших школьников"
статья на тему
Описание ключевых компетенций, формирующихся в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторова Анна Станиславовна.
МБОУ СОШ №1, МО г.Горячий Ключ, учитель начальных классов.
Тел. 8 918 194 10 06, email: a.viktorova80@gmail.com
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.»
Роджер Левин
В основе Федерального Государственного стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, так называемый «портрет выпускника начальной школы», который должен:
- любить свой народ, свой край и свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир;
- владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
- быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Традиционно, цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход утерял свою актуальность и оказался недостаточным. Сейчас социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня, главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, то есть, компетентностный подход ориентирован на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность, в отличие от традиционного подхода, который ориентирован на приобретение абстрактных знаний, умений, навыков. Формула результата образования в традиционном подходе звучит как «Знаю, что…», а при компетентностном подходе как «Знаю, как…»
Итак, что же такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция - в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Из этого следует, что
«компетентный» - это человек знающий, осведомленный, авторитетный в определенной области. Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки и вырабатывать универсальные учебные действия уже в начальной школе. Начальная школа призвана посадить зернышко доверия в образовательном процессе, с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности. Конечно, как и во всякой сфере деятельности, необходимо расставить приоритеты. Поэтому я остановлюсь на формировании тех компетенций, которые необходимы для того, чтобы выпускник начальной школы смог легко адаптироваться к уже более самостоятельной среде обучения.
Если опираться на теорию «о ключевых компетенциях» доктора педагогических наук Хуторского А.В., то ключевыми компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются:
- коммуникативные
- учебно-познавательные
- информационные
- социальные.
Коммуникативные компетенции. Формирование компетенций данного вида- одно из приоритетных в начальной школе. Все дети знают о своих правах, но мало кто из них задумывается о том, какие обязанности должны выполнять, чтобы быть полноправным гражданином своей страны, членом ученическом коллектива, человеком, с которым считаются в семье.
Коммуникативные компетенции современных младших школьников заключаются в
- умении представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
- уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого знания иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- действовать в сфере трудовых отношений с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- Учебно-познавательныя компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Овладев учебно-познавательными компетенциями, учащиеся умеют:
- самостоятельно планировать свою деятельность,
- способны к самореализации, активны в выборе деятельности,
- способны к самообразованию.
Информационные компетенции – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Социальные компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.
В заключении хочется сказать, что при формировании ключевых компетенций, можно воспользоваться советами общего педагогического опыта многих поколений:
- главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
- помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
- необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
- помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;
- приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;
- творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи;
- в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
- поощряйте исследовательскую работу учеников;
- учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью;
-объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Список используемой литературы:
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.-218с
- Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2. - С. 3-11.
- Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. - С.136-143
- Запевалина, О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике / О.В. Запевалина // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность. 2008. С. 105-111.143
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня,- 2003.-№ 5. -С.34-42.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал "Эйдос". 2006. - 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal
- 68. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. - № 4. - С. 62-72.
- 72. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада A.B.Хуторского в РАО Электронный ресурс. // Интернет-журнал "Эйдос". 2002. - 23 апреля. Http://www.eidos.ru/journal
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа студента "Сочинение как средство развития речевых компетенций младших школьников"
Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.Цель работы: выявление наиболее содержательных методов...
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...

Развитие лингвистической компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как инте...

«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»
Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...

Современные методы обучения каллиграфии младших школьников
В данной лекции мы будем говорить о каллиграфии через призму трудностей и недостатков существующей системы, с которой сталкивается каждый из нас.Каллиграфия – это одна из отраслей изобразительно...
Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ
Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир...