Методическая разработка по литературе "А.П.Чехов. Чехов и Липецкий театр".
учебно-методический материал на тему
Методическмя разработка по литературе "А.П.Чехов. Чехов и Липецки театр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy.doc | 57.5 КБ |
chehov.ppt | 617 КБ |
Предварительный просмотр:
Антон Павлович Чехов.
Чехов и Липецкий театр.
Цели урока:
методическая: дать учащимся представление об общественно-политической жизни конца 19 века, показать переломное состояние литературы и человечества,
образовательная: познакомить с биографией А.П. Чехова, познакомить учащихся с влиянием творчества А.П.Чехова на развитие Липецкого академического театра драмы им. Л.Н.Толстого;
развивающая: развивать память, умение конспектировать, внимание, мышление;
воспитательная: воспитывать любовь к родной литературе и языку, гордость за культурное наследие писателя;
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция с элементами беседы
Межпредметные связи: история, русский язык
Методические приемы: прослушивание текста, беседа, составление хронологической таблицы, выступление учащихся,
Оборудование: презентация, программы театра, иллюстрации
Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни.
А.П.Чехов
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
3. Мотивация
Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, Антон Павлович Чехов, этот глубочайший художник, сегодня снова приковывает к себе наше внимание. Нисколько не умаляя значения Толстого, Достоевского, Гончарова и Тургенева, заметим, что положение Чехова в нашей литературе поистине уникально. Ведь он пришел в нее после этих титанов и, в сущности, был одинок, как бы отделен от них, и даже от стоявшего рядом Толстого, неким пространством. Эта дистанция была для писателя весьма ощутимой реальностью. Потом это повторилось с Горьким, Буниным, Куприным, писателями-символистами. Никто не мог быть соратником Чехова понять, помочь в его уединенной литературной работе. Поэтому пришлось ему самому стать целой литературой, чтобы в новую историческую эпоху быть достойным наследником великих писателей - творцов русского классического реализма.
4. Знакомство с новым материалом
4.1. Доклад учащегося (показ презентации) 10 мин.
«Биография А.П.Чехова».
4.2. Составление хронологической таблицы 15-20 мин.
Давайте подведем итоги и запишем основные моменты в таблицу.
17 января 1860г. | родился в г.Таганрог в купеческой семье |
1867г. | греческая школа |
1868-1879гг. | таганрогская гимназия |
1876-1879гг. | самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества) |
1879-1884гг. | Московский университет (медицинский факультет) |
1890г. | поездка на о.Сахалин |
1891г., 1894г., 1897г., 1901г. | поездки за границу |
1893-1894гг. | книга «Остров Сахалин» |
1898г. | пьеса «Чайка». работа для Московского художественного театра |
1899г. | пьеса «Дядя Ваня» |
1901г. | пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Я. Книппер |
1902г. | Переселение в Ялту из-за болезни |
1903-1904гг. | пьеса «Вишневый сад» |
1904г. | Скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве |
4.3. Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова (20 мин)
Самостоятельная работа с учебником (с.330-333)
Художественный талант Чехова формировался в эпоху глубокого безвременья 1880-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних программах спасения и обновления России отозвалась в творчестве Чехова скептическим отношением ко всяким попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей.
Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Авторский голос в его произведениях скрыт и почти незаметен. В своих произведениях Чехов доводит реалистический художественный образ до предельной отточенности и эстетического совершенства. Он достиг исключительного умения схватывать общую картину жизни по мельчайшим ее деталям.
Шутки Чехова построены на сверхобобщениях . Каждая деталь героя подчеркивает его принадлежность его к определенному сословию, виду деятельности и другое.
4.4. Новаторство драматургии А.П.Чехова 15 мин.
лекция
Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова - призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость - сестра таланта». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили романы Н.В Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
Черты чеховской драмы:
- атмосфера всеобщего неблагополучия, среди героев нет счастливых людей, одни неудачники;
- одиночество каждого персонажа проявляется в замкнутости на себе, своих бедах, герои не слышат друг друга;
- зло растворяется в мелочах жизни, виноваты в несчастьях все одновременно и каждый по отдельности;
- отсутствие деления героев на положительных и отрицательных: и те, и другие качества есть во всех героев;
- нет главных и второстепенных героев
- решается внешняя сторона конфликта, но не решается внутренний конфликт;
- характер героев раскрывается не в деятельности, а в переживаниях;
- за всеми понятными словами употребляется глубокий внутренний смысл;
- символика образов (чайка – символ трагичности жизни);
- в пьесах стержневое действие, но из разных судеб вырастает общая судьба;
- четырехактовая структура произведения:
1 акт – повышенный темп, представление всех героев;
2 акт – лирические раздумья, подготовка кульминации;
3 акт – кульминация всего произведения;
4 акт – действие возвращается в привычную колею, медленное течение будней.
4.5. Чехов и Липецкий театр (10 мин.)
Деятельность Липецкого областного академического театра драмы имени Л.Н.Толстого тесно вязана с творчеством А.П.Чехова. На его сцене постоянно осуществляется постановка драм Чехова «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». Были поставлены спектакли по произведениям Чехова «В актерской компании.
Творчество Чехова всегда считалось хорошей школой для актерского мастерства.
В марте прошла научно-практическая конференция "Чеховские персонажи в постсоветской России", на которой присутствовали представители областной администрации и известные театральные и литературные деятели, такие как: Лев Александрович Иванов-Аннинский – писатель, публицист и литературный критик, Виталий Борисович Ремизов – директор Государственного музея Л.Н. Толстого, Юрий Александрович Бычков, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального музея-усадьбы А.П. Чехова "Мелихово".
При жизни Чехова его не могли понять – обеляет он своих героев или разоблачает их? А в советские времена, несмотря на то, что литература имела совершенно другое направление, Чехов остался единственным не запрещённым гуманистом.
Главным мировым драматургом признан не Шекспир, например, а именно Антон Павлович Чехов. Причину публицист видит в том, что Чехов своим творчеством помогает справиться с тем, что произошло в 20 веке. Шекспир вроде бы уже ничего не прибавит к той крови, которую он первым почувствовал в эпохе Просвещения, что зверь, а не ангел, на самом деле, освобождается в человеке. А Чехов помогает выпрыгнуть из этой страшной ситуации, дать надежду.
Сегодня Чехов потому востребован в театре: людям всё-таки хочется верить, что человек не безнадёжен, им хочется чеховской гуманности.
6. Закрепление
Беседа по вопросам.
- Назовите основные исторические события 80-90 годов 19 века?
- Назовите произведения, созданные в этот период?
- С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин?
- Каковы особенности чеховской драмы?
- Как связан липецкий театр с творчеством Чехова?
7. Подведение итогов
Самостоятельная работа. (10 минут)
На последних театральных встречах рассматривался вопрос, нужен ли театр, востребован ли он в настоящее время. Кто-то из вас посещал театр, кто-то нет. Пожалуйста, выскажите свое мнение, нужно ли посещать театр, объясните свое высказывание.
Выслушивание ответов учащихся
8. Домашнее задание
конспект, читать маленькую трилогию Чехова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧЕХОВ А.П. Жизнь и творческий путь Чехова
Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)
Таганрогская гимназия
1860, 17(29) января. В Таганроге родился Антон Павлович Чехов. 1869 -1879. Учеба в гимназии. 1877. Первое посещение Москвы. 1877 - 1878. "Пьеса без названия" ("Безотцовщина") 1879. Поступил на медицинский факультет Московского университета. 1880, 9 марта. Первая публикация Чехова "Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху "(еженедельник "Стрекоза"). 1884. июнь. Окончание медицинского факультета Московского университета. Выход в свет сборника "Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте." 1886, 15 февраля. Напечатан первый рассказ Чехова в газете "Новое время" - "Панихида". 1886. Вышла книга "Пестрые рассказы". 1887, август - сент. Вышли книги "В сумерках. Очерки и рассказы", "Невинные речи". 1887, 19 ноября. Премьера комедии "Иванов" в московском театре Ф.А.Корша. 1888, март. В журнале "Северный вестник" опубликована повесть "Степь". 1888, 7 октября. Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник "В сумерках". 1889, 31 января. Первое представление пьесы "Иванов" на сцене Александринского театра. 1889, 2 июля. После смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту. 1890, конец марта. Вышел сборник "Хмурые люди".
Дом-музей Чехова в Москве Писатель жил здесь с осени 1886г. по весну 1890г. Здесь созданы: "Степь", "Скучная история", водевили "Медведь", "Лебединая песня", более ста рассказов. В этом доме его навещали П. Чайковский, И. Левитан, В. Немирович-Данченко, В. Гиляровский и др.. В музее проводятся экскурсии, лекции, литературные и музыкальные вечера.
1890, 21 апреля. Отъезд на Сахалин. 1890, 11 июля - 13 сент. Пребывание на Сахалине. 1890, 16 окт. - 1 дек. Возвращение морем - из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу. 1891, март - апрель. Поездка в Европу (посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа). 1891, дек.- 1892, февр. Помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний. 1892, 4 марта. Переезд в Мелихово. 1892, лето. Лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии. 1893, июнь - июль. Закончена книга "Остров Сахалин". 1894, 14 сентября. Поездка в Европу (Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж). 1895, 8 - 9 августа. Чехов в Ясной Поляне. Чтение Л.Н.Толстым вслух глав романа "Воскресение". 1895, октябрь - ноябрь. Работа над пьесой "Чайка". 1895, 14 декабря. Знакомство с И.А. Буниным. 1896, июнь. Чехов начал постройку колокольни в Мелихове. 1896, 17 октября. Первое представление "Чайки" в Александринском театре. 1897, янв. - начало февр. Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда.
Музей Чехова на острове Сахалин в г. Александровск-Сахалинский
"Остров Сахалин" А.П.Чехова - не первый случай обращения в истории русской литературы к скрытой от общественности жизни людей, вынужденных находится в тюрьмах, ссылках, на каторжных работах. До него и после писатели обращались к той литературе, которые мы, выражаясь современным языком, называем лагерной. Но "Остров Сахалин" занимает здесь особое место. Антон Павлович провел на острове работу исследователя, медика, социолога.
В течение трехмесячного пребывания на острове Антон Павлович проделал гигантский труд. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, он произвел перепись сахалинского населения. "Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано". С острова А.П.Чехов привез "целый сундук всякой каторжной всячины", около 10 тысяч статистических карточек и "много всяких бумаг".
Музей-заповедник Чехова в Мелихове
Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с мезонином", "Палата N6", "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей основан в1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича.
1897, февраль - июль. Строительство школы в Новоселках. 1897, 22 марта - 10 апр. Сильное легочное кровотечение. 1897, 6 мая. Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения. 1897, 1 сентября. Поездка в Европу (Париж). 1897, 31 октября. Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых. 1898, лето. Работа над трилогией - "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". 1898, июль - август. Постройка в Мелихове земской школы. 1898, сентябрь. Знакомство с О.Л.Книппер. 1898, 12 октября. В Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя. 1898, октября. Покупка земельного участка в пригороде Ялты для постройки дачи. 1898, ноябрь - декабрь. Сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии. 1898, 17 декабря. Премьера "Чайки" в Московском Художественном театре. 1899, 17 января. Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова.
Дом-музей А.П.Чехова в Ялте (Белая дача)
1899, 19 марта. Знакомство с М. Горьким. 1899, ноябрь - декабрь. Помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных. 1899, 6 декабря. Пожалован орденом св. Станислава третьей степени "за отличное усердие в делах народного просвещения". 1899, декабрь. Вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф.Маркса. 1900, 8 января. Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности. 1900, 11 декабря. Поездка в Европу (Ницца, Пиза, Флоренция, Рим). 1901, 31 января. Премьера пьесы "Три сестры" в Художественном театре. 1901, 25 мая. Венчание в Москве с О.Л.Книппер. 1902, 25 августа. Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика. 1903, начало декабря. Публикация последнего рассказа "Невеста". 1904, 17 января. Премьера "Вишневого сада" в Художественном театре. 1904, май. Последняя прижизненная публикация Чехова - пьеса "Вишневый сад". 1904, 3 июня. Чехов с женой уехал в Баденвейлер. 1904, 2 (15) июля. В три часа ночи Чехов скончался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Гордись, Липецк, своими великими земляками"
Разработка мероприятия подготовлена и проведена в преддверии 60-летия Липецкой области на базе Усманского профессионального колледжа. Может быть использована также для внеклассного мероприятия в старш...
Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.
Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка занятия по теме: «Мышечная свобода» на примере работы с учащимися Театра моды «Преображение»
Методическая разработка занятия по теме "Мышечная свобода" предназначена для педагогов дополнительного образования и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учре...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия театра моды «Эстамп» на тему «Влияние исторических стилей на формирование модного костюма. Романтический стиль»
Данная методическая разработка внеаудиторного мероприятия на тему Влияние исторических стилей на формирование модного костюма. Романтический стиль» направлена на воспитание у обучающихся специал...
Собственная методическая разработка Конспект НОД по речевому развитию: « Мир театра»
ЦЕЛЬ: включить воспитанников старшего возраста в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческих способностей....