методическая разработка "Гордись, Липецк, своими великими земляками"
методическая разработка по теме

Глазкова Наталия Евгеньевна

Разработка мероприятия подготовлена и проведена в преддверии 60-летия Липецкой области на базе Усманского профессионального колледжа. Может быть использована также для внеклассного мероприятия в старших классах школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гордись, Липецк, своими великими земляками

(Вступительное слово Глазкова Н. Е.)

Добрый день, уважаемые студенты, гости! Сегодня мы проводим краеведческую конференцию, посвященную предстоящему юбилею Липецкой области. В нашем колледже продуман целый цикл мероприятий данной тематики. Напомню, что одно из них уже было проведено-музейный урок «Юной области от древнего края». Мы говорили о значимости культурного наследия города Усмань для развития области в целом. Сегодня  мы скажем о людях, прославивших в свое время нашу Липецкую область. Всем нам сейчас, в столь непростое время, важно возродить интерес к духовному началу предков, пониманию непреходящей ценности русской народной культуры, и культурного наследия родного края в частности. Уместно вспомнить слова М. И. Калинина, государственного и партийного деятеля, революционера:«Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю- на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм…..».Давайте будем знать свой край, гордиться им и приумножать его богатства.

Чтец: Требунских Ю.

Липецкая область, созданная 6 января 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и объединившая 34 района, выделенных из Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей, одна из самых молодых не только в Центральном Федеральном округе, но и в России.

Расположена Липецкая область    в бассейне верхнего течения Дона. По территории области протекают более 300 рек. Самые крупные - Дон, Воронеж, Быстрая Сосна, Красивая Меча. Настоящим украшением области являются памятники природы - Галичья гора, Плющань, Воргольские скалы, Морозова гора и другие. Красоты природы вызывали и вызывают в людях, живущих на Липецкой земле, самые лучшие и высокие чувства.  Заповедник «Галичья гора»-это единственное место, где представлены растения, сохранившиеся со времен доледникового периода и произрастающие до сих пор. На юге области раскинулся Усманский бор, который является частью Воронежского заповедника. Заселены живописные места области  с древнейших времен, что подтверждено раскопками, проводимыми в разные годы археологами. Первое по датировке поселение (Гагаринская стоянка) относится к палеолиту и датируется возрастом в 22 тыс. лет. Славяне начали колонизацию края в IX -XI вв. После освобождения от монгольского владычества возобновилось освоение черноземного центра страны. В начале XVII в. на территории современной Липецкой области насчитывались четыре города - Елец, Лебедянь, Романов, Данков - и 241 населенный пункт. С возведением Белгородской засечной черты (1635-1653 гг.) строятся города - крепости Добрый, Сокольск, Белоколодск, Талицк, Усмань и другие. В XVI1-XVIII вв. территория нынешней Липецкой области была частью Азовского края, где зарождался российский флот.

Чтец: Коровин Д.

Малая Родина - понятие не географическое, оно в сердце каждого из нас. Липчанам повезло - мы не только восторгаемся классической русской красотой родного края, но и с трепетным уважением относимся к. его истории.

Край богат памятниками истории и культуры. В городах и селах области благодарные потомки хранят память о мужестве русских людей, волею судьбы оказавшихся на пути Золотой Орды и остановивших ее; о судьбоносных деяниях Петра Великого; о последних днях графа Л. Толстого. Наша земля богата талантами, создающими великолепные произведения искусства, декоративного и прикладного творчества. Изделия липецких мастеров можно встретить во многих музеях России и за рубежом. Это тончайшие елецкие кружева, знаменитая глиняная романовская игрушка, а также своеобразная липецкая хохлома.

 Люди, живущие на ней, гордятся тем, что здесь родились известные всему миру писатели Иван Бунин и Михаил Пришвин, выдающиеся ученый-путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский и один из основоположников аэродинамики С. А. Чаплыгин, революционеры Г. В. Плеханов и Л. П. Радин. Отсюда по пыльному деревенскому проселку ушел навстречу своей славе новатор угольной промышленности Герой Социалистического Труда Алексей Стаханов. Здесь росли, учились понимать окружающий мир дважды Герой Социалистического Труда лауреат Нобелевской премии физик Н. Г. Басов и народный артист СССР композитор Т. Н. Хренников... Здесь жили предки А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Все они стали преемниками великой российской науки и культуры,сохранили, развили и приумножили ее лучшие достижения. Значимую роль в сохранении духовности играет православная церковь. Далеко за пределами области, да и России, известны имена Тихона Задонского, Илариона Троекурове кого, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, связанные с нашим краем. На территории области сохранились    

 дома-музеи таких известных деятелей России, как Л.Н. Толстой, И.Л. Бунин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Г.В. Плеханов.

Духовным центром России стал Задонск, куда паломники приходят и приезжают из многих городов и стран. В Липецкой области есть город, который всего на год старше Москвы, при этом  он имеет неповторимый облик - в городе-музее около 200 памятников архитектуры и истории. Это «Елец - русским городам отец».  Елец являет собой памятник уездной России XIX века и первым включен в программу «Возрождение».

(Глазкова Н. Е.

Подробнее о памятных местах Липецкой области расскажут студентка 1-А группы Потапова Дарья и студент 3-А группы Соболев Роман )

Чтец: Потапова Дарья

Бунинские места

Родившись в Воронеже в 1870 г., Иван Алексеевич Бунин все свое детство и юность провел в окрестностях Ельца, в деревне Озерки. В радиусе 10 — 15 км вокруг Озерок лежат села и деревни, связанные с жизнью и пребыванием в них самого писателя, его родных и знакомых, ставшие местами действия многих произведений. Так, в деревне Огневке с 1892 г. жил его брат Евгений Алексеевич. Писатель часто бывал в усадьбе брата, подолгу жил там. В Огневке Буниным написан “Листопад” и переведена “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло. Усадьба Е.А. Бунина в Огневке изображена в рассказе “Антоновские яблоки” и повести “Деревня”. В Огневской усадьбе в 1906 г. умер отец писателя Алексей Николаевич. Родовое поместье Буниных в Каменке (Семеновское) Иван Алексеевич увековечил в романе “Суходол”. Лично ему не довелось жить в этой старинной бунинской усадьбе, но он хорошо знал ее по семейным легендам и преданиям. Каменка стала местом действия, а ее обитатели — героями многих произведений Бунина, начиная от самых ранних юношеских и кончая “жемчужиной русской литературы” — романом “Жизнь Арсеньева”.

Кропотово — Лермонтово, деревня Лукьяновской сельской администрации Становлянского района, на левом берегу реки Любашевки. Основана в конце XVIII века елецким писцом С. Кропотовым и первоначально называлась по его фамилии. В 1791 г. имение куплено П.Ю. Лермонтовым, дедом будущего великого поэта. Здесь с 1817 г., после смерти жены Марии Михайловны, жил отец поэта Юрий Петрович. Сюда неоднократно приезжал Михаил Юрьевич. О его посещении Кропотова в 1827 г. свидетельствует приписка к его стихотворению “К гению”. В предреволюционные годы Кропотовское имение много раз меняло хозяев. В 1941 г. лермонтовский дом сгорел при отступлении немецких войск вместе с другими строениями Кропотова. 

Музей на станции Лев Толстой  (Астапово) является составной частью Государственного музея Л. Н. Толстого. Здесь сохранен интерьер комнаты, где провел свои последние дни Лев Николаевич. В состав музейного комплекса входят мемориальная комната, памятник Л. Н. Толстому, здание вокзала с часами, остановленными в час смерти писателя, паровоз. Отсюда содрогнула мир телеграмма: “Астапово. 7 ноября. В 6 часов 5 минут утра Лев Николаевич Толстой тихо скончался. С тех пор в комнате больше никто не жил, и сохранилась она в том виде, в каком была в день смерти Льва Николаевича. Подлинные документы, фотографии, газеты, телеграммы заставляют почувствовать напряженную тревожную атмосферу семи дней болезни Толстого.Вокзал, станционные постройки, улочки, примыкающие к вокзалу, и теперь выглядят так же, как в тот день, когда их увидел великий писатель.Станция Астапово переименована в станцию Лев Толстой. Большие станционные часы показывают всегда одно и то же время: 6 часов 5 минут.

Чтец: Соболев Роман

Одним из ”редких оазисов культуры” является село Пальна-Михайловка, расположенное в 15 км севернее города Ельца. Близ этого села, на реке Пальне находится старая помещичья усадьба, вошедшая в историю отечественной архитектуры как показательный памятник деревянного классицизма первой трети XIX века. Дворец дважды горел, перестраивался, но все же сохранил обаяние своеобразного, неоклассического стиля. В этой же усадьбе находится и другая интересная постройка. Это небольшая церковь-мавзолей, построенная по плану знаменитого московского зодчего Д.И. Джилярди (1788—1845г.г.). Это круглое глухое здание с куполом на барабане, украшенное одним портиком с западной стороны. Строгой простотой, тяжеловесной монументальностью оно напоминает римский Пантеон.Впоследствии напротив старого дворца на противоположном берегу реки был возведен другой двухэтажный дворец в готическом стиле. Он сильно пострадал в войну (1941—1945 г.г.), но еще не утратил своего оригинального вида. Готический стиль этой усадьбы подчеркивают пирамидальные дубы.Как яркий провинциальный очаг российской культурной жизни Пальна-Михайловка стала известна в середине XIX века, когда усадьбой владели Михаил Александрович (1820—1858г.г.) и Александр Александрович (1830—1913) Стаховичи. Самой яркой личностью здесь был, конечно же, Михаил Александрович Стахович — поэт, писатель — драматург, фольклорист, музыкант-теоретик, краевед. Часто в гостях у хозяев усадьбы бывали выдающиеся писатели, поэты, художники, актеры.

Усадебный комплекс в селе Полибино (Сторожевое) Данковского района Липецкой области, бывшего Данковского уезда Рязанской губернии. название по имени владельца, стольника Б.Ф. Полибина. Позже усадьба переходит к семье Нечаевых. Новые владельцы села, Нечаевы, отстраивают здесь усадебный комплекс с дворцом ”растреллиевской архитектуры” и обширным парком. В усадьбе находился первый музей истории Куликовской битвы, где были собраны находки с Куликова поля. Достопримечательность усадьбы — водонапорная башня сетчатой конструкции высотой 45 метров, с резервуаром емкостью 9.500 ведер, выполненная по проекту выдающегося инженера В.Г. Шухова. Постепенно на протяжении XVIII—XIX веков в Полибино создается редкий по красоте и исторической значимости усадебный комплекс. В состав комплекса, полностью сформировавшегося к концу XIX века, входили: дворец, английский парк, огромный сад и каскад прудов, хозяйственные постройки, в том числе манеж и конюшня, водонапорная башня и насосная станция, прачечная с сушилкой и другие постройки. Все это создавалось тремя поколениями владельцев (Нечаевых).   2 ноября 1971 г. усадьба объявлена памятником республиканского значения.

Обелиск Петру 1 на петровском спуске

На середине Петровского спуска стоит чугунная трехгранная пирамида с двумя барельефами. На одном- древнеримский бог вулкан, покровитель кузнецов, на другом- Гигия, античная богиня здоровья. Так в аллегорической форме показаны заслуги Петра в учреждении железных заводов и открытии целебных  источников. Памятник установлен в 1839 году на средства петербургского купца Н. М. Небученова. По одной из версий пирамида- это стилизованный парус, который указывает на причастность Липецка к созданию Российского военно-морского флота. Реставрация обелиска проведена в 2000 году при спонсорской помощи Новолипецкого металлургического комбината.

(Переход Глазкова Н. Е.

Да, не случайно красоты нашей области, памятники архитектуры, памятные места пробуждали и пробуждают в людях самые лучшие чувства. Именно поэтому наша область богата настоящими талантами в самых разных областях знания. Много имен вы сегодня уже услышали. Более подробно мы сегодня остановимся на представителях духовенства и науки. Итак, Лев Николаевич Толстой после беседы с этим человеком радостно сказал: «Этот отец совсем святой. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Речь идет о замечательном святом, прославившем Липецкую землю своими духовными трудами и жизнью подвижника- Амвросии Оптинском. Предлагаем Вашему вниманию отрывок видеофильма)

 

Чтец: Прилепин Олег

Имя Тихона Задонского, православного мыслителя прославило нашу Липецкую землю и создало одному из районных городов славу «русского Иерусалима».(Портрет на слайде)

"Народ при жизни оценил  дух Тихона и назвал святым, - писал  Н.С.Лесков. - Этот самый народ ждал слова Тихона и слушался этого слова более чем всяких иных словес владык пышных".

Святитель Тихон (в миру Соколов Тимофей Савельевич) родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской губернии, в семье дьячка сельского храма. Вскоре после его рождения умер отец, и матери, оставшейся одной с тремя детьми, было очень трудно прокормить семью. В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, который предписывал забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия.  Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. В 1740 году была основана семинария при монастыре во имя святого Антония Римлянина и выписаны учителя из Киева. В число избранных  учеников попал и Тимофей.

За прекрасные успехи, еще не кончив курса, Тимофей получил место учителя греческого языка, а когда окончил, стал преподавать риторику. 10 апреля 1758 года совершилось пострижение Тимофея Савельевича. В иночестве он был наречен Тихоном. Вскоре последовало посвящение во иеродиакона, затем иеромонаха и назначение префектом семинарии и преподавателем философии, а в 1761 году в Петропавловском соборе совершилась его хиротония и он наречен был  викарием Новгородской епархии. Для жительства новому епископу был назначен Хутынский монастырь под Новгородом. Спустя два года начинается следующий этап духовной жизни святителя. День 3 февраля 1763 года ознаменовался  определением Тихона на освободившуюся кафедру Воронежской епархии.

Святитель Тихон в период епископства издал собрание нравоучений для «простейшего» народа, написанное в 1767году: «Плоть и Дух». В этом же году святитель в очередной раз пишет прошение на покой, и на этот раз увольнение последовало.

Святитель избрал для своего жительства Толшевский монастырь в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Усмань, окруженный непроходимыми лесами и болотами. Местность была сырая и нездоровая; настоятель оказался закоренелым раскольником. Недовольный вторжением в его монастырь епископа, он непрестанно роптал и устраивал всякие неприятности. Здоровье святителя ухудшалось. Тогда он попросил его перевести в Задонский монастырь, в 90 верстах от Воронежа, расположенный на высоком берегу Дона.

Здесь начался третий период деятельности святого Тихона — период иноческих подвигов, духовной брани с искушениями и высочайших духовных достижений. За время пребывания святого Тихона на покое в Задонском монастыре написаны его лучшие творения — «Об истинном христианстве». Это система нравственного богословия. В ней говорится о духовной мудрости слова Божия, о сердце человеческом, о грехах, о покаянии, об обязанностях христианина по отношению к Богу, к Сыну Божию, ближнему и самому себе. «Письма к приятелям» и «Письма келейные» содержат поучения и наставления по частным случаям и, наконец, «Сокровище духовное, от мира собираемое». На Рождество 1779 года святой Тихон последний раз был в храме. После он лишь изредка выходил на крыльцо подышать свежим воздухом. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. В первые же дни после кончины началось всенародное почитание святителя Тихона, благодатной силой которого было совершено много чудес. 25 авг. 1861 синодальным указом преосвященный Тихон был причислен к лику святых и празднование памяти его назначено на 13 (по новому стилю-26 августа), день его кончины. В присутствии многочисленной толпы (больше 300 тыс. чел.) его мощи были торжественно открыты и положены в гробницу для поклонения в церкви Задонского монастыря.

(отрывок видеофильма)

(Переход Глазкова Н. Е.

Люди науки- это основа развития общества в самых разных сферах. Именно от них зависит процветание нашего общества, его движение вперед. Деятельность этого ученого на посту вице-председателя Географического общества, его новые географические взгляды и научные труды, исследования и открытия его учеников- целая эпоха в развитии русской и мировой географии. Если бы ему когда-то сказали, что он совершил подвиг, создав в два года классический труд по истории русской географии, он бы только покачал головой. Истинные творцы не склонны преувеличивать свои заслуги. Все это –о Петре Петровиче Семенове Тян_Шанском)

Чтец:  Лебедь Наталия

Петр Петрович Семенов родился 14 января 1 827 года в селе Урусове, расположенном на северо-востоке современной Липецкой области (Чаплыгинский район). Природа с детства щедро наделила его разнообразными талантами, феноменальной памятью, прекрасными душевными качествами. По воспоминаниям знавших его людей, это был человек большой души, исключительно отзывчивый, бескорыстный. Он оставил глубочайший след в истории науки, в культурном развитии русского общества.

В 1848 году, блестяще окончив Петербургский университет всего за три года, П.П. Семенов, с детства увлеченный природой, стремясь проникнуть в ее тайны, решил посвятить себя науке. Через три года, в 1851 году, он исследовал Тамбовскую, Воронежскую и другие губернии, написал работу «Придонская флора». Защитив ее, получил ученую степень магистра. В молодые годы Семенов посещал «пятницы» М.В. Буташевича-Петрашевского, где познакомился с Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным и другими писателями. Посещение кружка оказало значительное влияние на формирование его прогрессивного мировоззрения. Как член правительственной комиссии по подготовке крестьянской реформы, П.П. Семенов принимал самое активное участие в работе по ее осуществлению. Принимая деятельное участие в работе Русского Географического общества, он в 1856 году совершил путешествие на Тянь-Шань, представляющий в то время белое пятно на карте. Исследовав хребты «Небесных гор», на которых еще не бывал ни один европеец, ученый описал 23 горных перевала, определил высоту 52 вершин, собрал более 300 образцов горных пород, более 1000 видов растений, большие коллекции насекомых. Многообразна и универсальна была научная деятельность П.П. Семенова. Под его руководством была проведена Всероссийская перепись населения, переписи поземельной собственности в России, перепись конного поголовья России. Ученый участвовал в работе различных комиссий: по пересмотру таможенного тарифа, отмене подушных сборов, по преобразованию судебных органов, по строительству железных дорог, по организации всероссийских и международных выставок. Будучи еще и директором Статистического комитета, он организовал первый статистический съезд, заложивший основы статистики.

Чтец: Ломакина Анастасия

Но главным в своей деятельности Семенов считал работу в Географическом обществе, фактическим руководителем которого он оставался более 40 лет. Будучи человеком всеобъемлющих познаний, громадного авторитета, великодушным и обаятельным, он сумел привлечь к работе в Русском Географическом обществе ряд крупнейших ученых и путешественников: И.В. Мушкетова, Ф.Н. Чернышева, П.П. Кропоткина, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Н.Н. Миклухо-Маклая и многих других выдающихся ученых и путешественников.

В этот период Географическое общество достигло вершины славы. Выпущенные под его руководством 12-томное издание «Живописная Россия», 11-томное издание «Россия. Полное географическое описание     нашего Отечества», 5-томный «Географо-статистический словарь России», 3-томная «История Русского Географического общества» и ряд других выдающихся монографий отличаются широтой и глубиной научных знаний, в то же время написаны они живо, занимательно и интересно. Семенов-Тян-Шанский оставил след не только в географической науке, но и в землеведении, минералогии, геологии, зоологии, ботанике, геоботанике, экологии растений, энтомологии, экономике, статистике, искусствоведении.

Андрей Достоевский, его помощник по Географическому обществу и его же биограф, поражается этой кипучей деятельности и неиссякаемой энергии своего шефа. Достоевский записывает в свой дневник:  «Он всегда бодрый, энергичный и вечно занят какой-нибудь работой, причем работа его нисколько не тяготит... Необыкновенная память, редкая эрудиция и строгая логичность мысли помогают ему легко работать. Какой-нибудь обширный труд увлекает его на долгое время, и он, отрываемый заседаниями, разными посетителями, деловыми разъездами по городу, старается не пропустить ни одной минуты даром и тотчас садится за свой стол. Но утомление начинает чувствоваться. Петр Петрович временно откладывает свою работу и обращается к другой. Разборка энтомологических коллекций — сравнительно довольно легкое занятие. Он переселяется в другую комнату, наверх, и там, пересматривая коробку за коробкой, производит первичную сортировку жуков, определяет их, подкладывает этикетки,  мелким почерком  вставляя в них необходимые даты. Иногда при этом он что-нибудь декламирует про себя вполголоса...

Замечательно, что при этом он никогда не пользовался никакими справочниками или словарями. Феноменальная память сохранила ему все, что он когда-либо усваивал из книг».

Призванный на государственные посты в качестве сенатора и члена Государственного совета, он своими взглядами, духовным обликом, деятельностью представлял оригинальную и самобытную личность, ярко выделявшуюся среди царских сановников. Петр Петрович увлекался живописью, коллекционированием. Во время поездок в Швейцарию, Италию, Францию, Германию собрал уникальную коллекцию картин голландских художников, гравюры выдающихся мастеров голландской, фламандской, итальянской, германской и французской школ. В 1910 году он передал ;в Эрмитаж 700 живописных картин и 3500 гравюр, среди которых работы Рембрандта, Дюрера. Благодаря Семенову, Эрмитаж по собранию картин голландских художников не имеет равных.

 Умер Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский на 88-м году жизни 11 марта 1914 года от воспаления легких. К 150-летию со дня рождения великого русского ученого-путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского на его родине в отреставрированной усадьбе был открыт музей, который вместе с ботаническим садом объединен в заповедник.

(Переход Глазкова Н. Е.

Спасибо. Я только хочу добавить, что у Петра Петровича был девиз: «Единственная добродетель-любовь к человечеству» Он никогда не изменял ему. Только впоследствии добавил еще одно изречение: «Для тебя, Россия». Все, что он делал на протяжении жизни, связано с процветанием и славой своей страны и своего родного края. Нам с вами есть к чему стремиться и брать пример у нашего земляка. Говоря сегодня о великих земляках, мы не могли обойти вниманием наш родной город Усмань. В Усмани родился дважды Герой Социалистического Труда, физик, лауреат Нобелевской премии академик Николай Геннадьевич  Басов. Возле родительского дома выдающегося ученого по постановлению правительства Советского Союза установлен его бюст на аллее, носящей его имя. О многогранной личности ученого нам расскажет наш гость, который откликнулся на просьбу посетить нашу конференцию. Это выпускник Усманского педагогического училища 1970 года, отличник общего образования России, усманский краевед, член Союза журналистов России Анатолий Серафимович Китаев.

Спасибо, Анатолий Серафимович, за содержательный материал, который вы для нас подготовили. В заключение хочу добавить, что празднование 60-летия Липецкой области нас ожидает только через год, но материал о знаменитых земляках, памятниках архитектуры, достижениях декоративно-прикладного творчества нашего родного края столь обширен, что мы предложили целый цикл мероприятий, посвященных предстоящему юбилею Липецкой области. Надеемся на скорую встречу! Спасибо за внимание!

 

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Моя Березовая Русь» ( посвящается 115-летию со дня рождения С. А. Есенина)

                                        Пояснительная записка

В настоящем пособии представлен сборник материалов, рассказывающих о жизни, творчестве, непростой судьбе гения Сергея Александровича Есенина. Приведем выдержку из газеты «Комсомольская правда» от 7 октября 2010 года: «В воскресенье, 3 октября, исполнилось 115 лет со дня рождения большого поэта Сергея Есенина. В новостях вспоминали про падение Берлинской стены, про то, как худо живется теперь восточным берлинцам, говорили про отставку московского мэра. А русского поэта как-то зажали…». Позволим себе перефразировать автора строк и выразиться книжным языком-«забыли о значимой юбилейной дате великого поэта». Да, в наше время это не редкость. Но, забывая творчество великих поэтов и писателей, мы забываем свою историю, свое духовное начало. В Усманском педагогическом колледже силами преподавателей и студентов был подготовлен и проведен ряд мероприятий, посвященных столь знаменательному событию, разработки которых также включены в пособие.  

1.Писать о Сергее Есенине с холодным спокойствием в наши дни столь же трудно, как и десятки лет назад. Еще велики различия во мнениях и взглядах на его емкую, противоречивую и вместе с тем удивительно притягательную личность. Различные точки зрения на личность Есенина можно было бы обобщить в следующих словах: «крестьянский поэт-самородок»-это с одной стороны, «великий поэт нашей эпохи»-с другой. С одной стороны, еще до революции, после выхода в свет «Радуницы», о Есенине было сказано, что он сочиняет свои «земляные» стихи при полном «отсутствии прямой, непосредственной связи с литературой» (З. Гиппиус). С другой стороны, слушатели сразу же почувствовали, что перед ними «радостная надежда, настоящий русский поэт» (В. Чернявский). А истина заключается в том, что Есенин как личность и как поэт обладал абсолютным эстетическим вкусом. И эту особенность певца «голубой Руси», это его «моцартовское начало» (Б. Пастернак) нельзя забывать, коль скоро речь идет о биографии поэта, о его жизни.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925). С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы".

Детство. Юность

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют. Успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют- стихотворение "Береза").

Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете.

Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

"Радуница"

Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").

Революция

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

Имажинизм- русская литературная группировка 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. А. Есенин и др.). Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения.

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса"- литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

"Москва кабацкая"

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Айседора

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "Русь Советская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.

В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.

Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают, инсценировав самоубийство.

            Пусть для сердца тягуче колка

Эта песня звериных прав!..

... Так охотники травят волка,

Зажимая в тиски облав...

О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты недаром даешься ножу!

Как и ты, я, отовсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.

Как и ты - я всегда наготове.

И хоть слышу победный рожок,

Но опробует вражеской крови

Мой последний, смертельный прыжок.

И пускай я на рыхлую выбель

Упаду и зароюсь в снегу...

Все же песню отмщенья за гибель

Пропоют мне на том берегу.

2.Вечер ПЦК русского языка и литературы по творчеству С.А.Есенина

                  « Моя березовая  Русь…»

Сцена оформлена под деревенский стиль.

Идет видеоролик из к\ф «Есенин».

 На занавесе.

Выход ведущих.

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь давно вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, Вселенной души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические Звёздочки и Звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни поэтов, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно… 

Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих  противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб. С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность...  Всё, что его окружало, волновало, мучило, радовало, всё, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня...

3.   Лишь поэт, которого до глубины души, столь нераздельно и постоянно, волновала и красота родных его "рязанских раздолий", и судьба "Руси крестьянской" в "суровые, грозные годы" революции, и будущее всего "шара земного» мог создать  "Страну негодяев", "Москву кабацкую" и "Персидские мотивы", "Русь Советскую" и "Письмо к женщине", "Песнь о великом походе",     и "Балладу о двадцати шести", "Черного человека" и "Анну Снегину".

4.   Всякий раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Старинное русское село Константиново… Неоглядные  дали… А над тобой такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение словно чувствуешь себя не на земле, а как бы - во Вселенной. Не случайно, всякий раз, когда поэту было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов.

Открывается занавес  -  «Звуки природы».

 Чтение стихотворения. Лебедушка. Фон-ма

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Рассыпала ясной радугой

Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие,

Наряжали сетки хвойные

В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком

Уж из тех ли темных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Белоснежная лебедушка.

 

Есенин. Раздумья  мои о судьбе печальны и светлы. Печальны потому, что уходят годы, чувства меркнут, острота взгляда притупляется. Безотраден вздох поэта: “Промотал я молодость без поры, без времени”. Много юных сил растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов осталось неосуществленными, какие дороги не пройдены! “Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки”. А светлы, потому, что, несмотря ни на что, дышать и жить, видеть этот многоцветный мир, любить и быть любимым – счастье. И жизнь на родной земле достойна благодарности. Из самого затаенного уголка его сердца вырывается слово, обращенное к той, что дала  мне жизнь, к матери.

 Слайд с исполнителем  В. Борзунов  « Письмо матери»    (песня)

Слайд. Есенин и  мать.

 

Студент.

- Это стихотворение – как бы сама собою изливающаяся нежность. Строфа наполнена до краев: здесь и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим кровом… Мать в стихах Есенина – это не только до слез дорогой человек, это всегда светлый образ душевного спокойствия, тихой радости и надежды.

Блок о родине

У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным. Для Есенина, на мой взгляд, тем уголком, где сердцу близка каждая мелочь, была Россия с ее «бесконечными равнинами». Его сыновью любовь к русской земле мы видим в тревожных и порой мучительных раздумьях о настоящем и будущем страны.

С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина. О том, что значит Родина для человека, прекрасно сказано в старинной русской поговорке: «Человек без родины - соловей без песни». В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Так же без родины опустевшей становится и душа человека.

 У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным. Для Есенина, на мой взгляд, тем уголком, где сердцу близка каждая мелочь, была Россия с ее «бесконечными равнинами». Его сыновью любовь к русской земле мы видим в тревожных и порой мучительных раздумьях о настоящем и будущем страны.

Музыкальный номер.

Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь “русский дух” и “Русью пахнет”. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.

Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как “роса блестит на траве”, как “сыплет черемуха снегом”.

Выход 6 студентов . Коллаж стихов о природе.

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Чары 

В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.
А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней я пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1910

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз-

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

1  Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Стихи Есенина сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, слушать в них.

2: Когда я взял сборник стихов Есенина и стал читать, я был поражён. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом в моей комнате и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли.

3: Сейчас, в пору моей юности, они ещё ближе и понятнее мне. Наверное, оттого, что мне, как и ему, порой бывает очень трудно разобраться в самой себе и в жизни. Сама жизнь, которая давала ему вдохновение, давала и сомнения. А жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта.

4. Не удивительно, что он очень рано стал писать, В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. Он говорит со мной и рассказывает о «костре зари», о «плеске волны», о «серебристой луне», о «необъятной небесной сини». Просто, гениально просто показана красота есенинского края, любовь его к родной земле. Когда я читаю его стихи, я учусь более внимательно смотреть на природу и начинаю лучше понимать её красоту .Так и хочется сказать словами Есенина: «задремали звёзды золотые», «улыбнулась солнцу сонная земля», « туча кружево в роще связала».

Музыкальный номер «Клен ты мой опавший».

Блок о любви.

1. - В лирической поэзии найдется немного таких произведений о любви. Как и каждое гениальное стихотворение, его невозможно пересказать прозой. Здесь тончайшее чувство будто бы перелилось в песенное слово, стало музыкой. В этом стихотворении наиболее полно проявилась есенинская “нежность грустная русской души”:

Пусть порой мне шепчет синий ветер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста…

2. - Но любовь, к сожалению, не всегда бывает вечной. По каким-то причинам люди утрачивают свои чувства, при этом не всегда бывает виноват один человек. Ответственность за это чувство лежит на двоих. И очень важно при этом суметь сохранить теплоту чувств и уважение друг к другу. Так случалось и у Есенина, Но как тепло отзывается поэт о своей любви, несмотря на разлуку.

3. Но не только стихи о природе у истинно русского поэта мне нравятся. Нежные, искренние стихи о любви, в которых почтение и уважение к человеку, к девушке, к женщине утверждают в моей душе светлое чувство надежды на то, что есть ещё на земле настоящая любовь. Лирический герой его близок мне.

4.Стихотворения Есенина о любви различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения заурядные, а в раннем творчестве -подражательные. Но все они для меня безгранично искренни, предельно чисты и большинство их пронизано той задушевностью чувств, которая отличает настоящую и вечную поэзию.

Видео «Женщины Есенина» Выход 3 пар.( Саша Сергеев, Маша Ильина, Верзилин Саша, Юлия Реброва, Алиев Артем, Бышевская Вика))

 

Стихи о любви.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне -
Не кому-нибудь -
И словами, и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Руки милой - пара лебедей-
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою,
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.
Я не знаю, как мне жизнь прожить-
Догорать ли в ласках милой Шаги,
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?
У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что - для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей
.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

1: Стихи Есенина обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Они учат любви, Есенин обладал всем этим в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи: с моими ровесниками, лично со мной.

Музыкальный номер.   «Забава»(Малинин)- видео

Блок «Москва кабацкая»

1 вед.

Давно известно, что у каждого талантливого человека есть не только почитатели, но и открытые или тайные недоброжелатели, завистники. Не избежал этой участи и Есенин. За его спиной злые языки сплетничали о его якобы низкой культуре, пренебрежительном отношении к чтению, нежелании обдумывать каждый стих. На людях он казался праздно гуляющим, беззаботным, и это зачастую вводило в заблуждение даже его друзей.

2 вед.

Обратите внимание: Есенин понимает, что разгульный образ жизни не позволяет жить ярко и полноценно. Всякая женщина стремится к покою и стабильности. Ведь только тогда будет полноценной и успешной семья, в которой будут рождаться и расти счастливые дети. К пониманию этого рано или поздно приходит любой мужчина. Ведь именно он должен быть главой семьи, ее опорой и защитой.

3 вед.

Говорят, что за свою жизнь человек должен приручить 5 коней: четырех дерзких – детство, отрочество, юность, зрелость – и одного послушного – старость. У Сергея Есенина было только четыре коня; пятого старости – ему иметь не довелось. Он пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Две даты 3 октября 1895 г. – рожденье. 28 декабря 1925 г. – смерть.

4 вед.

А между ними – самый бурный и крутой период отечественной истории: три войны, три революции.   Вопреки пословице «Дурная слава бежит, а хорошая лежит» за Есениным вперегонки бежали обе славы: слава его стихов, в которых была настоящая большая поэзия, и «слава» о его скандалах и эксцентрических выходках.

Музыкальный номер «Гуляка» Захарова Настя.

Финал.3 ведущий: Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот большой красивый голубоглазый рязанский поэт. Но в жизни у каждого своя дорога. Талант мой, возможно, проявится в чём-то другом. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом!

 

3.В апреле 2011 года выдержки из данного мероприятия были показаны на литературной гостиной в МОУ лицей №1. Учителя-словесники коротко рассказали о непростой судьбе поэта, а студенты-участники краеведческого клуба «Литературное наследие родного края» рассказали о взаимосвязи Сергея Есенина с Липецким краем, исполнили музыкальные номера, обратились к материалам музея МОУ СОШ № 69 г. Липецка им. С. А. Есенина. Литературное краеведение в школьном музее – часть его работы, тем не менее оно занимает довольно значительное место. Учащиеся вместе с руководителями совершают поездки, которые носят литературно – краеведческую направленность. Поездки имеют разные цели: исследовательскую, не связанную с Есениным и чисто экскурсионную, но связанную просто с литературой (сбор дополнительных литературных материалов, знакомство с памятными литературными местами, обогащение уже полученных знаний).

        Учащиеся среднего и старшего звена побывали:

•    в Ленинграде на Мойке, в Эрмитаже, в Петродворце;

•    в Туле, где посетили Ясную Поляну;

•    в Ельце, где посетили  музей Бунина.

 Это не отступление от Есенина, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно – воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.

 Литературное краеведение является направлением работы школьного литературного музея определяющим профиль музея. В основу развития любого школьного литературного музея должно быть положено, прежде всего, литературное краеведение, заключающееся в изучении творчества поэтов и писателей, литературной жизни своего родного края.Учителям-словесникам тоже есть чем гордиться. В лицее создан и действует музей Бориса Александровича Котова (лицей носит его имя), на базе которого также ведется большая краеведческая работа.

4. Имя Сергея Есенина дорого для каждого русского человека, а в курсе литературного краеведения это имя изучается еще и в связи именем липецкого поэта, прозаика и художника Алексе́я Влади́мировича Ли́пецкого (настоящая фамилия — Ка́менский).

Каменский родился 8 февраля 1887 года в Липецке. В доме на Канавной улице (ныне улица Скороходова) прошли его детские годы. Его отец-крестьянин был приказчиком торгового двора и заслужил титул «Личный почётный гражданин Липецка». Сам Каменский с детства начал заниматься литературой. После окончания Липецкого уездного училище он уехал в Санкт-Петербург, где поступил в художественную школу, но не закончил её из-за болезни.

В 1906 году в одной из городских типографии напечатали его первый сборник «Начало». В нем были опубликованы стихотворения на тему революционных событий 1905 года.

В 1909 году поэт переезжает в Санкт-Петербург, знакомится с С. А. Есениным. Они стали друзьями, а окрушение называло Каменского «липецким Есениным».

Перед революцией 1917 года А. В. Каменский возвращается в родной город Липецк, где начинает заниматься просветительской работой.

В 1928 году выходит первое крупное произведение — повесть «Сибирка». В 1928 году выходит роман «Наперекор», где Липецкий изображает проникновение в деревню новых социалистических отношений, напряжённость борьбы нового уклада жизни со старым. В том же году вышел сборник «Молью тронутые», в котором писатель высмеивает мещанство, обывательщину и приспособленчество. Картины строительства сельской электростанции изображены А. Липецким в романе «Мельница в Карташове» (1931).

Много тёплых строк посвятил Липецкий природе родного края (стихотворения «Каменный лог», «Матыра»).

Талант Липецкого был разносторонним. Он хорошо владел не только искусством слова, но и кистью. Его картина «Поздняя осень» получила высокую оценку в художественной среде. Умер Каменский 30 октября 1942 года во время Великой Отечественной войны.

Имя Сергея Есенина должно стать дорого каждому, кто считает себя русским человеком. И тогда мы можем с гордостью сказать: «С днем рождения, мой любимый поэт!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс»

Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс» ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка классного часа «Великая Отечественная война в истории Благовещенского педагогического училища»

Мы считаем, что у нас, нынешней молодежи, есть возможность сохранить нематериальные ценности – это воспоминания участников тех событий и передать новому поколению правду жестоких времен.  Каждый ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА викторины «Своя игра» по МДК.02.01. Организация и технология обслуживания в барах и буфетах для обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, бармен

Методическая разработка предназначена для преподавателей, в качестве пособия для проведения викторины «Своя игра» в группах, обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, барменАдрес работы на сайте Ya...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВИКТОРИНЫ «Своя игра по дисциплине Экология»

Методические рекомендации разработаны для проведения  теоретического занятия в рамках профессионального модуля  МДК 01.01 Управление территориями и недвижимым имуществом для студентов 2 курс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ»

Данное занятие является 3-4 по теме 1.6. «Научно – технический прогресс» по дисциплине  ОД.03 Иностранный язык (английский) и рассчитано на 2 часа.По виду занятие практическое, ...