Игра-викторина "Умники и умницы"
материал на тему

Зотова Наталья Анатольевна

игра-викторина "Умники и умницы" может бать интересна учащимся среднего и старшего звена общеобразовательного учреждения. В ней представлены вопросы и задания по лексике, истории нашей страны, общекультурные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_viktorina.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра – викторина «Умники и умницы»( 9 класс)

Цель : продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей; научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры.

Задачи: расширить знания о русской истории культуре; воспитывать любовь к родной стране, к её истории,  родному языку и родной литературе.

Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.

Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи аудитории.

Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или сектор. Для игроков , вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек.

Задания 1 уровня.

1.Что такое «сермяга»?

(Так называлось некрашеное сукно и кафтан, сшитый из него)

2. Что такое «армяк» ?

(В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов)

3. Что такое «ендова»?

(Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки)

4. Что такое «амбар»?

(Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров)

5. Что такое «аршин»?

(Русская мера длины, равная 0,71 м)

6. Что такое»бадья»?

(Широкое низкое ведро)

7. Что такое «Домострой»?

(Произведение русской литературы ХV1 в, свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи)

8. Что такое «ярмо»?

(Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота)

Задания 2 уровня.

1.Откуда к нам пришло крылатое выражение «Перековать мечи на орале», и что оно означает?

                                                               1

(Библейское выражение из книги пророка Исаии, который предсказал, что наступит время , когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». В этих словах отразилась мечта людей о мире на земле)

2.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

3.Каким образом связаны слова  «мошна» и «мошенничать»?

(Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку)

4. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то что оно означало?

(В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении  - добротный, красивый, хороший, выгодный)

5.Вспомним пушкинские строки:

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке;

Облатка розовая сохнет

На воспалённом языке

 - Что такое «облатка»?

(Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком)

6.Кому из русских художников принадлежит картина «Алёнушка»?

а)А.К.Саврасов

б)И.И.Левитан

в)В.М.Васнецов(правильный ответ)

7.Кто является родоначальником русской классической музыки?

а)М.П.Мусоргский

б)П.И.Чайковский

в)М.И.Глинка(правильный ответ)

г)А.А.Алябьев

Задания 3 уровня.

1.Назовите русскую пословицу, аналогичную финской: «Тот не заблудился , кто спрашивает».

(«Язык до Киева доведёт»)

2.Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано историческое событие, но река носила в то время другое имя. Как называлась река в то время и какое событие произошло на её берегах?

(Императрица Екатерина вторая приказала переименовать реку Яик в реку Урал, чтобы даже её название не упоминало о яицком бунте Емельяна Пугачёва)

                                                                  2

3.Все знают, что ходячее выражение «зарубить на носу»значит – «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». А откуда пошло это выражение? Почему мы так говорим?

(Слово «нос» в древности означало памятную дощечку, бирку для записей. Неграмотные люди всегда носили их с собой и на них зарубками делали разные заметки)

Задания для финалистов.

1.Отнесите  одно из данных высказываний к пословице, а другое к поговорке и объясните, почему вы это сделали:

«Заблудился в трёх соснах» - поговорка(оборот речи, нет законченного суждения, лишь часть его)

«Что посеешь, то и пожнёшь» - пословица(законченное суждение, содержит нравоучение)

2.Какие из перечисленных продуктов являются исконно отечественными, а какие – заимствованными: картофель, помидоры, семечки, чай, масло, хлеб, яблоки, молоко, кофе, мёд ?

(Отечественные: масло, хлеб, молоко, яблоки, мёд)

(Заимствованные: картофель(Юж.Америка), помидоры(Колумбия, Бразилия), чай(Китай, Япония, Монголия), семечки(Америка)

3.К какому виду декоративно – прикладного искусства относятся керамическое или глиняное изделие?

(Гончарное искусство)

Вопросы для сошедших с игровых дорожек.

Кто больше назовёт русских народных песен?

Кто больше отгадает русских загадок?

Определяется победитель .

Завершающий этап.

Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные участники из зрителей.

                                                                   

                                                               3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Умники и умницы" по материалам Отечественной войне 1812 года

Оформление конкурса похоже на одноименную телевизионную передачу. Заранее обучающимся выдается задание и список литературы, который нужно изучить по теме Отечественная война 1812 года.Участников ...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Продуктовые истории"

Предмет:  Товароведение пищевых продуктовТема: «Повторение пройденных тем»Место данной темы в учебной программе: Урок проводится по завершении изучения всего курса товароведения пищевых продуктов...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

«Впервые в нашей истории разработан и принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Вера, Надежда, Любовь"

Интегрировать в интеллектуальной игре материал из различных областей. Показать не только области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через их органическую реальную связь дать студентам ...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Красота, Добро, Истина"

На современном этапе очень актуальной проблемой является формирование общечеловеческих качеств. О важности этой работы идет речь в данном материале....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Умники и умницы"

Цели:        1. Проверка уровня знаний и навыков употребления глаголов в Present Simple и Present Continuous....