Игра-викторина "Умники и умницы"
материал на тему
игра-викторина "Умники и умницы" может бать интересна учащимся среднего и старшего звена общеобразовательного учреждения. В ней представлены вопросы и задания по лексике, истории нашей страны, общекультурные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_viktorina.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – викторина «Умники и умницы»( 9 класс)
Цель : продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей; научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры.
Задачи: расширить знания о русской истории культуре; воспитывать любовь к родной стране, к её истории, родному языку и родной литературе.
Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.
Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи аудитории.
Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или сектор. Для игроков , вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек.
Задания 1 уровня.
1.Что такое «сермяга»?
(Так называлось некрашеное сукно и кафтан, сшитый из него)
2. Что такое «армяк» ?
(В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов)
3. Что такое «ендова»?
(Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки)
4. Что такое «амбар»?
(Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров)
5. Что такое «аршин»?
(Русская мера длины, равная 0,71 м)
6. Что такое»бадья»?
(Широкое низкое ведро)
7. Что такое «Домострой»?
(Произведение русской литературы ХV1 в, свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи)
8. Что такое «ярмо»?
(Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота)
Задания 2 уровня.
1.Откуда к нам пришло крылатое выражение «Перековать мечи на орале», и что оно означает?
1
(Библейское выражение из книги пророка Исаии, который предсказал, что наступит время , когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». В этих словах отразилась мечта людей о мире на земле)
2.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
3.Каким образом связаны слова «мошна» и «мошенничать»?
(Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку)
4. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то что оно означало?
(В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении - добротный, красивый, хороший, выгодный)
5.Вспомним пушкинские строки:
Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке
- Что такое «облатка»?
(Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком)
6.Кому из русских художников принадлежит картина «Алёнушка»?
а)А.К.Саврасов
б)И.И.Левитан
в)В.М.Васнецов(правильный ответ)
7.Кто является родоначальником русской классической музыки?
а)М.П.Мусоргский
б)П.И.Чайковский
в)М.И.Глинка(правильный ответ)
г)А.А.Алябьев
Задания 3 уровня.
1.Назовите русскую пословицу, аналогичную финской: «Тот не заблудился , кто спрашивает».
(«Язык до Киева доведёт»)
2.Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано историческое событие, но река носила в то время другое имя. Как называлась река в то время и какое событие произошло на её берегах?
(Императрица Екатерина вторая приказала переименовать реку Яик в реку Урал, чтобы даже её название не упоминало о яицком бунте Емельяна Пугачёва)
2
3.Все знают, что ходячее выражение «зарубить на носу»значит – «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». А откуда пошло это выражение? Почему мы так говорим?
(Слово «нос» в древности означало памятную дощечку, бирку для записей. Неграмотные люди всегда носили их с собой и на них зарубками делали разные заметки)
Задания для финалистов.
1.Отнесите одно из данных высказываний к пословице, а другое к поговорке и объясните, почему вы это сделали:
«Заблудился в трёх соснах» - поговорка(оборот речи, нет законченного суждения, лишь часть его)
«Что посеешь, то и пожнёшь» - пословица(законченное суждение, содержит нравоучение)
2.Какие из перечисленных продуктов являются исконно отечественными, а какие – заимствованными: картофель, помидоры, семечки, чай, масло, хлеб, яблоки, молоко, кофе, мёд ?
(Отечественные: масло, хлеб, молоко, яблоки, мёд)
(Заимствованные: картофель(Юж.Америка), помидоры(Колумбия, Бразилия), чай(Китай, Япония, Монголия), семечки(Америка)
3.К какому виду декоративно – прикладного искусства относятся керамическое или глиняное изделие?
(Гончарное искусство)
Вопросы для сошедших с игровых дорожек.
Кто больше назовёт русских народных песен?
Кто больше отгадает русских загадок?
Определяется победитель .
Завершающий этап.
Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные участники из зрителей.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Умники и умницы" по материалам Отечественной войне 1812 года
Оформление конкурса похоже на одноименную телевизионную передачу. Заранее обучающимся выдается задание и список литературы, который нужно изучить по теме Отечественная война 1812 года.Участников ...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Продуктовые истории"
Предмет: Товароведение пищевых продуктовТема: «Повторение пройденных тем»Место данной темы в учебной программе: Урок проводится по завершении изучения всего курса товароведения пищевых продуктов...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
«Впервые в нашей истории разработан и принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Вера, Надежда, Любовь"
Интегрировать в интеллектуальной игре материал из различных областей. Показать не только области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через их органическую реальную связь дать студентам ...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Красота, Добро, Истина"
На современном этапе очень актуальной проблемой является формирование общечеловеческих качеств. О важности этой работы идет речь в данном материале....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Умники и умницы"
Цели: 1. Проверка уровня знаний и навыков употребления глаголов в Present Simple и Present Continuous....
Межпредметный конкурс Умники и умницы
Урок-игра...