Методическая разработка открытого урока по Обществознанию включая экономику и право "Уголовная ответственность"
методическая разработка на тему

Брюханова Елена Александровна

Методическая разработка к уроку "Уголовная ответственность" подготовлена для участия в конкурсе. В методической разработке используются новые методы и приемы обучения, приемы критического мышления. Такие приемы как "Нестандартный вход в урок", Прием "Плюс, минус", "Правовая азбука", прием "Найди ошибку", "Кроссенс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_2017.docx51.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум»

Методическая разработка

(ОДБ.8 Обществознание (Право)

специальность/профессия

(19.02.10 Технология  продукции общественного питания

22.02.06 Сварочное производство)

Разработал(а): преподаватель права  Брюханова Е.А., 1 категория)

Горнозаводск, 2017г.

Методическая разработка урока (ОДБ.8 Обществознание (Право)

по теме: «Уголовная ответственность»

Составитель:

Брюханова Елена Александровна преподаватель  ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум»

В методической разработке представлены материалы урока Обществознание (Право) по теме  «Уголовная ответственность». Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты и конспекта урока, перечня используемой литературы и приложений. Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях.

РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК                 УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 6  от 22.11.2017г                             Заместитель директора по УПР

РАССМОТРЕНО                                                     ______________ С.А.Шемелина

На заседании методического совета

Протокол № ___  от ___.___.2017г.                                

Разработка рекомендована для участия в Конкурсе профессионального мастерства среди педагогов техникума «Учитель года – 2018»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..5

ПЛАН УРОКА……………………………………………………………………6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………..…………………………………14

Приложения:

1………………………………………………………………………………….15

2………………………………………………………………………………….17

3………………………………………………………………………………….18

4………………………………………………………………………………….19

5………………………………………………………………………………….21


ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность урока «Уголовная ответственность» состоит в том, что одним из наиболее значительных институтов уголовного права является уголовная ответственность. На уроке обучающиеся изучат особенности уголовной ответственности , познакомятся с возрастом наступления уголовной ответственности, углубят знания об уголовной ответственности.

Научатся применять полученные знания в конкретных ситуациях,  формировать грамотную речь в процессе устных ответов. В целях формирования указанных УУД на уроках обществознания следует провести отбор содержания материала по темам, разнообразить формы, методы достижения универсальных способов действий: работать с источниками, составлять планы, характеристики явлений.

 В рамках урока применяются новые педагогические технологии, приемы технологии критического мышления. Применяются на уроке такие приемы как: Прием “Нестандартный вход в урок”, Прием «Плюс, минус», Прием «Правовая азбука», прием « Найти ошибку», «Кроссенс».

Универсальные приемы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - направленны на включение обучающихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. 

Характеристика методической разработки

Цель методической разработки:

  • представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Уголовная ответственность»
  • познакомить с элементами технологии критического мышления:  Прием “Нестандартный вход в урок”, Прием «Плюс, минус», Прием «Правовая азбука», прием « Найти ошибку», «Кроссенс».

На изучение данной темы отводится 2 часа в рамках раздела «Обществознание (Право)»

Методические рекомендации по проведению урока

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей работающих в учреждениях СПО, а так же для мастеров производственного обучения.

Целевая аудитория

Методическая разработка урока может быть использована для студентов  2 курса учреждений СПО

Предполагаемые результаты урока

Студенты  должны:

уметь:

  • уметь самостоятельно работать с источниками права, определять понятия; вступать в речевое общение, анализировать ситуации, задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Знать: основные понятия и термины, законодательство УК РФ, понятия «преступление», «наказание», виды наказаний, «уголовная ответственность», статьи по теме «Уголовная ответственность», возраст уголовной ответственности.

Технические условия учебного кабинета

  • мультимедийная установка;
  • компьютер
  • ученические парты и стулья.

Методическая разработка урока рассчитана на 45 мин.

ПЛАН УРОКА

по дисциплине ОДБ.8 Обществознание (Право) раздел №1

Группа: ТП-210,СП-214

Дата:01.12.2017 г.

Преподаватель Брюханова Елена Александровна 

Тема урока: «Уголовная ответственность»

Тип урока:  комбинированный

Вид урока:  урок развивающего обучения с элементами КИМ.

Место урока:  кабинет 4

Цели урока:

Обучающие:

  • выяснить определение термина «уголовная ответственность», основания уголовной ответственности; определение «состав преступления»; выделить признаки, элементы состава преступления, а также стадии совершения преступления.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, работать с источниками.

Воспитательные: 

  • развивать познавательный интерес через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности обучающихся

Задачи урока:

Учебно-образовательные:

  • Обеспечить усвоение основных понятий «Уголовная ответственность», «преступление», «состав преступления», умение анализировать материал.
  • Формировать у обучающихся умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;

Воспитательные:

  • продолжить воспитание уважения к закону, правам других людей, чувства собственного достоинства;
  •  побудить учащихся задуматься над опасностями и соблазнами, которые чреваты вовлечением подростков в преступную жизнь.

Развивающие:

  • формировать интерес к предмету, выделять главное от второстепенного;
  • развивать познавательный интерес к предмету через источники права;
  • развивать учебно-информационные умения.

Методы обучения:

  • частично-поисковый
  • наглядный

Методы контроля:

  • фронтальный опрос

Формы организации деятельности студентов:

  • групповая, фронтальная.

Виды деятельности на уроке: групповой, индивидуальный.

Педагогическая технология

  • Прием “Нестандартный вход в урок”,  Прием «Правовая азбука», задачи по праву, Прием « Найти ошибку», «Кроссенс».

Ожидаемый результат: 

  • Усвоение понятий по теме, хорошие результаты усвоения материала через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности обучающихся

Межпредметные связи:

Урок способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК):

Комплексно-методическое обеспечение урока:

  • презентация в Misrosoft Power Point;

Время урока: 45 минут

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Формы, методы, средства обучения

Методическое обеспечение

Предполагаемый результат

Время

(мин)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

1.Мотивация к учебной деятельности

Нестандартный вход в урок  на включение обучающихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Обучающиеся слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная работа

Предметы для определения темы урока

Регулятивные: Самостоятельно формулируют тему урока, цели урока после предварительного обсуждения.

2

2.

Актуализация знаний.

Знакомство обучающихся с основными понятиями темы урока.

Обсуждают основные задачи урока, знакомятся с основными понятиями.

Фронтальная работа

презентация

Принимают учебную задачу, участвуют в обсуждении.

3

3.

Изучение нового материала

1.Организует диалог с обучающимися проводит

беседу по теме: «Уголовная ответственность»

2.Педагог дает определение Что такое преступление, виды преступлений, категории преступлений.

3.Преподаватель выдает  задание  «Путешествие по странам». Необходимо выявить возраст уголовной ответственности в странах: Россия, Израиль, США.

4.Подготовить к дальнейшей практической работе и

предлагается игра «Правовая азбука», обучающимся необходимо написать список составляющих из слов, начинающихся с буквы «П», тесно связанных с темой.

5.Преподаватель дает понятие «уголовная ответственность», виды наказаний, ответственность несовершеннолетних, особенности уголовной ответственности.

6. Преподаватель выдает  задания-Правовые задачи. Указать какие виды преступлений совершены.

7.Преподаватель выдает задание «Текст с ошибками» на закрепление материала по уголовной ответственности по возрасту.

8.Преподаватель производит показ видеоголоволомок.

Просмотр презентации,

Знакомство с новой информацией, задают уточненные вопросы

 обсуждают новую информацию.

Просматривают презентацию, анализируют информацию.

Обучающиеся работают в микрогруппах находят в законодательствах возраст уголовной ответственности.

Обучающиеся работают в микрогруппах и самостоятельно составляют слова с буквой «П» по теме урока.

Обучающиеся принимают участие в беседе, рассуждают.

Обучающиеся работают с «Правовыми задачами», определяют виды преступлений. Рассуждают, работают с юридическими источниками.

Обучающиеся работают с заданием «Текст с ошибками». Читают текст, рассуждают, анализируют, выдают правильные ответы.

Обучающиеся рассуждают, высказывают версии, рассуждают.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

фронтальная

презентация

Презентация

Задание «Путешествие по странам»

Игра «Правовая азбука»

Презентация

Правовые задачи

Задание «Текст с ошибками»

Видеоголоволомки

Умеют структурировать знания, дополняют и расширяют дополнительные знания.

Проводят анализ информации

Сравнивают разные точки зрения, осуществляют поиск информации.

Расширяют имеющиеся знания, сравнивают, осуществляют поиск информации.

Участвуют в беседе

Структурируют знания, осуществляют поиск информации.

Расширяют знания работая с текстами УК РФ.

Строят логическую цепь рассуждений.

3

3

3

3

2

3

3

4

4.

Первичное осмысление, закрепление

Нацеливает на самостоятельную работу, поясняет задание с использованием приема «Кроссенс» Закрепляет пройденный материал, проводит анализ урока.

Выполняют задание, рассуждают, составляют логическую цепочку кроссенса, анализируют, проверяют свои ответы.

Фронтальная индивидуальная

Самостоятельно выполняют задание. Проверяют и оценивают ответы.

Формулируют ответы

Умеют структурировать знания.

10

5.

Рефлексия

Предлагает из понятия «Преступление» подвести свое отношение к уроку.

Определяют свое эмоциональное состояние.

фронтальная

Проводят акрорефлексию

Прогнозируют результаты усвоения изученного материала

6

Время

45


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

На уроке использовались следующие приемы:

  • “Нестандартный вход в урок”,
  •  Прием «Правовая азбука»,

Задачи по праву,

  •      Прием « Найти ошибку»
  •     «Кроссенс».
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

     1.Марченко М.Н. Дерябина Е.М. Основы права.-М.:Проспект, 2016.-336 с.

2.Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-256 с.  

3.Шкатула В.И. Основы права Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования- М.: Издательский центр «Академия»Ю 2017.-160 с.

4.Яковлев А.И.Основы правоведения: Учебник для начального профессионального образования.-  2-е изд., стереотип.- М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2016.-272 с.

Дополнительные источники:

Полный сборник кодексов

Уголовный кодекс РФ

Интернет-ресурс:

https://www.youtube.com/watch?v=-riYC1I5f0c

http://histclio.ucoz.ru/index/otkrytye_uroki/0-9

Приложение 1

 Задание 1 РОССИЯ

Методические указания:

Найдите в тексте, с какого возраста в России наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.

Согласно нормам действующего законодательства несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.


Задание 2 ИЗРАИЛЬ

Методические указания:

Найдите в тексте, с какого возраста в Израиле наступает уголовная ответственность несовершеннолетних

Законодательство Израиля

Парламент Израиля принял поправки в законодательство страны, в соответствии с которыми суды вправе приговаривать к тюремному сроку детей, начиная с 12 лет.

"Закон разрешает властям приговаривать к тюремному сроку малолетних детей, признанных виновными в таких серьезных преступлениях, как убийство, покушение на убийство или причинение смерти по неосторожности, даже если они младше 14 лет. Закон был принят во втором и третьем чтениях во вторник вечером", – отмечается в документе парламента.

До сих пор за подобные преступления тюремные сроки грозили детям с 14 лет. Теперь этот возраст снижен до 12 лет.

При этом в заявлении подчеркивается, что снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет стало реакцией на палестинские атаки в течение последних месяцев, которые "потребовали более жесткого подхода, в том числе по отношению к малолетним детям".

Задание№ 3 США

Методические указания:

Найдите в тексте, с какого возраста в США наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.

В штате Пенсильвания (США) суд приговорил к пожизненному заключению без права досрочного освобождения 11-летнего Джордана Брауна, который застрелил в спальне беременную невесту своего отца, 26-летнюю Кензи Хоук, после чего спокойно отправился в школу. Аналогичный приговор получил 12-летний Кристиан Фернандес из штата Флорида, убивший своего двухлетнего брата. В случае, если бы к нему отнеслись как к несовершеннолетнему, он вышел бы на свободу по достижении 21 года. Самый возраст для еще пары-тройки убийств  В этих штатах уголовная ответственность наступает также с 10-ти лет. В США, в большинстве штатов, к уголовной ответственности привлекаются с 10-летнего возраста.


Приложение 2

«ПРАВОВАЯ АЗБУКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Написать список, состоящих из слов начинающихся с буквы  «П», тесно связанное с темой урока.

П
П
П
П
П
П
П
П
П

Приложение 3

СИТУАЦИИ

Методические указания: Прочитайте ситуации и укажите, какие виды преступлений были совершены.

1.Несовершеннолетние Карпов и Петров, на улице угрожая ножом, отобрали у подростка сотовый телефон и деньги.________________________________

2.Группа подростков забрались на памятник культуры и забрызгали цветной краской.__________________________________

3.Несовершеннолетняя позвонила в техникум и сообщила о том, что на ее территории заложена бомба. ____________________________________

4.2 несовершеннолетних  увидели мотоцикл с ключом зажигания, завели и поехали кататься по городу. __________________________________________

5.Четырнадцатилетний Киселев ночью проник в частный магазин и похитил продукты на сумму 1000 рублей. _________________________________

6.Обучающиеся 3 курса Иванов А., Петров Г. систематически требовали у обучающихся  1 курса деньги, угрожая расправой.______________________

Приложение 4

Задание №1 (США)

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

Среди подростков бытует мнение, что до момента совершеннолетия они не подлежат привлечению к уголовной ответственности, и после совершения преступления злодеяние сойдет им с рук. Судебная практика показывает, что такие мысли являются ошибочными и далекими от истины. Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 12-летнего возраста, по отдельным статьям лиц привлекают к ответственности с 18 лет. Принято считать, что, достигнув этого возраста, гражданин может объективно оценивать серьезность своих намерений, проводить анализ ситуации и делать выводы, т. е. полностью отдает отчет своему поведению.

За убийство несовершеннолетних может понести наказание в виде пожизненного заключения, за кражу штраф, за неправомерное завладение автомобилем арест-лишение специального права.

Задание №2(Израиль)

Текст с ошибками

 По законодательству РФ дети, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть подвержены уголовному наказанию, потому что, в силу малолетнего возраста, не до конца могут осознать всю степень тяжести причиненного вреда и ответственности за него. Однако дети, которым уже исполнилось четырнадцать лет, вполне здраво могут оценивать ситуацию, поэтому уголовный кодекс предусматривает ответственность с 20 лет для лиц совершивших побои и с 16 лет для тех, кто совершил противоправное деяние умышленно. К тому же, если подросток четырнадцати лет, совершил проступок впервые, его  привлекут к уголовной ответственности. Первое действие для родителей должно начаться с посещения учебного заведения, с целью выяснения личности обидчика, и разговора с ним, о том какие обстоятельства привели к побоям.

Приложение 5

Методические указания: Используя прием «кроссенс» внесите в таблицу понятия, соедините их логической цепочкой.

1

2

3

8

9

4

7

6

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений

Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое  значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...

методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"

методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" Тема: «Мораль, категории морали»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине  "Обществознание" по теме: «Мораль, категории морали» поможет всем преподавателям при подготовке к уроку по данной тема...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУД.05 "Обществознание (вкл. экономику и право)" на тему: «Рынок труда и безработица»

Данная тема актуальна потому, что сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использ...