Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУД.05 "Обществознание (вкл. экономику и право)" на тему: «Рынок труда и безработица»
методическая разработка
Данная тема актуальна потому, что сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.
В связи со спадом производства в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезные социальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе.
Все этапы урока направлены на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В ходе проведения урока у обучающихся формируются:
- личностные результаты:
1) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
2) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
- метапредметные результаты :
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ ПО многопрофильный техникум «Мокшанский интернат»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУД.05 "Обществознание (вкл. экономику и право)"
на тему: «Рынок труда и безработица»
Содержание
1. Аннотация
2. Введение
3. Цели
4. Ход урока
5. Заключение
6. Используемая литература
Аннотация
Данная тема актуальна потому, что сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.
В связи со спадом производства в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезные социальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе.
Все этапы урока направлены на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В ходе проведения урока у обучающихся формируются:
- личностные результаты:
1) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
2) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
- метапредметные результаты :
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Введение
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:
1. Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
2. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.
3. С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Рынок труда имеет ряд важных особенностей , накладывающих отпечаток на его функционирование:
1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.
3. Наличие и действие неденежных аспектов сделки. Это прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.
4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся:
- система трудового законодательства;
- различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.
5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
- потерявшие работу в результате увольнения;
- добровольно оставившие работу;
- пришедшие на рынок труда после перерыва;
- впервые пришедшие на рынок труда.
Цели
Обучающие:
формировать умения и знания, связанные с основными объектами рынка труда.
Воспитывающие:
воспитание чувства ответственности и трудолюбия;
формирование умений работы в коллективе;
воспитание культуры диалога и обмена мнениями.
Развивающие:
развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы;
развитие основных мыслительных операций и активизация познавательной деятельности обучающихся;
развитие коммуникативных умений обучающихся.
Задачи:
Расширить и углубить теоретические знания по обществознанию и экономике;
Развить практические навыки решения практических задач;
Углубить представление у обучающихся о рынке труда и безработице;
Знания и умения:
- Знать понятие рынка труда, его основные элементы, субъекты и характеристики.
- Знать понятие занятости и безработицы, виды безработицы.
- Научиться проводить собеседования с работником по поводу приема на работу.
- Научиться решать нестандартные задачи в области трудового законодательства.
Ход урока
1. Физкультминутка.
Физорг группы проводит спортивную зарядку.
2. Организационная часть
Занятие начинается с организационного момента, на котором отмечаются отсутствующие.
Сегодня мы продолжаем изучать основные вопросы и проблемы экономической сферы общества. И актуальной на сегодняшний день является проблема занятости. Прочитайте и продолжите предложенную цитату английского экономиста на доске.
Цитата: «Когда работу теряет ваш сосед – это экономический спад, когда вы сами – это... (кризис)» (Эдвард Уильсон).
- Как вы понимаете данное высказывание и каким образом оно касается вас, ваших близких и знакомых в нынешней экономической ситуации?
3. Актуализация знаний
Проблемы занятости и рынка труда не могут не волновать каждого. Осознанный выбор будущей профессии – это залог успеха и на рынке труда, а значит и реальные шансы трудоустройства.
Тема нашего урока «Рынок труда и безработица» позволит вам понять сущность основных проблем, связанных с занятостью, влияние безработицы на человека и экономику страны.
4. Изучение нового материала
1. Понятие рынка труда, его основные элементы, субъекты и характеристики.
- Давайте сначала определимся с сущностью такого понятия как «рынок труда» и его основными элементами, субъектами и характеристиками.
Мини-лекция с презентацией «Рынок труда и его основные характеристики».
2. Занятость и безработица.
- Изучая вопросы, связанные с рынком труда, мы должны понимать, что самыми его актуальными проблемами являются занятость и безработица. Давайте попробуем определиться, что и где может помочь найти работу.
3. Интерактивное задание "Проведение собеседования с работником по поводу приема на работу".
- При выборе работы соискателям приходится проходить собеседования. Поэтому проведем деловую игру.
Необходимо разделиться на группы по два человека, один обучающийся - это работодатель, второй - потенциальный работник.
Условная работа будет "Управляющий в гостинице".
Ниже приведен список вопросов для проведения собеседования.
1. Расскажите о себе.
2. Почему вы хотите работать именно у нас?
3. Кем вы видите себя через 5 лет?
4. Каковы ваши зарплатные ожидания ?
5. Чем вы планируете заниматься в первый месяц/квартал вашей работы, если получите это место?
6. Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?
7. Как вы проводите свободное время?
8. Есть ли у вас вредные привычки?
-Помимо таких вопросов, при собеседовании часто задают задачки на логическое мышление. Во-первых, смотрят на реакцию претендента на неожиданную нестандартную задачу. Во-вторых, предполагается, что человек все же должен начать искать возможный способ решения задания, и оценивается способность человека мыслить творчески и относиться к делу с чувством юмора. Например задача про порезанный торт и про жирафа.
4. Виды безработицы
1. Фрикционная безработица
Вызванный естественной миграцией тип безработицы, основной причиной которого является переход гражданина с одной работы на другую. Вследствие такого перемещения (в период подбора или ожидания другой работы) эти работники как бы выпадают из занятого населения.
Основными причинами фрикционной безработицы принято считать:
- географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;
- изменение жизненных и профессиональных интересов: переобучение, получение высшего образования, переквалификация;
- новый этап в личной жизни: рождение детей.
Большинство специалистов по экономике считают, что в стабильной рыночной ситуации существование умеренного уровня фрикционной безработицы является, если не желательным, то, по крайней мере, естественным фактом, так как подобный переход в большинстве случаев обусловлен желанием человека получить более высокооплачиваемое или интересное место работы. А это в перспективе несет более качественное и экономически обоснованное размещение своих человеческих ресурсов.
Однако на практике соискатели работы имеют свои требования и наклонности, а существующие вакансии требуют конкретных навыков и профессиональных знаний. Это приводит к дисбалансу между ними. К тому же, не всегда информация о наличии рабочих мест появляется своевременно. А свободные места могут оказаться в другом регионе, требуя аллокацию рабочей силы. Это приводит к задержке трудоустройства и росту безработицы.
Фрикционная безработица как кратковременное явление будет полезным элементом в таком формате рынка труда, который предполагает точное соответствие свободного сотрудника предложениям рынка вакансий. В реальном мире такое равновесие невозможно, и временно нетрудоустроенные граждане приводят к росту безработицы.
2. Структурная безработица
Этот вид возникает по причине несоответствия квалификации или специальности граждан, ищущих работу с предложенными вакансиями. То есть спрос на рынке труда расходится с предложением.
Структурная безработица зачастую возникает в результате усовершенствования производства или переходе с ручного труда на автоматизированный. Также в случае переноса производства в другой регион. В результате такой оптимизации высвобожденные сотрудники вынуждены искать работу в других отраслях экономики.
Этот вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы. Человек вынужден не просто искать себе место, но и новое направление деятельности.
3. Циклическая безработица.
Возникает во время депрессии, кризиса или стагнации в экономике государства. Сокращается потребность в товарах и объемах услуг, впоследствии чего падает общий объем производства. Происходит сокращение затрат предприятий за счет урезания численности рабочих мест. Наиболее заметно проявляется в большом количестве поиска работы и малым предложением во всех структурах и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.
Ее размеры высчитываются следующим образом: число занятых на данный период времени в экономике граждан минус численность работников, которые могли бы иметь рабочие места при нормальном уровне производства, то есть в условиях стандартной нагрузки всех имеющихся в производстве мощностей.
5.Закрепление нового материала
Тест
1. В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряли работу. Выберите из приведенного ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите буквы, под которыми они указаны:
а) скрытая безработица
б) фрикционная безработица
в) добровольная безработица
г) структурная безработица
2. Что из ниже перечисленного способствует увеличению естественного уровня безработицы?
а) увеличение пособия по безработице
б) уменьшение пособия по безработице
в) улучшение работы биржи труда
г) ухудшение работы биржи труда
3. Что из перечисленного не является причиной безработицы?
а) технологические нововведения
б) стремление предприятий избавиться от лишней рабочей силы, чтобы минимизировать издержки производства
в) рост уровня образования молодежи
г) экономические циклы (например, сезонный)
4. Укажите вид безработицы, вызванный кризисом экономики в целом
а) скрытая
б) структурная
в) фрикционная
г) циклическая
6. Выдача домашнего задания
Задание на дом - повтор пройденной темы.
7. Обобщение материала и подведение итога
Преподаватель подводит итог занятия, выставляются оценки в журнал.
Сегодня мы узнали, что такое рынок труда, сущность основных проблем, связанных с занятостью, влияние безработицы на человека и экономику страны.
Оценка степени достижения целей урока, эффективности групповой и индивидуальной деятельности обучающихся.
8. Рефлексия
- Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия, оценим своё участие в работе, прошу каждого заполнить карточки «Для меня учебное занятие …»
Учебное занятие | Я на учебном занятии | Итог |
- интересно | - работал | - понял материал |
- скучно | - отдыхал | - узнал больше, чем знал |
- безразлично | - помогал другим | - не понял |
- своя оценка | - … | - другие варианты |
Заключение
В подведении итогов могу сказать, что написанная здесь методическая разработка, имеющая целью изучение такой важной темы как: "Рынок труда и безработица", является актуальной и понадобится студентам после окончания учебного заведения.
В результате грамотного и успешного изучения темы "Рынок труда и безработица", у обучающихся очень сильно развивается экономическое мышление, абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень интеллекта. Ко всему прочему опыт работы с нестандартными ситуациями на рынке труда пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Используемая литература
1. Электронные издания (электронные ресурсы):
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2016.
- Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2015.
2. Интернет-ресурсы
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока Дисциплина: Программное обеспечение компьютерных сетей Тема: «Службы Интернета»
Это занятие посвящено решению таких вопросов, как:1. подключение локальной сети к Интернет;2. возможности одновременного доступа к ресурсам Интернет пользователей на всех клиентских рабочих станциях;3...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
Методическая разработка открытого урока дисциплина ОП. 12. «Основы сельскохозяйственного производства» тема: Кормление молодняка крупного рогатого скота
Кормление молодняка крупного рогатого скота является актуальной, носит прикладной характер и имеет значение для формирования у студентов профессиональных компетенций, расширения круг...
Методическая разработка открытого урока по производственному обучению профессия 260807.01«Повар, кондитер» Тема: « БЛЮДА ИЗ РУБЛЕНОЙ МАССЫ»
Методическая разработка урока направлена: сформировать у обучающихся практические умения и навыки по приготовлению и отпуску блюд из рубленой массы, умения давать оценку качества приготовленному блюд....
Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений
Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МДК 02.02 раздел 2 Управление проектами на тему: «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»
Содержит технологическую поэтапную карту урока и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач...
Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса
Методическая разработка урока по дисциплине: «Обеспечение грузовых перевозок на воздушном транспорте» на тему: «Правила перевозки и обработки багажа» для студентов 4 курса...