Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»
план-конспект урока на тему

Куликова Алла Вячеславовна
Методическая разработка
открытого урока по учебной дисциплине:
«Экономика отрасли и предприятия»
 на тему: «Закон спроса и предложения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spros_i_predl.docx77.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования
«Вольский строительный лицей»
Методическая разработка
открытого урока по учебной дисциплине:
«Экономика отрасли и предприятия»
 на тему: «Закон спроса и предложения»
                                                                        Разработала:
                                                                        преподаватель спецдисциплин
                                                                        первой квалификационной
                                                                        категории Куликова А.В.

2015-2016 г

Тема: ЗАКОН  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Учебные цели:

  1. Сформировать основы систематизированных знаний о  сущности спроса и предложения как фундаментальных категориях экономической теории.
  2. Разъяснить сущность основных понятий, относящихся к закону спроса и предложения и механизма ценообразования, особенности их проявления на различных рынках, влияние на них ценовых и неценовых факторов.
  3. Дать представление об основных положениях теории потребительского поведения.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию у обучающихся современного экономического мышления, добиться понимания ими важности изучаемой темы для дальнейшего усвоения учебной дисциплины «Экономика отрасли и предприятия»,  и в их будущей деятельности, прививать им интерес к предмету и любовь к избранной профессии.

Литература:

Основные источники:

1. «Основы экономики»  С.В.Соколова, Академия, Москва, 2011 г

2.  «Основы Экономики» О.Н.Терещенко, Академия, Москва, 2010  г

3. «Экономика предприятия» учебник под ред. А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер –М: ИНФРА-М, 2009.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Подборка литературы по теме
  2. Экран
  3. Ноутбук
  4. Видеопроектор
  5. Набор слайдов по теме

ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшней темой мы начинаем новый раздел нашего курса, который называется «Рынок». Изучение микроэкономики должно помочь нам найти ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве. Индивидуального – т.е. с позиции отдельного человека, домашнего хозяйства, предприятия, фирмы. Нам предстоит понять, как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как использовать свои сбережения, как определить оптимальный для фирмы объем производства, чтобы получить максимальную прибыль, как сделать выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т.д. Поскольку мы, главным образом, изучаем рыночную экономику, то информационным сигналом для принятия решений во всех указанных случаях и многих других служит цена. Микроэкономику как раздел экономической теории часто называют наукой о ценообразовании. В центре нашего внимания и будет находиться процесс установления цен на многочисленные товары и услуги на рынке благ, а также на рынках факторов производства, т.е. на рынке труда, рынке капитала, рынке земельных ресурсов. Особое внимание мы уделим и тем случаям, когда ценовой сигнал искажается, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребностях общества.

В экономической науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения. И это не случайно. Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической мысли. С помощью этой модели может быть описано большинство  экономических процессов, протекающих в рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо как для макро-, так и для микроэкономики. Поэтому анализ спроса и предложения важен и потому, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономикой.

Предметом анализа в данной лекции выступает «классический локальный рынок», на котором представлено множество конкурирующих производителей однокачественного товара, множество покупателей и отсутствует государственное вмешательство.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ТЕОРИЯ СПРОСА

        В экономике слово «спрос» означает желание приобрести товар или услугу, а также готовность и возможность за них заплатить. Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы покупать по определенной цене в течение определенного периода времени. Например, мы можем сказать, что величина спроса на яблоки на Вольском рынке по цене 5 руб. составляет 110 кг в неделю.

        Опыт показывает, что за очень небольшими исключениями величина спроса увеличивается при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Такое явление в экономике получило название «закона спроса», который формулируется так: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах, чем при высоких.

        «При прочих равных условиях» - это очень важная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товары будет больше, когда его цена упадет, только если мы допустим, что другие факторы не изменятся, например не уменьшатся доходы потребителей, их вкусы или цены на другие товары и т.д. Об этих факторах мы поговорим позже.

Цена яблок (руб.)

Величина спроса (кг)

6

80

5

110

4

150

3

200

2

260

1

380

Таблица 1

        Если мы, продолжая наш пример с яблоками, составим таблицу, которая показывает, как изменяется величина спроса при различных ценах, то можем получить, к примеру,  следующие результаты (см табл. 1).

        Такая таблица называется шкалой спроса.

        Если числовые данные этой шкалы перенести на график, то мы получим кривую спроса (см. рис 1).

        Таким образом, между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (Q)  существует обратная зависимость. То есть функцию спроса математически можно выразить как ;

        Кривая спроса показывает, что происходит с величиной спроса при изменении цены и неизменности других факторов. Однако в реальной жизни эти «другие факторы», которые называются условиями спроса обязательно меняются. С изменением этих условий изменяется и кривая спроса.

        Термин «изменение спроса» часто неправильно понимается начинающими изучать проблему предложения и спроса. Они часто употребляют его как для характеристики сдвига на кривой спроса, так и для смещения самой кривой спроса. На самом деле эти сдвиги вызваны абсолютно разными причинами.

Цена яблок (руб.)

Величина спроса (кг)

Величина спроса после его увеличения (кг)

6

80

130

5

110

160

4

150

200

3

200

250

2

260

310

1

380

430

Таблица 2

        Вернемся к таблице 1, по которой мы построили кривую спроса DD. Добавим в нее третью колонку (см. табл. 2) с другими данными, по которым построим новую кривую спроса D1D1 (см. рис. 2). Таким образом, мы получили две кривые спроса, каждая из которых могла бы сложиться при определенных условиях (факторах). Каковы эти факторы, перемещающие кривую спроса из положения DD в D1D1 или наоборот? Изменение цены товара (в данном случае яблок) приводит только к перемещению точки на кривой спроса. Факторы же, которые приводят к перемещению всей кривой спроса, таким образом, являются неценовыми. Они перемещают кривую спроса на данный товар независимо от цены на этот товар. Поэтому причины смещения кривой спроса  называются неценовыми факторами изменения спроса. Перечислим наиболее существенные из них:

  • Изменение в денежных доходах населения: рост доходов увеличивает спрос, уменьшение снижает;
  • Изменения в структуре населения, т.е. преобладание в населении каких либо возрастных групп, социальных или половых изменяет и спрос на определенные товары;
  • Изменения покупательских ожиданий, как экономических, так и неэкономических могут увеличивать число определенных покупок;
  • Наличие и отсутствие на рынках взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров;
  • Субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношения к моде, дизайну товаров;
  • Изменения условий продажи товаров в рассрочку;
  • Конкуренция потребителей;
  • Экономическая политика правительства.
  • и др.

Исходя из выше сказанного понятно, что если снизить цену, то можно продать больше товаров. Однако фирму интересует, возрастет или уменьшится ее общий доход, если она снизит цену. Если фирма снизит  цены и увеличит тем самым объем продаж, то возрастет  или уменьшится общий доход фирмы?  Ответ на этот вопрос зависит от того, на сколько изменится объем продаж при изменении цены. Увеличение или уменьшение общего дохода фирмы (выручки от продаж) зависит от эластичности спроса.

        Эластичность спроса – это ответная реакция величины спроса на изменение цены;

  • если незначительное изменение цены приводит к относительно существенному изменению спроса, мы говорим, что спрос эластичный;
  • если значительное изменение цены приводит к относительно несущественному изменению величины спроса, мы говорим, что спрос неэластичный.

Эластичность спроса можно измерить с помощью следующей формулы:

Процент изменения величины спроса

Эластичность спроса =  

Процент изменения цены

Спрос называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены, т. е. 

Рассмотрим пример: Рис. 6 показывает, что снижение цены с 20 до 18 рублей за единицу продукции вызывает увеличение спроса со 100 до 150 единиц. Процент изменения величины спроса: ;

Процент изменения цены: ; Эластичность спроса =

Следовательно, в диапазоне цен от 20 до 18 рублей спрос эластичен.

Что произойдет с общим доходом (выручкой) фирмы?

Когда цена равна 20 рублям, выручка составит 20×100 = 2000 рублей. Когда цена равна 18 рублям, выручка = 18×150 = 2700 рублей.

Поэтому при эластичном спросе снижение цены приводит к увеличению доходов фирмы, а повышение цены снижает общий доход фирмы.

Спрос называется неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены:

Рассмотрим пример: Рис. 7 показывает, что увеличение цены с 4 до 6 руб. приводит к уменьшению величины спроса с 200 до 160 единиц. Процент изменения величины спроса: ; Процент изменения цены: ; Эластичность спроса =  = 0,4. Следовательно, в диапазоне цен от 4 до 6 рублей спрос неэластичен.

Что произойдет с общей выручкой фирмы?

Когда цена равна 4 рублям она составит 4×200 = 800 рублей. Когда цена равна 6 рублям, общий доход составит 6×160 = 960 рублей.

Поэтому при неэластичном спросе повышение цены приводит к увеличению общего дохода фирмы, а снижение цены к уменьшению выручки.

Однако имеются два исключения:

На Рис. 8 показана ситуация, когда изменение цены не оказывает никакого влияния на величину спроса: она остается неизменной при любой цене. В таком случае спрос называется совершенно эластичным. Эластичность спроса = 0.

На Рис. 9  изображена противоположная ситуация, когда по цене ОР люди готовы покупать все, что им предлагают. Они купили бы бесконечное количество товара, если бы это было возможно. В таком случае спрос называется совершенно неэластичным. Эластичность спроса = ∞.

Почему спрос на одни товары эластичен, а на другие не эластичен? Перечислим наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса:

  1. Наличие заменителей. Если у товара есть несколько близких заменителей, которые продаются по одинаковым ценам, спрос на него будет эластичным. Небольшое повышение цены приведет к тому, что многие потребители переключатся на заменители, которые станут теперь относительно дешевле, а небольшое снижение цены привлечет многих покупателей, которые ранее пользовались заменителями. Например, можно сказать, что спрос на определенный сорт кофе, стирального порошка или корма для домашних животных эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями.
  2. Привычка. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сигаретам. В этом случае спрос не будет эластичным, потому, что для таких людей эти товары не имеют заменителей.
  3. Предметы роскоши и товары первой необходимости. Спрос на товары первой необходимости не эластичен, потому, что мы не можем без них обойтись. А спрос на предметы роскоши эластичен, потому что объем потребления этих товаров в огромной степени зависит от их цен.
  4. Какая часть дохода затрачивается на данный товар. Если общие затраты (в неделю, месяц) на товар или услугу составляют малую часть дохода домохозяйства, спрос на них будет не эластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на 5 копеек считается небольшим. На самом деле в процентном отношении это довольно большое увеличение. Но на величину спроса оно окажет незначительное влияние. Поэтому спрос на спички не эластичен; то же самое можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок и заколках для волос.


2. ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Теперь перейдем к рассмотрению такой важной экономической категории как предложение. Прежде всего, необходимо отметить, что предложение товара или услуги будет существовать только тогда, когда на них есть спрос. Фирмы будут предлагать товары и услуги только в том случае, если они смогут продавать их по ценам, покрывающим расходы. Они не будут предлагать товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Величина предложения не говорит о существующем запасе товара; имеется в виду количество товара, которое может быть предложено на продажу.

Цена яблок (руб.)

Величина предло-жения (кг)

6

360

5

320

4

270

3

200

2

130

1

50

Таблица 3

Итак, предложение – это количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. Например, мы можем сказать, что величина предложения яблок на Вольском рынке по цене 3 руб. составляет 200 кг. в неделю. Количество товара выставленного на продажу зависит от цены, которую люди готовы платить. Когда производители считают, что рыночные цены очень низки, они иногда скармливают яблоки скоту, а не продают их на рынке. В таких случаях фрукты, которые были произведены, не являются частью предложения, потому, что они небыли предложены к продаже.

Еще один закон экономики, который так и называется закон предложения гласит: величина предложения при прочих равных условиях при высоких ценах будет больше, чем при низких. Это демонстрирует таблица 3, которая называется шкалой предложения. Используя ее числовые данные можно построить график (см. рис. 3). Получившаяся кривая SS так и называется кривая предложения.

Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Если спрос на данный товар увеличивается, он становится более редким и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Более высокие цены и прибыли будут привлекать в эту отрасль и другие фирмы.

При падении спроса цена на товар снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.

Как отмечалось выше, закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска товаров и их ценами. Эту прямую зависимость называют функцией предложения, она математически выражается: . Изменение величины предложения в зависимости от цены выражается в движении по точкам кривой предложения. Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения (см. рис. 4). Падение предложения означает сдвиг кривой предложения влево и вверх к S1S1. Рост предложения предполагает смещение кривой предложения вправо и вниз к S2S2.

К важнейшим неценовым факторам изменения предложения относятся:

  • изменение цен на факторы производства (труд, землю и капитал);
  • технический прогресс, изменение уровня технологии производства данных товаров;
  • политика государства в области предпринимательства, структурной перестройки производства, в области льгот и субсидий;
  • изменение цен и наличия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и ресурсов;
  • ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
  • погодные условия для производства сельскохозяйственной продукции;
  • число продавцов.
  •  др.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса об эластичности предложения. Этот термин означает ответную реакцию предложения на изменение цены. Эластичность предложения мы будем рассматривать так же как эластичность спроса, помня при этом, что в данном случае между предложением и ценой существует прямая зависимость.

Для измерения эластичности предложения можно использовать такую же формулу, как и для определения эластичности спроса.

Процент изменения величины предложения

Эластичность предложения =  

     Процент изменения цены

Предложение называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены

Рассмотрим пример: Рис. 10 показывает, что увеличение цены с 10 до 11 рублей приводит к увеличению предложения с 1000 до 1300 единиц. Процент изменения величины предложения = ; Процент изменения цены = ; Эластичность предложения = . В диапазоне цен от 10 до 11 рублей предложение эластично.

Предложение называется неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены.

Рассмотрим пример: Рис. 11 показывает, что снижение цены с 5 до 4 рублей приводит к уменьшению величины предложения с 200 до 180 единиц.

        Процент изменения величины предложения = ; Процент изменения цены = ; Эластичность предложения = .

        В диапазоне цен от 5 до 4 рублей предложение неэластично.

Однако имеются два исключения:

На Рис. 12 показана ситуация, когда изменение цены не оказывает никакого  влияния на величину предложения. Количество товаров, предлагаемых на продажу, остается неизменным при всех ценах. В этом случае предложение называется совершенно неэластичным.

        Эластичность предложения = 0.

        На Рис. 13 мы видим, что при цене ОР фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос (при необходимости – бесконечное количество). В этом случае предложение называется совершенно эластичным.

        Эластичность предложения =

        Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены. Предложение не эластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены.

Время, необходимое для того, чтобы привести предложение в соответствие с новой ценой зависит от следующих факторов:

  1. Наличие резерва производственных мощностей. Когда промышленность работает не на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным. Однако, даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.
  2. Уровень товарных запасов. Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.
  3. Сезонность, особенно для сельскохозяйственных товаров. Эластичность предложения сельскохозяйственных продуктов зависит от продолжительности сезона выращивания культуры. В течение обычно года никаких изменений в предложении овощей или зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых в садах или на плантациях (фрукты, кофе, натуральный каучук) будет не эластичным в течение нескольких лет, потому что требуется время, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спрос -  это количество продукта, которое потребители готовы покупать по определенной цене в течение определенного времени. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах, чем при высоких. Графически закон спроса отражается в виде кривой спроса. Перемещение кривой спроса зависит от неценовых факторов.

Если спрос эластичен, то повышение цены приводит к уменьшению общих доходов фирмы, а снижение цены к его увеличению.

Спрос на товар или услугу обычно эластичен, если у него есть несколько близких заменителей. Спрос на товары или услуги, которые люди считают жизненно необходимыми обычно не эластичен.

Предложение – это количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. Закон предложения гласит: величина предложения при прочих равных условиях при высоких ценах будет больше, чем при низких. Графически закон предложения отражается в виде кривой предложения. Перемещение кривой предложения зависит от неценовых факторов.

Эластичность спроса и предложения определяется отношением процентного изменения величины спроса, или предложения соответственно, к процентному изменению цены. Если это соотношение больше 1, то спрос (или предложение) эластичны, если меньше 1 то неэластичны.

Предложение товара или услуги эластично, когда их количество, предъявляемое к продаже можно легко и быстро изменить и неэластичным, если этого сделать нельзя. В конечном счете предложение большинства товаров и услуг, особенно в долговременной перспективе,  эластично.

Ответьте на вопросы:


Вопрос
(Вариант 1)
Варианты ответов
1
2
3
1
Закон спроса предполагает, что:
Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.
Когда цена товара падает, объем покупок растет.
Если доходы у потребителей растут, они покупают больше товаров.
2
Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
Потребность.
Спрос.
Необходимость.
3
Рыночный спрос не испытывает влияния:
Доходов потребителей.
Цен на взаимосвязанные товары.
Цен на ресурсы.
4
Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:
Влево и вниз.
Вверх и вправо.
По часовой стрелке.
5
Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?
Вкусов  и предпочтений потребителей.
Размера доходов населения.
Цены товара.
6
Совершенствование технологии сдвигает:
Кривую спроса вправо и вверх.
Кривую спроса вниз и вправо.
Кривую предложения вправо и вниз.
7
Покупка дополнительных единиц данного товара при повышении цены на другой аналогичный товар – это проявление:
Эффекта замещения
Принципа убывающей предельной полезности.
Закона предложения.
8
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
Объем спроса равен объему предложения.
Спрос равен предложению.
Цена товара равна издержкам плюс прибыль.
9
Если рыночная цена ниже равновесной, то:
Появляется избыток товаров.
Возникает дефицит товаров.
Количество товаров на рынке находится на оптимальном уровне.
10
Если предложение и спрос на данный товар возрастают, то:
Увеличится  потребление данного товара.
Повысится цена на товар.
Растет благосостояние общества.
Вопрос
Вариант (2)
Варианты ответов
1
2
3
1
Если предложение и спрос на товар возрастают, то:
Цена на товар повысится
Увеличивается общее потребление товара.
Цена на товар остается стабильной.
2
Если рыночная цена на товар ниже равновесной, то:
Появляется избыток товаров.
Возникает дефицит товаров.
Падает цена на ресурсы.
3
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
Объем предложения равен объему спроса.
Спрос равен предложению.
Уровень технологии изменяется постепенно.
4
Готовность покупать дополнительные единицы товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:
Эффект замещения.
Принцип убывающей предельной полезности.
Эффект дохода.
5
Совершенствование технологии сдвигает:
Кривую спроса вверх и вправо.
Кривую спроса вниз и влево.
Кривую предложения вправо и вниз.
6
Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
Вкусов  и предпочтений потребителей.
Численности или возраста потребителей.
Цены товара.
7
Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:
Вниз и влево.
По вращению часовой стрелки.
Вверх и вправо.
8
Рыночный спрос не испытывает влияния:
Доходов потребителей.
Цен на взаимозаменяемые товары.
Цен на ресурсы.
9
Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
Потребность.
Спрос.
Необходимость.
10
Закон спроса предполагает, что:
Когда цена  товара падает, объем покупок растет.
Если доходы потребителей растут, то они обычно покупают больше товаров.
Кривая спроса имеет обычно положительный наклон.

Ключ

вариант №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

3

1

3

3

1

1

2

1

Вариант№2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

1

2

3

3

1

3

2

1

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ:

Ответьте на вопросы

В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли
Цена (пенсы)
Объем спроса (млн. банок в год)
Объем предложения (млн. банок в год)
8
70
10
16
60
30
24
50
50
32
40
70
40
30
90
а) изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы;
б) если рыночная цена на банку фасоли равна 8-ми пенсам, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?
в)  Если равновесная цена на банку фасоли составит 32 пенса, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?
г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?
д) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Углеродистые конструкционные качественные стали, применяемые на предприятии ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ».

В результате изучения темы урока «Углеродистые конструкционные качественные стали»  обучающиеся должны усвоить  виды  качественных сталей, их свойства, применение и  определе...

Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Микрозаймы»

Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Микрозаймы»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...

Методическая разработка проведения Олимпиады по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся на 2 курсе дневного отделения по ППССЗ сп. 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методическая разработка представляет собой сценарий мероприятия, где использованы игровые технологии. Представлены разнообразные конкурсы, подобран интересный материал. Вопросы и задания отражают терм...