Метапредметность, как способ формирования универсальных умений
статья по теме
Метапредметность, как способ формирования универсальных умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnost_kak_sposob_formirovaniya_univers.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметность, как способ формирования универсальных умений
Я работаю в системе образования уже много лет. И все это время наблюдаю за теми изменениями, которые происходят и в нашей жизни, в целом, и в системе образования, в частности.
Наша жизнь в настоящее время характеризуется динамизмом социальных процессов, мир меняется, постоянно расширяются возможности человека для самореализации, для успешности. И, конечно, обучение по старым методам, принципам не сориентирует нашего выпускника в этом мире. Приходит осознание и понимание необходимости обновления содержания образования, применение новых подходов, принципов, технологий. Именно поэтому в современных образовательных стандартах появляются такие понятия как метапредметность, универсальные умения. Умение ориентироваться в потоке социальной информации, (а порой определить, где ложь, а где правда), видеть и творчески решать возникающие проблемы, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной (и не только) сфере – вот то, чем необходимо вооружить обучающихся.
На своих занятиях по истории я чаще всего применяю активные методы и технологию развития критического мышления. На первом этапе на фазе, так называемого, вызова идет актуализация имеющихся знаний и далее пробуждение интереса к получению новой информации, что позволяет обучающимся самим ставит цели в получении новых знаний. Например, по теме Культура стран Древнего Востока начинаю урок с выяснения, что они знают о Пальмире, и почему так важно для современного человека сохранить этот культурный памятник. После этого ребятам предлагаю, что еще хотелось бы им узнать по культурному наследию стран Древнего Востока. После постановки задач на второй фазе – фазе реализации смысла основным моментом является получение новой информации. На данном этапе применяю методы активного чтения, ведение различных записей, типа бортовых журналов, организую поиск ответов на поставленные вопросы, работу по группам над текстом с разными ролями: критиков, аналитиков, соглашателей, отрицателей и т.д.
И на последней фазе стадии рефлексии обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. На данном этапе (очень важном, с моей точки зрения) мы заполняем кластеры, таблицы, устанавливаем причинно-следственные связи между блоками информации, пишем творческие работы, проводим исследования по отдельным вопросам темы.
Такая постановка урока настраивает ребят на самостоятельное добывание информации, развивает умение правильно читать текст, аргументировано высказывать свою точку зрения.
На занятиях своих коллег я тоже увидела интересные подходы к развитию универсальных умений. Так, на интегрированном занятии по литературе совместно с учителем иностранного языка ребятам было предложено проанализировать ремарки в трагедии «Ромео и Джульетта» на английском языке и перевод на русский язык. В итоге ребята пришли к выводу о том, как важно правильно употреблять слова и какую смысловую нагрузку несет каждое слово. Анализ жестов и движений персонажей охарактеризовал каждого, и ребята сделали вывод о различиях.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижениями метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
На уроках естествознания учитель применяет проектные методы. Темы проектов очень близки обучающимся, например, Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы, Влияние мобильных телефонов на организм человека, Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.
В заключение хочу отметить, что все мои коллеги работают и организуют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся овладели универсальными умениями. Надеюсь, что такая совместная работа принесет положительные результаты, и нашим выпускникам легко будет ориентироваться в потоке социальной информации, легко будет решать возникающие проблемы, легко и продуктивно будут взаимодействовать с другим людьми в профессиональной сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...
Мониторинг универсальных умений у младших школьников
Своднаяуниверсальная таблица для показателей УУД младших школьников....
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....
Дистанционное обучение на уроках технологии маникюра как способ формирования универсальных информационных компетенций обучающихся и их готовности к самообразованию
Статья на тему "Дистанционное обучение на уроках технологии маникюра как способ формирования универсальных информационных компетенций обучающихся и их готовности к самообразованию" создана д...