Способы формирования универсальных учебных действий в СПО
статья
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_universalnyh_uchebnyh_deystviy_v_spo.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема статьи:
«Способы формирования универсальных учебных действий в СПО»
Автор статьи: преподаватель экологии
Бурцева Елена Александровна
Смоленск 2023
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны (формирование общеучебных умений, навыков и компетенций).
Универсальные учебные действия:
- умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Особенности стандарта- компетентностный подход в образовании.
Результаты образования:
- Личностные
- Мета Предметные (УУД ) - деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
- Предметные
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
У обучающихся формируется способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности (включая самостоятельную организацию этого процесса). Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают студентам возможность широкой ориентации в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности (осознание её целевой направленности), ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, как базового фундамента в эффективном освоении профессиональных дисциплин в системе СПО и формирование образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование УУД происходит на базе среднего и общего образования. Студенты 1 курса СПО это вчерашние девятиклассники. Поэтому формирование УУД в СПО продолжается и в некоторых случаях формируются заново. В связи с этими фактами формирование УУД у студентов СПО является вопросом актуальным и необходимым для формирования на их базе профессиональных компетенций и выпускника конкурентноспособного и отвечающего требованиям новых ФГОС.
Объектом педагогического освоения в условиях реализации стандартов нового поколения становятся не знания, а условия их применения, практикоориентированность получаемой информации, перспективность осваиваемых навыков, их непосредственная практическая востребованность в повседневной жизни и будущей профессии.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.
Новое поколение образовательных стандартов «ФГОС СПО 3 +», выдвигает ряд новых требований к уроку. При этом важнейшим звеном в системе среднего профессионального образования становиться формирование общих компетенций (ОК) посредством универсальных учебных действий (УУД).
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Актуальность предлагаемых методических рекомендаций обосновывается введением ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих программы среднего (полного) общего образовании - стандартов общего и профессионального образования.
Перед педагогами общеобразовательных предметов стоит задача интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе, учитывая в своей деятельности формирование как общих компетенций, так и универсальных учебных действий.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования выражены в личностных, метапредметных, предметных результатах. Средством достижения данных результатов является формирование универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
ФГОС профессионального образования под компетенцией понимает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Новый образовательный стандарт среднего общего образования обозначает в качестве приоритетного направления целостное развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД).
«Под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность».
В широком значении УУД – это умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Виды УУД :
Личностные:
Осмысление
Осознание
Принятие жизненных ценностей
Регулятивные:
Саморегуляция
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Коррекция
Контроль
Оценка
Познавательные :
Выделять существенные признаки и свойства предметов
Сравнивать, обобщать, классифицировать
Пользоваться знаками и символами
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
сотрудничать со взрослыми и сверстниками
обращаться за помощью и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определѐнные возможности для формирования универсальных учебных действий
Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности на разных общеобразовательных дисциплинах и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности. В основе формирования УУД лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции). Таким образом, освоение обучающимися УУД выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и создает базу для формирования общих компетенций обучающихся.
УУД дают возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки выступают в роли производных от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. В основе формирования УУД лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фак-тором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Любой студент в будущем должен стать ответственным, самостоятельным, конкурентоспособным работником,
способным решать личные и коллективные проблемы. Сейчас нужны люди не только с определенным багажом знаний, а самостоятельно мыслящие, им должны быть присущи потребности к познанию нового, они должны уметь находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно формировать при помощи компетентностного подхода в обучении любому предмету. Подготовка специалистов и квалифицированных рабочих должна быть ориентирована на формирование общих и профессиональных компетенций, которые, как известно, составляют приоритет профессионального образования.
Профильные общеобразовательные дисциплины, дисциплины по выбору обязаны реализовывать процесс формирования общих компетенций.
Взаимосвязь ОК и УУД
Общие компетенции (ФГОС СПО) | УУД (ФГОС СОО) | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные | |
ППРКС | ОК.1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.7Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. | ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения. определенных руководителем. ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ППССЗ | ОК.1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ОК.6 Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5 Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК.7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
Список используемых источников:
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М., 2008.
2. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc
3. Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
4. Таксономия Блума. URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_03_01_04.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овлад...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....