Способы формирования универсальных учебных действий в СПО
статья

Бурцева Елена Александровна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема статьи:

«Способы формирования универсальных учебных действий в СПО»

Автор статьи: преподаватель экологии

Бурцева Елена Александровна

Смоленск 2023

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны (формирование общеучебных умений, навыков и компетенций).

Универсальные учебные действия:

- умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Особенности стандарта- компетентностный подход в образовании.

Результаты образования:

  1. Личностные
  2. Мета Предметные (УУД ) - деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
  3. Предметные

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  

У обучающихся  формируется способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности (включая самостоятельную организацию этого процесса). Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают студентам  возможность широкой ориентации  в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности (осознание её целевой направленности), ценностно-смысловых и операциональных характеристик.  Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, как базового фундамента в эффективном освоении профессиональных дисциплин в системе СПО и формирование  образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование УУД  происходит  на базе среднего и общего образования. Студенты 1 курса СПО это вчерашние девятиклассники. Поэтому формирование УУД в СПО  продолжается и в некоторых случаях формируются заново. В связи с этими фактами формирование УУД у студентов СПО является вопросом актуальным и необходимым для формирования на их базе профессиональных компетенций и выпускника конкурентноспособного  и отвечающего требованиям  новых ФГОС.

Объектом педагогического освоения в условиях реализации стандартов нового поколения становятся не знания, а условия их применения, практикоориентированность получаемой информации, перспективность осваиваемых навыков, их непосредственная практическая востребованность в повседневной жизни и будущей профессии.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

Новое поколение образовательных стандартов «ФГОС СПО 3 +», выдвигает ряд новых требований к уроку. При этом важнейшим звеном в системе среднего профессионального образования становиться формирование общих компетенций (ОК)  посредством универсальных учебных действий (УУД).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Актуальность предлагаемых методических рекомендаций обосновывается введением ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих программы среднего (полного) общего образовании - стандартов общего и профессионального образования.

 Перед педагогами общеобразовательных предметов стоит задача интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе, учитывая в своей деятельности формирование как общих компетенций, так и универсальных учебных действий.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования выражены в личностных, метапредметных,  предметных  результатах. Средством достижения данных результатов является формирование универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.

ФГОС профессионального образования под компетенцией понимает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. 

Новый        образовательный        стандарт        среднего        общего        образования обозначает        в        качестве        приоритетного        направления        целостное развитие        личности        в        системе         образования         через формирование         универсальных         учебных         действий        (УУД).

«Под         универсальными         учебными         действиями         понимается         совокупность        действий         учащегося,         обеспечивающих         социальную компетентность,         способность        к        самостоятельному        усвоению новых        знаний        и        умений,        включая        организацию        этого процесса,        культурную        идентичность        и        толерантность».

В        широком        значении        УУД        –        это        умение        учиться, способность        к        саморазвитию        путем        активного        поиска        и усвоения        знаний, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды УУД :

Личностные:

Осмысление

Осознание

Принятие жизненных ценностей

Регулятивные:

Саморегуляция

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Коррекция

Контроль

Оценка

Познавательные :

Выделять существенные признаки и свойства предметов

Сравнивать, обобщать, классифицировать

Пользоваться знаками и символами

Коммуникативные:

вступать в контакт и работать в коллективе

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других

сотрудничать со взрослыми и сверстниками

обращаться за помощью и принимать помощь

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности и быту.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определѐнные возможности для формирования универсальных учебных действий

Процесс        освоения        обучающимися        универсальных        учебных действий происходит в совокупности        на        разных общеобразовательных дисциплинах и, в конечном счете, ведет к формированию         способности         самостоятельно успешно усваивать        новые знания, умения и приобретать компетентности.        В основе формирования УУД лежит полноценное         освоение всех компонентов учебной деятельности        (познавательные        и учебные мотивы;        учебная цель; учебная задача; учебные         действия         и         операции).         Таким образом, освоение обучающимися УУД выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и создает базу         для формирования общих        компетенций        обучающихся.

УУД        дают        возможность успешного усвоения новых        знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть  умения учиться.         При этом знания,        умения и навыки выступают в роли производных от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. В основе формирования УУД лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности        (познавательные        и учебные мотивы; учебная        цель;        учебная задача; учебные действия        и операции) и выступает        существенным        фак-тором         повышения эффективности         освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального        выбора. Любой студент в будущем        должен стать         ответственным, самостоятельным, конкурентоспособным работником,        

способным        решать личные и        коллективные проблемы. Сейчас нужны        люди не только с         определенным багажом знаний, а самостоятельно мыслящие,         им должны         быть         присущи потребности         к  познанию  нового, они должны         уметь         находить и отбирать нужную информацию. Все эти        качества        можно формировать при        помощи компетентностного        подхода в обучении любому предмету. Подготовка         специалистов и квалифицированных рабочих         должна быть ориентирована        на формирование        общих и профессиональных компетенций, которые,         как        известно, составляют приоритет профессионального образования.        

Профильные общеобразовательные дисциплины, дисциплины по выбору обязаны реализовывать процесс формирования        общих компетенций.

Взаимосвязь        ОК и УУД

Общие компетенции        

(ФГОС СПО)

УУД        (ФГОС СОО)

Личностные        

Коммуникативные        

Познавательные        

Регулятивные

ППРКС

 ОК.1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый        

интерес.

ОК.7Исполнять воинскую        

обязанность, в        

том числе с        

применением        

полученных        

профессиональных знаний.

ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с         коллегами, руководством,         клиентами.

ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой        для эффективного выполнения        

профессиональных  задач.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя        из цели         и  способов ее достижения.        

определенных        

руководителем.

ОК.3 Анализировать рабочую        

ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты        

своей        работы.

ППССЗ        

ОК.1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к        ней устойчивый        

интерес.

ОК.6  Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение,        

эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.4 Осуществлять поиск, анализ         и оценку информации, необходимой         для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 8. Самостоятельно определять        

задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение        

квалификации.

ОК.9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач,         оценивать их эффективность и качество.

ОК.3Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК.7 Ставить        

цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу        с принятием на себя         ответственности за результат выполнения        

заданий.

Список        используемых        источников:

1.Асмолов А.Г., Бурменская        Г.В.,        Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как        проектировать        универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.,        2008.

2. Илюшин        Л.С. Приемы развития        познавательной        самостоятельности        учащихся. URL:        http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc

3. Стандарты второго поколения “Примерная        основная        образовательная        программа        образовательного        учреждения”        Основная        школа.        М.:        Просвещение,        2011.

4. Таксономия Блума. URL:        http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_03_01_04.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике

Данная статья представляет собой  обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....