Разработка урока на тему "Двенадцать месяцев" С.Я.Маршака с презентацией
методическая разработка на тему

Азарова Светлана Александровна

Данная методическая разработка представляет собой  материал по получению новых знаний. Содержит биографические данные о С.Я.Маршаке, раскрывает понятие жанра пьесы-сказки, имеет занимательный материал (восстановление пословиц, содержащих название месяцев года), аудиозапись фортепьянного цикла "Времена года" П.И.Чайковского, а также презентацию к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: получение новых знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности пьесы - сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре ( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: Словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Средства обучения: а) портрет С.Я. Маршака б) Аудиозапись фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебник, презентация к уроку.

Ход урока

1.Организационный момент.2  мин

Март - С.Маршак

Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

Эти прекрасные  строки о весне написал замечательный детский поэт С. Я.Маршак. (слайд 1)А как вы думаете, почему я заговорила об этом человеке? (Будем изучать его произведение). А какие произведения Маршака вы уже знаете? (Жил человек рассеянный, Кошкин дом, Про глупого мышонка, Где обедал Воробей и др.) И раз уж мы заговорили о С.Я. Маршаке, давайте познакомимся с ним поближе. 

II. Мотивация деятельности.. 

 -  Слово о поэте. (презентация биография С.Я. Маршака). (слайд 2-4)Родился С.Я.Маршак в Воронеже в 1887 г.в семье заводского мастера-мыловара. Стихи начал писать рано. Первая публикация была в 1907 г. В 1912-1914 г уехал учиться в Англию  в Лондонский университет. Занимался переводческой деятельностью. Известно много сказок и песенок народов мира в его переводах.

Широко известны стихи Маршака, но С.Я. Маршак еще писал замечательные пьесы – сказки. И сегодня с одной из них мы с вами и познакомимся. 

III. Мотивация учебной деятельности.

Итак, значит мы с вами познакомимся с произведением…. (С.Я.Маршака); с произведением нового для нас жанра ….пьесой-сказкой. Осталось определить название произведения. А для этого я попрошу вас вспомнить месяцы года, чтобы восстановить следующие пословицы.

Вставьте пропущенные слова в пословицы.(слайд5)

(Январь)... году начало, зиме середина.

(Февраль)...силён метелью, а (март)... капелью)

(Апрель)... с водою -  (май)... с травою.

(июнь)... с косой по лугам прошёл, а (июль)... с серпом по хлебам побежал.

Что в (августе)... соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

(Сентябрь)... пахнет яблоком, (октябрь)...- капустой.

(Ноябрь)... ворота зимы.

(Декабрь)... год кончает, зиму начинает.

IV. Определение темы, постановка целей и задач урока.

- Какие слова мы вставили? Сколько в году месяцев? Итак, о какой сказке пойдет речь? «Двенадцать месяцев» С. Я.Маршака.(слайд 6) - Вам знакома эта сказка?- Кто её уже читал?- Кто видел мультфильм?

Верно, запишите тему урока. Кстати, опубликована  была эта пьеса-сказка в 1943 г. в тяжёлые годы ВОв. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась очень нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы  военного лихолетья, так и в мирное время.

 

А скажите теперь, каковы будут цели нашего урока (познакомиться с содержанием пьесы –сказки С.Я.Маршака, узнать, что собой представляет жанр пьесы-сказки; читая произведение, будем не только знакомиться с действующими лицами, но и давать им характеристики, сравнивать;  учиться анализировать произведение и делать выводы. (слайд7)

Итак, согласны? А каким бы вы хотели видеть наш урок?(интересным, весёлым, познавательным) Хорошо. А отчего это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг друга, дружно и активно работать  Будем надеяться, что так и будет.

V. Теория литературы. Знакомство с жанром пьесы-сказки.

 Итак, мы с вами будем изучать пьесу-сказку. Знаком ли вам этот жанр? с жанром сказки вы знакомы.  Давайте вспомним,  что же такое сказка?

         Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Какие сказки вы знаете? (Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Какая это сказка фольклорная или авторская) (слайд 8) Помните, мы с вами уже говорили, что выделяют три рода литературы?(эпос,лирику, драму). К эпосу относятся сказки, рассказы, повести, романы. К лирике – стихотворные произведения. А пьеса является жанром такого рода литературы как драма.

               Итак,  пьеса – это жанр драмы, литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. ( запись в тетрадь)

Начинается пьеса с афиши (афиша - список действующих лиц) . В пьесе выделяются акты(действия), а в них - картины и сцены (явления). Между актами (действиями) делают антракт для того, чтобы актёры могли переодеться.  Разговор действующих лиц представлен в виде диалога.  Важную роль в пьесе играет ремарки ( авторские пояснения, касающиеся обстановки, внешнего вида персонажей, их состояния, поведения, жестов, интонации. (слайд 9)

В ходе чтения вам встретятся  незнакомые слова.  

Познакомимся со значением некоторых из них(слайд 10) 

             

VI.  Работа с произведением. 5 мин

1. Итак, в нашем учебнике пьеса дана не целиком, а лишь избранные её картины.

Мы сразу попадаем во 2ю картину 1 действия и оказываемся ….( на уроке…на королевском уроке…во дворце королевы, в классной комнате). Похожа ли эта сцена на сцену из сказки?( Сказка отражает реальную жизнь своих создателей. В эпоху рождения сказок школа была недоступна народу.

А на самом деле маленькие принцессы и принцы учились чему-нибудь? (Конечно, ведь им предстояло управлять страной, и для этого образованнейшие люди старались передать им свои знания) Так, В.А.Жуковский учил наследника, будущего царя Александра2.

1) Чем необычно поведение королевы-ученицы? (она капризничает, спорит с учителем, перебивает его, ленивая, надменная, бессердечная) (слайд 11) кластер

2)А учитель?(-умный, терпеливый, выдержанный, робкий.) И вынужден ей повиноваться.

3) Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? Почему она предпочла написать «казнить» (подтвердите ответ словами из текста).

4) Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).

5) Что же избаловало королеву?( власть, уверенность в том, что любое её решение будет выполнено)

6)  Как называются люди, которые зачитывают указы королей? (Глашатые)

7) А растут ли подснежники зимой? А можно ли изменить законы природы?

VII. Физкультминутка.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до мысочков.

Раз – цветок, два – цветок.

А потом сплетём венок.

VIII. Работа с произведением. (Продолжение)

  1. А как учитель относится к своей ученице? Старается ли он чему-то её научить?
  2. Сравните урок королевы и обычный современный школьный урок
  3. Много ли королева знает? (Нет, она даже не знает, что год состоит из 12 мес)

2.Беседа по содержанию картины 3.

        1) Где происходит действие следующей картины? Какие действующие лица появились?

        2) Можно ли по первым строчкам диалога судить, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?

       3) Объясните значение слова «мачеха».

  1.       4) Кто такая падчерица? Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно 

http://festival.1september.ru/articles/602435/Image5509.jpgОпределите, какой момент запечатлён на данной картинке.

 5) Какие по характеру мать и дочь,  чем похожи? А кто из них хуже? Обоснуйте. ( Она и мать готова выгнать ночью в зимний лес ) (Мачеха, дочь – злые, жадные, завистливые, хитрые, ленивые, лживые, бессердечные).(составление кластера)

         6)А падчерица какая? (Послушная, справедливая, смелая, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая). (слайд 13)   (в тетрадь)

3.Составление кластера          

                       

Падчерица

добрая                                            смелая

веселая                                                            скромная

справедливая                                                трудолюбивая

                       

                               Дочка

злая                                                                 хитрая

ленивая                                                             завистливая

жадная                                                            лживая

7) Давайте вспомним, в какой сказке мы уже встречались с подобной  падчерицей?(В сказке о мёртвой царевне и  семи богатырях)

 http://festival.1september.ru/articles/602435/Image5510.jpg() Какой момент запечатлён на 2-ой картинке?

8)Какими  показаны братья месяцы? Опишите  их. Кто из братьев тебе понравился больше?

9) Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)

10) Значит, это ещё раз нам доказывает, что это сказка …? (Что это волшебная сказка)

11)-Какой приём в литературе использует автор при создании этих героев сказки? (Олицетворение - наделение героев такими качествами характера людей как человечность, способность понимать, трудолюбие, ответственность за свои слова)

12)Кто помнит, помогли ли месяцы героине? А почему?

http://festival.1september.ru/articles/602435/Image5511.jpg Как думаете, какой месяц изображён на 3ей картинке?

13)А  Какой месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)

4. –И сейчас  давайте прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)

Подснежник- первый весенний цветок. Такой нежный  и хрупкий и в то же время  такой крепкий и сильный, пробивается прямо сквозь снега. (слайд  14    )

5. Добавьте в предложение пропущенные слова. (слайд  15 )                  Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда __________      _______ , что силы природы помогают только ______и ________ людям.

 - VII. Итог. Рефлексия. - Понравилась ли вам сказка? Как бы вы оценили себя за работу?

– Назовите произведение, с которым работали?– К какому жанру относится?

– Кому захотелось прочитать всю сказку? 

Ребята, а чему этот отрывок может научить? (доброте, отзывчивости, помощи в беде, скромности).

            Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив… М. Алигер.

VIII. Дом. задание. Кому из вас захотелось прочитать всю пьесу? Прочитать пьесу-сказку до конца. Уметь пересказать, нарисовать понравившихся героев.

Проверить, как вы усвоили произведение, помогут вопросы-загадки. Отвечая, распределите названных героев в  группы (Положительные герои –Отрицательные герои-)   и запишите в тетрадь.

- Самая капризная и легкомысленная?- Самая сварливая и жадная?

- Самая завистливая и ленивая? Самый вежливый и уступчивый? Самая терпеливая и добрая?

Вопросы-загадки.

1) - Самая капризная и легкомысленная?-

2)- Самая сварливая и жадная?-

3)- Самая завистливая и ленивая?-

4)– Самый вежливый и уступчивый?-

5)– Самая терпеливая и добрая?-

Отрицательные герои:

Положительные герои:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. Тема: Освоение техники композиционной сборки украшений. МДК 02.01 Технология постижерных работ

Профессиональный модуль «Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей»,  МДК 02.01 «Технология постижерных работ» формирует профессиональные компетенции ...

Разработка урока Тема «Наименование деталей кроя. Наименование линий и срезов деталей кроя.

Тема «Наименование деталей кроя. Наименование линий и срезов деталей кроя....

Методическая разработка урока. Тема "Подготовительные работы"

Как подготовить рабочее место и соблюдение безопасности труда при выполнении окрашивании волос....

Методическая разработка урока Тема урока: Проектирование орнамента.

Проектирование орнамента.Цели урока:Образовательная: отработка навыков работы с графическим редактором;повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование...