Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"
план-конспект занятия на тему
Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во время открытого занятия преподавателю Поповой удалось обобщить основные этапы творчества А. Блока, учащиеся получили возможность разобраться в идейно-художественном своеобразии поэмы «Двенадцать». Для актуализации и систематизации знаний студентов были использованы различные формы и методы. Во время подготовки к уроку студенты были вовлечены в познавательную деятельность, выполняя опережающие задания. Цели и задачи занятия были определены в самом начале урока. Урок позволил сформировать у учащихся навыки определения главного в художественном тексте. Учащиеся были задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: чтение стихотворных текстов наизусть, анализ поэтических произведений, написание сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._zanyatie.doc | 103.5 КБ |
prezentatsiya_blok.pps | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна
Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока.
Поэма «Двенадцать».
Эпиграф к уроку
«Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха…»
(В. Маяковский)
Ход урока:
Этап 1. Организационный момент.
Приветствие, мотивация учебной деятельности, определение темы и цели занятия:
- Уважаемые ребята, сегодня мы систематизируем и обобщим основные этапы творчества Александра Александровича Блока и разберемся в идейно-художественном своеобразии поэмы «Двенадцать».
Этап 2. Опрос учащихся.
Проверка домашнего задания, фронтальный опрос с использованием фото-материалов презентации:
Вопросы по биографии:
- В каком городе родился А. Блок?
- В Петербурге.
- В какой семье воспитывался? Какие традиции были в его семье? Какое Блок получил воспитание?
- В интеллигентной дворянской культурной семье.
- А. Блок получил сентиментальное воспитание.
- В его семье поддерживались литературные традиции, увлечение поэзией.
- Чем было для А. Блока имение его деда Шахматово?
- Любимым местом, там он проводил многие дни отдыха, общался с природой, находил вдохновение.
- Что вы можете сказать об образовании поэта и начале творчества?
- В 1898 г. После окончания гимназии поступает на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 году переходит на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое успешно закончит в 1906 году. Стихи Блока появляются в марте 1903 года в журналах «Новый путь» и «Северные цветы».
Этап 3. Изучение нового учебного материала.
I сборник стихов
Слово преподавателя:
- Первый сборник стихов А. блока «Стихи о Прекрасной даме» был написан в 1898-1904 гг. Этой теме посвящено 687 стихотворений. Этого не было ни в русской, ни в другой литературе. Этот первый сборник – своего рода лирический дневник.
В жизнь поэта вошла женщина, которая стала для него источником вдохновения, его любовью, его судьбой.
Символично и таинственно звучат стихи, весь мир для него разделен на свет и тень. В тени все горести людские, повседневность, обыкновенность, а свет там, где она. Кто же она? Любовь Дмитриевна Менделеева!
Стихи А. блока впервые появились в печати в мате 1903 года, а в августе этого же года они обвенчались.
«Стихи о Прекрасной Даме» - это гимн идеальной, возвышенной любви.
Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена каких бы то ни было земных черт. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Лучезарная Царица.
Лирический герой – готов всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, тумане, окруженная зыбкими тенями.
1 учащийся:
«Стихи о прекрасной даме»
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Анализ стихотворения.
Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано в 1901 году и является одним из лучших шедевров любовной лирики Блока вообще и цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в частности. Поэт глубоко вглядывается в свою душу, напряженно ищет свой идеал, трагически сильно воспринимает малейшее изменение в отношениях с возлюбленной.
Александр Блок творит идеал женщины в разрыве с действительностью. И как бы не была Прекрасная Дама вне времени, реальность все же вторгается в мир блоковской мечты, нарушая гармонию. Где-то таится смутное, едва уловимое ощущение разлада, неудовлетворенности, неблагополучия в мире и душе поэта:
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.
И молча жду, тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик ты…
Чувства лирического героя так же вне времени. Оно не может повлиять на любовь: «Года проходят мимо». Его страх, что любимая изменится, связан с тем, что лирический герой боится разрушения идеала, разрушения мечты.
Его внутреннее состояние, душевные переживания легко проследить в речи лирического героя. Обращения к возлюбленной осуществляется местоимением «Ты», которое автор дает с заглавной буквы, таким образом передается обожествление героини, отношение к ней.
Стихотворение представляет собой монолог-исповедь, поскольку лирический герой признается «ей» в своих мечтах, чувствах, любви. Поэт не кричит о своих чувствах, нет! Он просто «молча ждет», но внутри него «бушует стихия». Об этом свидетельствуют восклицательные конструкции: «Не одолев смертельные мечты!..», «Как ясен горизонт!»
Александр Блок создает образ возлюбленной, к которой обращен монолог. Я думаю, что, читая это произведение, мы чувствует героиню, как и лирический герой, за счет глаголов в первом лице (предчувствую, жду, пойду).
Любовь для поэта – чувство, которое доставляет высшее напряжение и наслаждение. Без нее автор не мыслит человеческого существования. При этом один из любящих всегда страдает сильнее другого. Это катастрофа, но такая, которая позволяет пережить невиданное счастье.
2 учащийся:
«Вхожу я в темные храмы…»
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Анализ стихотворения.
С первого куплета стихотворения мы погружаемся в атмосферу торжественности церковного быта:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Красный цвет лампад озаряет не только ее образ , но и все вокруг.
О, я првык к этим ризам
Величавай, Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
В последних 2-х строках этого куплета видна радость лирического героя о присутствие в душе Ее света.
В центре стихотворения, Она-Прекрасная Дама, Вечная Жена, Милая, Святая, Величавая. У нее много имен. Даже свечи рядом с ее «Озаренным образом» и «Отрадными чертами», становятся «ласковыми».
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
В этом стихе Прекрасная Дама предстает родной для лирического героя, причем не на этом свете, но в вечности:
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая-Ты.
3-й учащийся читает наизусть «Девушка пела в церковном хоре…»:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех забывших радость свою.
Так пел ея голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
И что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
4-й учащийся читает стихотворение «Мы встречались…»:
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Слово преподавателя:
– «Город» (1904-1908) как будто написан другим человеком. Вся его вторая книга это ощущение безысходности, падения в болото. Здесь нет пушкинской мудрой хрустально-отчетливой мысли, которая появится позднее, в третьей книге, сейчас он головой в трясине, ясность придет потом.
Город, изображаемый поэтом, был всегда Петербург. Петербургские ночи, женщины, кабаки, вьюги. Нет, Блок, не воспевал Петербург, но каждая строка его стихотворений как будто соткана из петербургского воздуха и революция, которую он отразил в этой книге тоже была петербургской. С поэтом случилось чудо – он увидел людей и теперь здесь в городе он впервые понял, что это событие для него огромно.
II цикл стихов.
5-й учащийся:
Фабрика
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Анализ стихотворения
Труден был путь Блока к людям-путь из замкнутой интеллигентской среды в мир кричащих противоречий и борьбы.
Большое влияние оказала на Блока революция 1905г. Дело не только в поэтических откликах на нее, революция перестраивала и содержание, и художественную систему всей поэзии Блока. Поэт напряженно ищет путей преодоления «лирической уединенности», боится того, что лирика замкнет его в собственном «я».
«Я ухо приложил к земле»,- говорит поэт. «Страшный мир» в годы, предшествовавшие первой русской революции, находит отражение в его стихах со всеми своими действительно страшными чертами: нищетой бедняков, голодными детьми, трагическими смертями, уродством человеческих отношений, мещанством буржуазии, опустошенностью интеллигенции.
Ненавистно было Блоку все, что противоречило его «живому сознанию присутствия в мире бесконечного, чудесного». Особенно ненавидел Блок мир мещанской сытости, буржуазной пошлости. О реакции буржуазии на революцию 1905г. Он писал в стихотворении «Сытые»:
В годы первой русской революции росла неприязнь поэта и к декадентству. Его тянет к реалистам, он высоко оценивает творческую деятельность Горького. Изменяется и лирический герой поэзии Блока: он становится бедняком, остро чувствующим тяготы жизни, ее неуверенность, несчастливость. Жизнь враждебна и безжалостна к нему.
У Блока:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Здесь освещенные изнутри окна фабрики; гудок, зовущий «согнуть спины»№ мрачные черные цветовые пятна.
Однако именно этот центральный в стихотворении образ («черный кто-то») и говорит о своеобразии символистской поэтики Блока:
Впечатления зашифрованы:
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
В этом стихотворении звучит страшная музыка «страшного мира». Изображая рабочих, Блок, ничего не может сказать об их исторической миссии. Но символист Блок глубоко человечную человечность, сочувствие к измученному и обманутому народу, боль за него.
6-й учащийся читает стихотворение «Сытые»:
Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
И вот - в столовых и гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных -
Свет электрический потух.
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах - желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Так - негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.
7-й учащийся:
Шли на приступ…
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: "Будь прославлен!"
Кто-то шепчет: "Не забудь!"
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьется под ногами,
Кто - не время вспоминать...
Только в памяти веселой
Где-то вспыхнула свеча.
И прошли, стопой тяжелой
Тело теплое топча...
Ведь никто не встретит старость -
Смерть летит из уст в уста...
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста...
Что же! громче будет скрежет,
Слаще боль и ярче смерть!
И потом - земля разнежит
Перепуганную твердь.
8-й учащийся читает наизусть стихотворение «Митинг».
9-й учащийся читает наизусть стихотворение «Русь», затем анализирует:
Русь
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
"Русь", анализ стихотворения А. Блока.
Стихотворение "Русь" написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока.
С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.
Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ноной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.
Лирический герой стихотворения. Он влюблен в свою родину и относится к ней с трепетом и благовонием. Для него Русь, таинственна и необычна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная – его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».
В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.
10-й учащийся читает стихотворение «Незнакомка».
Слово преподавателя:
- Время с 1908-1915 гг. было мрачной полосой в жизни поэта. Прекрасная Дама ушла… А без неё пустота «Ты отошла и я в пустыни» - таково с той поры его постоянное чувство. «Жизнь пуста» - твердил блок. И одно ему осталось в пустоте – это смех над любовью и верой в любовь.
Все восемь лет Блок неустанно твердит, что он мертвый, даже любовь не может воскресить его. Казалось выхода нет. Но поэт находит святыню. Которой будет поклоняться всю оставшуюся жизнь – «Святыня – это Россия».
Россия для него раньше – даль, простор, путь. Заговорив о России, он чувствует себя путником, затерявшимся в погибельных, но любимых пространствах, говорит что даже в последнюю минуту на смертном одре он вспомнит Россию как самое дорогое и милое в жизни.
III цикл стихов
11-й учащийся читает стихотворение наизусть, анализирует его.
«О доблестях, о подвигах, о славе…»
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Анализ стихотворения « О доблестях, о подвигах, о славе…»
Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, — подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.
12-учащийся читает наизусть стихотворение «Россия» и анализирует его.
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
Анализ стихотворения.
Настроение, которое создается при чтении стихотворения Александра Блока, медленно переходит от печального к торжественному. Автор называет Россию нищей, её избы – серыми, дороги – расхлябанными, что не может не угнетать, но в последнем четверостишье появляется свет в конце пути:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка...
Появляется какой-то шанс, надежда на лучшее!...
Блок начинает стихотворение со строк:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи...
Слово «Опять» создает ощущение того, что автор повторяет что-то; что-то, что повторяется из раза в раз, из года в год. Что говорит о том, что Россия неизменна, она остается именно такой, какой он была с начала времен, с золотых лет. . Золотым, обычно, называют тот период времени время, когда человечество проживало лучшие свои годы. Значит ли это, что Россия живет все еще тем, прошедшим временем? Думаю, что да.
Второе четверостишье, начинается с обращения:
Россия, нищая Россия...
Он обращается к Стране, как будто он обращается к живому человеку, очевидно, что он считает её живой, не менее живой, чем я или вы. Все, что он видит и слышит, он сравнивает с первыми слезами любви. Первые слезы – это что-то нежное, но в то же время вызывающее какую-то тоску, печаль.
Автор использует специальный прием – аллитерацию – он использует повторяющийся звук «И», что создает особое ощущение: появляется сдавленность в горле, обычно предшествующая слезам, слезам появившимся от жалости к чему-либо.
Автор продолжает монолог, говоря, что он не умеет жалеть. Очевидно, он считает жалость участью слабых, безвольных людей. Да, возможно это жестоко, но, зная это можно с уверенностью сказать, что лирический герой силен духом, и что он без проблем вынесет тяжесть свой судьбы. Как мне кажется, здесь автор проводит параллели между собой и Россией. Он восхваляет силу духа России, силу духа её народа, и говорит:
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!...
Он имеет в виду то, что не случилось бы, Россия вынесет все испытания и перейдет через все преграды и это ничуть не смутит её красоты.
13-й учащийся читает наизусть стихотворение А. Блока «На железной дороге»
На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною...
Скользнул – и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
14-й учащийся читает наизусть стихотворение «Рожденные в года глухие…»
Рожденные в года глухие…
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
15-й учащийся читает стихотворение «О, весна! без конца и без края»
О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!
Слово преподавателя о поэме «Двенадцать». Работа с текстом поэмы по вопросам:
- Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Порядочные с ним не кланялись, ему не подавали руки, ему объявили бойкот, его презирали, оскорбляли в письмах и стихах...
За что? За то, что он написал «Двенадцать». Великую поэму. Гордость русской поэзии 20 века. Первую поэму, прославившую Октябрьскую революцию.
Поэму, которой суждено было войти во все хрестоматии и учебники по литературе.
Поэму, поставившую имя Александра Блока в первый ряд русских поэтов. Так говорим мы сейчас, но тогда, зимой 1918 года, так думали отнюдь не все!
Одни упрекали Блока за то, что он продался большевикам, другие утверждали, что в «Двенадцать» злая сатира на революцию. Третьи возмущались насмешками над обывателями. Зато с какой благодарностью читали эту поэму голодные, озябшие солдаты и матросы. Эта поэма была поэтическим воплощением живой, революционной современности.
" Всем телом, всем
сердцем, всем сознанием
слушайте революцию"!. -призывал поэт!
Он начал писать поэму с середины : со слов:
" Уж я ножичком
полосну, полосну..."
Эти две буквы жж показались ему весьма выразительны. Потом перешел к началу и в один день написал почти всё!
Вопросы к поэме «Двенадцать»
- Когда была написана поэма?
- В январе 1918 г.
- Чему посвящена поэма?
- Октябрьской революции 1917 г.
- Какой мыслью пронизано это произведение?
- Борьба старого мира и нового.
- Выпишите из поэмы лозунги, призывы.
- «Вся власть Учредительному Собранию!», «Вперед, вперед, вперед рабочий народ», «Революционный держите шаг!».
- Какие две основные краски присутствуют в поэме?
- В поэме присутствуют цвета: черный, белый, встречает красный цвет.
- Какие образы-символы вы заметили в поэме?
- Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Число «двенадцать», «пес безродный».
- Какими словами описывает автор «мир сытых»?
- «А вон и долгополый – сторонкой – за сугроб…», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрестке».
- Каков обобщающий образ «старого мира»?
- «Старый мир, как пес паршивый», «И старый мир, как пес безродный, стоит за ним поджавши хвост».
- Кого автор противопоставляет «старому миру»?
- Красноармейцев.
- Как вы можете охарактеризовать этих героев?
- «В зубах – цигарка, примят картуз,/ На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
- Объясните число «12, которое присутствует в поэме.
- Двенадцать глав, двенадцать красноармейцев, двенадцать месяцев, двенадцать апостолов.
- Что выражает образ Христа в конце поэмы?
- Образ Христа – это новая жизнь в будущем, очищение, прощение грехов, отпущение их.
- Образ Христа – надежда на то, что тьму в душах людей победят свет и добро, без Него такой надежды быть не может.
- Образ Христа, вероятно, вера в святость революции.
- Поэма, начинающаяся с черного цвета: «Черный вечер», заканчивается все-таки белым: «В белом венчики из роз…»
Только поэт, кровными узами связанный с народом и Родиной мог так точно услышать и выразить то, чем жил, о чем мечтал, за что боролся русский народ.
"Но всё-таки "Двенадцать" - величайшее достижение Блока.
- Согласны ли вы с такой оценкой?
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма "Двенадцать" - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция - это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма "Двенадцать" - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.
4 Этап. Закрепление учебного материала.
Просмотр презентации, комментарии преподавателя.
5 Этап. Задание на дом. Написать сочинение рассуждение – «Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать»
6 Этап. Подведение итогов занятия.
Список литературы:
- Александр Блок в портретах, иллюстрациях и документах. Пособие для учителя. – Л., Просвещение, 1973 г.
- Александр Блок Петербург. Шахматово. Москва. Фотоальбом Авторы – составители В.П. Енишеров, С.С. Лесневский, А.А. Рюмин. – М., Советская Россия, 1986 г.
- Русская литература XX века. Учебное пособие для 11-го класса/ под редакцией Кожинова В.В. – М., Русское слово, 1999 г.
- Блок А.А. Стихотворения и поэмы: Избранное. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения / А.А. Блок., Авт. – сост. Г.Г. Авдонина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
Интернет-источники:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о совр...
Методическая разработка классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».
Цель проведения классного часа: 1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. 2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Роль внеклассной работы по предмету «Информатика и ИКТ» в мотивации учебной деятельности обучающихся.
Заинтересованность учителя и учеников в результатах работы - гарантия успеха, развития творческих способностей обучающихся. Именно внеклассная раб...
Методическая разработка по теме" Технология отработки навыков самостоятельной деятельности при работе с учебными материалами"
Технология отработки навыков самостоятельной деятельности обучающихся при работе с учебными материалами на уроках по предмету "Основы материаловедения"...
Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Шитье блоков проволокой"
Методическая разработка включает в себя цели урока, материально-техническое оснащение, конспект урока и инструкционную карту....
Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»
Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...