Практикум по культуре речи "Грамматические ошибки прилагательных"
методическая разработка на тему
Практикум по культуре речи "Грамматические ошибки прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gram._oshibki_prilag.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».
Инструкция для студентов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» - 8-7 баллов; на «3» - 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.
При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия
«Грамматические ошибки имен прилагательных».
Вариант 1.
1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней.
2) Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.
3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь - ширше.
4) Вчера ты был менее весел.
5) Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете.
2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.
1) Я (сыт / сытый) по горло.
2) Сегодня он (сердит / сердитый).
3) Преподаватель (доволен / довольный) успехами студентов.
4) Больной еще (слаб / слабый).
5) Вода в реке (темна / темная) и (холодна / холодная).
Примечание.
В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший, более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме - могут. Ср.: он болен ангиной - он больной ангиной.
Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный - он богатый и умен.
Практическая работа
«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».
Инструкция для студентов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» - 8-7 баллов; на «3» - 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.
При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия
«Грамматические ошибки имен прилагательных».
Вариант 2.
1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Этот костюм мне менее велик, чем тот.
2) Алена гораздо красившее Татьяны.
3) Такой зонт более женский, чем мужской.
4) Надо вести себя скромнейше и простее.
5) Первее всего нужно делать то, что мы начали.
2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.
1) Константин Сергеевич очень (умен / умный).
2) Эти многоугольники (симметричны / симметричные).
3) Он слишком (застенчив / застенчивый).
4) Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).
5) Эта река слишком (мелководна / мелководная).
Примечание.
В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший, более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме - могут. Ср.: он болен ангиной - он больной ангиной.
Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный - он богатый и умен.
Эталоны ответов к практической работе.
Вариант 1.
1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Третий рассказ показался ему смешней (более смешным.)
2) Моя работа оказалась худшей из всех. (Моя работа оказалась хуже остальных. Моя работа оказалась хуже всех.)
3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь - шире.
4) Вчера ты был не такой веселый.
5) Мой дядя – лучший и добрейший человек на свете.
(Мой дядя самый лучший и самый добрый человек на свете.)
2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.
1) Я сыт по горло.
2) Сегодня он сердитый. (Сердит на кого-то…)
3) Преподаватель доволен успехами студентов.
4) Больной еще слаб.
5) Вода в реке темная и холодная.
Вариант 2.
1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Этот костюм мне не так велик, чем тот. (Не такой большой, как тот.)
2) Алена гораздо красивее Татьяны.
3) Такой зонт женский, а не мужской. (Этот зонт женский, а не мужской. Такой зонт больше женский, чем мужской.)
4) Надо вести себя скромнее и проще.
5) В первую очередь нужно делать то, что мы начали. (Сначала нужно делать то, что мы начали. В первую очередь нужно делать то, что мы начали.)
2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.
1) Константин Сергеевич очень умен.
2) Эти многоугольники симметричны. ( Эти многоугольники симметричные между собой.)
3) Он слишком застенчив. (Он застенчивый.)
4) Эти ошибки легко исправимы. (Эти ошибки исправимые.)
5) Эта река слишком мелководна. (Эта река мелководная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"
В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН лучше проводить в конце из...
семинар-практикум "Культура делового общения"
Психологическое просвещение участников семинара – практикума; создание условий для сплочения группы, развития мотивов межличностных отношений....
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
Практикум. Сфера духовной культуры.
Практикум...
Практикум "Деловая культура в обслуживании"
Практикум "Деловая культура в обслуживании"...