Конспект урока Тема революциив творчестве Маяковского
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc | 93.5 КБ |
bulgakov.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: литература, история
Преподаватели: Черных И. В., Аристархов А. С.
Группа: 110 Нал.
Тема: «Творчество В. Маяковского в годы революции (анализ стихотворения «Левый марш»)
Цель учебного занятия:
обобщить данные и сделать вывод о социальной значимости темы «Революция» на примере творчества Маяковского.
Задачи учебного занятия:
Обучающая:
Формирование представлений о событиях Октябрьской революции; тема революции в творчестве Маяковского.
Развивающая:
Развить навыки работы с поэтическим текстом, историческим документом; формировать умения сопоставлять исторические факты и художественное произведение
Воспитательная:
Воспитание патриотизма и уважительного отношения к историческому прошлому своей страны
Тип учебного занятия:
изучение нового материала
Вид учебного занятия:
комбинированный; бинарный.
Средства обучения (оборудование, дидактический материал):
мультимедийное оборудование: презентации, фрагменты документальных фильмов, песня «Аврора», статья «Социально-экономическое развитие России накануне революции»; «слепой» кластер, стих. Маяковского «Левый марш», картина А. Дейнеки «Левый марш».
Междисциплинарные связи:
Русский язык, МХК, Экономика, Музыка.
Формируемые компетенции:.
ОК 1: понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;
ОК 2: организовывает собственную деятельность;
ОК 4: осуществляет поиск и использование информации;
ОК 5: использует информационно-коммуникативные технологии;
ОК 6: работает в коллективе и команде
ОК 8: самостоятельно определяет задачи, занимается самообразованием.
Формируемые умения:
По литературе
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать художественное произведение;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения и выступать с сообщением
По истории:
Устанавливать пространственно-временные рамки исторических процессов и явлений;
работать с исторической информацией и фактами;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Формируемые знания:
По литературе:
знать содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей 19-20 вв.;
знать основные закономерности историко-литературного процесса
По истории: Знать основные этапы и ключевые события истории.
Ход занятия
Этапы занятия/время | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемый результат (ОК, ПК, знает, умеет) |
1. Организацион-ный этап (1 мин.) | Обеспечить внимание каждого обучающегося и создать психологический настрой. | Преподаватель литературы: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он не только по форме, но и по содержанию. Проводить урок будут два преподавателя. Преподаватель истории: Сегодня вы получите две оценки: по литературе и по истории. Преподаватель литературы: У каждого из вас на партах следующий материал: статья «Социально-экономическое развитие России накануне революции»; стихотворение Маяковского «Левый марш», стихотворения, «слепой» кластер. | Приветствуют преподавателя | Слушают. Принимают учебную задачу. ОК 1, ОК 2. |
2. Мотивация и целеполагание (2 мин.) | Мотивация учебной деятельности. | Преподаватель истории: Ребята, как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня перед собой? О чем пойдет сегодня речь, судя по тому. какой учебный материал лежит у вас на столах? | Возможные ответы: О революции. О творчестве Маяковского? Какое отражение нашла тема революции в творчестве Маяковского? О стихотворении «Левый марш» | Студенты замотивированы на учебную деятельность. Самостоятельно определяют цель занятия. ОК 8. |
3. Актуализация темы. (2 мин.) | Организуется подготовка уч-ся к основному этапу знаний и первичному усвоению новых знаний. | Преподаватель литературы: Попробуйте сформулировать тему занятия Преподаватель литературы: Правильно. Сегодня нам предстоит выяснить причины возникновения революции в стране; какое отражение нашла Октябрьская революция в лирике Маяковского на примере стихотворения «Левый марш». | Возможные ответы: Тема революции в творчестве Маяковского. | Самостоятельно определяют тему занятия. ОК 8. |
4. Первичное усвоение новых знаний. (20 мин.) | сформулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам; закрепить навыки выразительного чтения изучаемого произведения и выступления с сообщением. | Преподаватель истории: Чтобы лучше представить общественно-политическую обстановку в России периода революции посмотрим фрагмент фильма «Революция 1917 года» Подумайте, ребята, каковы были причины возникновения революции. (3 мин.) Прочитайте статью «Социально-экономическое развитие России накануне революции» и ответьте на вопрос: «Что представляла собой экономика в период революции?» (3 мин.) Преподаватель литературы: Ребята, вы только что познакомились с событиями 1917 года. Какое же место занимала литература в это непростое для России время? Какое отношение к событиям революции было у Маяковского? Преподаватель литературы: Главное место в литературе периода 1917- 1921 гг. занимала поэзия. Повсеместно проводились поэтические конкурсы. Несмотря на полиграфические трудности, на стр. газет, журналов публиковались стихи. Центральными фигурами поэзии тех лет были Блок, Маяковский, Есенин, Бедный, Хлебников. В поэзии ярче выразился двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции и эмоциональные проклятия в ее адрес. Партия большевиков ставила перед художниками задачу создать пролетарскую литературу, доступную многомиллионной аудитории. Появлялись противоборствующие литературные группы. Борьба развертывалась между теми, кто примыкал к классической лит. традиции и теми, кто относил себя к «новой» пролетарской культуре. Новаторство особенно приветствовалось в поэзии. Футуристическая поэзия Маяковского и его последователей представляла собой полнейший разрыв с традицией.(3 мин.) Индивидуальные домашние задания «Работа Маяковского в РОСТА» (3 мин.) Литературная визитка «История создания стихотворения Маяковского «Левый марш» (3 мин.) Выразительное чтение стихотворения «Левый марш» (2 мин.) Преподаватель истории: В стихотворении говорится о том, что Росси не быть под Антантой. Подумайте, почему поэт выступает против союзников России? Ответит на этот вопрос вам поможет фрагмент фильма «Иностранная интервенция» (3 мин.) | Возможные ответы: Революция произошла по причине голода, нищеты, заговора против царя. Возникло непонимание между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками. Возможные ответы: Литература была зеркалом, отражением этих печальных событий. Литература была реалистичной. Сообщение-презентация «Работа Маяковского в РОСТА» Выступление студента с индивидуальным заданием Чтение стихотворения «Левый марш» | Соотносят художественную литературу с общественной жизнью, историей и культурой. выразительно читают стихотворение и выступают с сообщением, сформулируют собственную позицию по обсуждаемым вопросам. ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6. |
5. Усвоение новых знаний (самостоя- тельная работа с самопроверкой) (15 мин.) | знать содержание стихотворения Маяковского «Левый марш», толкование литературоведческих и общественно-политических терминов | Преподаватель литературы: Для того чтобы лучше понять содержание стихотворения Маяковского, выполним словарную работу по литературным терминам: риторический вопрос и ритор. восклицание, олицетворение, метафора, разговорная лексика, военная лексика, оратор, манифест, динамичность, ритм, рефрен., аллитерация, неологизмы. Определите значение слов общественно-исторического характера: кляуза, товарищ маузер, киль, коммуна, двоевластие, интервенция, Антанта, пролетариат, полит. борьба, оппонент, революция | Чтение и комплексный анализ стихотворения «Левый марш». | Выполняют словарную работу. ОК 4. |
6. Проверка выполненной самостоятельной работы. (5 мин.) Релакс - пауза (5 мин.) | Закрепить основное композиционное содержание стихотворения «Левый марш» Маяковского. Обогатить знания студентов другими произведениями, в которых нашла отражение тема «Революция» | Проверка заполнения таблицы. Преподаватель литературы : Проверим, ребята, выполнение словарной работы. | Выступление. Обсуждение. Прослушивание песни «Аврора» | Воспроизводят и анализируют содержание литературного и музыкального произведений. ОК 2, ОК 3. |
7. Обобщение и систематизация знаний (контроль усвоенных знаний) (15 мин.) | Обобщить основные закономерности историко-литературного процесса. | Заполнение « слепого» кластера – обобщение урока. Преподаватель литературы: Ребята, обобщим полученные знания, запишите данные по уроку, заполнив кластер. (10 мин.) Проверка кластера. Преподаватель истории: Давно минула революция и ушла в прошлое, но в памяти народной навсегда останутся страшные страницы кровавого времени, мы должны помнить об этом -это наша история. Индивидуальное дом. задание. Сообщение-презентация «Памятник борцам революции в Тюмени» (2 мин.) Преподаватель истории о полит, ситуации в современном мире. (3 мин.) | Заполняют кластер. Выступление студентки с сообщением. | Обобщают полученные знания в ходе урока ОК 2, ОК 3, ОК 4. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) и домашнее задание. (25 мин.) | Подвести итоги учебного занятия. Обогатить знания студентов другими произведениями искусствав которых нашла отражение тема «Революция». | Преподаватель литературы: Какова роль темы революции в творчестве Маяковского? Провозглашал революцию или отрицал поэт? Сумели мы ответить на поставленный вопрос в начале занятия? Обращение к картине «Левый марш», автор А. Дейнека (презентация) Учитель литературы: Поэт предпринимает поиски путей обновления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа. Заполните лист экспресс-диагностики, которую мы проанализируем на следующем занятии. Выставление оценок за занятие. Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть. Написать эссе на одну из предложенных тем: «Актуальны ли стихи Маяковского для сегодняшних дней?» «Возможна ли революция сегодня (О современной политической обстановке в мире)?» Рефлексия: У вас на парте флажки разного цвета. Красный флажок – если вам было все понятно и урок понравился; желтый флажок – если вам хотелось бы узнать больше по этой теме; белый флажок – если осталось что-то непонятным, урок не вызвал интереса. Поднимите флажок, соответствующий названным параметрам. | Возможные ответы: Как и для всех писателей эта тема не оставляла равнодушным Маяковского, он принимал активное участие в общественно-политической обстановке в стране. Провозглашая революцию, Маяковский хотел, чтобы закончилась буржуазная цивилизация. «Левый марш» - глубочайшая вера в светлое будущее. Студенты заполняют листы экспресс-диагностики. | Подводят итоги, делают вывод. ОК 2, ОК 3. |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)
Методическая разработка по дисциплине « Литература»
(1 курс 101 группа 080402 Товароведение)
Преподаватель Черных И. В.
г. Тюмень 2009 г.
Цели:
1. анализ художественного произведения с точки зрения сатирической направленности повести;
2. связь с современностью поставленной в повести проблеме перевоспитания;
3. знакомство с отдельными главами повести;
4. поддержание интереса к страницам художественной литературы;
5. осмысление эпизодов фильма, поставленного по мотивам повести.
Эпиграф:
«Наука еще не знает способа
обращать зверей в людей».
Тема: Сатирическая направленность проблемы перевоспитания человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Ход занятия.
1. Вступление.
Историческая справка.
В 20-е годы в Советской республике верилось, что с приходом народной власти и человек будет другой, новый. В сатирической повести Булгакова «Собачье сердце» отражена попытка коренного преобразования живого существа.
Студенты делятся для работы на три группы: группа 1. «Булгаковцы», группа 2. «Ученый совет», группа 3. «Группа защитников животных».
2. Группы получают по шесть вопросов.
Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 1:
Что представляет собой личность Профессора Преображенского?
(Ответ:
это крупный ученый – физиолог, ученый с мировым именем, открыл тайну гипофиза – придатка мозга. Он доказал, что, гипофиз определяет человеческий облик, свойства личности. Он опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; прекрасно материально обеспеченный специалист; гурман; гуманный человек. Он предстает как воплощение высокой культуры.)
Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 2.
Какую цель поставил перед собой профессор, подбирая несчастного дворнягу Шарика?
(Ответ:
профессор Преображенский пытается провести эксперимент: превратить человекоподобное существо с уголовной и алкогольной наследственностью в нормального человека.)
1. Демонстрация эпизода фильма.
Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 1.
Дайте краткий пересказ истории жизни Шарика. (До встречи с профессором). (Чтение эпизода из текста произведения.)
Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 3.
Какие возможности и условия были у профессора для перевоспитания.
(Ответ:
1) прекрасные материальные условия (квартира, питание, услуги, уклад жизни);
2) возможность приобщения к подлинной культуре, благодаря образованному, интеллигентному окружению;
3) внимательная опека, забота хозяев.)
Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 4.
Назовите способы воспитательного воздействия на Шарика. (Чтение эпизода из текста произведения.)
(Ответ:
расписание музыкальных часов;
просьба Филиппа Филипповича вести себя прилично в доме, в цирке, на улице;
запрещение употреблять водку, ловить блох зубами, плевать в доме, бросать окурки, преследовать псов; не приставать к прислуге, не грубить и не ругаться;
обучение правильному поведению, постоянный контроль.)
Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 2.
Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя Полиграф Полиграфович? ( Ответом служит чтение эпизода из текста произведения.)
Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 3.
Приведите примеры поведения существа в условиях воспитания.
(Ответ:
замучивает всех бренчанием на балалайке; устраивает беспорядки и потоп в квартире; преследует прислугу, котов; дерзит, требует документы на жилплощадь; ворует сам и приводит в дом воров; доносит на Преображенского и Борменталя, т. е. терзает хозяев непрерывным террором.)
2. Демонстрация эпизода фильма.
Вопрос. Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 6.
Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
(Ответ:
Возможно, прав доктор Преображенский говоря, что у Шарикова «именно человеческое сердце», потому-то Шариков «оживил» в себе человека, мозг которого послужил донором при операции. От Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения и полную бездуховность.)
Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 4.
Почему Полиграф Полиграфович отличается отрицательным поведением?
(Ответ:
Шариков вобрал в себя качества донора – пьяницы Клима Чугункина.)
Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 5.
Как можно оценить результат попытки профессора перевоспитать Шарикова?
(Ответ:
Шариков не поддается воспитанию, хотя для этого созданы прекрасные условия.)
3. Демонстрация эпизода фильма.
Вопрос. Группа 1«Булгаковцы» вопрос 1.
Почему писатель изобразил такого не поддающегося воспитанию человека?
(Ответ:
скорее всего, потому, что автор не верил в возможность формирования «нового прекрасного человека», в «переделку людей».)
Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 2.
Каково отношение автора к личности Шарикова?
(Ответ:
резко отрицательное, т.к. автор не приемлет хамской природы этого аморального субъекта. Историей Шарикова Булгаков убеждает читателей в невозможности «переделки» человека по причине его генетической наследственности, глубоко личных дефектов.)
3. Запись вывода в тетрадь.
1. Вывод.
Таким образом, речь в повести идет не только о непредсказуемости последствий научных опытов, но и о невозможности перевоспитания личности, генетически заряженной страшными пороками и инстинктами. Чем сильнее и настойчивее Преображенский и Борменталь стараются привить Шарикову культурные навыки, тем сильнее в нем проявляются наследственные гены, полученные от Клима Чугунова.
Вопрос Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 5.
Как сам Филипп Филиппович оценивает результат уникальной операции?
(Ответ:
он потрясен отрицательными последствиями своих благих, далеко идущих замыслов. (Чтение эпизода из текста произведения.) «Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! (Чтение эпизода из текста произведения.)
Ученый видит последствия своего эксперимента: перемена гипофиза дает полное «очеловечивание», несущее черты донора.
Сделав уникальную, но ненужную, даже вредную операцию, он устроил разруху в своем доме, в Москве, т.к. слухи об операции взбудоражили столицу.)
4. Демонстрация эпизода фильма.
Вопрос Группа 3. Вопрос 6.
«Группа защитников животных»
Почему была проведена обратная операция?
(Ответ:
профессор, доведенный до крайности доносом Шарикова, написанным под явную диктовку Швондера (Шариков обвиняет Преображенского в контрреволюции. Сколько таких доносов потом посыпалось на невинных людей в 1937 году?), Преображенский делает над Шариковым новую операцию, пересаживает ему в мозг гипофиз, вырезанный ранее.)
5. Демонстрация эпизода фильма.
4. Запись вывода в тетрадь.
2. Вывод.
Булгаков выразил свое резко негативное отношение к умозрительным экспериментам, которые разрушительны и не способны создать нового человека. Это под силу только эволюции и культуре.
Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 5.
В чем смысл заглавия повести «Собачье сердце»?
Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 3.
Какие проблемы, поставленные в рассказе, кажутся вам фантастическими, а какие вполне реальными?
Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 4.
На кого направлено остриё сатиры повести М. Булгакова?
(Ответ:
острие сатиры повести направлено против таких, как Шариков, Швондер, т.к. их дикость, низость и наглость обличены Булгаковым без всякого снисхождения и сочувствия.)
Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 6.
В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?
(Ответ:
К сожалению, таких людей как шариков много. Внешне они ничем не отличаются от всех остальных, но их «нелюдская сущность» проявляется во всем.)
5. Запись вывода в тетрадь.
3. Вывод.
Сатира и юмор писателя в этой повести достигают высшей степени мастерства. Сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Низкий и скошенный лоб Шарикова настолько разителен, что создает не просто комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.
Во время сцены с милицией, пришедшей разыскивать Шарикова, Профессор Преображенский предъявляет собаку как доказательство своей невиновности. Представители власти в растерянности. Преображенский объясняет, указывая на пса: «То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком…», «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние…»
6. Демонстрация эпизода фильма.
6. Запись вывода в тетрадь.
4. Вывод.
Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изменить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива – нет. Таким образом, повесть окрашена в пессимистические тона.
7. Подведение итогов и запись домашнего задания.
Домашнее задание.
Написать письмо Булгакову, профессору Преображенскому, в общество защиты животных (по группам) и высказать свое мнение к поставленной в повести проблеме – проблеме перевоспитания человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
конспект урока Тема: "Виды кокеток, способы ее соединения с основной деталью".
"Виды кокеток, способы ее соединения с основной деталью"....
Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Вприведенном методическом материале приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация....
Конспект урока. Тема: Планирование обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой.
В данной работе представлен Конспект урока.Тема: Планирование обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой....
Конспекты уроков темы: Виды и формы огранок
Изучая тему "Виды и формы огранок" студенты знакомятся с разными видами огранки камней....
Конспект урока Тема Художественная гладь
Конспект урока по Теме Художественная гладь...
План-конспект урока Тема: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания»
Тема «Средства индивидуальной защиты населения»Средства индивидуальной защиты органов дыханияПлан-конспект урока Цели урока:Актуализировать и расширить знания учащихся...