Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
план-конспект урока на тему
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 331.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока .
Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека.
Класс:9
Предмет: биология
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цели урока:
-сформировать знание о многообразии доказательств родства человека с животными
-сформировать понятие о стадиях эволюции человека
-развить рефлексивное умение отождествлять себя с видом Человек разумный.
Таблица 1.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Используемые ЭОРы(с указанием порядкового номера из таблицы 2) | |||
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||
Добрый день ,ребята!Сегодня мы с вами имеем возможность погрузиться в одну из тайн природы-тайну происхождения человеческого рода.Чтобы открыть эту тайну вам придется вспомнить всё то,что вы изучали о происхождении человека на уроках биологии в 8 классе,на уроках истории и обществознания.Готовы к активной работе на уроке?Большую помощь сегодня вам окажут рабочие карты урока,они есть у вас на столах.Итак,посмотрите на вашу карту и скажите какова тема сегодняшнего урока?Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. | Демонстрируют свою готовность к активной работе. Знакомятся с рабочей картой урока. Формулируют тему и цель урока. | Самоопределение, смыслообра зование, целеполагание,планирование учебного сотрудничества. | ||||
II.Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для отработки умений. | ||||||
Давайте вспомним какое место занимает человек в системе органического мира?К какому царству относится человек?К какому типу?К классу?Отряду?Семейству?Роду?Виду? Какие существуют доказательства происхождения человека от животных? | Дают ответ. Записывают Систематическое положение человека в рабочей карте урока. Приводят доказательства с помощью презентации.Заполняют следующий пункт карты. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие, выражение своих мыслей, учёт разных мнений. | Слайд 2 из презентации №1. Слайд 3-8 из презентации №1 | |||
III.Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: обеспечение включения новых знаний в систему уже имеющихся и их повторение. | ||||||
Давайте рассмотрим, как же происходила эволюция человека как биологического вида и какие стадии эволюции выделяют современные ученые. Занесите в таблицу отличительные особенности каждой стадии эволюции человека. А теперь ,давайте проведем физминутку. Как вы думаете,какие факторы способствовали эволюции человека? Показывает видеофрагменты о факторах эволюции человека. А теперь, на основе наших рассуждений пользуясь слайдами презентации и видеофрагментами, заполните схему в рабочей карте урока. На современной стадии эволюции человека внутри вида Человек разумный выделяют три расы:европеоидная,негроидная и монголоидная.Давайте проследим ,что общего и чем отличаются эти расы? | Заполняют таблицу «Стадии эволюции человека»,пользуясь слайдами презентации. Участвуют в физминутке. Выдвигают свои предположения относительно факторов эволюции человека.Обсуждают,приводят свои точки зрения.
Заполняют схему. Вспоминают особенности рас,заполняют табличку в карте урока. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. | Слайд №9-18 из презентация №1 Слайд 1-6 из презентации №2 Видеофрагменты из интерактивного дидактического пособия. Слайд 19-25 из презентации №1 | |||
IV.Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель этапа: осознание учащимся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||||
Задает домашнее задание:составить кроссворд с применением изученных на уроке терминов. Из предложенных утверждений выберите те,которые по вашему мнению верны. | Записывают домашнее задание. Выбирают предложенные утверждения,тем самым оценивая свою работу на уроке,результат урока. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самооценка: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности; Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений | Слайд 26,27 из презентации №1. |
Таблица №2
№ п/п | Название ресурса | Форма предъявления информации | Тип,вид ресурса |
1 | Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. | презентация | информационный |
2. | Интерактивная физкультминутка для глаз | презентация | практический |
3. | Интерактивное дидактическое пособие «Антропогенез» | видеофрагмент | информационный |
Приложение 1.
Технологическая карта урока.
Ф.И. ученика:__________________________________________________________________________________
Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Цель урока:
1.
- Царство______________________________
- Тип __________________________________
- Подтип ______________________________
- Класс _______________________________
- Подкласс ___________________________
- Отряд _______________________________
- Подотряд _____________________________
- Семейство ____________________________
- Род ___________________________________
- Вид __________________________________
2.
Доказательства происхождения человека от животных.
Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных
Систематическая категория | Признаки, доставшиеся человеку от таксонов | Рисунок |
Тип _____________ | В эмбриогенезе закладываются хорда, нервная трубка, кишечник. | |
Подтип____________ | ||
Внутренний скелет (позвоночник), замкнутая кровеносная система, нервная система образована головным и спинным мозгом, нервами и нервными узлами. | ||
Класс ______________ | Есть диафрагма, легкие состоят из альвеол, имеют постоянную температуру тела, 4-х камерное сердце, кожа с потовыми железами, зубы дифференцируются на коренные, клыки, резцы, три слуховые косточки в среднем ухе, ушная раковина, волосяной покров. | |
Подкласс __________________ | Плод вынашивается в матке, где есть плацента – детское место, и детеныш выкармливается молоком, которое вырабатывается в молочных железах матери. | |
Отряд ___________ | Пятипалая конечность, на пальцах ногти, большой палец противопоставлен остальным. | |
Семейство __________ | До 90% одинаковых генов, болезней, отсутствие хвоста, группы крови, способность к обучению. | |
Род ______________ | Отличия: Развитый головной мозг, речь, прямохождение, хватательные функции только у рук, ноги выполняют опорную функцию, есть свод стопы, изгибы позвоночника. | |
Homo sapiens Человек разумный | Cоциальная эволюция | |
3.Стадии эволюции человека.
Этап эволюции человека | Стадия эволюции человека | Период существования | Объем головного мозга | Отличительные особенности |
1.Предчеловек | Австралопитек | |||
Человек умелый | ||||
2.Древнейший человек | Питекантроп | |||
Синантроп | ||||
Гейдельбергский человек | ||||
3.Древний человек | Неандерталец | |||
4.Современный человек | Кроманьонец | |||
Современный человек разумный |
4.Расы человека.
Вопросы для сравнения | Европеоидная раса | Монголоидная раса | Негроидная раса |
| |||
2. Форма глаз, цвет радужной оболочки | |||
3. Форма носа | |||
4. Структура волос и цвет | |||
5. Телосложение |
5.Рефлексия
- Я узнал много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над, чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил ответы.
- На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс
Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....
План-конспект занятия по дисциплине «Обществознание» Тема: «Социальный статус и роль человека в обществе»
Раскрывается одна из тем курса дисциплины "Обществознание"...
конспект урока в группе студентов второго курса специальности "Информационные системы и программирование"
Рассматриваемое учебное занятие проходило при изучении раздела «Английскийязык в области программирования и информационных технологий» по теме «Базовые понятия компьютерной грамотнос...
Конспект урока по пластической анатомии "Рисунок фигуры человека с опорой на одну ногу"
Для профессии художник по костюму...
Конспект урока в 8 классе по химии на тему "Составление химических формул бинарных соединений по валентности" по учебнику авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Данный урок имеет творческий подход в рассмотрении понятия валентность по химии в 8 классе, легко запоминать и главное понимать образование химических связей между элементами....
Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».
Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...