Конспект урока Тема Художественная гладь
план-конспект урока
Конспект урока по Теме Художественная гладь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya_hudozh._glad.pptx | 1.9 МБ |
konspekt_urokatema_hudozhestvennaya_glad.docx | 91.67 КБ |
prilozhenie_3_pr.rabota.doc | 28 КБ |
instruktsionnaya_karta._prilozhenie_1.doc | 47 КБ |
ppilozhenie2.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - познакомить учащихся с разновидностью двусторонней глади - глади с эффектом светотени; -учить выполнять вышивку в технике художественной глади; -развивать умение подбирать цветовую гамму, добиваясь гармонии; воспитывать эстетический вкус .
Вышивание -древних славян ремесло, И душою я в нём растворяюсь. И становится снова на сердце тепло, Когда пялец привычно касаюсь. автор Е.Краснова
Цветная художественная гладь Художественная гладь - это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.
Цветовое решение вышивки. Тон - это степень интенсивности, насыщенности одного и того же цвета. Интенсивность окраски ниток - признак цвета при определении его как светлый или темный. Колорит - определенное взаимоотношение всех тонов и цветов ниток в смысле подчинения общему тону всей вышивки.
1 3 4 5 2 4 5 4 4 5 5 Приемы работы в технике художественная гладь
5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 4 3
1 3 4 5 2 4 5 4 4 5 5
Подготовка к практической работе
Выбор мотивов для вышивки Шиповник
Техника цветной художественной глади 1 2 3 4 5
Инструменты и приспособления для ручной вышивки Наперсток Сантиметровая лента Ножницы Игольница и ручные иголки пяльцы карандаши
Требования безопасности до начала работы при ручных работах Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Требования безопасности во время работы с ручными инструментами Быть внимательной. Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его. Вкалывать иглы и булавки только в игольницу. Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Материалы для вышивки Калька – прозрачная белая бумага. Используется для перевода изображений, рисунков, орнаментов. Ткань, нитки для вышивания – мулине.
Заправка изделия в пяльцы Положить меньший обруч пялец на стол, закрыть его тканью. Прижмите большим обручем ткань к меньшему. Подтяните винт. 4. Натяните ткань в направлении нитей основы и по утку. 5. Ткань небольшого размера трудно заправить в пяльцы, поэтому к ее краям катушечными нитками пришивают полосы любой ткани, а затем запяливают. По окончанию работы их можно легко удалить.
Выбрать нужный цвет нитей
Заправка нитей в иглу Подготовка нити к заправке в иглу Отрезание под углом. Скручивание по часовой стрелке. Вдевание нитки в иглу
Правильное положение рук при вышивании Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: а) левая рука держит пяльцы; б) правая выполняет вышивку.
Способы закрепления нити В начале работы По окончанию работы С четным количеством ниток С нечетным количеством ниток 1 способ 2 способ
1 2 3 4 Техника выполнения лепестков цветка
Техника выполнения листьев
Правильная посадка при ручных работах Физкультминутка Предполагается ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения Укрепление вестибулярного аппарата. Упражнения выполняют сидя. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины. Повороты головы вправо и влево до упора. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Методическое обеспечение 1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 класса.2008 г. 2. Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г. 3. Поурочное планирование 5. Интернет – сайт: http://www.embroidery.needle-work.ru/materials.html .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Урок 47-48 ( Технология 8 класс)
Тема: Художественная гладь
Цели урока: -познакомить учащихся с разновидностью художественной глади , глади с эффектом светотени;
-учить выполнять вышивку в технике художественной глади;
-развивать умение подбирать цветовую гамму, добиваясь гармонии; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование для учителя: компьютер с видеопроектором, слайды с изображением изделий с художественной вышивкой, образцы изделий, вышитых в технике художественной глади; рисунки для вышивания (раздаточный материал), таблицы для самостоятельной работы, выставка работ учащихся, презентации учащихся.
Оборудование для учащихся: однотонная плотная ткань, цветные нитки мулине, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организация урока.
- приветствие;
- сообщение темы и цели урока;
- проверка готовности учащихся к уроку.
II.Вступительная беседа.
Учитель (обращает внимание уч-ся на слайд 3,4,5 работ):
-Нравится ли вам украшения, сделанные своими руками? Чем?
-Почему работа своими руками так ценится? Кто из вас украшает свой дом работами сделанными своими руками?
III. Сообщение темы урока.
Учитель. Раздел декоративно-прикладного творчества на уроках технологии, который мы сейчас изучаем, непрост, но интересен. Художественная вышивка -уникальный вид женского рукоделия, который мы - носители своей родной культуры не должны потерять.
Вышивание -древних славян ремесло,
И душою я в нём растворяюсь.
И становится снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь.
Вы познакомились на прошлых уроках с разными вариантами глади:
Ученики отвечают(односторонней и двусторонней, одноцветной и многоцветной. )
Умение работать в этой технике позволяет создавать прекрасные вышивки. Но это лишь первые шаги к еще одной разновидности глади - художественной. Сегодня на уроке вы будете . .осваивать приемы вышивания в технике художественной глади, познакомитесь с творческими возможностями этой техники.
Хочу, чтобы работа на сегодняшнем уроке подарила вам радость.
IV. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
- Какие разновидности двусторонней глади вы знаете?
-Для каких целей применяют в вышивке разные виды двусторонней глади?
- Проверка знаний прошлого урока выполняется в форме соревнования. Одна из учениц выбирает девочку Получает карточку – задание с вопросами и ответами. Ученица задает вопрос и получает ответ. Правильный ответ-1балл и выдается жетон. Подводятся итоги и определяется какая ученица лучше подготовлена к уроку.
Карточка №1
Вопрос | Ответ |
1. Что называется композицией? | 1.Композиция-это объединение элементов изображения в одно художественное целое, определяющее пропорции элементов и цветовое решение |
2. Назовите виды гладьевых вышивок? | 2.Владимирская гладь («верхошов»), александровская, мстёрская белая гладь, художественная гладь |
Карточка №2
Вопрос | Ответ |
1. Что называется орнаментом? | 1. Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров |
2. Какие способы перевода рисунка на ткань вы знаете? | 2. Копировальный, метод «припороха», использование термокарандаша |
Карточка №3
Вопрос | Ответ |
1. Что называется гладьевой вышивкой? | 1. Гладьевая - это вышивка по рисованному контуру простейшими швами |
2. Что означает цветовой тон? | 2. Цветовой тон – это разница в цвете |
V. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
1. Художественная гладь - вершина мастерства вышивальщицы.
Художественная гладь - это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.
Учащиеся записывают тему урока
Учитель дополняем новым названием вид художественной вышивки (записывают в тетрадь "художественная гладь")
Учитель демонстрирует на экране образцы вышивки художественной гладью.
Можно без преувеличения выделить эту технику вышивки как самую сложную, поскольку при выполнении художественных работ кроме чисто профессиональных качеств - совершенства владения всеми приемами вышивки, обязательно требуется наличие художественных навыков, фантазии и вкуса самой вышивальщицы.
Учитель -Как вы думаете, почему техника названа гладь?
Учащиеся отвечают.
Основой этой техники являются гладьевые стежки, которые образуют ровную и гладкую поверхность - отсюда и название «гладь».
Вышивку художественной гладью выполняют на нарядной одежде, салфетках, дорожках, украшая ею предметы обихода, и при создании художественных работ - панно, картин, портретов.
При выполнении вышивки в художественной глади необходимо уметь создать из ограниченного количества оттенков цветных ниток возможность самых различных их цветосочетаний, поэтому необходимо познакомиться с терминами и правилами, применяемыми в этих работах.
На доске записаны словосочетания с новыми терминами:
Вливание тонов
Свет и тень
Линии ориентиры
Радиальное расположение стежка
Учитель Обратите внимание на словосочетания на доске. В ходе урока мы выясним, что они означают, поскольку без данных знаний нам не обойтись, работая в технике художественной глади.
2. Цветовое решение вышивки.
Ученица даёт определения, подготовленные заранее, терминам по изучению цвета.
На доске один за другим появляются новые термины, которые учащиеся записывают в тетрадь.
Цвет, колорит в художественной вышивке играет важную роль.
Интересно задуманная работа может быть испорчена неудачным подбором ниток и наоборот. Не стоит приступать к вышивке, если целиком не подобраны нитки для всей работы. Цветных ниток каждого цвета обязательно должно быть 2-3 тона.
Тон - это степень интенсивности, насыщенности одного и того же цвета.
Интенсивность окраски ниток - признак цвета при определении его как светлый или темный. Например, красный цвет может быть светлым -розовым или темным - бордовым. Синий цвет светлым - голубым или темным -синим.
Насыщенность окраски ниток изменяется в зависимости от присутствия серого цвета и обычно характеризуется яркостью, неяркостью, мягким цветом, сероватостью тона и т. д.
Цвета разделяются на теплые (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый) и холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Деление это условно. Название «теплые тона» обычно связывают с представлением солнечного цвета, тепла, а «холодные цвета» - с представлением льда, воды и т. д.
В подборе цветовых сочетаний большую роль играет колорит.
Колорит - определенное взаимоотношение всех тонов и цветов ниток в смысле подчинения общему тону всей вышивки. Колорит от преобладания тонов может быть темным, ярким или приглушенным.
В работах художественной глади необходимо, вводя стежки другого цвета, соблюдать гармонию, чтобы они в сочетании со стежками других цветов не «выпячивались», а усиливали бы общее впечатление главного, основного тона.
3. Приемы работы в технике художественной глади.
Направление гладьевых стежков зависит от расположения и формы различных деталей рисунка, например: в листиках от жилок, у животных -по росту шерсти. Направление стежков на вышивку наносят карандашными линиями.
При наложении гладьевых стежков нитками одного цвета, но расположенных в разном направлении, также достигается объемное изображение вышиваемого предмета.
Вышивая листья с загнутыми краями, заполняют гладьевыми швами вначале правую половину листа, затем левую для удобства. По контуру загнутой части сначала делают настил швом «пунктир», затем гладьевой настил - это создает впечатление рельефности. Если основную часть листа вышивают светлыми нитями, то загнутую темными или наоборот.
При наложении цвета следует учитывать расположение листа в узоре. Если лист находится на переднем плане, его вышивают более светлыми нитями, если на втором плане - темными, в центре или где-нибудь в глубине – самым темными, делая плавные переходы от тона к тону.
При вышивании цветов каждый лепесток делят на части и карандашом намечают на правление стежков. Карандашом также обводят границы светлого и темного тонов. Вышивают в три-четыре тона, постепенно сгущая границы светлого и темного тонов.
V I. Выбор мотивов для вышивки
шиповник
Учитель:
-Какой вы выберете символ для своей вышивки. Почему?
V II. Инструкционной карты раздать
VI II. Практическая работа.
Задание: подобрать мотив ,цветовое решение, выполнить вышивку в технике художественной глади .
- Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения;
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнение работы;
- инструктаж по технике безопасности.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и правильной посадкой и организацией рабочего места.
Правила техники безопасности
- Быть внимательным к работе.
- Надевать наперсток на средний палец правой руки.
- Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
- Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.
Организация рабочего места
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков - в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
II. Самостоятельная двухэтапная работа учащихся по учебно-технической документации.
Этап №1. Выполнение образца в технике двусторонней глади.(Приложение 3)
План работы ( раздать)
- Выбрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
- Подобрать подходящий цвет ниток
- Отрезать нить.
- Закрепить нить предлагаемым способом.
- Выполнить первый стежок, согласно направлению и контура рисунка.
- Заполнить рисунок стежками, прокладывая их параллельно друг друга.
- Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
- Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
- Во время работы уделять внимание самоконтролю.
По окончанию работы провести взаимоконтроль.
Демонстрация приемов работы в технике художественной глади.
Учитель показывает приемы выполнения теневой глади, обращая внимание учащихся на плавность перехода от одного тона к другому.
Целевые обходы:
- Контроль правильности выполнения приемов работы.
- Контроль соблюдения правил охраны труда.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Ix. Физкультминутка
Предполагается ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения
Укрепление вестибулярного аппарата.
Упражнения выполняют сидя.
- Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
- Повороты головы вправо и влево до упора.
- Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Дежурный по классу проводит зарядку.
Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж). (Видео гимнастика)
Ученики:
- Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.
- Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.
x. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия
-Продолжить по очереди фразу "Мне понравилась работа по данной теме, потому что..."
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы познакомились с приёмами вышивания художественной гладью и убедились, что это непростая техника. Необходим опыт, освоение более сложных приемов работы для того, чтобы в результате получились прекрасные образцы вышивального творчества. Но все в ваших руках! Изучение специальной
литературы, ваше терпение, ваш труд помогут достичь хороших результатов.
3. Выставление оценок.
xI. Домашнее задание: записи в тетради. Завершить практическую работу.
Идея открытки ручной работы с использованием вышитого символа.
Учебное и научно-методическое обеспечение .
1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся8 класса.2008 г.
2. Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г.
3. Симоненко В. Д. Поурочное планирование
4. Интернет – сайт: http://www.embroidery.needle-work.ru/materials.html.
Предварительный просмотр:
Практическая работа
I. Этап Выполнение образца художественной глади
План работы
- Подобрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
- Распределить рисунок на несколько частей, для вышивки разными тонами, длина стежка не больше 0,7 см.
- Подобрать подходящие тона ниток и отрезать.
- Закрепить нить предлагаемым способом.
- Выполнить первый ряд стежков светлым тоном, располагая первый стежок по центру от края к середине и делая их разной длины.
- Выполнить стежки следующего ряда, укладывая их в направлении от середины цветка к краю , и заполняя стежками просветы первого ряда, используя более темный тон ниток.
- Заполнить рисунок подобранными тонами ниток.
- Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
- Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
- Во время работы уделять внимание самоконтролю.
По окончанию работы провести взаимоконтроль
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта.
Художественная гладь
Скрутить нить по часовой стрелке
Цветная художественная гладь- это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.
Отмерить нить |Отрезать под углом
Закрепление нити
Подготовка нитей к работе
Правила техники безопасности
- Быть внимательным к работе.
- Надевать наперсток на средний палец правой руки.
- Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
- Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.
- Убрать рабочее место.
В начале работы
По окончанию работы
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта Художественная гладь
Техника вышивки лепестка Техника вышивки листьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....