Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
презентация к уроку по теме
Вприведенном методическом материале приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._a._bulgakov._dobro_i_zlo_v_romane_-_kopiya.docx | 35.68 КБ |
prezentatsiya_1.ppt | 708.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Методическая цель: Развитие познавательной активности обучающихся.
Дидактические цели урока:
Образовательные:
1.Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд;
2.Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;
3.Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к изучению творчества М. А. Булгакова, пробудить интерес к роману, воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе; воспитание чуткого, бережного отношения к слову, к народным истокам, культуре.
2.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
3.Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
2. Развитие памяти, речи, умение выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать, стремление повышать профессиональный уровень.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, монологический ответ, проблемные вопросы и задания, эвристический метод, метод творческого чтения.
Средства обучения: презентация, текст художественного произведения, конспект, портрет М. А. Булгакова,
Межпредметные связи: история, религия, русский язык
Ход урока
1.Организационный момент (1-2 минуты): приветствие, подготовка обучающихся к уроку, рапорт дежурного.
2. Сообщение целей и определение темы занятия ( 1-2 минуты ) (На экране)
Преподаватель русского языка и литературы:
Цель урока: Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд; развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения; воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.
(На экране)
Преподаватель русского языка и литературы: (3 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сегодняшний урок я начну со следующих строк:
Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(преподаватель делает паузу и даёт понять, что обучающимся нужно продолжить мысль)
Добро и зло.
Преподаватель русского языка и литературы:
Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Определите пожалуйста тему.
Обучающиеся определяют тему урока, записывают в тетрадь:
«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Преподаватель русского языка и литературы:
Давайте обратимся к эпиграфам, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (На экране)
3.Актуализация опорных знаний обучающихся (5 минут)
Преподаватель русского языка и литературы:
А теперь вспомним немного историю романа.
- Сколько лет М. А. Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита»? (12 лет)
- Почему данный роман называют «закатным романом»? (Потому что это последний роман М. А. Булгакова, который умирая, его дописывал).
- На какие три сюжетные линии можно разделить роман? ( Библейские главы, московские главы, любовные главы) - В каких временных пластах происходит действие романа? ( I век нашей эры, город Ершалаим, Москва 30-х годов).
- Почему данное произведение имеет композицию «роман в романе»?
3. Основная часть урока. (20 мин.)
Преподаватель русского языка и литературы:
Очень хорошо. А теперь непосредственно обратимся к теме нашего урока.
Назовите мне пожалуйста имена главных героев. (Мастер, Маргарита, Воланд, Коровьев, Азазело, Гела, Кот-Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Иван Бездомный).
Преподаватель русского языка и литературы: Центральный для понимания этой проблемы является, конечно же, образ Воланда. Воланд – это Сатана. Какие традиционные функции в образе Воланда мы можем отметить?
Обучающиеся: Дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней, властелин зла.
Преподаватель русского языка и литературы: А в романе Булгакова каким предстает перед нами Сатана? Действительно ли в нём воплощено зло? А что если Воланд — это положительный герой? Разберемся в этих вопросах сегодня вместе.
Чтобы понять, воплощением доброго или злого начала является Воланд, обратимся к эпиграфу.
…Так кто ж ты,
наконец?
- Я – часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно
совершает благо.
Преподаватель русского языка и литературы: Однозначен ли образ князя сатаны в эпиграфе романа?
Обучающиеся: Образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению.
Преподаватель русского языка и литературы: С какой целью прилетел в Москву Сатана?
Обучающиеся: Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».
Преподаватель русского языка и литературы: Поговорим о моментах проявления зла и добра в романе.
Какие образы и моменты романа мы можем отметить, когда явно видно проявление доброты к людям?
Обучающиеся: Маргарита. Она разгромила квартиру Латунского, но мстит она не за себя, и пыл её тут же утихает, когда она видит испуганного ребёнка. Маргарита доброжелательна ко всем . Она всех воспринимает положительно, все ей нравятся, кажутся хорошими, даже Азазелло. И этим она похожа на Иешуа и на Мастера.
Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. В свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл. Мастер прощает Понтия Пилата–своего героя и дарит ему свободу.
Иешуа - он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата.
Преподаватель русского языка и литературы: отметим, тех, кто является воплощением злых начал в романе.
Обучающиеся: Образы проявления зла – Москвичи, Понтий. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.
Преподаватель русского языка и литературы: Как вы думаете, в чем отличие злых москвичей от злого Понтия?
Обучающиеся: Москвичи вызывают лишь отвращение. Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — его сердце очерствело.
Преподаватель русского языка и литературы: Кого и за что наказывает Воланд?
Обучающиеся: Воланд наказывает людей за их пороки.
Преподаватель русского языка и литературы: Давайте с вами вспомним за что и кого наказывает Воланд. ( На экране)
Преподаватель русского языка и литературы:
Воланд — дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает — и это одна из загадок романа.
Как вы думаете, почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?
Обучающиеся: Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.
Преподаватель русского языка и литературы: А теперь давайте-ка посмотрим на поступки Воланда вживую. (Сценка) 5-7мин.
- Закрепление полученных знания
Угадай, чьи это слова?
- «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (Воланд)
- « Я верую! .. Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко…». (Маргарита)
- « … всякая власть является насилием над людьми, и … настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой - либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
- «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся: второй стадией была стадия удивления». (Мастер)
- «Протестую! Достоевский бессмертен». (Кот-Бегемот)
- "Среди гостей будут различные: Если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице" (Коровьев)
- " Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)
- «Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» (Левий Матвей)
- «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят…» (Воланд)
- Итоговая часть занятия. (7 мин.)
Преподаватель русского языка и литературы: Ответим на главные вопросы нашей сегодняшней беседы. Что такое добро, по Булгакову?
Обучающиеся: Добро — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Добро – это еще и милосердие. “Все люди добрые” — это символ веры и самого писателя, во всяком случае, то, во что он хотел бы верить. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения.
Преподаватель русского языка и литературы: А что такое зло по Булгакову?
Обучающиеся: Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в душе самого человека. Зло состоит в том, что люди слабы, ничтожны, трусливы, что они “не совсем люди, не совсем души”. Такие люди не могут быть счастливыми по определению.
Преподаватель русского языка и литературы: Как вы думаете, можно ли победить зло?
Обучающиеся: Зло можно победить лишь справедливостью. Окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие.
Преподаватель русского языка и литературы: Вы правы, ребята. Тема добра и зла останется для человечества вечной навсегда. И только сам человек сможет победить в себе зло. Нужно жить справедливо, быть сильным душой, добрым сердцем. Вот чему учит нас роман «Мастер и Маргарита».
Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)
Подведение итогов урока, выставление комментируемых оценок.
- Домашнее задание: (1-2 мин.) Написать сочинение-рассуждение «Чего больше в 21 веке, добра или зла?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока: Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд; Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения; Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.
Эпиграф : «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Пороки Лиходеев С. Взяточничество Босой Н. И. Неверие Берлиоз М. Хамство Прохор Петрович Карьеризм Варенуха Алчность Римский Пьянство Соков Бюрократизм
1. «… был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». Знаете ли вы роман «Мастер и Маргарита» ? Ч Е Й П О Р Т Р Е Т ? Михаил Александрович Берлиоз
2. «… плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках». Иван Николаевич Понырев, поэт Бездомный
3. «Этот человек был маленького одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом с человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Иешуа Га - Ноцри
14 4. «… маленького роста, пламенно- рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий … из кармашка, где … носят платочек… торчала обглоданная куриная кость». Азазелло
14 5. «… росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Воланд
14 6. «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с каким – то беспокойством и назойливыми глазами». Фрида
7. «… молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшей на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец … шел бодро…». 14 Иуда
8. « … тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне …». 14 Коровьев
9. « бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающими на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». 14 Мастер
10. «… человек, лет под сорок, черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по – волчьи, исподлобья». 14 Левий Матвей
Ч Ь И Э Т И С Л О В А ? 1. «В нашей стране, атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге». Михаил Александрович Берлиоз
2 . «Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие – то девушки, невнятно произносящие названия мест… Мой глобус гораздо удобнее, тем более, что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан ? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали». 14 Волонд
3 . « … всякая власть является насилием над людьми, и … настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой - либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». 14 Иешуа Га - Ноцри
4 . «Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по – итальянски» 14 Мастер
5 . « Я верую! .. Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука ? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко…». 14 Маргарита
6 . « Протестую! Достоевский бессмертен!» 14 Бегемот
7. «… Убежденный фальшивомонетчик , государственный изменник, но очень не дурной алхимик. Прославился тем, что отравил королевскую любовницу…». 14 Коровьев
8. «… В праздничный вечер верующий уходит неизвестно зачем за город, покинув пасхальную трапезу, и там погибает…» 14 Понтий Пилат
9. «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят…» 14 Воланд
10. «Какой там композитор ? Ах да, да нет! Композитор – это однофамилец Миши Берлиоза!» 14 Иван Николаевич Понырев, поэт Бездомный
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
На уроке ставились цели: 1) Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой цар...
Тема урока: «Три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». "Новая Экономическая Политика"
План урока...
Тест по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Тест по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок -проект по теме "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова"
Урок -проект по теме: "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова" предполагает обобщение знаний по роману М.А. Булгакова. В процессе работы созданы учениче...
Модель урока на тему "Добро и зло" , роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендации и методические пособия по изучению романа «Мастер и Маргарита» в школе. В рамках данного параграфа представляю мод...
Конспект урока по теме "Роман "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова
В конспекте урока предоставлен первый урок при изучении романа "Мастер и Маргарита ". Тип урока - урок изучения нового материала . Форма проведения : лекционно-семинарское занятие .Про...