Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
презентация к уроку по теме

Брускевцева Ирина Сергеевна

Вприведенном методическом материале   приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._a._bulgakov._dobro_i_zlo_v_romane_-_kopiya.docx35.68 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt708.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Методическая цель: Развитие познавательной активности обучающихся.

Дидактические цели урока:

Образовательные:

1.Определить функция Князя Тьмы  в романе; понять, за что наказывает людей Воланд;

2.Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;

3.Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к изучению творчества М. А. Булгакова, пробудить интерес к роману, воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе; воспитание чуткого, бережного отношения к слову, к народным истокам, культуре.

               2.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.

              3.Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность  к делу, интерес  к дисциплине.

Развивающие:

      1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций,  творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

      2. Развитие памяти, речи, умение выделять главное, обобщать, систематизировать материал,  логически  мыслить, рассуждать, стремление повышать профессиональный уровень.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. 

Методы и приемы: слово учителя, беседа, монологический ответ, проблемные вопросы и задания, эвристический метод, метод творческого чтения.

Средства обучения:  презентация, текст художественного произведения, конспект, портрет М. А. Булгакова,

Межпредметные связи: история, религия, русский язык

                                                           

Ход урока

1.Организационный момент (1-2 минуты): приветствие, подготовка обучающихся к уроку, рапорт дежурного.

2. Сообщение целей  и определение темы занятия ( 1-2 минуты ) (На экране)  

Преподаватель русского языка и литературы:

Цель урока: Определить функция Князя Тьмы  в романе; понять, за что наказывает людей Воланд; развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения; воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

(На экране)

Преподаватель русского языка и литературы:  (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,

 А кто нас искушает, исполняя все мечты?

 Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»

 Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!

 Но верю, нас рассудит лишь одно.

 Сойдутся вновь…

 (преподаватель делает паузу и даёт понять, что обучающимся нужно продолжить мысль)

 Добро и зло.

Преподаватель русского языка и литературы:

Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Определите пожалуйста тему.

Обучающиеся определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Преподаватель русского языка и литературы:

Давайте обратимся к эпиграфам, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (На экране)

3.Актуализация опорных знаний обучающихся  (5 минут)

Преподаватель русского языка и литературы:

А теперь вспомним немного историю романа.

  • Сколько лет М. А. Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита»? (12 лет)
  • Почему данный роман называют «закатным романом»? (Потому что это последний роман М. А. Булгакова, который умирая, его дописывал).
  • На какие три сюжетные линии можно разделить роман? ( Библейские главы, московские главы, любовные главы) - В каких временных пластах происходит действие романа? ( I век нашей эры, город Ершалаим, Москва 30-х годов).
  • Почему данное произведение имеет композицию «роман в романе»?

3. Основная часть урока. (20 мин.)

Преподаватель русского языка и литературы:

Очень хорошо. А теперь непосредственно обратимся к теме  нашего урока.

Назовите мне пожалуйста имена главных героев. (Мастер, Маргарита, Воланд, Коровьев, Азазело, Гела, Кот-Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Иван Бездомный).

Преподаватель русского языка и литературы: Центральный для понимания этой проблемы является, конечно же, образ Воланда. Воланд – это Сатана. Какие традиционные функции в образе Воланда мы можем отметить?

Обучающиеся:  Дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней, властелин зла.

Преподаватель русского языка и литературы: А в романе Булгакова каким предстает перед нами Сатана? Действительно ли в нём воплощено зло? А что если Воланд — это положительный герой? Разберемся в этих вопросах сегодня вместе.

        Чтобы понять, воплощением доброго или злого начала является Воланд, обратимся к эпиграфу.

Так кто ж ты,

наконец?

- Я – часть той силы,

что вечно хочет зла и вечно

совершает благо.

Преподаватель русского языка и литературы: Однозначен ли образ князя сатаны в эпиграфе романа?

Обучающиеся: Образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению.

Преподаватель русского языка и литературы: С какой целью прилетел в Москву Сатана?

Обучающиеся: Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».

Преподаватель русского языка и литературы: Поговорим о моментах проявления зла и добра в романе.

Какие образы и моменты романа мы можем отметить, когда явно видно проявление доброты к людям?

Обучающиеся: Маргарита. Она разгромила квартиру Латунского, но мстит она не за себя, и пыл её тут же утихает, когда она видит испуганного ребёнка. Маргарита доброжелательна ко всем . Она всех воспринимает положительно, все ей нравятся, кажутся хорошими, даже Азазелло. И этим она похожа на Иешуа и на Мастера.

Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. В свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл. Мастер прощает Понтия Пилата–своего героя и дарит ему свободу.

Иешуа - он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата.

Преподаватель русского языка и литературы: отметим, тех, кто является воплощением злых начал в романе. 

Обучающиеся: Образы проявления зла – Москвичи, Понтий. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.

Преподаватель русского языка и литературы: Как вы думаете, в чем отличие злых москвичей от злого Понтия?

Обучающиеся: Москвичи вызывают лишь отвращение. Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — его сердце очерствело.

Преподаватель русского языка и литературы: Кого и за что наказывает Воланд?

Обучающиеся: Воланд наказывает людей за их пороки.

Преподаватель русского языка и литературы: Давайте с вами вспомним за что и кого наказывает Воланд. ( На экране)

C:\Users\Ира\Desktop\01.gif

Преподаватель русского языка и литературы:

Воланд — дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает — и это одна из загадок романа.

 Как вы думаете, почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?

Обучающиеся: Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.

Преподаватель русского языка и литературы: А теперь давайте-ка посмотрим на поступки Воланда вживую. (Сценка) 5-7мин.

  1. Закрепление полученных знания

Угадай, чьи это слова?

  1. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (Воланд)
  2. « Я верую! .. Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко…». (Маргарита)
  3. « … всякая власть является насилием над людьми, и … настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой -  либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
  4. «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся: второй стадией была стадия удивления». (Мастер)
  5. «Протестую! Достоевский бессмертен». (Кот-Бегемот)
  6. "Среди гостей будут различные: Если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице" (Коровьев)
  7. " Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)
  8. «Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» (Левий Матвей)
  9. «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят…» (Воланд)
  1. Итоговая часть занятия. (7 мин.)

Преподаватель русского языка и литературы: Ответим на главные вопросы нашей сегодняшней беседы. Что такое добро, по Булгакову?

Обучающиеся: Добро — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Добро – это еще и милосердие. “Все люди добрые” — это символ веры и самого писателя, во всяком случае, то, во что он хотел бы верить. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения.

Преподаватель русского языка и литературы: А что такое зло по Булгакову?

Обучающиеся: Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в душе самого человека. Зло состоит в том, что люди слабы, ничтожны, трусливы, что они “не совсем люди, не совсем души”. Такие люди не могут быть счастливыми по определению.

Преподаватель русского языка и литературы: Как вы думаете, можно ли победить зло?

Обучающиеся: Зло можно победить лишь справедливостью. Окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие.

Преподаватель русского языка и литературы: Вы правы, ребята. Тема добра и зла останется для человечества вечной навсегда. И только сам человек сможет победить в себе зло. Нужно жить справедливо, быть сильным душой, добрым сердцем. Вот чему учит нас роман «Мастер и Маргарита».

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Подведение итогов урока, выставление комментируемых оценок.

  1. Домашнее задание: (1-2 мин.) Написать сочинение-рассуждение «Чего больше в 21 веке, добра или зла?»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.А.Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»

Слайд 2

Тема: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 3

Цели урока: Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд; Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения; Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

Слайд 4

Эпиграф : «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Слайд 5

Пороки Лиходеев С. Взяточничество Босой Н. И. Неверие Берлиоз М. Хамство Прохор Петрович Карьеризм Варенуха Алчность Римский Пьянство Соков Бюрократизм

Слайд 6

1. «… был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». Знаете ли вы роман «Мастер и Маргарита» ? Ч Е Й П О Р Т Р Е Т ? Михаил Александрович Берлиоз

Слайд 7

2. «… плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках». Иван Николаевич Понырев, поэт Бездомный

Слайд 8

3. «Этот человек был маленького одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом с человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Иешуа Га - Ноцри

Слайд 9

14 4. «… маленького роста, пламенно- рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий … из кармашка, где … носят платочек… торчала обглоданная куриная кость». Азазелло

Слайд 10

14 5. «… росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Воланд

Слайд 11

14 6. «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с каким – то беспокойством и назойливыми глазами». Фрида

Слайд 12

7. «… молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшей на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец … шел бодро…». 14 Иуда

Слайд 13

8. « … тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне …». 14 Коровьев

Слайд 14

9. « бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающими на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». 14 Мастер

Слайд 15

10. «… человек, лет под сорок, черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по – волчьи, исподлобья». 14 Левий Матвей

Слайд 16

Ч Ь И Э Т И С Л О В А ? 1. «В нашей стране, атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге». Михаил Александрович Берлиоз

Слайд 17

2 . «Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие – то девушки, невнятно произносящие названия мест… Мой глобус гораздо удобнее, тем более, что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан ? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали». 14 Волонд

Слайд 18

3 . « … всякая власть является насилием над людьми, и … настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой - либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». 14 Иешуа Га - Ноцри

Слайд 19

4 . «Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по – итальянски» 14 Мастер

Слайд 20

5 . « Я верую! .. Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука ? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко…». 14 Маргарита

Слайд 21

6 . « Протестую! Достоевский бессмертен!» 14 Бегемот

Слайд 22

7. «… Убежденный фальшивомонетчик , государственный изменник, но очень не дурной алхимик. Прославился тем, что отравил королевскую любовницу…». 14 Коровьев

Слайд 23

8. «… В праздничный вечер верующий уходит неизвестно зачем за город, покинув пасхальную трапезу, и там погибает…» 14 Понтий Пилат

Слайд 24

9. «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят…» 14 Воланд

Слайд 25

10. «Какой там композитор ? Ах да, да нет! Композитор – это однофамилец Миши Берлиоза!» 14 Иван Николаевич Понырев, поэт Бездомный

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

На уроке ставились цели:   1)  Раскрыть нравственный  смысл сказки Пушкина,     рассмотреть категории добра и зла  на  примере « Сказки о мёртвой цар...

Тест по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тест по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок -проект по теме "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова"

    Урок -проект по теме: "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова" предполагает обобщение знаний по роману М.А. Булгакова.  В процессе работы созданы учениче...

Модель урока на тему "Добро и зло" , роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков

В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендации и методические пособия по изучению романа «Мастер и Маргарита» в школе. В рамках данного параграфа представляю мод...

Конспект урока по теме "Роман "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова

В конспекте урока предоставлен первый урок при изучении  романа "Мастер и Маргарита ". Тип урока - урок изучения нового материала . Форма проведения : лекционно-семинарское занятие .Про...