Методическая разработка открытого занятия "Нормативное использование слов и фразеологизмов"
план-конспект занятия на тему

Кравченко Лариса Николаевна

Открытое занятие предусмотрено  для студентов СПО на базе ОПОП. Занятие с аспектным анализом улучшает качество проводимого занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования

«Академия маркетинга и социально-информационных технологий –ИМСИТ»

        г. Краснодар

Факультет среднего профессионального образования

Художественно-творческое отделение

Рассмотрено                                                                              Утверждаю

На заседании ПЦК                                                                    Председатель НМС,

Протокол №___ от «___»_________20____г.                      проректор по учебной работе,

                                                                                                    профессор

Председатель ПЦК                                                                    ________________Н.Н.Павелко

_______С.А.Дидик                                                                 «____»__________20________г.

 ОУД.01 «Русский язык»

                                        Конспект занятия с аспектным анализом

для студентов 1 курса всех специальностей

                  ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов

занятие в группе 16-СПО-ТИФ-01

специальность 54.02.08 «Техника и искусство фотографии»

«гуманитарный профиль»

Преподаватель Кравченко Л.Н.

Дата проведения   10 ноября 2016 год

г. Краснодар

Конспект занятия с аспектным анализом

Технологическая карта занятия

ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие-презентация

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Методическая цель: показать методику проведения урока-презентации по дисциплине «Русский язык».

Образовательная: 

ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;

 обучать студентов употреблению данных лексических понятий.

Развивающая: развивать аналитические навыки;

-развивать умение использовать основные лексические понятия в речи 

Воспитательная: прививать любовь и бережное отношение к родному языку.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Использованная литература

1. Розенталь Д.Э. Русский язык: учеб. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2014

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл./  –М.: Просвещение, 2014.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006

ОБОРУДОВАНИЕ:

-компьютер;

-экран;

-авторская презентация;

- раздаточный материал.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

2. План изложения нового материала:

1.Повторение ранее изученного материала с целью определения темы (Кроссворд)

2.Изучение нового материала

- паронимы и частичные омонимы в речи;

-синонимы и речевая культура;

-употребление фразеологизмов в речи.

3.Закрепление нового материала:

Выполнение упражнений по раздаточному материалу.

Выполнение заданий по материалам презентации.

 4.Домашнее задание.

1Вопросы

2.Работа со словарем. Как вы понимаете значение слов: добродетель, добропорядочность, добросердечие, доброта? Как они соотносятся со значением слова добро? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре. Составить тезисный план ответа «Нормативное употребление слов и фразеологизмов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическая работа с использованием презентации

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Методическая цель: Показать методику проведения урока-презентации по дисциплине «Русский язык», продемонстрировать эффективность использования информационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин.

Образовательная: используя инновационную форму обучения - презентацию, ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;

 обучать студентов употреблению данных лексических понятий.

Развивающая: развивать у студентов умение воспринимать и усваивать информацию, поданную в форме презентации.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-компьютер;

-экран;

-авторская презентация;

- раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

I. Организационный момент (Приветствие, контроль готовности к занятию, работа с журналом)

Мотивация изучения темы и целей (определение темы, ее значимости, формулировка цели) Слайд 1

II. Повторение ранее изученного материала с целью определения темы занятия.

Формулировка темы через лексический диктант. Необходимо заполнить «кроссворд», который раздаётся заранее.

Преподаватель: Чтобы сформулировать тему нам необходимо найти недостающее слово в названии темы «…употребление слов и фразеологизмов». Для этого мы заполним кроссворд и в вертикальной полосе прочитаем недостающее слово в теме. Вам необходимо вспомнить и назвать тот лексический термин или понятие, к которому относится названное мною определение и вписать его в строчки по горизонтали (вопросы дублируются в раздаточном материале:

 1) новое лексическое значение, которое образуется при сходстве между предметами (переносное); Слайд 3

 2) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию,

но разные по лексическому значению (омонимы); Слайд 4

 3) основное лексическое значение слова (прямое); Слайд 5

 4) общее значение слов как частей речи (грамматическое); Слайд 6

 5) слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные); Слайд 7

 6) слова с противоположным лексическим значением (антонимы); Слайд 8

 7) как называется словарный запас, в который входят слова повседневно употребляемые, значение их понятно всем людям (активный); Слайд 9

 8) как называется словарный запас, состоящий из слов, которые не стали общеупотребительными (пассивный); Слайд 10

 9) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения (синонимы); Слайд 11

 10) как называется значение слова, в котором выражена его соотнесенность с явлением реальной действительности (лексическое); Слайд 12

 11) как называются устойчивые сочетания слов (фразеологизмы); Слайд 13

Студенты читают в кроссворде по вертикали слово «нормативное» Слайд13

Преподаватель: Исходя из вашего ответа, сформулируем полный текст темы урока: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов» Слайд 14

Что понимается под нормами словоупотребления? Слайд 15

Преподаватель: Какие слова, на ваш взгляд являются ключевыми в тексте определения? (правильность выбора слова в его значении и его сочетаемость с другими словами). Следовательно, для соблюдения норм словоупотребления необходимо соблюдать следующие правила: Слайд 16 (записать в тетрадь)

Преподаватель: Знакомство с данными правилами и освоение их применения будет являться целью нашего занятия, то есть уже известные нам лексические понятия (синонимы, фразеологизмы т.д.) мы рассмотрим именно с этих позиций: в каких случаях применение данных слов является правильным с точки зрения их лексического значения, а также каковы варианты их сочетаемости с другими словами.

III. Изучение нового материала.

1.1Паронимы и частичные омонимы в речи.

Преподаватель разъясняет студентам понятие «паронимы».

 Неправильный учет лексического значения очень часто становится причиной смешения в речи слов паронимов. Предлагает начать работу в тетрадях. Слайд 17

Как видно из определения и примеров легко допустить ошибку в употреблении данных слов. Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

Паронимы, входящие в пару, сочетаются с разным набором слов. Слайд 18 Например, слова гарантийный – гарантированный сочетаются с определенным, своим набором слов:

Преподаватель: И такое определенное сочетание паронимов со «своими» словами зависит от лексического значения паронимов. Следовательно, чтобы не допустить ошибки в употреблении паронимов, необходимо знать и учитывать их лексическое значение, то есть сочетаемость будет зависеть от значения. Слайд 19

Преподаватель: Перед вами прилагательные демонстративный - демонстрационный и их толкование, распределите существительные в две колонки под каждым прилагательным. Лексическое значение слов на слайде 20 (записать в тетрадь) Ответы-Слайд 21

Закрепление изученного материала о паронимах и частичных омонимах.

Задание 3 Выберите из предложенных паронимов подходящий по смыслу (на слайде). Устная работа по «цепочке». Развитие аналитических навыков, навыков лингвистических комментариев. Слайд 22

1) Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения

2) Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3) Семье (представили, предоставили) квартиру.

4) В квартире следует (провести, произвести) ремонт.

5) Это самое (памятное, памятливое) событие в моей жизни.

6) Это очень (обидный, обидчивый) поступок.

Преподаватель комментирует ответы студентов.

Выбор паронимов обосновать.

 Задание 4: Преподаватель предлагает студентам выполнить упражнение из раздаточного материала. Поясняет задание. Слайд 23

С каждым из существительных приведенных в скобках, составить словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными – паронимами.

Задание 5: Найдите лишние сочетания слов на слайде. Свой выбор объясните. Слайд 24

Ответ: Лишнее – это сочетание простой – простой, так как это не паронимы.

Преподаватель предлагает студентам прочесть теоретический материал из раздаточного и ответить на вопросы:

 - К какому лексическому понятию будут относиться данные слова (Это омоформы) Почему? Слайд 25

- К какой группе частичных омонимов можно отнести слова в каждом ряду? См. Слайд.25 Почему?

(1. это омоформы т.к. прилагательные и существительные совпали в одной грамматической форме.

2. это омофоны т.к. эти слова совпали только по звучанию;

3. это омографы т.к. эти слова совпали только в написании.

 - Что общего для данной группы слов? (это частичные омонимы)

Запись в тетрадь. Частичные омонимы: омофоны, омографы, омоформы.

Задание 6: Преподаватель предлагает студентам выполнить задание из раздаточного материала. Выписать по группам омонимы, омоформы, омофоны.

ОТВЕТ:

  Омоформы                             Омофоны                         Омографы                                              

Не жалея мыла –                  Сноса – с носа                   мукой – мукой

терпеливо мыла;                   От мыла – отмыла

выскочил из норки –            Покалачу – по калачу

спросил у норки                  к рынку – крынку

поэт заводит речь –             впасть – в пасть

поэта заводит речь;

прав – прав;

вздумали напасть –

вот напасть;

с армией осиной –

дрался осиной;

куда попало –

попало;

Закрепление изученного материала о паронимах и частичных омонимах.

- Что помогает различать частичные омонимы (контекст);

 - Что необходимо учитывать при употреблении паронимов (их лексическое значение).

3.2 Синонимы и речевая культура.

Преподаватель разъясняет связь синонимов с речевой культурой.

Преподаватель: Русский язык богат синонимами, что позволяет говорящему или пишущему раскрыть явление или предмет с разных сторон. Например, подберите прилагательные для обозначения чего-либо небольшого (маленький, небольшой, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый); подберите прилагательные для обозначения большого по размеру (громадный, большой, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный). Желательно расположить по возрастанию признака. Слайды26

Преподаватель предлагает студентам прочитать теоретический материал из раздаточного и ответить на вопрос:

 - Докажите, что, располагая данные синонимы на слайде в определенном порядке, я использовала прием градации. Слайд 27

Первичное закрепление материала.

Преподаватель предлагает выполнить задание из раздаточного материала

Задание 7 Записать предложение, провести пунктуационный разбор. Выписать синонимы, располагая их по принципу градации. Слайд 28 - 29

Преподаватель делает вывод: В речи можно использовать не только отдельные синонимы, но и синонимические ряды.

Синонимы позволяют говорящему или пишущему по-разному обозначить одну и ту же ситуацию, охарактеризовать одно и то же лицо или предмет. Чем большей точности хочет добиться в своей речи говорящий или пишущий, тем больше внимания следует обратить на синонимы. Но к выбору слов необходимо относиться продуманно. Сравните для примера два предложения. Слайд 30

В каком предложении сказуемое выражает торжественность обстановки? (совокупность, очевидно, что такое значение свойственно первому предложению).

Замените, где это возможно слово правильный синонимом верный, в каких случаях такая замена невозможна? Почему? Слайд 31

Преподаватель: говоря об особенностях использования синонимов в речи, следует отметить, что благодаря наличию большого количества данной группы слов в языке можно избежать повторений одних и тех же однокоренных слов, сравните: Слайд32

Задание: устраните немотивированный повтор слов синонимической заменой. Слайд 33

3.3 Употребление фразеологизмов в речи.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

- что изучает фразеология?

- что наказывается фразеологическим оборотом?

  1. Наблюдение: что общего между данными группами слов? Слайд 34

Ответ: перед нами синонимические ряды. Причем второй ряд составлен из фразеологизмов.

Преподаватель: Каково общее значение данных фразеологизмов? (так можно сказать о человеке, который все умеет делать).

- Можно ли использовать данные фразеологизмы в деловой речи, например, в характеристике? (нет, зато их можно употреблять в обычном разговоре)

Вывод: Фразеологизмы имеют стилистическую окраску, что определяет их употребление в речи.

Первичное закрепление.

Задание из раздаточного материала.

Ответы:  Слайд 35

Разговорно-бытовые: во все лопатки; выжить из ума; мочи нет; надуть губы; с ума сошел; сесть в калошу; и так, и сяк.  

Литературно-книжные: заключить в объятья; земля обетованная; золотой телец; слуга двух господ; чего изволите;

Литературно-поэтические: воздушный замок; воздушный океан; за тридевять земель; красная девица; лебединая песня; терновый венец.

Официально-деловые: вооруженные силы; вступить в силу; довести до сведения; женский пол; охрана труда; принять резолюцию; сжатые строки; тайное голосование; холодная война.

Межстилевые: во всяком случае, время от времени, от всего сердца, под открытым небом, сдержать слово, стереть с лица земли, что и требовалось доказать.

Преподаватель дает задание: исправьте ошибки, возникшие в результате неверного употребления фразеологизмов. Слайд 36

Но иногда умелая намеренная замена слов во фразеологизмах может явиться основой для каламбуров и шуток.

Задание: сравните заголовки газет и назовите фразеологизмы, послужившие основой для каламбуров. Слайд 37

Преподаватель: Во фразеологизмах слова теряют свою смысловую самостоятельность и употребляются, как правило, в переносном значении, но если слова, входящие в оборот употребить в прямом значении, то фразеологизм перестанет быть фразеологизмом.

Задание10 С данными словосочетаниями составьте по два предложения: Слайд38

а) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле

б) чтобы сочетание выступало в роли фразеологизма

IV. Закрепление изученного материала: Слайд 39

  1. Что такое паронимы?
  2. Как избежать ошибки в употреблении паронимов?
  3. Назовите частичные омонимы. Что помогает их отличить друг от друга?
  4. Что помогают избежать в речи синонимы?
  5. Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

V. Подведение итогов урока.

1.Домашнее задание. Слайд 40

 

Аспектный анализ  

открытого занятия преподавателя Кравченко Л.Н. по дисциплине

ОУД.01 «Русский язык»

Тема: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов»

Тип занятия: практическое занятие -  презентация

Междисциплинарные связи: литература

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Методическая цель: Показать методику проведения практической работы с использованием презентации по дисциплине «Русский язык».

Образовательная: используя инновационную форму обучения – презентацию в практической работе ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;

 обучать студентов употреблению данных лексических понятий.

Развивающая: развивать у студентов умение воспринимать и усваивать информацию, поданную в форме презентации.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: 

Использованная литература

1. Розенталь Д.Э. Русский язык: учеб. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2014

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл./   –М.: Просвещение, 2014.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-компьютер;

-экран;

-авторская презентация;

- раздаточный материал.

Характеристика урока

Баллы

Выводы

1.Дидактическая цель определяет:

1.1. Логику изучения содержания учебного материала

2

Реализовано

полностью

1.2. Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося

2

Реализовано

полностью

2. Цель по содержанию урока:

2.1.        Соответствует содержанию учебного материала

2

Реализовано

полностью

2.2.        Конкретизирует познавательный, развивающий, воспитательный результаты обучения

2

Реализовано

полностью

3. Организовано действие учащихся по принятию пели

Реализовано

полностью

4. Методы обучения:

4.1. Соответствуют уровню учебных возможностей обучающихся

2

Реализовано

полностью

4.2. Способствуют мотивации

2

Реализовано

полностью

4.3. Обеспечивают диалог в обучении

1

Реализовано

частично

4.4. Способствую достижению ТДЦ

2

Реализовано

полностью

5. Формы организации познавательной деятельности:

5.1. Обеспечивают сотрудничество между обучающимися

1

Реализовано

частично

5.2. Способствуют включению каждого обучающегося в деятельность по достижению цели

2

Реализовано

полностью

6. Задания для самостоятельной работы:

6.1. Способствуют достижению ТДЦ

2

Реализовано

полностью

6.2. Обеспечивают эффективность методов обучения

2

Реализовано

полностью

6.3. Соответствуют содержанию учебного материала

2

Реализовано

полностью

7. Средства обучения

7.1. Обеспечивают усвоение знаний и умений

2

Реализовано

полностью

7.2. Стимулируют развитие творческих способностей

2

Реализовано

полностью

7.3. Обеспечивают воспитание эмоционально    ценностного отношения к миру

2

Реализовано

полностью

8. Выводы об уровне достижении ТДЦ

8.1. Образовательный аспект

2

Реализовано

полностью

8.2. Развивающий аспект

2

Реализовано

полностью

8.3. Воспитательный аспект

2

Реализовано

полностью

Итого:

36

Эу = 95%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка на тему: «Синтез слова и музыки: из опыта внеклассной деятельности».

На базе собственного опыта работы авторы раскрывают соединения слова и музыки на базе многочисленных концертов и литературных гостинных....

Методическая разработка открытого занятия с использованием интерактивного плаката на тему "Программное обеспечение ПК"

Тема: Программное обеспечение ПКВид занятия: лекция информационнаяЦель занятия:Раскрыть обучающимся сущность, назначение и классификацию программного обеспечения компьютера.Методическая цель: продемон...

Методическая разработка открытого учебного занятия по УД Информатика по теме: «MS Excel. Использование текстовых функций в расчетах»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯпо УД Информатикапо теме: «MS Excel. Использование текстовых функций в расчетах»для студентов 2 курса специальности 46.02.01"Документа...