Методическая разработка на тему: «Синтез слова и музыки: из опыта внеклассной деятельности».
методическая разработка на тему

На базе собственного опыта работы авторы раскрывают соединения слова и музыки на базе многочисленных концертов и литературных гостинных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_korobeynikovoy.docx49.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова»

Методическая разработка на тему:

«Синтез слова и музыки: из опыта внеклассной деятельности».

Преподаватели Коробейникова Т.И.

                              Савочкина М.И.

Липецк 2017 г

Прекрасное!

Я- твой прославитель!

Нет, я над тобой не властитель.

Прекрасное!

Я- твой служитель!

Жан Превер, французский поэт и кинодраматург.

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) являются преемниками многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Особое внимание в ФГОС уделено освоению новых направлений деятельности, созданию и внедрению новых образовательных  и досуговых программ, созданию инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности учебного заведения. В его задачи входит привлечение студентов в творческие занятия, исследовательские проекты, в ходе которых студенты научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. А это означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.

  Стандарт  к программе воспитания и социализации реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность, идеалы ценностей гражданского общества, семейные ценности, патриотизм, национальное согласие. Эта система ценностей должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Особое внимание в «программе» уделяется духовно-нравственному развитию, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.

Программа воспитания и социализации представляет собой документ, охватывающий осуществление духовно-нравственного развития и расширение ценностей, социально - нормативной сферы в рамках отдельных дисциплин, курсов, относящихся в том числе и к внеучебной  деятельности.

В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное и т. д.

Для реализации внеурочной деятельности важно ориентироваться на систему дидактических принципов гуманистического воспитания (Ю.В. Агапов, Н.С. Дежникова, Л.Г. Петерсон и др.), включающую, кроме того:

  1. принцип деятельности,
  2. принцип непрерывности,
  3. принцип целостности,
  4. принцип миниманса,
  5. принцип психологической комфортности,
  6. принцип вариативности,
  7. принцип творчества.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение (собственного) опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных студентами.

Цели внеурочной деятельности:

  •  на уровне личности обучающегося  – создание условий для реализации студентами своих потребностей, интересов, способностей в тех областях социальной, культурной, познавательной деятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий;
  • на уровне личности педагога – представление дополнительных возможностей для работы с группой по формированию коллектива; решение социокультурных, воспитательных, организационных задач; расширение пространства для реализации собственных интересов, общекультурных потребностей, развития профессионального мастерства в сфере воспитания;
  • на уровне учреждения – поиск содержания, формы, оптимально подчеркивающих образовательную специфику организации, её социокультурные, национальные и региональные особенности, собственные традиции и возможности педагогического коллектива.

Задачи внеурочной деятельности состоят в расширении общекультурного кругозора; формировании позитивного восприятия духовных, эстетических ценностей; развитии социальной активности; создании широкого пространства для общения.

Иными словами, внеурочная деятельность, прежде всего, расширяет культурное пространство учебного заведения. Кроме того, она помогает студенту почувствовать себя индивидом, которому предоставляются возможности попробовать свои силы в разных  видах деятельности вне зависимости от имеющихся способностей и перспектив достижения высоких результатов. Желание участвовать в тех или иных занятиях – главное условие для включения в художественное творчество, социальную деятельность. Задача педагога – помочь студентам не бояться этих «проб», поддержать их, пусть робкие вначале, желания проявить себя, реализовать скрытый потенциал к творчеству.

В пространство взаимодействия внеурочной деятельности включены концерты, выставки, фестивали, смотры и другие мероприятия, которые проводятся во внеурочное время и в которых принимают участие не только члены творческих объединений и их руководители, но и все желающие.

Педагог во внеурочной деятельности  становится проектировщиком, тьютором и консультантом события и событий: в классе, вне класса, в учебном заведении, вне учебного заведения, во время уроков или до, после, вместо них.

В этой связи нельзя не согласиться с предложением И.Д. Демаковой считать условием события детей и взрослых в каждой образовательной организации и одновременно «организационной единицей»  внеучебной деятельности детско-взрослую общность – контактную группу студентов и взрослых (от 5 до 50 человек), объединенных на основе эмоционально - психологической включенности каждого члена, чувства единения, принадлежности к группе, схожих интересов, общих ценностей и смыслов, совместной деятельности.

Творчество, кроме того что оно имеет образовательную ценность, являясь источником знаний и впечатлений, выполняет функции: вытеснения негативных переживаний; развития чувства внутреннего контроля и образного мышления; актуализации самовыражения и самоактуализации; пробы и освоения новых социальных ролей, помощи в самоопределении и самопознании, мобилизации внутренних сил.

Задачи внеклассной деятельности:

  •  развитие социальной активности;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей через различные  виды творческой деятельности (театральной, литературно-драматической, музыкальной и др.)
  • обогащение общей культуры;
  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования;
  • помощь в определении интересов и способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной и т.д.) и содействие в их реализации в творческих объединениях;
  • развитие коммуникативных умений.

Традиционно образовательный процесс осуществляется с опорой на деятельность педагога. Внеклассная деятельность корректирует эту традицию. Одним из главных субъектов внеурочной деятельности становится ученик, осуществляющий действие по отношению к самому себе и своему образованию (воспитанию, учению, развитию).

Для становления личности важно общение и обучение под влиянием взрослых, но не менее значимы его собственные усилия в познании и самооценке, в самовоспитании, в проектировании своего будущего и самореализации. Кроме того, он принимает самостоятельно решение о своём участии в совместной деятельности  и взаимодействии с другими, берет на себя ответственность за себя, свои поступки, за свою группу и колледж.

«Культивирование» этих качеств личности, несомненно, очень важно.  

Внеклассная работа дает возможность окунуться в атмосферу сотрудничества, содружества и сотворчества, активизирует потенциальные знания, а также содействует становлению и проявлению творческой индивидуальности, формирует коммуникативные качества личности, развивает конкурентоспособность, воспитывает мотивацию обучения и развитие познавательных интересов.

                      Притча о самом важном в жизни.

Один юноша тревожился по поводу своей жизни и своего будущего. Однажды утром он решил прогуляться вдоль берега океана. На берегу  никого не было. Вдруг он увидел у самой кромки океана странного старика. Подойдя ближе, юноша заметил, что старик очень медленно подбирает с земли камешки. Заинтригованный юноша подошёл к нему. Старик поднял голову и посмотрел на него.

- Чем вы так обеспокоены? – сказал он – на какой вопрос вы ищете ответ?

Юноша ответил почти не думая:

 - Кажется, я не могу понять, что для меня важнее всего в жизни. Нужно сделать так много, но как узнать, с чего начать?

 - Это очень просто, - сказал старик и, подняв с земли грубый глиняный кувшин, начал наполнять его камнями величиной с кулак.

Наполнив кувшин, он обернулся к юноше:

-Этот кувшин полный, не так ли?

-Да, - ответил юноша.

Старик поднял несколько мелких камешков и бросил их в кувшин, слегка встряхнув его, и камешки легко закатились в пустоты между большими камнями. Он снова обернулся к юноше:

-А теперь кувшин полный?

Юноша улыбнулся в ответ и снова ответил:

 - Да, точно.

И опять, без лишних слов, старик качнулся, зачерпнул горсть песка и бросил её в кувшин.

Песок заполнил пустоты между большими и мелкими камнями. На этот раз кувшин был действительно полон.

- Вот ответ на ваш вопрос, - сказал старик. – Большие камни – это самые важные вещи в жизни человека: семья, любимый человек, дети, здоровье, духовное развитие или мудрость – словом, если вы потеряете всё, кроме этого, ваша жизнь останется полной. Маленькие камешки, - продолжал старик, - это вещи, которые тоже важны для вас. Может быть, это маленькие блага, например, деньги, одежда, работа. А песок – сказал он, просыпая его сквозь пальцы, - это всё остальное: мелочи, которые на самом деле не имеют значения.

Юноша внимательно слушал, и старик продолжил:

 - Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остаётся места ни для маленьких, ни для больших камней. То же самое относится и к жизни. Если тратить всё своё время и энергию на мелкие и несущественные дела, не останется места для самого необходимого и по- настоящему важного, для вашего успеха.  В первую очередь позаботьтесь о больших камнях – о том, что действительно важно. Расставьте приоритеты. Всё остальное - просто песок.

     Сегодня важно понимать цель своей деятельности, опираться на ценностные ориентиры образования и цели своей деятельности, выбрать приоритеты, не утратить здравый смысл.

                                                    Притча о жонглёре.

Как-то к известному жонглёру пришел человек. «Я хочу научиться жонглировать, как вы», - сказал он. Жонглёр дал ему три шарика и сказал: «Основа нашего мастерства – каскад, перебрасывание трех шариков. Приходите, когда освоите этот приём».

Человек много дней тренировался, но без успеха – шарики падали. Разочарованный, он  вернулся к мастеру: «У меня ничего не получается. Почему?» - «Секрет не в том, чтобы умело ловить шарики, а в том, чтобы их правильно подбрасывать, - ответил жонглёр. – Думать надо, как бросать, а не как ловить. Научитесь делать правильный взмах при броске – и всё получится. А умение ловить придёт само».

Всякий раз, когда мы беремся за новое дело, возникает мысль пойти простым путём, сосредоточившись на получении результата через решение задачи «по мере их поступления». Однако если вы вступаете на неизвестную территорию, лучше попытаться увидеть всю картину и принять стратегическое решение с учётом своего состояния. Секрет не в быстром завершении дела  (в распределении обязанностей и подборе пакета программ) – «ловля шарика», а в процессе их «подбрасывания» (освоения навыка проектирования события и событий в образовательной среде коллектива).

Всегда трудно найти яркую и реализуемую на практике идею. Но  надо помнить, что главное – это настроиться и услышать, раздвинуть привычные рамки. Сегодня в исключительно мощном потоке информации архитрудно выловить идею, которая обязательно приведёт к успеху! Мы такую идею нашли.

Слово и музыка… Их соединение, синтез открывают серьёзные перспективы в работе.

Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии студентов, в формировании их миропонимания и национального  самосознания. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Наибольшей силой воздействия обладает поэзия.

            Возможности искусства многогранны: оно формирует интеллектуальные и нравственные  качества, стимулирует творческие способности, врачует. По мнению Гёте, «ничем другим нельзя отгородиться от мира, как искусством, и в то же время ничто так крепко не привязывает к миру, как искусство». Именно в нём мы находим то доброе, вечное, прекрасное, возвышающее наши души. Искусство даёт нам пищу духовную, то есть пищу для души. Не зря античная система образования включала в себя искусство как средство гармонизации личности. Это значит, что великую силу искусства осознавали ещё древние.

Творческое начало, как известно, заложено в каждом человеке. И если его развивать, то оно, безусловно, даёт свои всходы. И не страшно, что человек, возможно, не станет вторым Рихтером или Мацуевым. Куда важнее, что он будет просто любить и понимать прекрасное, ведь оно, по мнению Аристотеля, облагораживает нравы, а значит, делает человека и окружающий его мир лучше.

Именно с этой целью в далёком 1996 году председатели методической комиссии  общеобразовательных дисциплин Т.И. Коробейникова и методической комиссии общего фортепиано и концертмейстеров М.И. Савочкина объединили усилия, начали и до сих пор проводят интереснейшую работу. Сначала это были концерты с «подводкой» от одного номера к другому. Но вскоре возникло желание вводить текстовые комментарии, цитаты из художественных произведений, стихи и прозу, высказывания известных композиторов, музыкантов, писателей, философов -  возникли тематические концерты. Сегодня это единое действо – композиции, где соединены и слово, и музыка, и видеоряд.

Наши внеклассные мероприятия являются синтетической  формой  работы, позволяющей вобрать в себя различные виды искусства, литературы. Мы стараемся  творчески реализовать этот синтез. Слово лечит, но слово в гармонии с музыкой лечит вдвойне.

Совершенно иная атмосфера создается на мероприятии при звучании «живого» голоса. Встреча становится ярче, выразительнее, надолго запоминается. Отсюда сотрудничество с предметно – цикловыми комиссиями «Вокальное искусство», «Оркестровые струнные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Музыкальное искусство эстрады», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Фортепиано», «Сольное – хоровое народное пение», «Эстрадное пение».

Музыкально - литературные гостиные и тематические концерты проводятся ежегодно. Тематика концертов разнообразная: «Путешествие в страну фантазии» (романтизм в поэзии и музыке), «Природа и музыка», «Музыкальное наследие XX века», «Рождественские встречи», «Музыка и поэзия», «Обелиски памяти», «Вальс цветов», «Классика и современность», «Пушкин в музыке», «Сказка в музыке».

Особое место занимает тема Великой Отечественной войны:

  • 2004 г. – «Ради жизни на земле» (к 60-летию Победы в ВОВ);
  • 2005 г. – литературно-музыкальная композиция «Звучащая память человечества» (к 60-летию Победы в ВОВ)
  • 2009 г. – «Этот день Победы!» (к 65-летию Победы в ВОВ)
  • 2010 г.  – «Липецк в солдатской шинели» (к 65-летию Победы в ВОВ)
  • 2010 г. – «Живут они в песнях народа» (к 65-летию)
  • 2014 г. – «Победное эхо России» (к 70-летию)
  • 2015 г.  – «Майский день 45-го года»

Юбилейные концерты:

  • 2004 г. – «Какое это счастье – к родной земле любовь», областной концерт учащихся ДШИ, ДМШ, ОСДШИ и ЛОКИ им. К.Н. Игумнова по предмету фортепиано, посвящённый 50-летию образования Липецкой области;
  • 2007 г. – «Классика и современность» (к юбилею 50-летия ЛОКИ им. К.Н. Игумнова);
  • 2008 г. – «Где музыка берёт начало» ( к 50-летию со дня основания ЛОКИ им. К.Н. Игумнова);
  • 2012 г. – «Ветер странствий, ветер перемен» (к 50-летию первого выпуска ЛМУ);
  • 2013 г. – «Время, вперёд!» (к 60-летию образования Липецкой области)
  • 2013 г. – «Музыки прекрасные мгновения» (ЛОКИ им. К.Н. Игумнова – 55 лет)
  • 2014 г. – «В минуту жажды или счастья взлетит над клавишами звук» (в год Культуры к 60-летию Липецкой области)

Романс. Вокальное творчество:

  • 2002 г. – «Творцы русского романса»  (посвящённый 200-летию со дня рождения А.Е. Варламова)
  • 2007 г. – «Русский старинный городской романс»
  • 2010 г. – «Любовь - мелодия» (лирика в музыке)
  • 2012 г. – «Минувших дней очарованье» (старинный русский городской романс)
  • 2014 г. – «Очарование романса» (лирика в вокальной и хоровой музыке)

Музыка и авторы:

  • 1997 г.   - концерт-лекция «Фортепианное творчество Р.Щедрина»
  • 2004 г. – лекция - концерт «А.С. Даргомыжский. Вокальное творчество»
  • 2006 г. – « Пушкин  и музыка»
  • 2007 г. - лекция-концерт М.Равель. Утренняя серенада», А. Шнитке «Ревизская сказка»
  • 2009 г. – лекция - концерт «П. Виардо. И.С. Тургенев»
  • 2014 г. – «Возрождение прекрасных страниц» (к 140- летию со дня рождения К.Н. Игумнова)
  • 2015 г. – «Чудный дар природы» (к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского)

Времена года:

  • 2001 г. – «Предзимья пышный карнавал»
  • 2005 г. – «Рождественский сувенир»
  • 2006 г.  – «Декабрьские встречи»
  • 2006 г. – «Музыкальный вернисаж» (концерт преподавателей и концертмейстеров к 8 Марта)
  • 2010 г. – «Весна идёт! Весне дорогу!» (концерт преподавателей и концертмейстеров)
  • 2012 г. – «Весна идёт! Весне дорогу!» (Областной концерт учащихся ДШИ, ДМШ, ДАИ и ЛОКИ по предмету фортепиано)
  • 2013 г. – Музыкальный вернисаж «Встречаем масленницу» (концерт преподавателей и концертмейстеров)
  • 2013 г. – «Торжество весны и звука»
  • 2017 г. – «Весна… И хочется весь мир обнять… Согреть теплом души…»

Разное:

  • 2002 г. – «В ожидании чуда»
  • 2009 г. – «Где музыка берёт начало»  (Областной концерт учащихся ДШИ, ДМШ, ДАИ и ЛОКИ по предмету фортепиано)
  • 2009 г. – «Музыканты – прежде всего труженики»
  • 2011 г. – «Снимаем шляпу перед вашим, музыка, величеством»
  • 2011 г. – «Вальс цветов»
  • 2016 г. – «С любовью к ансамблю»
  • 2016 г. «Под счастливой звездой»
  • 2016 г. «Необычные ситуации в предсказуемых комбинациях или концертная жизнь, как она есть» (концерт преподавателей и концертмейстеров)
  • 2017  г. – «Музыка и кино»

Музыкально-литературные гостиные:

  •               «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» (посвящение Б. Л. Пастернаку),
  •              «Весь мир от красоты…» (посвящение А.А. Фету),
  •              «Люблю тебя, законченность сонета…» (сонеты В. Шекспира),
  •             «Путь к гармонии»,
  •              «Люблю тебя, мой край родной…»

Работа литературно – музыкальной гостиной проводится при поддержке администрации колледжа искусств им. К.Н. Игумнова.

На мероприятиях всегда много студентов разных специальностей, гостей, учеников ДАИ, родителей, преподавателей. Творческие встречи проходят в теплой дружеской атмосфере. Много положительных эмоций получают участники и гости.

Великий композитор Д. Шостакович говорил: «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать». Ведь идеи добра, справедливости и верности можно убедительно обосновать не только научным, но и художественным средством. Кстати, эту мысль одним из первых высказал известный российский психолог Лев Выготский, определив, что «эмоции искусства – суть умные эмоции». Мы понимаем, что совсем не обязательно говорить о наших мероприятиях в смысле постановочном, декорационном, оформительском. Хотя элементы оформления, декорирования, конечно, присутствуют.

Не это главное. Важен эффект воздействия. Владимир Немирович – Данченко говорил: «Для того чтобы возник театр, достаточно площадки, коврика, актёра и публики». Достаточно аудитории (помещения), педагога и слушателя. Но всё-таки следует подчеркнуть, что главная фигура, от которой зависит очень многое, конечно, - педагог, учитель. Именно от наших коллег зависит, станет ли для зрителя общение ярким, незабываемым, зовущим к творчеству и саморазвитию.

В. Набоков писал: «Если уйдёт чародей и останется только рассказчик и учитель, мы очутимся в неинтересной компании…» Действительно, очень важно обаяние и масштаб личности учителя. Учитель - творец, учитель - художник, учитель – музыкант, учитель - артист. Такие творческие личности с широким диапазоном эмоциональных реакций способны передать многие богатства искусства и человеческой культуры.

Любое мероприятие должно быть отлично сделано с мастеровой точки зрения, тогда оно долго не отпускает слушателя, заставляя мысленно возвращаться и возвращаться к увиденному.

Спасёт ли мир красота? Сегодня трудно ответить на этот вопрос.  И всё же объяснять, воспитывать, приучать, показывать прекрасное следует. Необходимо, чтобы встречи с искусством дарили радость. Интересными формами работы, увлекательными мероприятиями можно заинтересовать, ярко, экспрессивно показать, рассказать, тем самым дать импульс к духовному изменению. А это и есть самое главное в нашей работе.

Скульптор Сергей Конёнков когда-то сказал: «Смелее входите в мир прекрасного!» Разве не нам это адресовано? Давайте же чаще и смелее вводить наших студентов в прекрасный мир искусства, используя при этом весь свой творческий потенциал, свои артистические способности, соединяя в уникальный сплав музыку, изобразительное искусство и слово.

 

Список используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения/ А.Г. Асмолов//Педагогика.2009.№4.
  2. Газман О.С. «Академия» и «клуб»/Неклассическое воспитание. М.: МИРОС, 2002.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Программы внеурочной деятельности школьников. Художественное творчество. Социальное творчество. М.:Просвещение,2011
  4. Казаренков В.И. Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. М.: МГПУ, 1998.
  5. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. М.: Дрофа, 2003.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
  2. Российский общеобразовательный портал www.school-edu.ru
  3. Электронная библиотека статей по образованию http:www.libnet.ru

Приложение

Липецкий областной колледж искусств им. К. Н. Игумнова

Детская академия искусств

Методическая комиссия преподавателей общего фортепиано и концертмейстеров

Литературно-музыкальная композиция

«Липецк в солдатской шинели»,

посвященная годовщине Победы в Великой

Отечественной войне 1941-1945 годов

В программе концерта звучит музыка русских, зарубежных, современных композиторов в исполнении солистов, фортепианных, инструментальных ансамблей.

Липецк, 2013 г.

План мероприятия.

Организаторы: методическая комиссия

Ответственные:  преподаватели МК

Автор сценария: Савочкина М.И.

Ведущие: студенты ЛОКИ.

Тема: «Липецк в солдатской шинели»

Участники: учащиеся Детской академии искусств, исполнительские отделения

Время проведения: 1913 г.

Место проведения: зал ЛОКИ.

Цели:  

          - Учебная: познакомить учащихся и их родителей с разнообразными произведениями, представленными в сольном, ансамблевой исполнении, а также аккомпанементом.

          - Развивающая: развивать у учащихся музыкальный вкус, профессионально-ориентированные навыки и умения.

          - Воспитательная: воспитывать у учащихся патриотические и эстетические чувства.

          -Познавательная: познакомить учащихся с историей Липецка, связанной с периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

           

Методическое обеспечение: праздничное оформление сцены, мультимедийная установка, презентация, видео- и фотосъемка.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Липецк в солдатской шинели».

1 ведущая:

     Есть память, которой не будет конца. Чувство скорби, печали, мужества, веры и великой благодарности испытываем мы к тем, кто отстоял Родину и свободу от иноземных захватчиков. Памяти вечно молодых солдат и офицеров, наших земляков - липчан, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается.

2 ведущая:

            И грядет стоствольный салют,

            Бессмертная высь просияет.

            И правнуков к сердцу прижмут

            Седые бойцы – россияне –

                                                       Родные липчане мои…

                                                       Судьбе их отзывчиво, жарко

                                                       Откликнутся в лад соловьи

                                                       Из майского Нижнего парка.

1 ведущая:

   Время неумолимо, и уже в этом году мы отмечаем 68 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Годовщина славной Победы. Победы, которая ковалась ратным и трудовым подвигом.

    И радостный, и грустный праздник. Грустно от того, что всё меньше и меньше фронтовиков придут в этот день на Площадь Героев. Давайте внимательно – внимательно, чтоб запомнить, посмотрим на них.

   На войну они уходили от станка, со стройки или прямо со школьной скамьи… Одна профессия была на фронте – защитник. Так что по площади пойдут парадом наши защитники, те, кто с оружием в руках отстоял мир, Родину, жизнь. И второй подвиг совершили тоже они: все, что разрушено было войной, - восстановили, построили и украсили наш город.

2 ведущая:

      Первый и последний дни войны. Первые взрывы фашистских снарядов и боли в рассветной тишине 22 июня 1941 года. Последние залпы, победные, мирные, возвестившие человечеству 9 мая 1945 года о разгроме гитлеровской Германии. И между этими двумя днями годы, наполненными горем и надеждами, страданиями и борьбой. Годы, в которых с исключительной яркостью проявилась могучая сила духа нашего народа.

1 ведущая:

      Нам было все отпущено сверх меры-

      Любовь, и гнев, и мужество в бою.

      Теряли мы друзей, родных, но веры

      Не потеряли в Родину свою.

2 ведущая:

   22 июня - начало войны. Только в первые часы поступило около 5000 заявлений липчан отправиться на фронт. Ушедших на фронт у станков заменили отцы, матери, жены.

   Фронт приближался. В октябре 1942 он подошел к самым границам нашего края. Оборудование заводов Новолипецкого металлургического и «Свободный сокол» демонтировано и отправлено в глубь страны. Создавалось народное ополчение. Возводились оборонительные рубежи.

1 ведущий:

   Прифронтовой город Липецк становится центром подготовки стрелков, автоматчиков, медсестер. На территории дислоцировалось 83 госпиталя. 42 000 липчан ушли на фронт, каждый шестой не вернулся с поля боя. За воинскую доблесть, мужество и храбрость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 15 000 горожан награждены медалями и орденами, 7 стали Героями Советского Союза, 14 героев – уроженцы Липецкого района.

   Гитлеровцы дважды вторгались в пределы Липецкого края, оставляя пожарища, разрушения, людское горе. Но во время Елецкой операции 1941 года (декабрь) и под Воронежем 1943 года угроза захвата города ликвидирована.

2 ведущий:

      Горевши четырежды в танке

      И выживший с дюжиной ран,

      Сидит на скамеечке в парке

      Минувшей войны ветеран.

1 ведущая:

       Из воспоминаний ветерана войны- липчанина: « Война- это не кино с захватывающими эпизодами, а тяжелый труд, изнуряющие будни. И в этой беспросветности ты должен не потерять себя духовно, сохранить физические и нравственные силы для решающей схватки с врагом и … выжить. Молодость, любовь к Отчизне и жажда жизни помогли выдержать, сохранить силы для решающей силы для схватки с врагом».

2 ведущая:

     Липецк помнит имена воинов-освободителей.

     29 улиц Липецка носят имена Героев Великой Отечественной войны – уроженцев липецкого края или погибших на липецкой земле (улицы Водопьянова, Газина, Меркулова, Гришина, Барашева, Бурлакова, Папина, Кочеткова, Литаврина, Гусева, Нестерова, Степанищева… );

    Около тридцати улиц названы в честь Героев Советского Союза – участников Великой Отечественной войны и сопротивления советского народа фашистским захватчикам ( улицы Доватора, Гастелло, Ватутина, Черняховского, Катукова, Полетаева, Олега Кошевого, Шевцовой, Зои Космодемьянской, Матросова, …);

     5 улиц названы в честь знаменитых советских летчиков ( улицы Чкалова, Леваневского, Водопьянова, Расковой, Осипенко).

   Липецк увековечил память о земляках, которым в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. На улицах города можно встретить памятники и мемориальные доски, на которых читаем:

   - улица имени Героя Советского Союза генерал-майора Доватора Льва Михайловича

   - улица имени дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск Катукова Михаила Ефимовича

   - улица имени Героя Советского Союза старшины медицинской службы Константиновой Ксении Семеновны

   -улица имени Героя Советского Союза старшего лейтенанта Барашева Дмитрия Ивановича

   - улица Литаврина названа именем липчанина Героя Советского Союза летчика-полковника Сергея Гавриловича Литаврина

   - улица имени Героя Советского Союза маршала артиллерии Неделина Митрофана Ивановича

   - улица имени Героя Советского Союза гвардии старшины Папина Павла Андреевича

   - улица имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Меркулова Серафима Петровича

1 ведущая:

   Липецкий авиацентр подготовил в своих стенах целую плеяду летчиков. Свыше 300 человек, прошедших обучение в небе над Липецком, удостоено звания Героя Советского Союза.

2 ведущая:

     Кто в теплушке, а кто на лошадке

     Уезжали на службу они.

     А вокруг полушалки да шапки

     Многочисленной дружной родни.

     Им коротких деньков не хватило

     Чтобы выбрать подруг и невест,

     Задрожала земля от тротила

     Запылали пожары окрест.

 

     И орду бронированных чудищ

     Довелось им с винтовкой встречать,

     Разве ты это время рассудишь?

     Разве можно об этом молчать?

     Поднимались и насмерть стояли.

     Что там сталь, что железо иметь.

     « Ах, какие ребята сгорали,

      Не успев сыновей заиметь! »

1 ведущая:

     Сюда, где пламя по ветру струится,

     Где даже камни от цветков красны,

     Приходит мать, чтоб низко поклониться

     Всем сыновьям, что не пришли с войны.

2 ведущая:

    Под Ельцом ли, под Ельней

    Хоронили солдат,-

    То березы, то ели

    В изголовье шумят.

    Все, что надо, построим,

    Все исполним сполна.

    Помни, площадь Героев,

    Помни их имена!

1 ведущая:

     Во всех сегодняшних делах и заботах важно помнить об уроках войны и Победы, помнить о тех, кто не дожил до светлого дня.

     Война и жизнь – очень недолго они способны соседствовать. В их единоборстве, в конце концов, до сих пор побеждала жизнь. Но какой ценой! И забывать об этом никому нельзя, ни на минуту.

     Низкий поклон вам, ветераны войны!

В сценарии использованы стихи Б. Шальнева, А. Фисенко, И. Пышьева, А. Васильева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью» в ГОУ СПО ЯО Пошехонском сельхозтехникуме.

Методическая разработка на тему: «Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью» предназначена для выявления степени удовлетворенности учебной деятельностью студентов техникума ...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...