Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"
методическая разработка на тему
1. Основные характеристики античной цивилизации
2. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.
3. Экономика, социальная структура, государство в Древней Греции до Греко - персидских войн
4. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия.
5. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_2.2.docx | 471.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2. 2. Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн
- Основные характеристики античной цивилизации
- Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.
- Экономика, социальная структура, государство в Древней Греции до Греко - персидских войн
- Великая колонизация, ее причины, направления и последствия.
- Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.
Доклады:
Греческая культура классической эпохи.
Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища, семья греков
Образование и воспитание.
Религиозные верования.
Вопрос: |
Как вы думаете, что означает термин античный? |
Рассказ преподавателя |
Термин античный возник в XV в. в эпоху Возрождения. Он был придуман гуманистами для определения греко-римской культуры, которая была древнейшей в то время. В переводе в латинского означает «древний», и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. |
Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому греки себя называли эллинами, а свою страну – Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили племена пелазгов, которые раньше всех в Европе освоили земледелие. Греческие племена тогда обитали на севере, на Дунае. Примерно с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками. | |
В древние времена Апеннинский полуостров населяло множество племен (лигуры, умбры, венеты, латины) – эта область называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации. Рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племена этруссков. |
Время и место появления очагов античных цивилизаций.
Рассказ преподавателя: | |
Первые очаги античных цивилизаций | |
Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на о. Крит на рубеже III – II тыс. до н.э. По имени мифического правителя – царя Миноса ее называют минойская. Около XV в. до н.э. критская культура трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана). На смену пришла новая культура – ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. В XIII – XII вв. до н.э. ахейская культура погибла, уничтожена во времена нашествия северных народов, среди которых, были греки-дорийцы. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации. | |
Запись в конспект: I этап: III – II до н.э. - критская цивилизация. II этап: XV – XIII вв. до н.э. - ахейская цивилизация. III этап: V – VI вв. до н.э. - классическая греческая цивилизация. IV этап: IV в. до н.э. - период эллинизма. | |
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому меду историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? О. Шпенглер и А. Тойнби считали, что история Рима – это всего лишь последняя стадия жизни единой Греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной (практичной). По их мнению, главные достижения римлян – в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием. Другие историки, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. | |
Географическое положение античных цивилизаций | |
Прекрасная природа Эллады не была слишком щедрой, особенно для земледельцев. Плодородной земли немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, оросительную систему, как на Востоке, создать было невозможно. | |
Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Аппенинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока – Адриатическим. В отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов. Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благоприятны, как на например, в Египте или в Междуречье. |
Карта Древнего Рима | Карта Древней Греции |
Периодизация истории Древней Греции и Древнего Рима.
Запись в конспект: | |
2.Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.
Минойская и микенская цивилизации. |
Полис – город-государство, оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий. Метрополия – с греч. «мать-город». Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей). Были и совсем маленькие полисы, в которых жили всего несколько сотен человек. Самыми распространенными были полисы с населением в 5—10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. В городе, являвшемся центром полиса, проживала основная часть населения. |
3.Экономика, социальная структура, государство в Древней Греции до Греко - персидских войн
Земледелие стало основной отраслью хозяйства в некоторых областях страны, почва быстро истощалась. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом.
Еще одним богатством было море, удобные бухты, многочисленные острова – это создавало условия для мореплавания и торговли, постепенно страна превратилась в сильную морскую державу. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.
Особенности управления в античных государствах.
В полисе жили его граждане — члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) — владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (парод) — мелкие земледельцы, ремесленники и торговцы.
Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.
4.Великая колонизация, ее причины, направления и последствия.
К VIII в. до н. э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не могли прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лишнее» население стало переселяться в колонии. |
Причины колонизации |
Кто выезжал в колонии | Причины |
1. Ремесленники и торговцы | Искали места для сбыта товаров |
2. Беднота | Стремились освободиться от долгов и нужды |
3. Аристократы | Изгонялись враждебной партией |
Результаты колонизации | |
1. массовый отток населения – вызван нехваткой земли, частыми внутренними усобицами; 2. открыты возможности для торговли – ускорила развитие судостроения и ремесел; торговый обмен: из колоний вывозили зерно, лес, металлы и продукты; из Греции – изделия ремесленников, вина, оливковое масло; 3. рост городов в колониях: Халкида, Коринф, Мегары, Милеет, Эретрия и др. 4. трудности освоения новых земель породило смелых, инициативных, способных людей, на первый план выходит культ личности и принцип соревновательности между людьми. | |
Рассказ преподавателя: | |
В VIII – VI вв. до н.э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и средней Италии, а также в Сицилии (возникли города – Неаполь и Сиракузы). Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации, т.к. в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и самой Греции, расцветало искусство, литература, философия и др. Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген – в будущем главный враг Рима – был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген – важный центр посреднической торговли, рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Этруски (неизвестно их происхождение), некоторые историки считают, что пришли в Италию с Востока. Занимали область Этрурию, воздвигали города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом. Оказали сильное влияние на римлян в искусстве, архитектуре, религии. Через этрусской перенималась греческая культура. Итак, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культуры. Общение с ними давало возможность воспользоваться «чужими» достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации. Во второй половине IV в. до н.э. благодаря походам (334 – 324 гг. до н.э.) Александра Македонского возникла гигантская империя (охватывала Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, Египет). |
- Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.
Тирания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированного урока изучения нового материала по ПМ.03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале. УП.03.01. Учебная практика
профессия 262019.01 Художник по костюму...
Урок изучения нового материала "Карбоновые кислоты"
Тема урока: Карбоновые кислотыЗадачи:1)образовательные:- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот; - классификацией и номенклатурой карбоновых кис...
Применение видеорядов при обучении студентов на примере изучения темы "Мифы и герои Древней Греции и Рима"
Разработка раскрывает теоретические и практические аспекты использования видеорядов, раскрывающих широкие возможности, особенно при проведении внеаудиторных мероприятий....
Презентация к уроку: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».
Презентация это наглядное представление материала урокаЦелью урока является рассмотрение классического и эллинистического этапов греческой философии, знакомство с воззрениями Сократа, Платона и ...
Презентация к уроку по истории Древней Греции
Предназначена для 10-11 классов школ или сдудентов СПО.В презентации представлены карты, иллюстаривный материал, основны даты, термины и исторические личности, связанные с историей Древней Греции.През...
Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...