Презентация к уроку: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».
презентация к уроку

Простакова (Горина) Руфина Витальевна

Презентация это наглядное представление материала урока

Целью  урока является рассмотрение классического и эллинистического этапов греческой философии, знакомство с воззрениями Сократа, Платона и Аристотеля, а также формирование представлений об историческом этапе, приведшем к возникновению стоицизма, скептицизма и гедонизма (эпикурейства). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dif_metod2020.pptx311.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классический и эллинистический периоды развития греческой философии

Слайд 2

Классический и эллинистический периоды философии Древней Греции 1. Классическая античная философия (атомистический материализм: Левкипп , Демокрит ); софистика: Протагор, Горгий , этический рационализм (Сократ); философия Платона, философия Аристотеля ( V-IV вв. до н.э.) 2. Эллинистическая (IV в. До н.э.- I в н.э.): стоическая школа, эпикурейская школа, скептицизм, эклектизм).

Слайд 3

II - этап -классический период расцвета греческой философской мысли развитие категориальных средств постижения бытия и богатство мыслей, опередивших свое время появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности .

Слайд 4

представители Платон Аристотель Сократ

Слайд 5

Сократ (469-399 до н. э.) Древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Фенареты . Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты.

Слайд 6

Взгляды Совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Метод диалектических споров - обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Самопознание - девиз "Познай самого себя" - как общественное и нравственное существо. Власть в государстве должна принадлежать «лучшим», тем кто разбирается в политике

Слайд 7

Философия Сократа СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель реалистического ре­лигиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Со­крат сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического ми­ропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции Платона» в античной философии

Слайд 8

Основные положения философии Сократа Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени. Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи­мую личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к факту сознания. Диалектика Сократа совпадает с диалогом ( диалогос ), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и « майевтики ». « Сократовский » метод — это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть « майевтики » — посредством наводящих вопросов и логических приемов под­вести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Задача метода — найти «всеобщее» в нравственности посредством «индук­ции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений). Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и « майевтика » — по форме, «индукция» и «определение» — по содержанию.

Слайд 9

П Л А Т О Н (427—347 до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фило­софской школы — Академии, основоположник идеалисти­ческого направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним

Слайд 10

Общая характеристика философии Платона Философская система Платона — первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра­ведливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государ­ственности и т.п.), свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).

Слайд 11

Учение Платона о государстве Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве «Идеальное государство» (или при­ ближающееся к идеалу). Аристократия — справедливая власть меньшинства. Аристократическая республика. Аристократическая монархия. Нисходящая иерархия государствен­ ных форм. Тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Олигархия — несправедливая власть меньшинства. Демократия - справедливая власть большинства. Тирания — несправедливая власть одного человека. Классификация государственных форм по Платону План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть со­общество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.

Слайд 12

Научная деятельность Аристотеля АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона, воспитательАлександра Македонского. 335 — 322 гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей (перипатетическую школу)

Слайд 13

Общая характеристика научной деятельности Аристотеля Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе. Все науки делятся по следующей классификации: теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.; практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.; творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии). Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей». Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался по­строить единую систему наук.

Слайд 14

Общая характеристика философии Аристотеля Общая характеристика философии Аристотеля Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об « эйдосах » («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» (« эйдосы ») и их материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количе­ства, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в основу его миропонимания: Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир. Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира. Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хо­рошие» (монархия, аристократия и полития ). Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

Слайд 15

Проблемы материи, души человека в философии Аристоеля Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля Материя — субстрат. Без материи нет бытия, но и сама материя не суще- ствует самостоятельно. До принятия определенной формы материя находи- тся в состоянии небытия. Эта первая материя лишена жизни, энергии, цело- стности, всяких свойств, всякой опре- деленности. Материя еще не есть действительность, а только возмо- жность. Действительностью она ста- новится лишь в связи с формой. Материя — это потенция, ограниченная формой; потенция (субстрат) есть пассивное начало, форма — активное. Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». Движение — обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Виды причин: материальная (субстрат), формальная (образующая «сущность», вещь), производящая (раскрывающая цель движения). Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Душа - носитель сознания и одно- временно ведает функциями организма. Три уровня души: «растительная душа», отвечает за функции питания и размножения; «чувственная (животная) душа», отвечает за функции питания, раз- множения, ощущения и желания; «разумная душа», охватывает все вышеперечисленные функции и ведает еще функциями познания и мышления. Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) — «нелепость и противоречие». Человек рождается политическим существом и стремится к «совме- стному сожительству». Человек есть политическое живо- тное (выводя политичность человека из его природы, а не наоборот — природу человека из его деятель- ности в обществе, — Аристотель делает ошибку). Проявление политической сущно- сти человека есть образование семьи, государства. Проблема материи Проблема души Проблема человека Вернуться к оглавлению

Слайд 16

III - этап -эллинистический Упадок свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции Возникло раннее христианство с его учением о грехопадении, рае и аде Философия обратилась к теме существования человека в условиях кризиса, к острым противоречиям между человеком и миром его бытия, к вопросам этики .

Слайд 17

ЭПИКУР Учение о человеке своим появлением на свет человек обязан самому себе ; человек – результат биологической эволюции ; боги не вмешиваются в жизнь людей ; судьба человека зависит от него самого ; душа – особый вид материи , и она смертна ; человек должен стремиться к счастью в земной жизни ; счастье человека – в удовольствии , т.е . отсутствии страданий

Слайд 18

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют . Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет . Страх смерти Страх перед страданием

Слайд 19

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи Необходимые Вздорные Не необходимые

Слайд 20

Пиррон (360 – 270 г. до н.э.) Воздержание от суждений Каковы вещи по своей природе? Как нам следует к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Природа вещей непостижима . Поэтому к ним следует относиться равнодушно. Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

Слайд 21

Античный скептицизм Скептики не отрицают истины вообще Отрицают возможность получения достоверных знаний человеком Призыв к воздержанию от суждений Не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей Невозмутимость – вот истинная мудрость

Слайд 22

Стоики Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира ( пневма ), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм). Зенон из Кития (336-264)

Слайд 23

Домашнее задание Домашнее задание – страницы 43-46 и 55-56 Основы философии: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. завед . / А.А. Горелов. – 8 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256с.

Слайд 24

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"

Презентация к занятию по разделу "История философии"...

Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"

1.      Основные характеристики античной цивилизации2.       Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.3...

Презентация.Костюм Древней Греции

Материал по дисциплине МДК.01.01 Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов...

Презентация к уроку по истории Древней Греции

Предназначена для 10-11 классов школ или сдудентов СПО.В презентации представлены карты, иллюстаривный материал, основны даты, термины и исторические личности, связанные с историей Древней Греции.През...

Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...