Презентация к уроку: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».
презентация к уроку
Презентация это наглядное представление материала урока
Целью урока является рассмотрение классического и эллинистического этапов греческой философии, знакомство с воззрениями Сократа, Платона и Аристотеля, а также формирование представлений об историческом этапе, приведшем к возникновению стоицизма, скептицизма и гедонизма (эпикурейства).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dif_metod2020.pptx | 311.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классический и эллинистический периоды философии Древней Греции 1. Классическая античная философия (атомистический материализм: Левкипп , Демокрит ); софистика: Протагор, Горгий , этический рационализм (Сократ); философия Платона, философия Аристотеля ( V-IV вв. до н.э.) 2. Эллинистическая (IV в. До н.э.- I в н.э.): стоическая школа, эпикурейская школа, скептицизм, эклектизм).
II - этап -классический период расцвета греческой философской мысли развитие категориальных средств постижения бытия и богатство мыслей, опередивших свое время появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности .
представители Платон Аристотель Сократ
Сократ (469-399 до н. э.) Древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Фенареты . Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты.
Взгляды Совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Метод диалектических споров - обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Самопознание - девиз "Познай самого себя" - как общественное и нравственное существо. Власть в государстве должна принадлежать «лучшим», тем кто разбирается в политике
Философия Сократа СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель реалистического религиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции Платона» в античной философии
Основные положения философии Сократа Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознающее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени. Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значимую личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит моральное благо к факту сознания. Диалектика Сократа совпадает с диалогом ( диалогос ), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и « майевтики ». « Сократовский » метод — это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть « майевтики » — посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Задача метода — найти «всеобщее» в нравственности посредством «индукции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений). Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и « майевтика » — по форме, «индукция» и «определение» — по содержанию.
П Л А Т О Н (427—347 до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним
Общая характеристика философии Платона Философская система Платона — первая завершенная синтетическая концепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).
Учение Платона о государстве Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве «Идеальное государство» (или при ближающееся к идеалу). Аристократия — справедливая власть меньшинства. Аристократическая республика. Аристократическая монархия. Нисходящая иерархия государствен ных форм. Тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Олигархия — несправедливая власть меньшинства. Демократия - справедливая власть большинства. Тирания — несправедливая власть одного человека. Классификация государственных форм по Платону План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть сообщество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.
Научная деятельность Аристотеля АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона, воспитательАлександра Македонского. 335 — 322 гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей (перипатетическую школу)
Общая характеристика научной деятельности Аристотеля Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе. Все науки делятся по следующей классификации: теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.; практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.; творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии). Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей». Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук.
Общая характеристика философии Аристотеля Общая характеристика философии Аристотеля Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об « эйдосах » («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» (« эйдосы ») и их материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в основу его миропонимания: Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир. Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира. Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития ). Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».
Проблемы материи, души человека в философии Аристоеля Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля Материя — субстрат. Без материи нет бытия, но и сама материя не суще- ствует самостоятельно. До принятия определенной формы материя находи- тся в состоянии небытия. Эта первая материя лишена жизни, энергии, цело- стности, всяких свойств, всякой опре- деленности. Материя еще не есть действительность, а только возмо- жность. Действительностью она ста- новится лишь в связи с формой. Материя — это потенция, ограниченная формой; потенция (субстрат) есть пассивное начало, форма — активное. Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». Движение — обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Виды причин: материальная (субстрат), формальная (образующая «сущность», вещь), производящая (раскрывающая цель движения). Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Душа - носитель сознания и одно- временно ведает функциями организма. Три уровня души: «растительная душа», отвечает за функции питания и размножения; «чувственная (животная) душа», отвечает за функции питания, раз- множения, ощущения и желания; «разумная душа», охватывает все вышеперечисленные функции и ведает еще функциями познания и мышления. Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) — «нелепость и противоречие». Человек рождается политическим существом и стремится к «совме- стному сожительству». Человек есть политическое живо- тное (выводя политичность человека из его природы, а не наоборот — природу человека из его деятель- ности в обществе, — Аристотель делает ошибку). Проявление политической сущно- сти человека есть образование семьи, государства. Проблема материи Проблема души Проблема человека Вернуться к оглавлению
III - этап -эллинистический Упадок свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции Возникло раннее христианство с его учением о грехопадении, рае и аде Философия обратилась к теме существования человека в условиях кризиса, к острым противоречиям между человеком и миром его бытия, к вопросам этики .
ЭПИКУР Учение о человеке своим появлением на свет человек обязан самому себе ; человек – результат биологической эволюции ; боги не вмешиваются в жизнь людей ; судьба человека зависит от него самого ; душа – особый вид материи , и она смертна ; человек должен стремиться к счастью в земной жизни ; счастье человека – в удовольствии , т.е . отсутствии страданий
Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют . Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет . Страх смерти Страх перед страданием
Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи Необходимые Вздорные Не необходимые
Пиррон (360 – 270 г. до н.э.) Воздержание от суждений Каковы вещи по своей природе? Как нам следует к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Природа вещей непостижима . Поэтому к ним следует относиться равнодушно. Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).
Античный скептицизм Скептики не отрицают истины вообще Отрицают возможность получения достоверных знаний человеком Призыв к воздержанию от суждений Не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей Невозмутимость – вот истинная мудрость
Стоики Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира ( пневма ), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм). Зенон из Кития (336-264)
Домашнее задание Домашнее задание – страницы 43-46 и 55-56 Основы философии: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. завед . / А.А. Горелов. – 8 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256с.
Благодарю за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация студента на тему "Философы Древней Греции"
творческая работа студента...
Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"
Презентация к занятию по разделу "История философии"...
Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"
1. Основные характеристики античной цивилизации2. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.3...
Презентация.Костюм Древней Греции
Материал по дисциплине МДК.01.01 Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов...
Презентация к уроку по истории Древней Греции
Предназначена для 10-11 классов школ или сдудентов СПО.В презентации представлены карты, иллюстаривный материал, основны даты, термины и исторические личности, связанные с историей Древней Греции.През...
Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"
Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...