конспект урока на тему: «Брак. Права и обязанности супругов»
план-конспект урока на тему

конспект урока на тему: «Брак. Права и обязанности супругов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_brak._obyazannosti_suprugov.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Брак. Права и обязанности супругов»

Цели урока: познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи;

развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации па теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность;

формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-исследование.

Эпиграф.

Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Любить – это значит смотреть. Не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении
                                             А.де Сент –Экзюпери

Муж с женой, что вода с мукой: сболтаешь – сболтаешь, а разболтать не разболтаешь

                 (народная мудрость)

Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности                                  (Н.Бердяев)

1. Организационный момент.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - так начинается роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». И сегодня на уроке мы попробуем научиться тому, чтобы наши семьи были счастливы.

- Назовите ваши ассоциации со словом «семья». Нарисуйте предмет, который, на ваш взгляд, олицетворяет семью.

2. Объяснение материала.

Схема динамической системы (общества).

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой отношений супругов. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Сегодня мы будем рассматривать один из социальных институтов – семью. Каждый из нас является членом семьи. Кто не создал своей семьи – живут с родителями, братьями, сестрами.

Семья – это первичная ячейка общества.

Создание семьи – одна из фундаментальных потребностей человека.

Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство рода и воспитание детей.

В самом главном документе РФ – Конституции этот момент законодательно закреплен.

Несмотря на столь сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи.

Проблемы:

  • Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.
  • Омоложение брачного возраста.
  • Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.
  • Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.
  • Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

Проблемы обозначены, частично государство решает их на самом высоком уровне:

Государственное решение проблем:

Ст. 62 Семейного Кодекса – закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетним по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.

С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.

Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.

Семья появилась ещё на заре возникновения человечества и остаётся до сих пор основной ячейкой общества. Меняются люди, меняется общество, но суть семьи практически не меняется. 

Семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства.

Семья важна и дорога каждому человеку. Поэтому она находится под защитой государства. Государство охраняет и защищает семью с помощью Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс отвечает на вопрос, с чего начинается семья. Любое правоотношение возникает на основании юридического факта. Таким фактом является брак. Вот почему семья начинается с брака.

Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

«Условия заключения брака»

img2.gif (1716 bytes)

Несмотря на то, что большинство браков заключается по любви, не так редки случаи развода, распада семьи. И от этого страдают все члены семьи, особенно тяжело приходится детям.

-Каковы причины развода?

Схема «Расторжение брака».

Таблица №1

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Совместная собственность супругов:

  • имущество, нажитое ими во время брака;
  • заработная плата;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • пенсии, пособия;
  • ценные бумаги и вклады в банках;
  • квартиры, дачи, гаражи, автомобили;
  • земельный участок;
  • предприятия;
  • вещи, полученные в дар обоими супругами.

Личные права супругов:

  • при заключении брака новобрачные выбирают фамилию, при расторжении брака имеют право сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии;
  • выбирают место своего жительства, могут проживать совместно или раздельно, если это для них удобно;
  • свободны в выборе занятий, профессии.

 

Работа с терминами:

Брак

От древнерусского «брачити», что означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое».

Моногамия

Парный брак

Тесть

Отец жены

Тёща

Мать жены

Свекор

Отец мужа

Свекровь

Мать мужа

Деверь

Брат мужа

Свояченица

Сестра жены

Золовка

Мужнина сестра

Невестка

Жена сына, сноха

Шурин

Родной брат жены

С 10 лет учитывается мнение ребенка. Закон возлагает на родителей обязанность содержать своих детей. Родители могут заключить соглашение о порядке выплаты алиментов. При отсутствии соглашения алименты взыскиваются судом в таком порядке: на 1 ребенка – 25 %, на 2 детей – 33 %, на 3 и более – 50 % заработка и иного дохода.

Контроль.

1. Что из перечисленного является нарушением порядка регистрации брака:

а) подача заявления о вступлении в брак по почте;

б) регистрация брака не меньше чем через месяц после подачи заявления;

в) личное присутствие сторон при заключении брака?

2.Как вы думаете, какой смысл для семьи приобретает принятие одним из супругов фамилии другого?

3.Какое имущество семьи из перечисленного ниже подлежит разделу:

а) вещи индивидуального пользования;

б) предметы роскоши;

в) построенный в период брака дом;

г) автомобиль, купленный женой на деньги от продажи подаренного ей браслета;

д) вещи, подаренные каждому супругу в отдельности?

4.Где удостоверяется брачный договор:

а) в суде;

б) у нотариуса;

в) в загсе?

5.Если у супругов нет несовершеннолетних детей, расторжение брака будет производиться:

а) в суде;

      б) в органах загса.

Для вашей будущей семейной жизни.  Десять правил, соблюдение, которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой.

  1. Не нужно придираться.
  2. Не пытайтесь переделать своего супруга.
  3. Не критикуйте.
  4. Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.
  5. Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.
  6. Будьте предупредительны.
  7. Не вспоминайте прошлых прегрешений, не обобщайте: «ты всегда так», «ну, вечно ты…»
  8. О недостатках друг друга говорите мягко, доброжелательно
  9. Умейте и желайте понять в споре друг друга, причём понять его «изнутри», как бы поставить себя на его место
  10. Умейте признать свою неправоту

Источники Семейного права.

Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Это законодательство состоит из Семейного кодекса Российской Федерации (принят в 1995г., вступил в действие в 1996г) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.

Самые общие принципы семейного права отражены в Конституции РФ. Статья 38 Конституции гласит:

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесённым к их ведению Семейным кодексом, и по вопросам, непосредственно им не урегулированным.

Самоконтроль.

  1. Гражданин обратился в суд с заявлением о разводе со своей женой, ухаживающей в это время за их десятимесячным ребёнком. Жена не возражала против развода. Правомочен ли суд принять к рассмотрению дело о разводе супругов?
  2. Супруги включили в брачный договор пункт, в соответствии с которым жена обязуется оказывать матери мужа знаки внимания и уважения, даже если та будет груба с нею. Соответствует ли  этот договор семейному праву? Объясните свой ответ.
  3. Алина, будучи обманутой Сергеем, который заявил, что холост и желает жениться на ней, согласилась зарегистрировать с ним свой брак. Через год, когда у них родился ребёнок, выяснилось, что Сергей состоит в зарегистрированном браке с первой женой. Будет ли брак с Алиной признан недействительным?
  4. После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, т.к. она связана с ночными дежурствами и мужу это не нравится. Прав ли Смирнов?
  5. Марина и Андрей были невестой и женихом. Дело шло к свадьбе, но неожиданно Марина узнала, что Андрей выплачивает алименты на содержание своей престарелой матери. После этого она отказалась стать женой Андрея. Почему Марина поступила таким образом? (его обязал суд)

                                                                                     

Семейный Кодекс Российской Федерации

Ст. 1.  пункт 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

пункт 2. Признаётся брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Ст. 2.   Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признания его не действительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями, детьми.

Задача № 1.

После смерти гражданина Ковалева в 1994 г. в сбербанке остался денежный вклад на сумму 380 тыс. руб. На этот вклад предъявили требование две жены Ковалева, каждая из которых предоставила свидетельство о браке. Причем, у одной брак был зарегистрирован 28. 05. 77 года, а у другой – 09. 08. 90 года. Жена, с которой он прожил 16 лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала о его второй семье.

  1. Какой из двух браков следует считать недействительным?
  2. Каковы последствия признания брака недействительным?

Задача № 2.

Гражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов. В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

Ответ: разделу подлежат квартира и вклад в размере 15000 руб. Торговая точка является личной собственностью гр. Мамедова, так как получена в наследство. Имущество, приобретенное до заключения брака, разделу не подлежит.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, которые нуждаются в помощи. Суд решает конкретный размер участия каждого из детей, определяет твердую денежную сумму, исходя из материального и семейного положения родителей и детей. Взыскивается эта сумма ежемесячно.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей вследствие:

  • смерти родителей;
  • лишения их родительских прав;
  • болезни родителей;
  • другие причины.

Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), попечительство – над несовершеннолетними детьми от 14 до 18 лет.

Опекуны и попечители не должны содержать подопечных. Их задача – в интересах подопечных расходовать принадлежащие им средства, получаемую пенсию, пособие, алименты.

Задача № 3

Супруги имеют общих несовершеннолетних детей. Супруг долго отсутствовал и признан судом безвестно отсутствующим. Где будет производиться расторжение брака?

Задача № 4

Супруги Ивановы прожили в браке 15 лет. Имеют двоих детей. После расторжения брака отец отказывается выплачивать алименты. Какие права имеют мать и дети?

Примерные вопросы.

1. Какой возраст является для мужчины оптимальным для вступления в брак?
2. Должна ли молодая семья жить с родителями или все-таки лучше иметь отдельное жилье?
3. Почему родители часто бывают против “гражданских браков”?

3. Домашнее задание 

Написать сочинение: «Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?»

Написать сочинение по одному из эпиграфов.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Моя будущая семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

конспект урока на тему: «Потребитель и его права»

конспект урока на тему: «Потребитель и его права»...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Система прав и обязанностей пациента при получении медицинской помощи

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Система  прав и обязанностей  пациента...

Конспект урока на тему "Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина"

Конспект первого урока по дисциплине "Конституционное право"...

План-конспект урока "Правовой статус спасателей. Права и обязанности спасателей"

Цель урока: Познокомить студентов с правовым статусом спасателей, их правами и обязанностями. Раскрыть механизм реализации и защиты прав спасателей....

Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"

Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...