Методическая рабработка урока производственного обучения на тему: «Роль, права и обязанности дежурного по станции» (Ноябрь 2017)
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения на тему:
«Роль, права и обязанности дежурного по станции»
Составил: мастер производственного обучения
Короткова С.А.
2017г.
Рассмотрено, обсуждено Утверждаю:
и утверждено на заседании Зам. директора по УПР
цикловой комиссии № 2 __________ Паркина Н.В
Председатель цикловой
комиссии № 2
___________ Федотова С.Н.
Содержание
1.Введение
2.Характеристика темы
3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
4.Примерные критерии и оценки
5.План – конспект урока производственного обучения
6.Заключительный инструктаж
7.Список используемой литературы
8.Рецензия
1.Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте».
Производственное обучение проводится на базовом предприятии станция Рузаевка Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги.
В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Организация перевозок и управление на транспорте».
В период прохождения практики ведется следующая документация:
-дневники;
-отчеты по производственной практике;
-график перемещения студентов по рабочим местам;
-производственные характеристики.
2.Характеристика темы
Дежурный по станции (ДСП) – это сменный помощник начальника станции. Во время дежурства он единолично руководит движением поездов на станции и распоряжается маневрами на главных и приемо-сдаточных путях. На промежуточных станциях, где нет маневрового диспетчера, дежурный по станции руководит маневровой работой на всех путях. Никто, кроме дежурного по станции, не может распоряжаться операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуска поездов. Ему подчиняются дежурные стрелочных постов, сигналисты, операторы и другие лица, работающие в одной смене с ним.
Дежурный по станции постоянно ведет воспитательную и профилактическую работу, направленную на укрепление трудовой и технологической дисциплины, высокий уровень организации труда. Распоряжения и указания дежурного по станции по вопросам движения поездов, передаваемые машинистам локомотивов, водителям съемных и несъемных дрезин, сопровождающим хозяйственные и другие поезда, подлежат неуклонному выполнению. При совершении проступка, угрожающего безопасности движения поездов, он может отстранить виновных от работы, сообщив об этом поездному диспетчеру и начальнику станции.
Вся деятельность дежурного по станции направлена на выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, рациональное использование резервов и технических средств, повышение производительности труда и качества работы, снижение себестоимости продукции. По кругу обязанностей дежурный по станции несет личную ответственность за безопасность движения и охрану труда работников смены. Чтобы успешно выполнять обязанности, он должен хорошо знать свое дело, постоянно в нем совершенствоваться и точно выполнять.
3.Рекомендации по подбору учебно-
производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы со студентами.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми студентами невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения студентов по рабочим местам.
4.Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов. Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
-правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
-учебно-производственных работ;
-выполнение установленных количественных показателей;
-степень самостоятельности выполнения заданий.
5.План – конспект
урока производственного обучения
Тема программы: «Работа дежурного по станции»
Тема урока: « Роль, права и обязанности дежурного по станции»
Цели урока: образовательная – научить студентов правильно организовать работу дежурного по станции;
развивающая – развить мышление у студентов в рамках правильной работы дежурного по станции;
воспитательная – привить студентам любовь к выбранной профессии;
методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Проверка наличия студентов.
2.Вводный инструктаж.
Вопрос №1.Что в первую очередь должен знать дежурный по станции?
Дежурный по станции должен твердо знать:
принцип действия СЦБ при приготовлении маршрутов приема и отправления поездов; расположение, назначение, внешний вид кнопок и рукояток, предназначенных для перевода стрелок и открытия сигналов; показания сигнальных приборов на пульте управления; порядок разделки и отмены заданных маршрутов; признаки основных нарушений нормальной работы устройств СЦБ и порядок действий при их неисправностях; порядок пользования рукоятками и кнопками пригласительных сигналов; порядок и способы включения в централизацию отдельных элементов устройств СЦБ и выключения из них.
Вопрос №2.На каких условиях назначается на должность дежурный по станции?
Согласно Правил технической эксплуатации (ПТЭ) на должность дежурного по станции назначают лиц в возрасте не моложе 18 лет. В зависимости от класса станции занимать эту должность имеют права лица, окончившие средние специальные учебные заведения по специальности «Эксплуатация железных дорог», а также техникумы и колледжи железного транспорта. На небольших промежуточных станциях, разъездах, обгонных пунктах, путевых постах и постах примыкания на эту должность назначают старших дежурных стрелочного поста, составителей поездов, операторов станции и других лиц, связанных с движением поездов, подготовившихся к выполнению служебных обязанностей дежурного по станции.
Перед назначением все они должны пройти медицинское освидетельствование и выдержать испытания Правил технической эксплуатации , Инструкции по движению и маневровой работе, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, должностных инструкций, Устава работников железнодорожного транспорта. Дежурных по внеклассным станциям и станциям 1, 11 и 111 классов назначают приказом начальника станции, а остальных – начальника отделения дороги.
Вопрос№3. Какая ведется документация дежурным по станции?
Поездная и техническая документация, используемая дежурным по станции: настольный журнал движения поездов и локомотивов для регистрации прибытия, отправления, проследования поездов и одиночных локомотивов; журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройства СЦБ, связи и контактной сети, в котором отмечают все неисправности устройств, обнаруженные при их осмотре и во время дежурства; журнал поездных телефонограмм для записей об отправлении и прибытия поездов; журнал диспетчерских распоряжений для регистрации приказов поездного диспетчера; книга для записи предупреждений; служебное расписание пассажирских, пригородных и грузовых поездов; бланки установленной формы и цвета, заполняемые для отправления поездов при различных средствах сигнализации и связи.
Кроме журналов, книг и бланков, на рабочем месте дежурного по станции находятся основные руководящие документы, используемые им в качестве справочного материалов: ПТЭ, Инструкция по движению и маневровой работе, Инструкция по сигнализации и связи на железных дорогах РФ, выписка из ТРА, Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Инструкции по техническому содержанию устройств СЦБ, по перевозке на железных дорогах РФ грузов негабаритных и погруженных на транспортерах, местные инструкции.
Вопрос №4. Какой порядок приема и сдачи дежурства?
До вступления на смену дежурный по станции знакомится с обстановкой на станции и прилегающих к ней перегонах: расположение подвижного состава на путях он устанавливает личным осмотром во время следования на дежурство. Состояние перегонов (их свободность или занятость) определяет просмотром записей, в настольном журнале движения поездов и локомотивов и показаний на табло. При телефонных средствах связи занятость переговоров устанавливается по журналу поездных телефонограмм. До начала работы дежурный по станции обязан убедиться в том, что устройство СЦБ работает нормально. Он проверяет пломбы на аппаратах, соответствие показаний приборов на аппарате поездному положению на станции и перегонах, просматривает записи в журнале осмотра, получает доклад от подчиненных работников вступившей смены о состоянии устройств. Особое внимание обращает на наличие приказов о переходе на другие и закрытии прилегающих к станции перегонов и отдельных путей.
К сдаче дежурства дежурный по станции принимает меры к выполнению всех заданий сменного плана и распоряжений начальника станции, поездного диспетчера и организует работу так, чтобы заступающая смена могла продолжить ее без перерыва, ритмично, полностью обеспечивая безопасность движения. Вагоны, стоящие на станции, расставляют в соответствии со специализацией путей. Проверяют закрепление вагонов от самопроизвольного ухода и их размещение между предельными столбиками ,записывают в соответствующие книги и журналы все указания поездного диспетчера, в журнале осмотра – все неисправности станционных устройств.
Вопрос №5. Руководство приемом, отправлением и пропуском поездов.
Перед приемом и отправлением поезда дежурный по станции должен прекратить маневровую работу на стрелках и путях, по которым он будет следовать. Принимают и отправляют поезда по заранее приготовленным маршрутам. Поезда принимают только на свободные пути. Порядок проверки их свободности устанавливает ТРА станции. На станциях, расположенных на участках с автоматической блокировкой, прибытие поездов контролируют по показаниям приборов управления.
Во время дежурства дежурный по станции постоянно следит по контрольным приборам аппарата управления и табло за работой устройства СЦБ (положением стрелок при переводе, открытием светофоров, последовательностью занятия изолированных участков, перекрытием светофоров при проходе поездов, разделкой маршрутов.
Обнаружив неисправность, он записывает ее в журнал осмотра и вызывает для устранения электромеханика или других должностных лиц, обслуживающих устройства.
Вопрос №6. Каков порядок действий при нарушении нормальной работы устройств СЦБ?
Нормальная работа устройства СЦБ может быть нарушена вледствие: неисправностей, обнаружившихся во время дежурства выключение некоторых элементов для осмотра или ремонта; путевых и строительно-монтажных работ; прекращения по разным причинам пользования автоматической автоблокировкой.
В этих случаях пользование устройствами СЦБ для проверки правильности приготовленного маршрута прекращается, так как его готовность не контролируется разрешающим показаниям входного и выходного сигналов.
Основные виды нарушений нормальной работы устройств СЦБ: ложный контроль занятости пути – эта неисправность заключается в том , что при фактической свободности пути приборы на пульте управления показывают его занятость и открыть входной сигнал для приема поезда невозможно; ложный контроль занятости стрелочного участка, при котором дежурный по станции не может принимать и отправлять поезда по разрешающим показаниям сигналов, но и переводить с пульта управления централизованные стрелки; при взрезе стрелки на пульте управления загорается красная лампочка и звенит звонок, звук которого может быть прекращен нажатием кнопки, он может произойти , если гребень бандажа колесной пары попадает в пространство между прижатым остряком и рамным рельсом;
невозможность перевода центральной стрелки с пульта управления - попадание в пространство между остряком и рамным рельсом посторонних предметов, напрессовка снега, льда или грязи, чрезмерная затяжка болтов корневого крепления, загрязнение стрелочных башмаков и др. Существуют и другие нарушения работы СЦБ такие как: неисправность контрольных замков нецентрализованных стрелок; невозможность открытия входного, выходного и маршрутного сигналов при правильно установленном маршруте; самопроизвольное перекрытие светофора, прием и отправление поездов при запрещающих сигналах; перевод централизованных стрелок курбельными рукоятками; выключение устройств СЦБ из зависимости.
Вопрос №7. Ведение поездной документации.
Настольный журнал движения поездов и локомотивов ведется на промежуточных станциях, разъездах и обгонных пунктах формы ДУ-2, а на сортировочных и участковых формы ДУ-3. В журнале формы ДУ-2 четные и нечетные поезда фиксируют на разных страницах. Журналы формы ДУ-3 ведут отдельно по прибытии и отправлению на основании натурного листа.
Журнал поездных телефонограмм (форма ДУ-47) ведут на станциях при движении поездов по телефонной связи, если пользование основными средствами сигнализации и связи прекращается из-за их неисправности.
Книга записи предупреждений на поезда (форма ДУ-60), по которой предупреждения выдают локомотивной бригаде по необходимости.
Журнал осмотра путей, стрелочных переводов устройств СЦБ, связи и контактной сети и (форма ДУ-46). В журнале записывают результаты периодических осмотров, испытаний и проверок устройств СЦБ; работы, связанные с их переоборудованием, переносом, ремонтом и заменой, а также ремонтными работами на путях, требующими ограждения их сигналами остановки; отмечают снятие и подачу напряжения в контактную сеть станции, обнаружение неисправностей устройств, их устранение и обеспечение нормальной работы устранения повреждений.
Вопросы обучающихся и ответы на них
Распределение обучающихся по рабочим местам.
Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:
1.Правильности организации рабочего места
2. Правильности приемов самоконтроля.
3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
4.Проверка загрузки обучающихся.
6.Заключительный инструктаж
1.Подведение итогов урока.
2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
3.Объявление оценок обучающимся.
4.Замечания по работе.
5.Выдача домашнего задания.
7. Список используемой литературы
- Устав работников железнодорожного транспорта.
- ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
- ОАО «РЖД» «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
- ОАО «РЖД» «Инструкция по сигнализации и связи на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
- М.С.Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» г. Москва 2003 г.
8.Рецензия
На методическую разработку урока производственного обучения в группе по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте » на тему «Роль, права и обязанности дежурного по станции».
Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.
Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку студентов профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.
Председатель цикловой
комиссии №2 С.Н. Федотова