Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»
методическая разработка на тему
Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также создание инициативной группы из обучающихся и преподавателей, которые вносят свои предложения в сценарий деловая игры , готовят оформление игрового пространства (костюмы, антураж, плакаты, звукозаписи и т.д. ) и помогают в подготовке к проведению деловой игры. Преподаватели «Право», «Обществознания», «Истории» совместно готовят регламент, правила игры и задания для каждого конкурса, разъясняя и обосновывая их, а также определяют критерии оценок за каждый конкурс игры и критерии отбора на каждый этап игры.
Преподаватель дисциплины «Право», на теоретических занятиях, дает более развернутый материал по темам раздела «Трудовое право», где затрагивает вопросы трудовых прав несовершеннолетних и деятельности профсоюзов. Преподаватели же «Обществознания» и «Истории» проводят теоретических занятий согласно расписанию и в соответствии с КТП и рабочей программой, но по согласованию с председателем цикловой предметной комиссии и преподавателем предмета «Право» ,они на своих уроках дополняют свой лекционный материал необходимой информацией, не дублирующей пройденный на других предметах. Для того чтобы дополнить учебный материал, к проведению этих уроков, можно рекомендовать преподавателям привлечь обучающихся: они могут подготовить самостоятельно доклады, презентации, рефераты (по темам предложенным преподавателем) и на уроке представляют свои работы. Для закрепления и обобщения пройденного материала преподаватель предмета «Право» проводит урок, конспект урока есть в приложении методической разработки.
Методическая разработка может быть использована для учащихся 10-11 классов и студентов Колледжа
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
3. ПРАВИЛА ИГРЫ
4. КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица
Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя правовые, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр обучающихся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от подростков взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у обучающихся к содержанию предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
Деловые игры – дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации
Нужно ли это все в образовательном учреждении? Нашему колледжу деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашего колледжа считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современного образовательного учреждения – человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...
Структурными основными компонентами деловой игры являются:
- правила;
- индивидуальная работа;
- групповое обсуждение;
- результат игры.
При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.
При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:
- Правила игры должны быть простыми.
- Формулировка заданий – доступна пониманию школьников.
- Каждый ученик должен быть активным участником игры.
- Учет результатов соревнования должен быть открытым.
- Игру нужно закончить на уроке, получить результат.
Деловые игры приводят к тому, что обучающиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у обучающихся доброе рабочее настроение
Деловая игра проводится на базе НПО и особое внимание уделяется деятельности обучающихся, в результате которой они должны приобрести опыт
- получения социальной информации из разнообразных ( в том числе историко-правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности,
- совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в образовательном заведении, микрорайоне, городе.
Особое внимание уделяется изучению Конституции Российской Федерации, Трудовому кодексу РФ и закону«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Критерием отбора учебного материала, для проведения КВН, является необходимость усвоения обучающихся тех знаний и других элементов социально-правовой культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных для молодого человека социальных ролей.
Цель игры – повышение общеправовой культуры и формирование
целостной гуманистической личности обучающегося. Углубление первоначальных знаний по предметам и обучение обучающегося правильно оценивать содержание законов и других нормативных актов, а также с учетом возрастных возможностей и потребностей обучающегося уделить внимание формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений и освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации. Поэтому одна из важнейших целей игры реализация совместной деятельности преподавателей подразделений и обучающихся 1-х, 2-х,3-х курсов НПО.
- Обучающая: создание представления о трудовом договоре, правах и роли профсоюзов в трудовых отношениях, определение основных прав, льгот и гарантий несовершеннолетних участников трудовых отношений.
- Развивающая: развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций.
- Воспитывающая: социализация личности, создание понятия о труде, как моральной обязанности личности
Задачи игры :
- актуализация знаний по предметам «Право», «Обществознание»;
- создание условий для самореализации и адаптации подростков, являющихся самой незащищенной фигурой во взрослом мире;
- формирование умений навыков в социально правовой сфере;
- повышение интереса к предметам через создание игровой ситуации;
- развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей обучающихся, усиление практической направленности усвоенных знаний;
- раскрыть перед обучающимися задачи по формированию правового государства, укреплению дисциплины, правопорядка, обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан России.
Решая эти задачи и поставленные цели, во многих учебных заведениях организуют проведение практических занятий( семинаров ), мы же пред-
лагаем более конструктивный метод, который поможет подросткам с помо -щью овладения умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях определиться в своей гражданской ответственности, уважении к социальным нормам и в процессе восприятия социально-право-
вой ( в том числе исторической ) информации, а также в определении собственной позиции и способности к самоопределению, самореализации.
Форма – деловая игра
Межпредметные связи: осуществляются с предметами
«Право», «Обществознание», «История»
Задания данной деловой игры направлены на закрепление и проверку пройденного учебного материала по предметам :
- «Право»
- «Обществознание»
- «История»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе учебного процесса во время изучения тем, (указанных выше), внимание обучающихся 1,2,3 курсов НПО акцентируется на вопросах защиты прав и свобод человека, а также внимание акцентируется на трудовые права несовершеннолетних и вопрос – «Что такое труд: право или обязанность?».
Таким образом, деловая игра предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.
В ходе подготовки деловая игры преподаватель предмета «Право» создает инициативную группу из обучающихся и преподавателей, которые вносят свои предложения в сценарий деловая игры , готовят оформление игрового пространства (костюмы, антураж, плакаты, звукозаписи и т.д. ) и помогают в подготовке к проведению деловой игры. Преподаватели «Право», «Обществознания», «Истории» совместно готовят регламент, правила игры и задания для каждого конкурса, разъясняя и обосновывая их, а также определяют критерии оценок за каждый конкурс игры и критерии отбора на каждый этап игры.
Преподаватель дисциплины «Право», на теоретических занятиях, дает более развернутый материал по темам раздела «Трудовое право», где затрагивает вопросы трудовых прав несовершеннолетних и деятельности профсоюзов. Преподаватели же «Обществознания» и «Истории» проводят теоретических занятий согласно расписанию и в соответствии с КТП и рабочей программой, но по согласованию с председателем цикловой предметной комиссии и преподавателем предмета «Право» ,они на своих уроках дополняют свой лекционный материал необходимой информацией, не дублирующей пройденный на других предметах. Для того чтобы дополнить учебный материал, к проведению этих уроков, можно рекомендовать преподавателям привлечь обучающихся: они могут подготовить самостоятельно доклады, презентации, рефераты (по темам предложенным преподавателем) и на уроке представляют свои работы. Для закрепления и обобщения пройденного материала преподаватель предмета «Право» проводит урок. ( приложение)
ПРАВИЛА ИГРЫ
1. Деловая игра состоит из трех этапов.
I-й этап отборочный – проведение конкурса творческих работ («Право», «Обществознание»). Участниками конкурса являются учащиеся НПО 1,2,3 подразделений Технологический Колледж №24.
Порядок проведения конкурса:
1)темы творческих работ участники получают на уроках «Право», «Обществознание», «История»;
2)конкурс проводится в два тура;
Первый тур заключается в просмотре творческих работ на уроках
«Право»,«Обществознание», «История» и отборе конкурсных работ на второй тур
Второй тур заключается в демонстрации и защиты творческих
работ участников на внеочередном заседании цикловой комиссии , для прошедших во второй тур .
Участники прошедшие второй тур переходят на II-й этап деловой игры.
Приветствуется, не только знания обучающихся учебного материала по предметам, но и желание участников, прошедших на II-й этап игры!!!, участвовать в игре.
II-й этап –это игра. Она состоит из четырех конкурсов.
Порядок проведения игры:
- участники игры – обучающиеся прошедшие во 2-й этап(команда
состоит из 7 человек и 30 болельщиков – группа поддержки.
- участники команды должны придумать название команды, девиз, единую
форму, отвечающую названию команды.
- участникам во время игры запрещается, при выполнении заданий,
обращаться к чьей либо помощи и пользоваться учебниками, а
также нормативно-правовой литературой
4) один раз, за всю игру команде может воспользоваться помощью
группы – поддержки.
III-й этап заключается в подведении итогов.
Порядок подведения итогов:
Жюри состоит из семи человек:
члены жюри - представители социальных партнеров (заказчики, работодатели, представители из службы занятости, префектуры, других учебных заведений);
председатель – руководитель профсоюзной организации колледжа.
Критерии выполнения заданий конкурсов:
1 конкурс – по 5 бальной системе;
2 конкурс – по 5 бальной системе;
3 конкурс – по 7 бальной системе;
4 конкурс – по 7 бальной системе;
Оценки зачитываются после каждого конкурса, а окончательный итог подводится в конце игры.
Награждение победителей (команд):
Среди победителей выделяются команды, победившие преимущественно благодаря своим знаниям, быстротой решения поставленных задач и умением выйти из сложной ситуации.
Вручение номинаций участникам, наиболее отличившимся в игре: проявившим творчество, знания, смекалку, чувство юмора ит.д.
После игры, надо провести опрос мнения обучающихся, студентов и педагогов о мероприятии и после совместного обсуждение результатов игры 1,2,3, подразделений колледжа. Возможен выпуск общеколледжной газеты.
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание № 1
«Визитная карточка»
Тема: УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ
девиз: «На охоту за работой»
( Представить в игровой форме)
Команды должны сделать домашние заготовки
( какую профессию будет представлять каждое подразделение проводится в виде жеребровке)
1.подготовить резюме своего кандидата (приложение)
Каждая команда представляет своего кандидата на вакантную должность.
В своем резюме-выступлении они должны:
указать мотивы, побудившие выдвинуть своего кандидата на участие в конкурсе на должность;
доказать его профессиональную компетентность;
рассказать о том, что нового и полезного он может принести этой фирме.
Перед выступлением жюри получают на руки карточки с описанием
реальных требований к профессии.
Жюри оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной
системе.
Тот, кто наберет наибольшее количество баллов, станет победителем, т.е. будет принят на работу.
Методические рекомендации для жюри:
Жюри следует оценить: содержание и стиль изложения резюме.
1. Самое большое затруднение у ребят может вызвать перечисление личных качеств, без которых резюме было бы неполным. И, наконец, последние штрихи к составлению резюме.
2.Текст печатается на хорошей бумаге красивым, крупным шрифтом. Имеет значение все: грамотность и четкость формулировок.
3.Выверенный, взвешенный текст резюме дополняет ваш внешний облик и служит «одежкой, по которой встречают».
Задание № 2
Разминка
Тема: Правовая азбука
девиз: «Нарисуй прав !»
Материалы:
1.Настенная таблица, на которой перечислены статьи ТК РФ.
2.Листы ватмана ,мольберты и маркеры для рисования
Попросите команды встать рядом с мольбертом и взять маркеры. Встать отдельно друг от друга, чтобы соперники невидали ,что рисует команда.. Команды должны быть расставлены так, чтобы ни одна из них не слышала, о чем говорят другие команды.
Каждая команда получает одну статью ТК РФ и изображает ее в виде рисунка. Жюри и болельщики команд должны догадаться, о каком праве идет речь. Команде болельщики, которой первые дадут правильный ответ, присуждается очко.
Разрешается только рисовать, цифры или слова писать нельзя. Говорить художнику тоже не разрешается, можно лишь подтверждать правильность ответа.
Методические рекомендации для жюри
Вы должны отдавать себе отчет в том, что участникам, считающим себя плохими художниками, эта задача может показаться слишком сложной.
После выполнения задания:
1.Попросите участников ответить на следующие вопросы:
- Изображать право оказалось легче или труднее, чем они ожидали?
- Как участники принимали решения о том, как изобразить то или иное право? Откуда они брали образы?
Задание № 3
Конкурс капитанов
Тема: Правовая оценка
девиз: "ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ"
Ситуации и правовая оценка ситуации (7 ситуаций) являющаяся домашними заготовками команд – предоставляется жюри в начале конкурса.
( Приложение)
В конкурсе "Ты мне – я тебе" проверяется способность конкурсантов переносить знания правовых норм на конкретную правовую ситуацию. Конкурс проводится в виде "дуэли" капитанов. Ведущий предлагает каждому конкурсанту изложить ситуацию своему сопернику из другой команды и попросить его дать этой ситуации правовую оценку, после чего они меняются ролями. Правильность ответов оценивается жюри в 1 балл и засчитывается как конкурсанту, так и команде.
Задание № 4
Музыкальный конкурс
Тема: Много веков назад…
девиз: «Будет в жизни твоей плюс, если вступишь в профсоюз!»
( Представить в игровой форме).
Команда готовит музыкальный мини – спектакль на тему «Чтобы было если…»в произвольной форме, с нотками юмора, творчества и таланта.
Сценарий мини-спектакля разрабатывают преподаватель предмета «Право»,» Истории» с привлечением преподавателей дополнительного образования по художественной самодеятельности.
содержания мини-спектакля должно отображать трудовые отношения , например, в период крепостного права, феодализма, рабовладельчества в разных странах - по выбору команд.
Задание для болельщиков.
- выбрать капитана группы- поддержки.
- форма или атрибуты, говорящие, что вы болельщики данной команды.
- готовность ответить на любой вопрос, заданный вашей команде.
- речевка или девиз болельщиков в поддержку вашей команды.
- готовность в любой момент заменить выбывшего игрока или прейти на помощь своей команде.
ХОД ИГРЫ
п\п№ | Этапы игры | Форма и метод проведения | Время |
1 | I-й этап – | 1) отборочный – проведение конкурса творческих работ 2) защита творческих работ , прошедших во второй тур | Вовремя учебного процесса, согласно учебного плана. |
2 | II-этап – деловая игра | Начало игры Вступление ведущего, представление команд и ЖЮРИ. |
10 минут |
3 | 1 конкурс «Визитная карточка» | Команды представляют свою «домашнею заготовку» (представляют своего кандидата на вакантную должность). |
15 минут |
4 | Подведение итогов конкурса | Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды. |
5 минут |
5 | 2 конкурс «Разминка» | Каждая команда получает одну статью ТК РФ и изображает ее в виде рисунка | 15 минут |
6 | Подведение итогов конкурса | Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды. | 5 минут |
7 | 3 конкурс «Конкурс капитанов» | Капитаны излагают ситуацию своему сопернику из другой команды и попросить его дать этой ситуации правовую оценку, после чего они меняются ролями. |
15 минут |
8 | Подведение итогов конкурса | Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды. |
5 минут |
9 | 4 конкурс «Домашнее задание» | Команды представляют свой музыкальный мини-спектакаль на заданную тему. | 30 минут |
10 | Подведение итогов конкурса | Каждый из членов жюри ставит свой балл за конкурс, после чего ведущий объявляет общий балл команды. | 5 минут |
11 | Подведение итогов игры. | Ведущий оглашает итоги игры и называет команду – победителя. | 10 минут |
12 | Награждение команд и завершение игры. | Ведущий предоставляет слово ЖЮРИ, после чего завершает игру заключительной речью.. | 15 минут |
13 | ИТОГО | 130 минут |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.Боголюбов Л.Н. «Обществознание» часть 1,10 кл, стр.5,15,226,269
2.Малышевский А.Ф. «Введение в философию» 10 класс, глава 6,8. ЗЛ
3.Кравченко А.И. «Введение в социологию» 10-Пкл, глава 1,2. 4,Кравченко А.И. «Обществознание»
4.«Право и экономика» - учебник( книга1,2) Т.В.Кашина Москва Из-во «Вече» 2013г
5.«Теория государства и права» - учебник СПО Е.А.Певцова Ростов-на Дону ЕНИКС ОАО «Московские учебники».
6.«Основы правовых знаний» - учебник СПО 3-е издание под редакцией В.И.Шкатулов. Москва АСАДЕМА 2013г
7.Учебное пособие. М., Институт развития профессионального образования, 2012 г.
Дополнительная литература
Приложение
Оценка мероприятия
Цель:
1. Изучить желание обучающихся и студентов участвовать в общеколледжных мероприятиях.
2. Определить степень заинтересованности обучающихся и студентов в готовности проявить активность в подготовке и проведении внеклассного мероприятия в рамках предметных Декад.
Анкета
- Что Вы думаете о проведения мероприятий между тремя подразделениями?
- мероприятие нужно проводить ежегодно;
- мероприятие нужно проводить иногда, чтобы не надоели;
- нужно придумать что-то новенькое;
- моё собственное мнение: ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
- В качестве кого Вы хотите быть на мероприятии ?
- Хочу участвовать в организации мероприятия или быть гостем;
- Хочу быть активным участником проведения мероприятия, а не гостем;
- На мероприятии хочу быть просто зрителем;
- Не хочу принимать участие в подготовке и проведении мероприятия даже в качестве зрителя.
- моё собственное мнение: ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
- Оцените мероприятие по следующим параметрам (по 5 балльной шкале):
А) что было полезного;
Б) что было интересного
В) что было неожиданного.
- Ваши предложения ___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
В помощь ЖЮРИ !!!
- Первый конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленной кандидата.
- Второй конкурс оценивается по 5 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность рисунков, , а также неординарный выход команд из трудных ситуаций, связанных с неготовностью выполнить задание.
- Третий конкурс оценивается по 7 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность задаваемых вопросов, ответов капитана команды на вопросы соперников, а также неординарный выход капитана команды из трудных ситуаций, связанных с неготовностью ответить на вопрос соперников.
- Четвертый конкурс оценивается по 7 балльной системе. Оценивается не только знания учебного материала, но и оригинальность представленного мини-спектакля..
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Название команды | 1 конкурс «визитная карточка» (по 5ти бальной системе) | 2 конкурс «разминка» (по 7ми бальной системе) | 3 конкурс «Конкурс капитанов» (по 7ми бальной системе) | 4 конкурс Музыкальный конкурс (по 7ми бальной системе) | ИТОГО |
Подпись члена жюри _________________________________________ (__________________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».
Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...
Методическая разработка бинарного урока (обществознание, английский язык) Тема: СМИ - четвёртая власть
Методическая разработка бинарного урока - обществознание и английский язык предназначена для преподавателей профессиональных образовательных учреждений и учителей общеобразовательных школ. Данная мето...
Методическая разработка Бинарного урока информатики и МДК 04.02 На тему: «Практическая работа на тему: «Расчет нормы выхода продуктов из заданного количества сырья для приготовления блюд из моллюсков для выполнения лабораторной работы» с использова
Методическая разработка по проведению практической работы по междисциплинарному курсу МДК 04.02 "Технология приготовления блюд из нерыбных продуктов моря" и с элементами информатики. По информатике со...
методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"
Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной в соответствии с новыми требованиями ФГ...
Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»
Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Бинарного урока проекта по дисциплинам «Обществознание», «География» на тему «Россия в современном мире»
ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства"Работа посвящена разработке методики проведения бинарного урока-проекта по дисциплинам «Обществознание», «Географ...
Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам «История» и «Естествознание»
Одной из важных задач современного образования является формирование у обучающихся целостной картины мира. Еще Ян Амос Коменский называл разрозненность преподаваемых знаний в качестве причины, задержи...