Рабочая программа ОП.13 Управленческая психология, специальность 38.02.04, Коммерция (по отраслям)
рабочая программа по теме

Петрова Ирина Анатольевна

Сформировать у студентов прочные теоретические знания и практические навыки решения разнообразных психологических проблем, постоянно возникающих в процессе управленческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _38.02.04_rp_up_kmt-33_u.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.13 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 38.02.04, Коммерция (по отраслям)

Москва, 2016


ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

Комиссией

«Коммерция и товароведения»

   

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 38.02.04, Коммерция (по отраслям)

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________ Г.А. Ананьева

     Заведующий НМЦ

                       

    ___________Л.В. Карташова

Составитель (автор): Петрова И.А., преподаватель ГБПОУ ОК «Юго-Запад»

                                                                                           

                                

                                

        

         


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04, Коммерция (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Управленческая психология» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области  управленческой психологии.

Задачи:

  • продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
  • развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
  • научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
  • сформировать навыки управленческой деятельности.

Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.

В результате освоения дисциплины «Управленческая психология» обучающийся:

должен уметь:

  • определять собственное эмоциональное состояние,
  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

должен знать:

  • основные понятия и определения в области психологии,
  • общие понятия  о психических процессах и состояний
  • понятие личности, темперамента и характера; типологию личности
  • взаимосвязь общения и деятельности;
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • роли и ролевые ожидания в общении;
  • виды социальных взаимодействий;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  •  этические принципы общения;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  72  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48часов;

самостоятельной работы обучающегося  24 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Управленческая психология»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

          практические занятия

18

          зачет

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

          подготовка практико-ориентированных сообщений

10

          подготовка к практическим занятиям

10

          домашняя работа

4

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы


Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины «Управленческая психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Основные методы и принципы управленческой психологии

Тема 1.1 Предмет, цели и задачи управленческой  психологии

Содержание учебного материала

2

Назначение учебной дисциплины «Управленческая психология»Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине.

ознакомительный 

Практическое  занятие №1

Составление плана  наблюдения, беседы

2

Тема 1.2. Психические свойства личности

Содержание учебного материала

Практическое  занятие №2

Определение особенностей личности на основании теста Шмишека «Акцентуации характера»

2

Раздел2

Закономерности внутренне психологической деятельности личности

Тема 2.1. Особенности психического отражения

Содержание учебного материала

2

Понятие о психике. Особенности психического отражения


репродуктивный

Психологическая структура личности

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Когнитивные особенности личности

 Эмоциональная и волевая регуляция поведения

4

Тема 2.2.

Особенности личности

Содержание учебного материала

2

Типология темперамента

репродуктивный

Практическое занятие №3

Определение типа восприятия на основании наблюдения и тестов. Упражнения по тренировке памяти.

2

Самостоятельная работа

Психологические школы изучения личности

4

Содержание учебного материала

2

Структура характера

репродуктивный

Способности и их развитие

2

Раздел 3 Психологические аспекты малых групп и коллективов

Тема 3.1 Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации

Содержание учебного материала

 Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации

Формальные и неформальные группы.

2

репродуктивный

Практическое  занятие №4

Исследование межличностных отношений  в группе.

Определение групповых ролей в коллективе

2

Практическое  занятие №5

 Определение делового, эмоционального и психологического лидеров.

Определение социально-психологического климата

2

Тема3.2

Понятие коллектива

Содержание учебного материала

Коллектив и его основные характеристики .

2

репродуктивный

Социально-психологический климат коллектива

2

Раздел 4. Психология принятия управленческих решений

 

Тема 4.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений

Содержание учебного материала

Психологические аспекты принятия управленческих решений

2

репродуктивный

Практическое занятие. №6

Принятие управленческого решения в конкретной ситуации

Тренинг по выработке навыков организации групповой дискуссии

4

Самостоятельная работа обучающихся

Модели поведения руководителя в

процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели

4

Раздел 5 Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Тема5.1.

Понятие конфликтной ситуации и конфликта

Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Причины конфликта

2

репродуктивный

Способы и правила разрешения конфликтов

2

репродуктивный

Практическое  занятие №7

Анализ поведения в конфликтной ситуации,

 Тренинг  по способам разрешения конфликтов

2

Самостоятельная работа обучающихся

Методы профилактики и правила конструктивного разрешения конфликта

Стрессы и управление эмоциональными состояниями

4

Раздел 6

Коммуникации и психология общения

 

Тема6.1.

 Коммуникативные структуры в организации

Коммуникативные структуры в организации

2

репродуктивный

Типы коммуникаторов в организации

2

Практическое  занятие №8

Тренинг по выработке коммуникативных навыков и умений

Управленческие технологии

Составление плана публичного выступления

2

Самостоятельная работа обучающихся

Механизмы процесса восприятия

Факторы, повышающие эффективность публичного выступления

Изучение законов аргументации и убеждения

4

Раздел 7

Социально-психологические основы деятельности руководителя

Тема7.1.

 Руководство и лидерство

Понятие о руководстве и лидерстве.

2

репродуктивный

Критерии оценки эффективности руководителя

2

Практическое  занятие №9

Психологический практикум для руководителя; решение задач по выбору формы власти в заданной ситуации

Психологический тренинг по организации деятельности руководителя

2

Самостоятельная работа

Составные компоненты имиджа руководителя

4

ВСЕГО:72

лекционных : 48

в том числе

практических18

самостоятельные 24


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология»

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)

Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер, проектор, магнитофон.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
  2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.
  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.
  4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.
  5. Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Л.Психология управления М. «Зевс».2002

Дополнительные источники:

  1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.
  2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.
  5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.
  6. Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.
  7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Управленческая психология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «Управленческая психология» является контрольная работа

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные понятия  и определения в области психологии;

-понятие и функции психики;

-общие понятия о психических процессах и состояниях;

-понятие личности, темперамента и характера

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Формы контроля обучения:

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

- практические задания;

- активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.)

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент Для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМенеджмент Для специальности8.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Рабочая программа дисциплины Рекламная деятельность для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Материал вариационной дисциплины Рекламная деятельность позволяет глубже раскрыть основополагающие компетенции будущего менеджера по продажам и тем самым помочь ему достигать высокой эффективности в р...

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Предложенная программа даёт возможность преподавателю-руководителю практики от учебного заведения сориентировать будущих выпускников в материалах, связанных с написанием выпускной квалификационной раб...

Рабочая программа дисциплины ОП.09 Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОП.09 Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа дисциплины ОП.02 Психология, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Рабочая программа дисциплины ОП.02 Психология, специальность 31.02.01 Лечебное дело...