Рабочая программа ОП.14 Управленческая психология специальность 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
рабочая программа по теме

Петрова Ирина Анатольевна

УП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _38.02.05_rp_upsih._tv-47.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

(углубленная подготовка)

Москва, 2017


ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

Комиссией

«Коммерция и товароведения»

   

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________ Г.А. Ананьева

     

                       

    ___________

Составитель (автор): Петрова И.А., преподаватель ГБПОУ ОК «Юго-Запад»

                                                                                           

                                

                                

        

         


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Управленческая психология» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области управленческой психологии.

Задачи:

- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;

- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и - регулировании конфликтных ситуаций;

- сформировать навыки управленческой деятельности.

Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.

В результате освоения дисциплины «Управленческая психология» обучающийся:

должен уметь:

- пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);

- применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;

- исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;

- определять структуру коллектива и социально–психологический климат в коллективе;

- выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;

- вырабатывать навыки делового этикета;

- вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.

должен знать:

- основные принципы и методы психологии;

- эмоционально–волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности; - психологические аспекты малых групп и коллективов;

- психология принятия управленческих решений;

- конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;

- типы людей по поведению в конфликте;

- коммуникация и психология общения;

- социально-психологические основы деятельности руководителя

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.

ПК 4.1. Выполнять задания специалиста более высокой квалификации при проведении маркетинговых исследований.

ПК 4.3. Планировать комплекс маркетинговых мероприятий.

ПК 4.5. Выполнять работы по продвижению товаров и услуг.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 68 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 23 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Управленческая психология»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

          практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

Промежуточная аттестация в форме зачета


Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины «Управленческая психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные методы и принципы управленческой психологии

4

Тема 1.1 Предмет, цели и задачи управленческой психологии

Содержание учебного материала

2

Предмет и объект управленческой психологии. Основные принципы и методы управленческой психологии. Психологические типы людей

ознакомительный 

Практическое занятие

Определение особенностей личности на основании теста Шмишека «Акцентуации характера»

2

Раздел 2. Закономерности внутренне психологической деятельности личности

12

Тема 2.1. Особенности психического отражения. Особенности личности

Содержание учебного материала

2

Понятие о психике. Особенности психического отражения. Личность и ее структура. Когнитивные особенности личности. Эмоциональная и волевая регуляция. Индивидуально-типологические особенности личности. Понятие о способностях. Способности и их развитие. Диагностика способностей.

репродуктивный

Практическое занятие

Определение типа восприятия на основании наблюдения и тостов. Управления по тренировке памяти.

Составление характеристики индивидуально-психологических свойств личности на основании наблюдения, бесед, тестов.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Когнитивные особенности личности

Социализация личности

Интересы и способности, их значимость в управленческой деятельности

6

Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов

16

Тема 3.1 Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации

Содержание учебного материала

Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации.

4

Формальные и неформальные группы.

Способы исследования межличностных отношений в группе.

Стадии развития группы. Социально-психологический климат в коллективе.

Психологические механизмы формирования и динамика изменения социально-психологического климата.

репродуктивный

Практическое занятие

Исследование межличностных отношений в группе.

Определение групповых ролей в коллективе.

Социометрические исследования группы.

Изучение атмосферы в группе.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование межличностных отношений в группе, определение своего статуса в группе.

Изучение социально-психологического климата в группе и причин его нестабильности.

4

Раздел 4. Психология принятия управленческих решений

8

Тема 4.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений

Содержание учебного материала

2

Психологические аспекты принятия управленческих решений.

Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели. Типы психологических барьеров.

репродуктивный

Практическое занятие

Принятие управленческого решения в конкретной ситуации

Тренинг по выработке навыков организации групповой дискуссии

2

Самостоятельная работа обучающихся

Мышление руководителя и принятие решения.

Психологические факторы, влияющие на принятие решения

4

Раздел 5. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации

12

Тема 5.1.

Понятие конфликтной ситуации и конфликта

Содержание учебного материала

4

репродуктивный

Природа и социальная роль конфликтов. Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Причины конфликта. Психологические и нравственные последствия. Способы и правила разрешения конфликтов. Методы профилактики и правила конструктивного разрешения конфликта.

репродуктивный

Практическое занятие

Деловая игра: Разрешение конфликтной ситуации, возникшей в коллективе.

Анализ поведения в конфликтной ситуации

4

Самостоятельная работа обучающихся

Социальные конфликты, причины их возникновения и участники таких конфликтов.

Составление конспектов.

4

Раздел 6. Коммуникации и психология общения

 

13

Тема 6.1. Коммуникативные структуры в организации

Содержание учебного материала 

Коммуникативные структуры в организации, психологические аспекты общения. Типы коммуникаторов в организации.

Виды и техника слушания.

Факторы, повышающие эффективность публичного выступления.

2

репродуктивный

Практическое занятие

Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы? Любят ли вас люди?»

Тестирование «Умеете ли слушать? Умеете ли вы общаться?»

Составление плана публичного выступления

6

Самостоятельная работа обучающихся

Беседа – основной вид общения. Этапы беседы, их содержание; трансактное общения.

Изучение законов аргументации и убеждения

5

Раздел 7. Социально-психологические основы деятельности руководителя

3

Тема 7.1. Руководство и лидерство

Содержание учебного материала

Психологические аспекты деятельности руководителя. Власть и лидерство. Стили руководства.

1

репродуктивный

Практическое занятие

Психологический практикум для руководителя; решение задач по выбору формы власти в заданной ситуации

2

ВСЕГО:

68


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета        

        Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)

        Технические средства обучения: Телевизор, компьютер, мультипроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
  2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.
  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.
  4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.
  5. Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Л.Психология управления М. «Зевс».2002

Дополнительные источники:

  1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.
  2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.
  5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.
  6. Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.
  7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Управленческая психология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);

- применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;

- исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;

- определять структуру коллектива и социально-психологический климат в коллективе;

- выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;

- вырабатывать навыки делового этикета;

- вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные принципы и методы психологии;

- эмоционально–волевые, когнитивные индивидуально–типологические особенности личности;

- психологические аспекты малых групп и коллективов;

- психология принятия управленческих решений;

- конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;

- типы людей по поведению в конфликте;

- коммуникация и психология общения;

- социально–психологические основы деятельности руководителя.

Формы контроля обучения:

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

- практические задания;

- активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.)

- деловая игра.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества...

Рабочая программа МДК.03.02 Управленческая психология, специальность 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Сформировать у студента прояные теоретические знания и практические навыки решения разнообразных психологических проблем, постоянно возникающих в процессе управленческой деятельности...

Рабочая программа ОП.09 Управление персоналом специальность 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной ППССЗ...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:  38.02. 05  ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬС...

Рабочая программа ПМ.04 и ФОС "Оценка конкурентоспособности товаров и услуг " для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая  программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – разработана  в соответствии с ФГОС по  специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...