Рабочая программа ОП.14 Управленческая психология специальность 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
(углубленная подготовка)
Москва, 2017
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) Комиссией «Коммерция и товароведения»
Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров |
Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________ Г.А. Ананьева |
___________ |
Составитель (автор): Петрова И.А., преподаватель ГБПОУ ОК «Юго-Запад»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Управленческая психология» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области управленческой психологии.
Задачи:
- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и - регулировании конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки управленческой деятельности.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения дисциплины «Управленческая психология» обучающийся:
должен уметь:
- пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);
- применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;
- исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;
- определять структуру коллектива и социально–психологический климат в коллективе;
- выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;
- вырабатывать навыки делового этикета;
- вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.
должен знать:
- основные принципы и методы психологии;
- эмоционально–волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности; - психологические аспекты малых групп и коллективов;
- психология принятия управленческих решений;
- конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;
- типы людей по поведению в конфликте;
- коммуникация и психология общения;
- социально-психологические основы деятельности руководителя
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 3.1. Планировать основные показатели деятельности организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.
ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.
ПК 4.1. Выполнять задания специалиста более высокой квалификации при проведении маркетинговых исследований.
ПК 4.3. Планировать комплекс маркетинговых мероприятий.
ПК 4.5. Выполнять работы по продвижению товаров и услуг.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 68 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 23 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Управленческая психология»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 45 |
в том числе: | |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 23 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины «Управленческая психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные методы и принципы управленческой психологии | 4 | ||
Тема 1.1 Предмет, цели и задачи управленческой психологии | Содержание учебного материала | 2 | |
Предмет и объект управленческой психологии. Основные принципы и методы управленческой психологии. Психологические типы людей | ознакомительный | ||
Практическое занятие Определение особенностей личности на основании теста Шмишека «Акцентуации характера» | 2 | ||
Раздел 2. Закономерности внутренне психологической деятельности личности | 12 | ||
Тема 2.1. Особенности психического отражения. Особенности личности | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие о психике. Особенности психического отражения. Личность и ее структура. Когнитивные особенности личности. Эмоциональная и волевая регуляция. Индивидуально-типологические особенности личности. Понятие о способностях. Способности и их развитие. Диагностика способностей. | репродуктивный | ||
Практическое занятие Определение типа восприятия на основании наблюдения и тостов. Управления по тренировке памяти. Составление характеристики индивидуально-психологических свойств личности на основании наблюдения, бесед, тестов. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Когнитивные особенности личности Социализация личности Интересы и способности, их значимость в управленческой деятельности | 6 | ||
Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов | 16 | ||
Тема 3.1 Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации | Содержание учебного материала Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации. | 4 | |
Формальные и неформальные группы. Способы исследования межличностных отношений в группе. Стадии развития группы. Социально-психологический климат в коллективе. Психологические механизмы формирования и динамика изменения социально-психологического климата. | репродуктивный | ||
Практическое занятие Исследование межличностных отношений в группе. Определение групповых ролей в коллективе. Социометрические исследования группы. Изучение атмосферы в группе. | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Исследование межличностных отношений в группе, определение своего статуса в группе. Изучение социально-психологического климата в группе и причин его нестабильности. | 4 | ||
Раздел 4. Психология принятия управленческих решений | 8 | ||
Тема 4.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений | Содержание учебного материала | 2 | |
Психологические аспекты принятия управленческих решений. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели. Типы психологических барьеров. | репродуктивный | ||
Практическое занятие Принятие управленческого решения в конкретной ситуации Тренинг по выработке навыков организации групповой дискуссии | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Мышление руководителя и принятие решения. Психологические факторы, влияющие на принятие решения | 4 | ||
Раздел 5. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации | 12 | ||
Тема 5.1. Понятие конфликтной ситуации и конфликта | Содержание учебного материала | 4 | репродуктивный |
Природа и социальная роль конфликтов. Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Причины конфликта. Психологические и нравственные последствия. Способы и правила разрешения конфликтов. Методы профилактики и правила конструктивного разрешения конфликта. | репродуктивный | ||
Практическое занятие Деловая игра: Разрешение конфликтной ситуации, возникшей в коллективе. Анализ поведения в конфликтной ситуации | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Социальные конфликты, причины их возникновения и участники таких конфликтов. Составление конспектов. | 4 | ||
Раздел 6. Коммуникации и психология общения
| 13 | ||
Тема 6.1. Коммуникативные структуры в организации | Содержание учебного материала Коммуникативные структуры в организации, психологические аспекты общения. Типы коммуникаторов в организации. Виды и техника слушания. Факторы, повышающие эффективность публичного выступления. | 2 | репродуктивный |
Практическое занятие Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы? Любят ли вас люди?» Тестирование «Умеете ли слушать? Умеете ли вы общаться?» Составление плана публичного выступления | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Беседа – основной вид общения. Этапы беседы, их содержание; трансактное общения. Изучение законов аргументации и убеждения | 5 | ||
Раздел 7. Социально-психологические основы деятельности руководителя | 3 | ||
Тема 7.1. Руководство и лидерство | Содержание учебного материала Психологические аспекты деятельности руководителя. Власть и лидерство. Стили руководства. | 1 | репродуктивный |
Практическое занятие Психологический практикум для руководителя; решение задач по выбору формы власти в заданной ситуации | 2 | ||
ВСЕГО: | 68 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)
Технические средства обучения: Телевизор, компьютер, мультипроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
- Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.
- Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.
- Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Л.Психология управления М. «Зевс».2002
Дополнительные источники:
- Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.
- Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.
- Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.
- Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.
- Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.
- Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Управленческая психология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями); - применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам; - исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе; - определять структуру коллектива и социально-психологический климат в коллективе; - выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения; - вырабатывать навыки делового этикета; - вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные принципы и методы психологии; - эмоционально–волевые, когнитивные индивидуально–типологические особенности личности; - психологические аспекты малых групп и коллективов; - психология принятия управленческих решений; - конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации; - типы людей по поведению в конфликте; - коммуникация и психология общения; - социально–психологические основы деятельности руководителя. | Формы контроля обучения: - устный опрос, - письменное тестирование; - контрольные работы; - домашнее задание творческого характера; - практические задания; - активность на занятиях (экспертное суждение; дополнения к ответам сокурсников и т.п.) - деловая игра. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества...
Рабочая программа МДК.03.02 Управленческая психология, специальность 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Сформировать у студента прояные теоретические знания и практические навыки решения разнообразных психологических проблем, постоянно возникающих в процессе управленческой деятельности...
Рабочая программа ОП.09 Управление персоналом специальность 38.02.05, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной ППССЗ...
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн
К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬС...
Рабочая программа ПМ.04 и ФОС "Оценка конкурентоспособности товаров и услуг " для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...