Рабочая программа дисциплины ОП.02 Психология, специальность 31.02.01 Лечебное дело
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины ОП.02 Психология, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дисциплины ОП.02 Психология, специальность 31.02.01 Лечебное дело | 75.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)
УТВЕРЖДЕНА |
Педагогическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» |
(Протокол от 15.04.2022 № 4/22) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Психология
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
На базе среднего общего образования
Форма обучения очная
Курс 1 семестр 1
Год начала подготовки 2022
Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет
2022
РАССМОТРЕНА Протокол заседания цикловой методической комиссии № 6 от «10» февраля 2022г. Председатель цикловой методической комиссии № 3 _____________/ Поливанова Т.В.. | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело и учебного плана. |
ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» Протокол № 4 от «04» марта 2022 г. | |
СОГЛАСОВАНА Заведующий отделом качества и развития содержания образования _____________/ Сундукова С.Ю. Ведущий библиотекарь _____________/ Перевалова В.А. |
Состав рабочей группы
по разработке рабочей программы дисциплины
ОП.02. Психология
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Ученая степень, звание | Занимаемая должность | Место работы |
Булкина Надежда Борисовна | - | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК №7» | |
Билецкая Наталия Юрьевна | - | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК №2» | |
Буцхрикидзе Лали Джемалевна | - | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК №5» | |
Соколова Наталья Анатольевна | - | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК №1» |
Рецензенты
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Ученая степень, звание | Занимаемая должность | Место работы |
1. | Аюшеева Елена Булатовна | - | педагог-психолог | ГБПОУ ДЗМ «МК №7» |
2. | Борская Ирина Тадо | - | педагог-психолог | ГБПОУ ДЗМ «МК №5» |
3. | Зажогина Наталия Владимировна | - | педагог-психолог | ГБПОУ ДЗМ «МК №2» |
4. | Иванова Светлана Евгеньевна | - | педагог-психолог | , ГБПОУ ДЗМ «МК №1» |
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина ОП.02. Психология является обязательной частью Общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01. Лечебное дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 – 13, ПК 1.2 - 1.6, 2.3, 2.5 - 2.7, 3.1 - 3.6, 4.1, 4.3 - 4.8, 5.1 - 5.5, 6.1.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины ОП.02. Психология является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области психологии для применения их в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 – 13, ПК 1.2 - 1.6, 2.3, 2.5 - 2.7, 3.1 - 3.6, 4.1, 4.3 - 4.8, 5.1 - 5.5, 6.1 | использовать средства общения в психотерапевтических целях; давать психологическую оценку личности; применять приемы психологической саморегуляции. | основные задачи и методы психологии; психические процессы и состояния; структуру личности; пути социальной адаптации и мотивации личности. основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства); психологию медицинского работника; этапы профессиональной адаптации; принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста; аспекты семейной психологии; психологические основы ухода за умирающим; определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»; особенности психических процессов у здорового и больного человека; функции и средства общения; закономерности общения; приемы психологической саморегуляции; основы делового общения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
Вид учебной работы | Количество ак.час. |
Максимальная учебная нагрузка | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 50 |
- теоретические занятия | 50 |
- практические занятия | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа | 25 |
Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.02. Психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в ак.час. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая психология | 28 | ||
Тема 1. Введение в психологию | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 – 5, ОК 8 ПК 4.3, ПК 4.7, ПК 4.8 |
Предмет психологии. Цель и задачи психологии как науки. Методы психологии. Основные принципы психологии. Отрасли психологии. Этапы развития психологии. Основные направления в психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология). Классификация психических явлений. | |||
Тема 2. Психика. Сознание | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Понятие «психика», возникновение и развитие психики. Сознание. Понятие о бессознательном. Нарушения сознания. Формы выключения и помрачения сознания. Измененные состояния сознания. | |||
Тема 3. Структура личности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Понятие личности. Структура личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии (Фрейд, Юнг, Берн, Платонов). Анализ структуры личности как способ индивидуального подхода к пациенту. | |||
Тема 4. Темперамент | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Темперамент в структуре личности. Теории темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль наследственного фактора в происхождении свойств темперамента. Особенности свойств темперамента в общении и деятельности человека. Типология темперамента – основа индивидуального подхода к пациенту. | |||
Тема 5. Характер и акцентуации характера | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Характер как совокупность устойчивых социально-психологических качеств человека. Биологические и социальные предпосылки развития характера. Характер как результат воспитания и самовоспитания. Патологические формы воспитания. Характер и деятельность. Проблема акцентуированных черт характера. Акцентуации характера по А.Е. Личко. Знание характерологических особенностей – основа индивидуального подхода к пациенту. | |||
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Классификация эмоциональных феноменов: эмоциональная реакция, эмоциональное состояние, эмоциональное свойство. Классификации эмоций. Функции эмоций и чувств. Понятия "эмоции", "чувства", "настроение", "аффект". Структура волевого действия. Особенности волевой саморегуляции человека. Понятия "воля", "волевое действие", "волевые качества". Нарушения эмоционально-волевой сферы. Эмоции и чувства в работе медицинского специалиста. | |||
Тема 7. Стресс. Способы выхода из стресса | Содержание учебного материала | 2 | ОК 13 ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8 |
Понятия «стресс», «эустресс», «дистресс». Фазы развития стресса. Профилактика стресса. Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня стрессовой напряженности. Стресс в профессиональной деятельности медицинского работника. | |||
Тема 8. Возрастное развитие человека | Содержание учебного материала | 2 | ОК 10 – 11, ОК 13 ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8 |
Понятия «психологический возраст», «биологический возраст», «хронологический возраст». Этапы возрастного развития человека. Возрастные кризисы. Психическое развитие человека в семье. Семья и возрастные кризисы. Возрастные периодизации и теории развития личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности человека на разных возрастных этапах. | |||
Тема 9. Ощущения и восприятие | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Познавательная сфера личности. Ощущения и восприятие. Физиологическая основа ощущений. Функции, классификации, свойства ощущений и восприятия. Нарушения ощущений и восприятия. Методы исследования познавательной сферы. | |||
Тема 10. Память и внимание | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Познавательная сфера личности. Память и внимание. Функции, классификации, свойства, процессы памяти и внимания. Нарушения памяти и внимания. Развитие познавательной сферы как необходимый фактор профессиональной успешности медицинского работника. | |||
Тема 11. Мышление и речь | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Познавательная сфера личности. Мышление и речь. Функции, классификации, свойства, операции мышления. Нарушения мышления и речи. Понятие об интеллекте. Способности и интеллект. Расстройства интеллекта. | |||
Тема 12. Воображение и представление | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.5, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Познавательная сфера личности. Воображение и представление. Функции, классификации, свойства воображения и представления. Нарушения воображения. Воображение в деятельности медицинского работника. | |||
Тема 13. Психологические особенности овладения профессией. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 6 – 9, ОК 12 – 13 ПК 6.1 |
Понятия «профессионализм», «профессиональная адаптация», «профессиональное становление», «профессионально важные качества», «профессиограмма», «психограмма». Этапы профессионального становления. Профессионально-важные качества фельдшера. Препятствия на пути к профессионализму. Функции, средства и закономерности профессионального общения медицинского работника. Основы делового общения. | |||
Тема 14. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 – 5, ОК 6 – 9, ОК 12, ОК 13 ПК 6.1 |
Факторы, оказывающие влияние на формирование и изменения в личности человека, работающего фельдшером. Профессиональное выгорание и профессиональные деформации. Профилактика профессиональных деформаций медицинского работника. Типология медицинского персонала. Контрольная работа. | |||
Раздел 2 Медицинская психология | 22 | ||
Тема 15. Введение в медицинскую психологию | Содержание учебного материала | 2 | ОК 11, ОК 12, ОК 13 ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8, ПК 5.4 |
Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Медицинская психология и смежные науки. Психогении. Соматогении. | |||
Тема 16 Внутренняя картина болезни | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 – 5, ОК 7, ОК 10, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.3, ПК 2.5 – 2.7, ПК 3.1 – 3.6 |
Содержание понятий «объективная тяжесть болезни» «внутренняя картина болезни», «тип реагирования на болезнь», «личностный смысл болезни». Структура внутренней картины болезни. Семья и болезнь. | |||
Тема 17. Типы реагирования на болезнь | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 – 5, ОК 7, ОК 10, ОК 13 ПК 1.2 – 1.5, ПК 2.3, ПК 2.5 – 2.7, ПК 3.1 – 3.6 |
Факторы, формирующие отношение к болезни. Типы реагирования на болезнь. Классификация типов реагирования на болезнь. | |||
Тема 18. Внутренняя картина здоровья | Содержание учебного материала | 2 | ОК 11, ОК 12, ОК 13 ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8 |
Определение понятия «здоровье». Виды и критерии здоровья. Обучение здоровому образу жизни. Психическое и физическое здоровье. Роль медицинского работника в формировании здорового образа жизни. Семья и сохранение здоровья. | |||
Тема 19. Основы психосоматики | Содержание учебного материала | 2 | ОК 11, ОК 12, ОК 13 ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8 |
Понятия «психосоматика», «здоровый образ жизни», «вторичная выгода». Классификация психосоматических расстройств. Психосоматические теории. Варианты взаимодействия «соматического» и «психического» факторов в болезни. Влияние социально-конституциональных факторов на концепцию здоровья (пол, возраст, профессия). Профилактика психосоматических расстройств. | |||
Тема 20. Психологический профиль пациентов с различными соматическими заболеваниями | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 7, ОК 10, ОК 13 ПК 1.4 – 1.5, ПК 2.3, ПК 2.5 – 2.8, ПК 3.1 – 3.6 |
Психосоматические реакции при акушерской и гинекологической патологии. Психологические особенности больных с терапевтической патологией. Психологические особенности больных при хирургических вмешательствах. Соматопсихические расстройства при эндокринных заболеваниях. Психология неврологических расстройств. Психологический профиль онкологического пациента. Фазы реагирования на болезнь по Кюблер-Росса. Соматогенные психические расстройства при онкологической патологии. Психологические изменения при инвалидизации, потере психических функций, физических возможностей. Мотивационная сфера и антиципационная состоятельность. Психологическая поддержка родственников пациента. | |||
Тема 21. Психология аномального развития | Содержание учебного материала | 2 | ОК 13 ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8 |
Психическая норма и аномалия развития и их параметры. Биологические и социальные причины и факторы аномального развития. Классификация психического дизонтогенеза и характеристика типов аномального развития. | |||
Тема 22. Психологические особенности переживания горя | Содержание учебного материала | 2 | ОК 7, ОК 10, ОК 11 ПК 1.6, ПК 5.2 – 5.4, ПК 6.1, ОК 6 |
Психология смерти. Страх смерти. Фазы переживания тяжелой болезни во времени. Психологические аспекты паллиативного ухода. Этика паллиативной медицины. Психологический уход за умирающими больными. Общение с родственниками больного, психологическая помощь семье и близким. Психологическая помощь медицинскому работнику. | |||
Тема 23. Психологические аспекты экстремальных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | ОК 6, ОК 7, ОК 10, ОК 11 ПК 1.2 – 1.6, ПК 2.7, ПК 3.1 – 3.6, ПК 6.1 |
Понятие, классификация и виды экстремальных ситуаций. Особенности психического состояния и поведения личности в экстремальных ситуациях. Правила и принципы оказания первой помощи в экстремальной ситуации. Понятие и основные проявления посттравматического стрессового расстройства в разных возрастных группах. Методы поддержки пациентов с ПТСР. | |||
Тема 24. Психокоррекция и психотерапия | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 – 5, ОК 13 ПК 1.2 – 1.6, ПК 2.3, ПК 2.5 – 2.7, ПК 3.1 – 3.6 |
Понятие о психогигиене. Психогигиена медицинского персонала. Психогигиена пациента. Психопрофилактика. Профилактика негативных состояний. Виды психопрофилактики. Виды психотерапии. Аутогенная тренировка. Идеомоторная тренировка. | |||
Тема 25. | Содержание учебного материала | 2 | |
Дифференцированный зачет | |||
Всего | 50 | ||
Курсовая работа (проект) не предусмотрена Тематика курсовых работ (проектов): не предусмотрена | |||
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовой работе (проекту) не предусмотрены | |||
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовой работой проектом) не предусмотрена | |||
Всего | 50 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения
Кабинет «Психологии», оснащённый оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска классная.
Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:
- мультимедийная установка;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 480 с.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - М.: КноРус, 2021. – 374 с.
- Полянцева О.И. Психология для медицинских колледжей: учебник.- Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2020. – 341 с.
3.2.2. Электронные издания
- Жарова М.Н., Психология [Электронный ресурс] / М.Н. Жарова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 368 с. /
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444016.html
- Островская И.В. Психология [Электронный ресурс]: учебник для мед. училищ и колледжей - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 480 с.
1. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436530.html
3.2.3. Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н. Д. Твороговой. - М. ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. —374 с https://studfile.net/preview/9092149/
3.2.4. Дополнительные источники
- Жарова М.Н. Психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 368 с.
- Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013. - 383 с.
- Спринц А.М., Шамрей В.К., Шатова Е.П Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений - Санкт-Петербург, СПЕЦЛИТ, 2021. - 443 с.: ил.
- Соснин В.А. Социальная психология: учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова 3-е изд.- Москва, ФОРУМ, ИНФРА-М, М., 2022. - 335 с.
- Творогова Н.Д. Практикум медицинская психология, Москва, 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: основные задачи и методы психологии; психические процессы и состояния; структуру личности; пути социальной адаптации и мотивации личности. основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства); психологию медицинского работника; этапы профессиональной адаптации; принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста; аспекты семейной психологии; психологические основы ухода за умирающим; определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»; особенности психических процессов у здорового и больного человека; функции и средства общения; закономерности общения; приемы психологической саморегуляции; основы делового общения. | Ответы на вопросы тестовых заданий: 90% и выше – «отлично» 80-89% – «хорошо» 70-79% – «удовлетворительно» 69 и ниже – «неудовлетворительно» | Текущий контроль в форме тестовых заданий по результатам освоения темы, раздела, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Умения: использовать средства общения в психотерапевтических целях; давать психологическую оценку личности; применять приемы психологической саморегуляции. | Ответы на вопросы тестовых заданий: 90% и выше – «отлично» 80-89% – «хорошо» 70-79% – «удовлетворительно» 69 и ниже – «неудовлетворительно» | Текущий контроль в форме тестовых заданий по результатам освоения темы, раздела, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
4.2. Текущий контроль успеваемости
К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.), рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.), эссе, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.
Примеры форм текущего контроля, и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.
4.3. Промежуточная аттестация
В зависимости от формы промежуточной аттестации (экзамен/зачет с оценкой/зачет/защита КР/КП) и способа проведения (устно, письменно (билеты, тестирование) или комбинированно) могут быть использованы различные критерии оценки знаний и умений. При использовании итоговых тестов по экзамену/зачету с оценкой должна быть представлена шкала интервальных баллов, соответствующая промежуточной оценке или количество баллов, достаточное для получения зачета (с оценкой).
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета. Критерии оценки (шкала баллов, соответствующая промежуточной оценке) приведены в п. 4.1.
Приложение 1
Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств
№ п/п | Наименование формы контроля (оценочного средства) | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний, обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п. | Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки | |
Письменная работа | Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций. | Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Задача (практическое задание) | Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача (задание) должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий. | Комплект задач (практических заданий), эталоны ответов, критерии оценки | |
Интерактивные тренажеры | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере, эталоны ответов, критерии оценки | |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний, обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений, обучающегося. | Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки | |
Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.) | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки | |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, эталоны ответов, критерии оценки | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины. | Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки | |
Портфолио | Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах. | Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки | |
Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.) | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки | |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради, критерии оценки | |
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей. | Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.) | Графический органайзер представляет собой средство наглядного представления мыслительных процессов. Диаграмма Венна используется для сравнения или сопоставления, или противопоставления 2-3-х аспектов и показа общих черт. Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») позволяет описать целый круг (поле) проблемы и попытаться решить ее. Кластер – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого-либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции. Категория – признак (общий), отражающий существенные свойства и отношения. Категории оформляют в виде таблицы. Идеи/ информацию распределяют в таблице по соответствующим категориям. Концептуальная таблица обеспечивает сравнение изучаемых явлений, понятий, взглядов, тем и пр. по двум и более аспектам. | Комплект макетов тематических графических органайзеров, критерии оценки | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Темы эссе, образец эссе, критерии оценки | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам патологии для специальности 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
Структура рабочей программы соответствует структуре Примерной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов...
Рабочая программа дисциплины Статистика для студентов специальности 38.02.07. Банковское дело базовой подготовки
Программа соответствует ФГОС СПО и осватывает учебный материал от основных категорий статистики, статистического исследования и т.д. до показателей вариации, индексного метода, исследования связей меж...
Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело и При...
Рабочая программа по дисциплине Психология, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» составленасоответствии с разъяснения по формированию примерных программучебных дисциплин среднего профессионального образования на основеФ...
Рабочая программа дисциплины ОП.09 Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины ОП.09 Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения дифференцированного зачета по дисциплине ОП.02. Психология Специальность 31.02.01 Лечебное дело
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения дифференцированного зачета по дисциплине ОП.02. Психология Специальность 31.02.01 Лечебное дело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. Психология общения Специальность 31.02.01 Лечебное дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. Психология общения Специальность 31.02.01 Лечебное дело...