Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности техника по специальности технология машиностроения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Значение конкурсов
профессионального мастерства в формировании
профессиональной компетентности техника
по специальности технология машиностроения
И.О. Малыгина, председатель методической цикловой комиссии дисциплин профессионального цикла специальности 15.02.08 Технология машиностроения ГБОУ СПО Анжеро-Судженский горный техникум
В настоящее время качество профессиональной подготовки выпускников становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.
Для этого нашей цикловой методической комиссией ежегодно проводятся конкурсы по профессии с участием в жюри представителей от работодателей. Эта форма внеклассной работы заранее планируется. Для участия в конкурсах в студенческой группе создаются две команды. Например, команда девушек и команда юношей или группа разбивается на две команды произвольно.
Организация конкурсов - основа ее эффективности. Создаваемая рабочая группа из преподавателей и социальных партнеров определяет цели и задачи, составляет положения и программу проведения конкурса, создает условия для его проведения, разрабатываются критерии оценки, процедуру подведения итогов и награждения победителей.
Цели конкурса:
- повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов по специальности 15.02.08 Технология машиностроения ;
- выявление наиболее талантливых обучающихся;
- формирование профессиональной мобильности;
- закрепление и развитие компетенций, полученных теоретического и практического обучения;
- стимулирование творческого роста обучающихся.
Задачи конкурса:
- анализ способностей обучающихся к решению профессионально значимых задач;
- мотивация обучающихся к повышению уровня профессиональной компетентности;
- формирование профессионального самосознания, ответственности, самостоятельности;
- проверка способностей обучающихся к самостоятельной деятельности, ее проектированию, реализации. анализу;
- углубление теоретических знаний, развитие профессиональных компетенций обучающихся;
- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности;
Задания для участников конкурса готовят преподаватели цикловой методической комиссии «Общетехнических и машиностроительных дисциплин» совместно. При подготовке вопросов обращается внимание на их правильность и корректность. Соревнования или конкурсы профессионального мастерства проводятся в основном в три этапа.
Первый этап - это домашние задания в виде презентации - эссе «Я и моя специальность». Каждая команда представляет презентацию, в которой помимо представления команды есть ответ на вопрос: почему они выбрали именно эту специальность «Технология машиностроения».
При оценке домашнего задания учитывается творческий подход к самореализации в избранной специальности, стремление к познанию всех ее тонкостей.
Второй этап :
- выполнение теста, в котором теоретические вопросы включают задания, связанные с профессиональной деятельностью;
- блиц - турнир, в котором вопросы включают задания, связанные с профессиональной деятельностью техника - технолога, токаря;
Проверка теоретических знаний проводится по общим для участников вопросам, составленным в виде теста и индивидуальных заданий в виде вопросов с использованием видеопроектора.
Оценивается точность и быстрота ответа на вопрос.
Третий этап:
- выполнения практического задания: Разработка технологического процесса на заданную деталь – валик;
- выполнения практического задания на токарных станках.
Задание для практических заданий – чертеж разрабатывается преподавателем ведущим конкурс, согласовывается с нормоконтролером и утверждается на заседании цикловой комиссии. В чертеже указывается технические условия и нормативное время на изготовления детали.
При оценки результатов практического задания «Разработка технологического процесса» учитывается:
- качество разработанной операционной карты – наладки (эскиза);
- правильность выбора режущего и измерительного инструмент, технологической оснастки;
- точность базирования детали;
- правильность заполнения операционной карты.
При выполнении практического задания на токарном станке учитывается:
- точность выполнения всех размеров детали;
- качество изготовления детали;
- соблюдения требований техники безопасности;
-организация рабочего места.
Подготовка к конкурсу и участие в нем весьма полезны для студента не только в плане углубления знаний по той или иной дисциплине или МДК –это еще и возможность:
- укрепиться в выборе специальности;
- успешно подготовиться к итоговой государственной аттестации;
- определить и развить свои способности и интересы;
- сформулировать профессиональное мышление;
- проверить профессиональную подготовку к самостоятельной трудовой
деятельности.
На наших конкурсах оценивается как индивидуальное участие студентов, так и коллективное, то есть оценивается имитация различных аспектов активности человека как индивидуальности, а также и социальное его взаимодействие.
Конкурсы профессионального мастерства - это одна из наших возможностей показать работодателям подготовку квалифицированного специалиста - компетентного, ответственного, свободно владеющего навыками специальности, обладающего профессиональной мобильностью и готовностью к профессиональному росту.
Я сформулировала значение конкурсов профессионального мастерства с позиции развития компетенций. Результат представлен в таблице 1.
Таблица 1- Компетенции, которые формируются и развиваются у обучающихся на разных этапах конкурсов профессионального мастерства
Этапы конкурса | Компетенции |
Подготовка к конкурсу | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Первый этап конкурса- Презентация | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Второй этап конкурса- выполнение теста и блиц - турнир | ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Третий этап конкурса- 1.Разработка технологического процесса на заданную деталь | ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
2.Выполнение практического задания на токарном станке | ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что подобные конкурсы способствуют повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования, развивают общие и профессиональные компетенции у обучающихся и привлекают абитуриентов в наше образовательное учреждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-562369-1420994501.jpg)
Методические рекомендации к выпусконой квалификационной работе специальность "Технология машиностроения"
Методические рекомендации к ВКР специальность "Технология машиностроения"...
Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов специальности 15. 15.02.08 «Технология машиностроения»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-644020-1434620749.gif)
Тестовое задание по дисциплине СПО «Технологическая оснастка» для специальности "Технология машиностроения"
Пояснительная запискаМетодическая разработка тестовое задание по дисциплине «Техническая оснастка» предназначена для проверки знаний обучающихся.Тестовое задание охватывает основные темы и опред...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-903550-1489604808.jpg)
Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...
Конкурс профессионального мастерства среди студентов 2 курса по специальности 31.02.01. Лечебное дело
Методическая разработка для проведения конкурса профессионального мастерства в форме квеста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-749708-1510472252.jpg)
Презентация. «Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер» Методическая разработка.
Уважаемые коллеги Вам представляется методическая разработка преподавателя общепрофессиональных дисциплин Канищевой Натальи Владимировны на тему: «Формирование профессионального мастерства обуча...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-170223-1356722013.jpg)
Результаты участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, предметных и профессиональных олимпиадах
Результаты участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, предметных и профессиональных олимпиадах...